Напоминание

«Художественная литература как средство художественно-эстетического воспитания и развития детей»


Автор: Светлана Геннадьевна Есипова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВЫШНИЙ ВОЛОЧЕК
Наименование материала: конспект консультации для родителей
Тема: «Художественная литература как средство художественно-эстетического воспитания и развития детей»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №29»

Консультация для родителей.

На тему:

«Художественная литература как

средство художественно-эстетического

воспитания и развития детей»

Подготовила: воспитатель 2 младшей группы

Есипова С.Г.

2021г.

Часто родители задаются вопросом: как сформировать у своего

ребенка художественный вкус? Как сделать так, чтобы он видел ,

ценил и учился беречь красоту вокруг? Как правильно развивать его

творческие способности?

Для ответа на эти вопросы мы предлагаем вам ознакомиться

со средствами художественно-эстетического развития и

воспитания детей.

Изобразительное

искусство

(рисование,

лепка,

аппликация).

Драматургия (театральные постановки).

Художественная литература.

Средства

массовой

информации

(Телевидение,

Интернет, газеты, журналы).

Музыка.

Природа.

Дошкольникам доступны почти все средства эстетического

воспитания: рисование, лепка, аппликация, пение, составление

рассказов, придумывание сказок, стихов, пение и т.д. Сегодня

остановимся

подробнее

на

значении

художественной

литературы в художественно-эстетическом воспитании и

развитии дошкольников.

Художественная литература является универсальным средством

развития

ребенка,

она

выводит

его

за

пределы

непосредственно воспринимаемого и

погружает

в

новый

мир. Художественные тексты

позволяют

эмоционально,

интуитивно схватывать целостную картину мира во всем

многообразии связей вещей, событий, отношений.

Функции художественной

литературы

в

развитии

детей столь широки и неотделимы друг от друга, что лишь

условно их можно разделить на познавательно-нравственную

и эстетическую.

Хочется

более

пристальное

внимание

уделить эстетической

функции

художественной

литературы.

К эстетической функции

относится

приобщение

к

словесному искусству как таковому в его различных формах и

развитие хорошей разговорной речи, ориентация ребенка на

собственное

словесное и изобразительное творчество

через

прототипы,

данные

в художественных

текстах, воспитание культуры чувств и переживаний.

С первых лет жизни детей сопровождает устное народное

творчество, песенки, стихи. Особое место в их жизни занимает

сказка. Знакомясь с народной сказкой, с произведениями А. Л.

Барто, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, К.И.Чуковского, дети

начинают приобщаться к красоте и богатству художественного

слова.

Все

это

доставляет

им

истинное

удовольствие,

запоминается и формирует основы художественного вкуса.

Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает

удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной

красотой в искусстве, в жизни, в быту Воспитывая у детей

основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать

красоту окружающего мира, беречь ее.

Одним

из

ярких

представителей художественной

литературы, умеющих «рисовать»

словом, является Евгений

Иванович

Чарушин.

Индивидуальность

и

самобытность

творчества Чарушина весьма удачно сочетает в себе дар слова и

рисунка.

Рисунок

к

рассказу

позволяет

расширить «поле

видения» ребенка.

Рассказ

как

бы

озвучивает

картину,

раскрывает

ее

психологическую

направленность, «внутренний» аспект

темы.

Так

создается

единое, целостное восприятие, которое возникает только при

встрече с настоящим искусством.

Огромное значение в русской литературе следует уделить

произведениям А. С. Пушкина. Его произведения великолепно

описывают природу родной земли. Через его произведения дети

знакомятся с красотой русской речи, ее многообразием.

Новыми глазами посмотрит ребенок на золотой луг,

раскрытый ему М. Пришвиным; о тайнах леса, о жизни птиц,

насекомых поведает ему В. Бианки; к маленьким, таким по-

человечески близким зверькам приведет его Е. Чарушин,

вызовет в детях гуманное чувство к ним – желание стать их

покровителями.

Произведения

художественной

литературы:

стихи

И.

Токмаковой,

З.

Александровой,

рассказы

Соколова-

Микитова, И. Сладкова способствуют становлению человека –

созерцателя и исследователя, друга и защитника природы.

Умение понимать литературное произведение (не только

содержание, но и элементы художественной выразительности)

не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста.

В

связи

с

этим

очень

важно

учить

детей

слушать

и

воспринимать художественное произведение.

Дети дошкольного возраста - слушатели, художественное

произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение

педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое

значение.

Ведь

надо

раскрыть

замысел

литературного

произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к

прочитанному.

Среда, в которой ребенок живет и развивается, оказывает на

ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд

ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична,

красива (совсем необязательно – богата), если ребенок видит

красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и

т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение

как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать у него

неприятие. Учить ребенка чувствовать и понимать красоту

жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной

работы взрослых.



В раздел образования