Автор: Осипова Христина Петровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Быраканская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Верхневилюйский район село Быракан
Наименование материала: Проект: Повышение уровня интеллектуального и духовного развития ребенка, путем приобщения к культуре и искусству
Тема: В рамках проекта "Музыка для всех" РС(Я)
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЫРАКАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ВЕРХНЕВИЛЮЙСКИЙ УЛУС (РАЙОН)» РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
_____________________________________________________________________________________
Проект:
Повышение уровня интеллектуального
и духовного развития ребенка,
путем приобщения к культуре и искусству
/В рамках проекта «Музыка для всех» РС(Я)/
Автор: Осипова Христина Петровна, учитель музыки
2019 год
Содержание
1.
Пояснительная записка
2.
Описание проекта
3.
Актуальность и новизна
4.
Требования к музыкальному руководителю
5.
Охват проекта
6.
Цели и задачи
7.
Основные направления деятельности проекта
8.
Мероприятия в рамках проекта
9.
Этапы реализации проекта:
10. Ожидаемые результаты
11. Заключение
Пояснительная записка
По признанию ООН и ЮНЕСКО, чрезвычайно эффективным средством для
формирования человека XXI века, владеющего полным набором необходимых ему
свойств и качеств, является художественное образование или образование в области
искусств. Для пересмотра роли художественного образования в системе образования в
целом, для повышения его статуса и эффективности ЮНЕСКО систематически созывает
крупные международные форумы, намечающие пути дальнейшего развития в данной
области. Министерство культуры Российской Федерации и Совет по культуре государств-
участников СНГ также принимают участие в этой деятельности, направленной на
совершенствование художественного образования в современных условиях. Россия,
наряду со странами СНГ, активно сотрудничает с ЮНЕСКО в деле распространения и
повышения качества образования в сфере культуры и искусства, которое ЮНЕСКО
считает одним из приоритетов своей деятельности.
Повышение
конкурентоспособности
и
ценности
человеческого
капитала
Республики Саха (Якутия) путем совершенствования с помощью массового музыкального
образования таких качеств как математическое, речевое и многоканальное мышление, а
также с формированием специфических социально-коммуникативных навыков, что
проистекает от соответствующего характера музыкально-исполнительского искусства.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Мышление,
способность к творчеству – дар природы. Творчество – это норма человеческого
существования. Важно знать, что этим даром природа отмечает каждого человека. Свои
дары она поровну не делит: кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит
стороной. Одарённым
принято называть того, чей дар явно превосходит средние
возможности и
способности большинства. Способность к творчеству невозможно
передать как знание или навык.
Описание проекта
В рамках проекта «Музыка для всех» РС(Я) в нашей республике проводится
много работы. В соответствии целям и задачам данного проекта я разработала
проект «Повышение уровня интеллектуального развития ребенка, путем приобщения к
культуре и искусству», так как музыкально-образовательная деятельность хорошо
влияет на мозговые структуры, формирующие мышление, на интеллектуальное и
эмоциональное развитие ребенка в силу особых связей музыкально-звукового
выражения с мышлением и речью. Уроки музыки тесно связаны с уроками
литературы, истории. Как показывает практика, обучение детей музыкальной
грамоте способствует развитию математических способностей.
Говоря о наличии музыкальности у ребёнка, мы одновременно подразумеваем
наличие у него музыкального слуха, памяти, чувства ритма.Музыкальные способности у
всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные
способности проявляются достаточно ярко, развиваются
быстро и легко. Это
свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже,
развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые
представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или
подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта
способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего
проявления
способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей
(Б.М. Теплов). Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок
(особенно в первые годы жизни).
Раннее проявление музыкальных способностей
наблюдается,
как правило,
именно у детей, получающих достаточно богатые
музыкальные впечатления. Дети, приобщенные к культуре и искусству, обладают
преимуществами почти по всем
параметрам развития. Более приспособленные в
эмоциональном и социальном плане, они легче учатся и лучше усваивают материал.
