Автор: Александрова Екатерина Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: АНОО Частная школа Дарование
Населённый пункт: Сергиев Посад
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация ребенка к школе.
Раздел: начальное образование
Адаптация ребенка к школе
В
современном
мире
всё
большее
внимание
уделяется
гуманистическим
вопросам,
в
частности
воспитанию
детей,
их
всестороннему развитию. Важным периодом в жизни любого ребенка
является переход в школу – в это время малыш делает первый большой
шаг на пути во взрослую жизнь. При поступлении в школу резко
меняется большинство привычных вещей, ранее окружавших ребенка:
распорядок дня, количество задач и ответственность за их выполнение,
правила поведения с взрослыми (в частности, с учителями), и, конечно
же, изменяется окружение ребенка - из группы детского сада он
переходит в новый коллектив – школьный класс. От успешной адаптации
ребенка к новым условиям зависит не только его психическое, но и
физическое
состояние
–
ведь
от
постоянного
стресса,
неудовлетворенности и нервных нагрузок ребенок может попросту
заболеть.
Таким образом, необходимо время, чтобы ребенок привык к новым
условиям и требованиям, приспособился и научился им соответствовать, -
то есть время на адаптацию к школьному обучению.
Стоит отметить, что первый год обучения в школе сложен не только
для самого ребенка, но и для его родителей: на данном этапе требуется их
максимальное участие в жизни ребенка, грамотный психологический
подход к воспитанию своего чада, ведь, как показывает практика, нередко
именно родители становятся виновниками возникновения школьных
стрессов у детей.
Согласно
работам
Дорожевец
Т.В.,
школьная
адаптация
осуществляется в трёх сферах:
-
Социальная
адаптация
–
характеризуется
достаточным
количеством
коммуникативных
связей
ребенка,
его
статусом
в
коллективе сверстников, умением решать конфликтные ситуации и т.д.
Данный вид адаптации отражает успешность вхождения ребенка в новую
социальную группу;
-
Академическая адаптация
– выражается в понимании и
соблюдении ребенком требований учителей, овладении им правилами
поведения в классе, в его познавательной активности и т.д., что
характеризует степень соответствия поведения детей установленным
нормам школьной жизни;
- Личностная адаптация – отражает степень принятия ребёнком
самого себя в новой роли «Я – школьник» и выражается в виде
соответствующей
самооценки,
стремления
к
саморазвитию
и
самоизменению и т.д.
Кроме того, достижение социальной адаптации может происходить
по одному из трех направлений:
- Приспособление к среде и сложившимся условиям посредством
сведения к минимуму собственных потребностей и желаний, что ведёт к
формированию зависимого типа личности;
- Приспособление среды и условий к собственным потребностям,
что в дальнейшем формирует уже эгоистическую личность;
- Ориентация на получение максимальной пользы, как для себя, так
и для окружающих, достижение успеха в социально одобряемых формах.
На мой взгляд, основным критерием успешности адаптации к школе
следует считать, прежде всего, степень сохранности на должном уровне
психологического и физического здоровья ребенка. Можно выделить
следующие признаки психологически здорового, «адекватного» человека:
- высокая креативность и инициативность,
- автономность и независимость,
- доброжелательное чувство юмора,
- сострадание и сочувствие,
- способность воспринимать действительность такой, какая она есть,
- отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и
явлений,
- духовность и нравственность,
- принятие себя и других,
- наличие потребности в личном пространстве,
- непосредственность,
- способность выстраивать близкие отношения с людьми.
Однако,
вполне
естественно,
что
на
практике
не
всегда
адаптационный
процесс
ребенка
к
школе
проходит
успешно
и
«безболезненно». В той или иной степени могут проявиться признаки
школьной дезадаптации: не успешность в обучении (когнитивная
дезадаптация), ухудшение отношения к процессу обучения, учителям,
собственным жизненным перспективам (эмоциональная дезадаптация),
систематическое нарушение установленных норм и правил поведения
(поведенческая дезадаптация).
Таким образом, школьную дезадаптацию можно охарактеризовать
как процесс образования неадекватных механизмов приспособления к
школе,
проявляющихся
в
возникновении
конфликтных
ситуаций,
нарушении успеваемости, повышенном уровне тревожности ребенка,
искажении в личностном развитии.
Среди причин возникновения дезадаптации стоит выделить такие
факторы, как:
-
недостаточное
интеллектуальное
и
психомоторное
развитие
ребенка,
- недостаточное внимание родителей к тому, как проходит процесс
адаптации ребенка к школе,
- низкий уровень самоуправления и самоконтроля ребенка;
- слабый и инертный тип нервной системы ребенка;
- дезинтеграция норм семейной общности и школьного окружения,
приводящая к неспособности образовывать настоящие глубокие связи с
членами новых общностей,
- неправильное поведение педагога, уделяющего слишком мало или
слишком много внимания ребенку.
С целью предупреждения дезадаптации, считаю целесообразным
ещё до начала учебного года оценить личностно-мотивационную
и
интеллектуальную
готовность
ребенка
к
школе.
Личностно-
мотивационная
готовность
складывается
из
следующих
аспектов:
отношение к школе и учебному процессу
(желание идти в школу,
активность в познавательной деятельности, организованной в детском
саду, реакция на успех и неудачу и т.д.);
отношение ко взрослым
(доброжелательность, доверие, готовность идти на контакт и т.д.),
отношение
к
сверстникам
(доброжелательность,
готовность
устанавливать контакты, интерес к общению),
отношение к себе
(адекватность
самооценки),
произвольная
регуляция
деятельности
(способность воспринять задачу, сосредоточиться на ней, выполнять
речевые инструкции взрослых, зрительно-моторная координация и т.д.).
При диагностике интеллектуальной готовности ребенка к обучению в
школе следует оценить такие характеристики, как: слуховая и зрительная
память,
наглядно-образное
и
наглядно-действенное
мышление,
понятийное и речевое мышление, а также общие сенсомоторные и
интеллектуальные способности ребенка.
По результатам проведенной диагностики необходимо разработать
программы развивающей, индивидуальной и коррекционной работы с
детьми (при участии учителей, психолога, воспитателя и дефектолога),
чтобы процесс адаптации ребенка проходил более быстро и гармонично.
Когда ребенок уже пошел в школу, родителям, а также и
непосредственно учителям необходимо внимательно следить за его
психофизическим состоянием. В ходе адаптационного процесса можно
выделить следующие фазы, через которые обычно проходят дети:
1.
Острая
фаза
-
колебания
в
соматическом
состоянии
и
психическом статусе ребёнка. Данная фаза длится в среднем один
месяц. Однако различают три степени тяжести острой фазы:
- лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10 – 15
дней;
- адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение
месяца;
- тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.
2. Подострая фаза – отклонения в поведении ребенка уменьшаются,
однако отмечается замедленный темп развития по сравнению со
средними возрастными нормами. Данная фаза может продлиться от 3 до 5
месяцев.
3. Фаза компенсации – темпы развития ребенка убыстряются, к
концу учебного года ребенок преодолевает задержки и трудности в
развитии.
Однако поскольку состояние здоровья детей, также как и их
готовность к школьному обучению, различны, то и процесс адаптации к
школе можно считать индивидуальным в каждом отдельном случае.
Поэтому в течение всего первого года обучения в школе (а для некоторых
детей
и
на
протяжении
второго
года
обучения)
так
важно
психологическое сопровождение развития ребёнка, которое должно быть
достаточно полным и насыщенным, ребенку должна быть оказана
грамотная и своевременная поддержка - как со стороны родителей, так и
со стороны учителей.