Автор: Светлана Геннадьевна Есипова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК
Наименование материала: конспект консультации для родителей
Тема: «Художественная литература как средство художественно-эстетического воспитания и развития детей»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №29»
Консультация для родителей.
На тему:
«Художественная литература как
средство художественно-эстетического
воспитания и развития детей»
Подготовила: воспитатель 2 младшей группы
Есипова С.Г.
2021г.
Часто родители задаются вопросом: как сформировать у своего
ребенка художественный вкус? Как сделать так, чтобы он видел ,
ценил и учился беречь красоту вокруг? Как правильно развивать его
творческие способности?
Для ответа на эти вопросы мы предлагаем вам ознакомиться
со средствами художественно-эстетического развития и
воспитания детей.
Изобразительное
искусство
(рисование,
лепка,
аппликация).
Драматургия (театральные постановки).
Художественная литература.
Средства
массовой
информации
(Телевидение,
Интернет, газеты, журналы).
Музыка.
Природа.
Дошкольникам доступны почти все средства эстетического
воспитания: рисование, лепка, аппликация, пение, составление
рассказов, придумывание сказок, стихов, пение и т.д. Сегодня
остановимся
подробнее
на
значении
художественной
литературы в художественно-эстетическом воспитании и
развитии дошкольников.
Художественная литература является универсальным средством
развития
ребенка,
она
выводит
его
за
пределы
непосредственно воспринимаемого и
погружает
в
новый
мир. Художественные тексты
позволяют
эмоционально,
интуитивно схватывать целостную картину мира во всем
многообразии связей вещей, событий, отношений.
Функции художественной
литературы
в
развитии
детей столь широки и неотделимы друг от друга, что лишь
условно их можно разделить на познавательно-нравственную
и эстетическую.
Хочется
более
пристальное
внимание
уделить эстетической
функции
художественной
литературы.
К эстетической функции
относится
приобщение
к
словесному искусству как таковому в его различных формах и
развитие хорошей разговорной речи, ориентация ребенка на
собственное
словесное и изобразительное творчество
через
прототипы,
данные
в художественных
текстах, воспитание культуры чувств и переживаний.
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное
творчество, песенки, стихи. Особое место в их жизни занимает
сказка. Знакомясь с народной сказкой, с произведениями А. Л.
Барто, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, дети
начинают приобщаться к красоте и богатству художественного
слова.
Все
это
доставляет
им
истинное
удовольствие,
запоминается и формирует основы художественного вкуса.
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает
удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной
красотой в искусстве, в жизни, в быту Воспитывая у детей
основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать
красоту окружающего мира, беречь ее.
Одним
из
ярких
представителей художественной
литературы, умеющих «рисовать»
словом, является Евгений
Иванович
Чарушин.
Индивидуальность
и
самобытность
творчества Чарушина весьма удачно сочетает в себе дар слова и
рисунка.
Рисунок
к
рассказу
позволяет
расширить «поле
видения» ребенка.
Рассказ
как
бы
озвучивает
картину,
раскрывает
ее
психологическую
направленность, «внутренний» аспект
темы.
Так
создается
единое, целостное восприятие, которое возникает только при
встрече с настоящим искусством.
Огромное значение в русской литературе следует уделить
произведениям А. С. Пушкина. Его произведения великолепно
описывают природу родной земли. Через его произведения дети
знакомятся с красотой русской речи, ее многообразием.
Новыми глазами посмотрит ребенок на золотой луг,
раскрытый ему М. Пришвиным; о тайнах леса, о жизни птиц,
насекомых поведает ему В. Бианки; к маленьким, таким по-
человечески близким зверькам приведет его Е. Чарушин,
вызовет в детях гуманное чувство к ним – желание стать их
покровителями.
Произведения
художественной
литературы:
стихи
И.
Токмаковой,
З.
Александровой,
рассказы
Соколова-
Микитова, И. Сладкова способствуют становлению человека –
созерцателя и исследователя, друга и защитника природы.
Умение понимать литературное произведение (не только
содержание, но и элементы художественной выразительности)
не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста.
В
связи
с
этим
очень
важно
учить
детей
слушать
и
воспринимать художественное произведение.
Дети дошкольного возраста - слушатели, художественное
произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение
педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое
значение.
Ведь
надо
раскрыть
замысел
литературного
произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к
прочитанному.
Среда, в которой ребенок живет и развивается, оказывает на
ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд
ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична,
красива (совсем необязательно – богата), если ребенок видит
красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и
т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение
как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него
неприятие. Учить ребенка чувствовать и понимать красоту
жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной
работы взрослых.