Напоминание

В рамках проекта "Музыка для всех" РС(Я)


Автор: Осипова Христина Петровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Быраканская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Верхневилюйский район село Быракан
Наименование материала: Проект: Повышение уровня интеллектуального и духовного развития ребенка, путем приобщения к культуре и искусству
Тема: В рамках проекта "Музыка для всех" РС(Я)
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЫРАКАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ВЕРХНЕВИЛЮЙСКИЙ УЛУС (РАЙОН)» РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

_____________________________________________________________________________________

Проект:

Повышение уровня интеллектуального

и духовного развития ребенка,

путем приобщения к культуре и искусству

/В рамках проекта «Музыка для всех» РС(Я)/

Автор: Осипова Христина Петровна, учитель музыки

2019 год

Содержание

1.

Пояснительная записка

2.

Описание проекта

3.

Актуальность и новизна

4.

Требования к музыкальному руководителю

5.

Охват проекта

6.

Цели и задачи

7.

Основные направления деятельности проекта

8.

Мероприятия в рамках проекта

9.

Этапы реализации проекта:

10. Ожидаемые результаты

11. Заключение

Пояснительная записка

По признанию ООН и ЮНЕСКО, чрезвычайно эффективным средством для

формирования человека XXI века, владеющего полным набором необходимых ему

свойств и качеств, является художественное образование или образование в области

искусств. Для пересмотра роли художественного образования в системе образования в

целом, для повышения его статуса и эффективности ЮНЕСКО систематически созывает

крупные международные форумы, намечающие пути дальнейшего развития в данной

области. Министерство культуры Российской Федерации и Совет по культуре государств-

участников СНГ также принимают участие в этой деятельности, направленной на

совершенствование художественного образования в современных условиях. Россия,

наряду со странами СНГ, активно сотрудничает с ЮНЕСКО в деле распространения и

повышения качества образования в сфере культуры и искусства, которое ЮНЕСКО

считает одним из приоритетов своей деятельности.

Повышение

конкурентоспособности

и

ценности

человеческого

капитала

Республики Саха (Якутия) путем совершенствования с помощью массового музыкального

образования таких качеств как математическое, речевое и многоканальное мышление, а

также с формированием специфических социально-коммуникативных навыков, что

проистекает от соответствующего характера музыкально-исполнительского искусства.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Мышление,

способность к творчеству – дар природы. Творчество – это норма человеческого

существования. Важно знать, что этим даром природа отмечает каждого человека. Свои

дары она поровну не делит: кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит

стороной. Одарённым

принято называть того, чей дар явно превосходит средние

возможности и

способности большинства. Способность к творчеству невозможно

передать как знание или навык.

Описание проекта

В рамках проекта «Музыка для всех» РС(Я) в нашей республике проводится

много работы. В соответствии целям и задачам данного проекта я разработала

проект «Повышение уровня интеллектуального развития ребенка, путем приобщения к

культуре и искусству», так как музыкально-образовательная деятельность хорошо

влияет на мозговые структуры, формирующие мышление, на интеллектуальное и

эмоциональное развитие ребенка в силу особых связей музыкально-звукового

выражения с мышлением и речью. Уроки музыки тесно связаны с уроками

литературы, истории. Как показывает практика, обучение детей музыкальной

грамоте способствует развитию математических способностей.

Говоря о наличии музыкальности у ребёнка, мы одновременно подразумеваем

наличие у него музыкального слуха, памяти, чувства ритма.Музыкальные способности у

всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные

способности проявляются достаточно ярко, развиваются

быстро и легко. Это

свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже,

развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые

представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или

подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта

способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего

проявления

способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей

(Б.М. Теплов). Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок

(особенно в первые годы жизни).

Раннее проявление музыкальных способностей

наблюдается,

как правило,

именно у детей, получающих достаточно богатые

музыкальные впечатления. Дети, приобщенные к культуре и искусству, обладают

преимуществами почти по всем

параметрам развития. Более приспособленные в

эмоциональном и социальном плане, они легче учатся и лучше усваивают материал.