Период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают
задачи и более способны к абстрактному мышлению.
А без воспитания образованных и культурных людей, определяющих слои в
обществе, не возможна хорошая жизнь нашей страны. Планирование и учет работы по
музыкальному
воспитанию,
как
правило,
включает в себя только контроль
за
приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение
носило развивающийхарактер, важно контролировать не только развитие навыков и
умений, но и в первую очередь музыкальные способности детей.
Качества, которые воспитываются у детей и подростков путем приобщения к
культуре и искусству — чувство прекрасного, дар сочувствия и сопереживания,
толерантность, а также фантазия, воображение и умение выражать свои творческие
намерения — необходимы человеку, вступающему в мир будущего, в мир креативной
экономики.
Актуальность и новизна
В последние годы все более и более подтверждается зависимость темпов роста и
устойчивости развития мировой экономики от состояния человеческих ресурсов, от
степени их готовности к решению задач, стоящих перед современным миром. Любому
обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и
развить эти способности. Очень многое зависит от школы, а также от системы
дополнительного образования, которое способно в полной мере помочь раскрытию,
развитию и реализации способностей детей. Заниматься развитием интеллектуальных и
творческих способностей детей необходимо, это важно как для самого ребёнка, так и для
общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое
возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,
вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить
и решать новые задачи.
Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть
сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он сучетом
возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна -
музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и
прочей атрибутики творческого процесса.
Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и
репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место
импровизации,
творчеству.
Коллектив
таких
детей
вряд
ли
назовешь
дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от
педагога колоссального
личностного и профессионального потенциала.
Требования к музыкальному руководителю
1.
Осуществлять непрерывное самообразование ( по специальной научной и
методической литературе, аудио и видеозаписями)
2.
Обладать креативным мышлением, испытывать потребность к творческой
деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять
потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и
поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.
3.
Уметь без специально организованных процедур знать те или иные качества
каждого воспитанника. (кто из детей больше любит солировать в песне, танце,
инсценировке, и, как правило, у каких детей это лучше получается).
4.
Знать детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для
них подбирает задания, роли,
чтобы ребенок мог ощутить радость от
музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.
5.
Должен работать с каждым ребенком, стараясь открыть в каждом ребенке
скрытые музыкальные способности, пробудить интерес к культуре и
искусству.
Охват проекта
Аудитория проекта: учащиеся 1-8 классов, родители, учителя.
Ресурсы: костюмы, декорации, проектор, персональный компьютер, музыкальная
аппаратура, синтезатор, детские музыкальные инструменты, диск, учебники,
интерактивная доска. Наличие музыкального кабинета.
Возраст участников: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор проекта: Осипова Христина Петровна, учитель музыки
Цели и задачи
Общие задачи:
-подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений
-заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания движения, чувства
ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
-приобщить детей к народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
-подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной
деятельности адекватно детским возможностям.
-развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом творческое
использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)
-познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и
доступной форме.
Цели:
-раскрытие новых способностей и талантов в области музыкальной деятельности.
-воспитание и развитие творчески активной личности, готовой к включению в любую
деятельность в зависимости от потребностей общества;
- формирование у воспитанников исполнительских умений и навыков пения;
- расширения музыкального образования и обучения детей на детских музыкальных
инструментах;
- обучение детей музыкальной грамоте;
- создания школьных хоров, оркестра детских музыкальных инструментов;
Задачи:
1. Обучающие:
- дать необходимые знания в области театрально-музыкальной деятельности;
-сформировать умение работать с фонограммой, микрофоном;
-сформировать певческие навыки (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность
звучания голоса на протяжении всего диапазона, высокая позиция, точное интонирование,
напевность голоса, четкая и ясная дикция);
-сформировать навыки выразительного исполнения произведений;
-овладеть навыками сценической культуры;
-сформировать музыкальный вкус.