Период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают

задачи и более способны к абстрактному мышлению.

А без воспитания образованных и культурных людей, определяющих слои в

обществе, не возможна хорошая жизнь нашей страны. Планирование и учет работы по

музыкальному

воспитанию,

как

правило,

включает в себя только контроль

за

приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение

носило развивающийхарактер, важно контролировать не только развитие навыков и

умений, но и в первую очередь музыкальные способности детей.

Качества, которые воспитываются у детей и подростков путем приобщения к

культуре и искусству — чувство прекрасного, дар сочувствия и сопереживания,

толерантность, а также фантазия, воображение и умение выражать свои творческие

намерения — необходимы человеку, вступающему в мир будущего, в мир креативной

экономики.

Актуальность и новизна

В последние годы все более и более подтверждается зависимость темпов роста и

устойчивости развития мировой экономики от состояния человеческих ресурсов, от

степени их готовности к решению задач, стоящих перед современным миром. Любому

обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и

развить эти способности. Очень многое зависит от школы, а также от системы

дополнительного образования, которое способно в полной мере помочь раскрытию,

развитию и реализации способностей детей. Заниматься развитием интеллектуальных и

творческих способностей детей необходимо, это важно как для самого ребёнка, так и для

общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое

возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,

вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить

и решать новые задачи.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть

сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он сучетом

возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна -

музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и

прочей атрибутики творческого процесса.

Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и

репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место

импровизации,

творчеству.

Коллектив

таких

детей

вряд

ли

назовешь

дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от

педагога колоссального

личностного и профессионального потенциала.

Требования к музыкальному руководителю

1.

Осуществлять непрерывное самообразование ( по специальной научной и

методической литературе, аудио и видеозаписями)

2.

Обладать креативным мышлением, испытывать потребность к творческой

деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять

потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и

поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

3.

Уметь без специально организованных процедур знать те или иные качества

каждого воспитанника. (кто из детей больше любит солировать в песне, танце,

инсценировке, и, как правило, у каких детей это лучше получается).

4.

Знать детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для

них подбирает задания, роли,

чтобы ребенок мог ощутить радость от

музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.

5.

Должен работать с каждым ребенком, стараясь открыть в каждом ребенке

скрытые музыкальные способности, пробудить интерес к культуре и

искусству.

Охват проекта

Аудитория проекта: учащиеся 1-8 классов, родители, учителя.

Ресурсы: костюмы, декорации, проектор, персональный компьютер, музыкальная

аппаратура, синтезатор, детские музыкальные инструменты, диск, учебники,

интерактивная доска. Наличие музыкального кабинета.

Возраст участников: 7-15 лет

Срок реализации: 1 год

Автор проекта: Осипова Христина Петровна, учитель музыки

Цели и задачи

Общие задачи:

-подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений

-заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания движения, чувства

ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)

-приобщить детей к народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

-подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной

деятельности адекватно детским возможностям.

-развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом творческое

использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)

-познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и

доступной форме.

Цели:

-раскрытие новых способностей и талантов в области музыкальной деятельности.

-воспитание и развитие творчески активной личности, готовой к включению в любую

деятельность в зависимости от потребностей общества;

- формирование у воспитанников исполнительских умений и навыков пения;

- расширения музыкального образования и обучения детей на детских музыкальных

инструментах;

- обучение детей музыкальной грамоте;

- создания школьных хоров, оркестра детских музыкальных инструментов;

Задачи:

1. Обучающие:

- дать необходимые знания в области театрально-музыкальной деятельности;

-сформировать умение работать с фонограммой, микрофоном;

-сформировать певческие навыки (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность

звучания голоса на протяжении всего диапазона, высокая позиция, точное интонирование,

напевность голоса, четкая и ясная дикция);

-сформировать навыки выразительного исполнения произведений;

-овладеть навыками сценической культуры;

-сформировать музыкальный вкус.

-сформировать практические умения и навыки исполнения;

2. Развивающие:

- расширить кругозор и развить интерес к музыкальной деятельности;

- способствовать развитию художественного вкуса;

- развить индивидуальные исполнительские способности,

3. Воспитательные:

- формирование навыков самостоятельной работы;

- воспитание активной жизненной позиции;

Основные направления деятельности проекта

1.

Обучение каждого ученика музыкальной грамоте.

2.

Обучения основам игры на музыкальных инструментах (синтезатор, металлофон,

ксилофон, мелодика, тамбурин, барабан, народные инструменты) с учетом сил

и возможностей каждого ученика.

3.

Создание школьного хора, ансамбля, оркестра детских музыкальных

инструментов.

4.

Обучение пению по направлениям: эстрадный вокал, народный вокал,

академический вокал.

5.

Обучение по программе «Школа России». Учебник «Музыка». Авторы: Е.Д.

Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

6.

Участие в концертах и досуговых и торжественных

мероприятиях, соответствующих тому или иному календарному празднику

7.

Участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном,

муниципальном и областном уровнях

8.

Участие в интернет-олимпиадах по музыке

Мероприятия в рамках проекта

Вид мероприятия

Вид работы

Участник

и

Время и

место для

подготовки

1

Составление рабочей

программы по

предметам

«Музыка», «Веселые

нотки», «Музыка

для всех», «Кружок

пения».

Составление рабочей

программы, в

соответствии возрасту

детей и программным

требованиям

Учитель

музыки

В начале

года

2

Составление или

обновление работы

проекта «Повышение

уровня

интеллектуального и

духовного развития

ребенка,

путем приобщения к

культуре и

Составление или

обновление работы

проекта к новому

учебному году

Учитель

музыки

В начале

года

искусству»

5

Участие в

концертах и

досуговых и

торжественных

мероприятиях,

соответствующих

тому или иному

календарному

празднику

Подготовка музыкальных

номеров

Участвую

т по

классам,

одаренны

е,

талантлив

ые дети.

На уроках, в

кружке

пения, в

внеаудиторн

ых

занятиях, на

переменах,

дома.

6

Участие в

фестивалях,

конкурсных

программах и

проектах на местном,

муниципальном и

областном уровнях

Одаренны

е,

талантлив

ые дети

В течение

года

Разучивание гимнов

России, Республики

Саха (Якутия),

школы

Все

учащиеся

В любое

время

7

Участие в отчетном

концерте учащихся

Все

учащиеся

В конце

учебного

года

8

Посещение уроков

музыки

Усвоение программного

материала

Все

учащиеся

По

расписанию

9

Посещение

внеаудиторных

занятий

Каждый ребенок учится

играть на музыкальном

инструменте (синтезатор,

ксилофон, металлофон,

барабан, тамбурин,

мелодика) и походу

занятий учить

музыкальную грамоту.

Все

учащиеся

По

расписанию

9

Разучивание песен по

определенной

тематике.

Темы и подтемы:

1.«Первое сентября»,

«Последний звонок»,

«День Учителя»

(разучивание песен о

школе, об учителях, о

детстве).

2.«День матери»,

«Международный женский

день» (разучивание песен

о матери, о девочках).

3.«День комсомола», «День

защитника Родины», «День

Победы» (военные,

патриотические песни)

4.«Новый год»,

«Рождество», «Старый

Новый год» (новогодние,

Все

учащиеся

По

календарю

рождественские, песни о

зиме). Каждый год в

старших классах меняется

тематика новогодних

песен:

2018-19 уч.г. (песни на

русском языке).

2019-2020 уч.г. (мировые

хиты).

2020-2021 уч.г. (песни на

якутском языке).

5.«День Республики»,

«День Республики»

(патриотические песни,

песни о Родине, гимны).