-сформировать практические умения и навыки исполнения;
2. Развивающие:
- расширить кругозор и развить интерес к музыкальной деятельности;
- способствовать развитию художественного вкуса;
- развить индивидуальные исполнительские способности,
3. Воспитательные:
- формирование навыков самостоятельной работы;
- воспитание активной жизненной позиции;
Основные направления деятельности проекта
1.
Обучение каждого ученика музыкальной грамоте.
2.
Обучения основам игры на музыкальных инструментах (синтезатор, металлофон,
ксилофон, мелодика, тамбурин, барабан, народные инструменты) с учетом сил
и возможностей каждого ученика.
3.
Создание школьного хора, ансамбля, оркестра детских музыкальных
инструментов.
4.
Обучение пению по направлениям: эстрадный вокал, народный вокал,
академический вокал.
5.
Обучение по программе «Школа России». Учебник «Музыка». Авторы: Е.Д.
Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
6.
Участие в концертах и досуговых и торжественных
мероприятиях, соответствующих тому или иному календарному празднику
7.
Участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном,
муниципальном и областном уровнях
8.
Участие в интернет-олимпиадах по музыке
Мероприятия в рамках проекта
№
Вид мероприятия
Вид работы
Участник
и
Время и
место для
подготовки
1
Составление рабочей
программы по
предметам
«Музыка», «Веселые
нотки», «Музыка
для всех», «Кружок
пения».
Составление рабочей
программы, в
соответствии возрасту
детей и программным
требованиям
Учитель
музыки
В начале
года
2
Составление или
обновление работы
проекта «Повышение
уровня
интеллектуального и
духовного развития
ребенка,
путем приобщения к
культуре и
Составление или
обновление работы
проекта к новому
учебному году
Учитель
музыки
В начале
года
искусству»
5
Участие в
концертах и
досуговых и
торжественных
мероприятиях,
соответствующих
тому или иному
календарному
празднику
Подготовка музыкальных
номеров
Участвую
т по
классам,
одаренны
е,
талантлив
ые дети.
На уроках, в
кружке
пения, в
внеаудиторн
ых
занятиях, на
переменах,
дома.
6
Участие в
фестивалях,
конкурсных
программах и
проектах на местном,
муниципальном и
областном уровнях
Одаренны
е,
талантлив
ые дети
В течение
года
Разучивание гимнов
России, Республики
Саха (Якутия),
школы
Все
учащиеся
В любое
время
7
Участие в отчетном
концерте учащихся
Все
учащиеся
В конце
учебного
года
8
Посещение уроков
музыки
Усвоение программного
материала
Все
учащиеся
По
расписанию
9
Посещение
внеаудиторных
занятий
Каждый ребенок учится
играть на музыкальном
инструменте (синтезатор,
ксилофон, металлофон,
барабан, тамбурин,
мелодика) и походу
занятий учить
музыкальную грамоту.
Все
учащиеся
По
расписанию
9
Разучивание песен по
определенной
тематике.
Темы и подтемы:
1.«Первое сентября»,
«Последний звонок»,
«День Учителя»
(разучивание песен о
школе, об учителях, о
детстве).
2.«День матери»,
«Международный женский
день» (разучивание песен
о матери, о девочках).
3.«День комсомола», «День
защитника Родины», «День
Победы» (военные,
патриотические песни)
4.«Новый год»,
«Рождество», «Старый
Новый год» (новогодние,
Все
учащиеся
По
календарю
рождественские, песни о
зиме). Каждый год в
старших классах меняется
тематика новогодних
песен:
2018-19 уч.г. (песни на
русском языке).
2019-2020 уч.г. (мировые
хиты).
2020-2021 уч.г. (песни на
якутском языке).
5.«День Республики»,
«День Республики»
(патриотические песни,
песни о Родине, гимны).