6.«День защиты детей»,

«Ысыах» (песни о лете, о

детях, о мире)

10

Посещение кружка

музыки

Подготовка хоровых,

ансамблевых, сольных

песен. Оркестр.

Все

учащиеся

По

расписанию

11

Проведение недели

музыки

Отгадывание ребусов,

викторины, игры,

подготовка и просмотр

музыкальных материалов

Учитель

музыки,

классные

руководи

тели,

учащиеся.

1 раз в год

12

Участие в интернет-

олимпиадах по

музыке

Выполнение конкретных

заданий

Одаренны

е,

талантлив

ые дети

В любое

время

13

Обобщение

результатов работы в

выпускном классе

Подготовка и показ видео-

концерта по результатам

работы учителя музыки

Выпускно

й класс

(8 класс)

4 четверть

Этапы реализации проекта:

Апробация:

Ι этап (сентябрь 2019-2020 уч.г.)- подготовительный этап

ΙΙ этап (октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель 2019-2020 уч.г.) –

реализация проекта.

ΙΙΙ этап (май 2019-2020 уч. г.) – заключительный этап, обобщение результатов работы,

прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития.

2.Реализация:

В последующие учебные годы.

Ожидаемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные результаты:

-быть уверенными в себе;

-правильно оценивать свои возможности;

-уметь защититься от стресса;

-быть гуманными;

-прогнозировать результат, включая интуицию и воображение;

-уметь абстрактнои нестандартно мыслить;

-развитие самостоятельности, оценка своих достижений;

-развиваются навыки сотрудничествасо взрослыми и сверстниками;

-развивается внимание, вариативность мышления;

Предметные результаты:

-усвоить программный материал по музыкальному образованию;

-проявить устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой

деятельности;

- получить общее понятие о значении музыки в жизни человека;

- знать основные закономерности музыкального искусства на примере изученных

музыкальных произведений;

-получить общее представление о музыкальной картине мира;

- выработать элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой

деятельности;

-научиться читать ноты с листа

-уметь играть по нотам простые песни на синтезаторе;

-усвоить музыкальную грамоту для начинающих;

-выработать навык играть двумя руками мелодию;

-знать и уметь играть на синтезаторе минорные и мажорные аккорды;

-выпускники школы в должны знать полный текст и мелодию гимнов России,

Республики Саха.

Метапредметные результаты:

-уметь ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности,

-активно участвовать в музыкальной жизни класса, школы, села;

-уметь наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и

внеурочной деятельности;

-целостное восприятие окружающего мира;

-развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;

-появляется установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому

труду, к работе на результат.

Заключение

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим

условием формирования творческого потенциала общества, развития науки икультуры,

всех областей производства и социальной жизни. Практика музыкального воспитания

детей показывает,

что дети,

имеющие задатки музыкальности непросто готовы

дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в

реализации своего творческого потенциала. Данный проект позволяет создать систему

работы с детьми

по

развитию самостоятельности мышления, инициативности,

творчества.

За время реализации проекта увеличивается рост участия детей в творческих

мероприятиях. Выявляются дети со скрытой одаренностью. Появляется возможность

оценивать

эффективность

используемых

форм,

методов,

и

средствмузыкального

воспитания. Ведь достижения воспитанников и динамика уровня развития является

одним

из

важнейших

показателей

эффективности

образовательно-воспитательного

процесса.

Для воспитания трудовых ресурсов, способных работать в креативной экономике,

необходимо

сформировать

новое

поколение,

обладающее

чрезвычайно

высоким

интеллектуальным уровнем и владеющее необходимыми социокультурными навыками,

востребованными в креативной экономике.

Использованная литература

1.Концепция проекта «Музыка для всех»

2.Рабочая программа уроков музыки (1-8 классы)

3.Рабочая программа уроков «Веселые нотки» (1-4 классы)

4.Рабочая программа уроков «Музыка для всех» (5-8 классы)

5.Интернет-ресурсы

6.Сборники песен



В раздел образования