6.«День защиты детей»,
«Ысыах» (песни о лете, о
детях, о мире)
10
Посещение кружка
музыки
Подготовка хоровых,
ансамблевых, сольных
песен. Оркестр.
Все
учащиеся
По
расписанию
11
Проведение недели
музыки
Отгадывание ребусов,
викторины, игры,
подготовка и просмотр
музыкальных материалов
Учитель
музыки,
классные
руководи
тели,
учащиеся.
1 раз в год
12
Участие в интернет-
олимпиадах по
музыке
Выполнение конкретных
заданий
Одаренны
е,
талантлив
ые дети
В любое
время
13
Обобщение
результатов работы в
выпускном классе
Подготовка и показ видео-
концерта по результатам
работы учителя музыки
Выпускно
й класс
(8 класс)
4 четверть
Этапы реализации проекта:
Апробация:
Ι этап (сентябрь 2019-2020 уч.г.)- подготовительный этап
ΙΙ этап (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель 2019-2020 уч.г.) –
реализация проекта.
ΙΙΙ этап (май 2019-2020 уч. г.) – заключительный этап, обобщение результатов работы,
прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития.
2.Реализация:
В последующие учебные годы.
Ожидаемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты:
-быть уверенными в себе;
-правильно оценивать свои возможности;
-уметь защититься от стресса;
-быть гуманными;
-прогнозировать результат, включая интуицию и воображение;
-уметь абстрактнои нестандартно мыслить;
-развитие самостоятельности, оценка своих достижений;
-развиваются навыки сотрудничествасо взрослыми и сверстниками;
-развивается внимание, вариативность мышления;
Предметные результаты:
-усвоить программный материал по музыкальному образованию;
-проявить устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой
деятельности;
- получить общее понятие о значении музыки в жизни человека;
- знать основные закономерности музыкального искусства на примере изученных
музыкальных произведений;
-получить общее представление о музыкальной картине мира;
- выработать элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой
деятельности;
-научиться читать ноты с листа
-уметь играть по нотам простые песни на синтезаторе;
-усвоить музыкальную грамоту для начинающих;
-выработать навык играть двумя руками мелодию;
-знать и уметь играть на синтезаторе минорные и мажорные аккорды;
-выпускники школы в должны знать полный текст и мелодию гимнов России,
Республики Саха.
Метапредметные результаты:
-уметь ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,
-активно участвовать в музыкальной жизни класса, школы, села;
-уметь наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности;
-целостное восприятие окружающего мира;
-развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;
-появляется установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, к работе на результат.
Заключение
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим
условием формирования творческого потенциала общества, развития науки икультуры,
всех областей производства и социальной жизни. Практика музыкального воспитания
детей показывает,
что дети,
имеющие задатки музыкальности непросто готовы
дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в
реализации своего творческого потенциала. Данный проект позволяет создать систему
работы с детьми
по
развитию самостоятельности мышления, инициативности,
творчества.
За время реализации проекта увеличивается рост участия детей в творческих
мероприятиях. Выявляются дети со скрытой одаренностью. Появляется возможность
оценивать
эффективность
используемых
форм,
методов,
и
средствмузыкального
воспитания. Ведь достижения воспитанников и динамика уровня развития является
одним
из
важнейших
показателей
эффективности
образовательно-воспитательного
процесса.
Для воспитания трудовых ресурсов, способных работать в креативной экономике,
необходимо
сформировать
новое
поколение,
обладающее
чрезвычайно
высоким
интеллектуальным уровнем и владеющее необходимыми социокультурными навыками,
востребованными в креативной экономике.
Использованная литература
1.Концепция проекта «Музыка для всех»
2.Рабочая программа уроков музыки (1-8 классы)
3.Рабочая программа уроков «Веселые нотки» (1-4 классы)
4.Рабочая программа уроков «Музыка для всех» (5-8 классы)
5.Интернет-ресурсы
6.Сборники песен