Напоминание

Адаптация ребенка к школе.


Автор: Александрова Екатерина Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: АНОО Частная школа Дарование
Населённый пункт: Сергиев Посад
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация ребенка к школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Адаптация ребенка к школе

В

современном

мире

всё

большее

внимание

уделяется

гуманистическим

вопросам,

в

частности

воспитанию

детей,

их

всестороннему развитию. Важным периодом в жизни любого ребенка

является переход в школу – в это время малыш делает первый большой

шаг на пути во взрослую жизнь. При поступлении в школу резко

меняется большинство привычных вещей, ранее окружавших ребенка:

распорядок дня, количество задач и ответственность за их выполнение,

правила поведения с взрослыми (в частности, с учителями), и, конечно

же, изменяется окружение ребенка - из группы детского сада он

переходит в новый коллектив – школьный класс. От успешной адаптации

ребенка к новым условиям зависит не только его психическое, но и

физическое

состояние

ведь

от

постоянного

стресса,

неудовлетворенности и нервных нагрузок ребенок может попросту

заболеть.

Таким образом, необходимо время, чтобы ребенок привык к новым

условиям и требованиям, приспособился и научился им соответствовать, -

то есть время на адаптацию к школьному обучению.

Стоит отметить, что первый год обучения в школе сложен не только

для самого ребенка, но и для его родителей: на данном этапе требуется их

максимальное участие в жизни ребенка, грамотный психологический

подход к воспитанию своего чада, ведь, как показывает практика, нередко

именно родители становятся виновниками возникновения школьных

стрессов у детей.

Согласно

работам

Дорожевец

Т.В.,

школьная

адаптация

осуществляется в трёх сферах:

-

Социальная

адаптация

характеризуется

достаточным

количеством

коммуникативных

связей

ребенка,

его

статусом

в

коллективе сверстников, умением решать конфликтные ситуации и т.д.

Данный вид адаптации отражает успешность вхождения ребенка в новую

социальную группу;

-

Академическая адаптация

– выражается в понимании и

соблюдении ребенком требований учителей, овладении им правилами

поведения в классе, в его познавательной активности и т.д., что

характеризует степень соответствия поведения детей установленным

нормам школьной жизни;

- Личностная адаптация – отражает степень принятия ребёнком

самого себя в новой роли «Я – школьник» и выражается в виде

соответствующей

самооценки,

стремления

к

саморазвитию

и

самоизменению и т.д.

Кроме того, достижение социальной адаптации может происходить

по одному из трех направлений:

- Приспособление к среде и сложившимся условиям посредством

сведения к минимуму собственных потребностей и желаний, что ведёт к

формированию зависимого типа личности;

- Приспособление среды и условий к собственным потребностям,

что в дальнейшем формирует уже эгоистическую личность;

- Ориентация на получение максимальной пользы, как для себя, так

и для окружающих, достижение успеха в социально одобряемых формах.

На мой взгляд, основным критерием успешности адаптации к школе

следует считать, прежде всего, степень сохранности на должном уровне

психологического и физического здоровья ребенка. Можно выделить

следующие признаки психологически здорового, «адекватного» человека:

- высокая креативность и инициативность,

- автономность и независимость,

- доброжелательное чувство юмора,

- сострадание и сочувствие,

- способность воспринимать действительность такой, какая она есть,

- отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и

явлений,

- духовность и нравственность,

- принятие себя и других,

- наличие потребности в личном пространстве,

- непосредственность,

- способность выстраивать близкие отношения с людьми.

Однако,

вполне

естественно,

что

на

практике

не

всегда

адаптационный

процесс

ребенка

к

школе

проходит

успешно

и

«безболезненно». В той или иной степени могут проявиться признаки

школьной дезадаптации: не успешность в обучении (когнитивная

дезадаптация), ухудшение отношения к процессу обучения, учителям,

собственным жизненным перспективам (эмоциональная дезадаптация),

систематическое нарушение установленных норм и правил поведения

(поведенческая дезадаптация).

Таким образом, школьную дезадаптацию можно охарактеризовать

как процесс образования неадекватных механизмов приспособления к

школе,

проявляющихся

в

возникновении

конфликтных

ситуаций,

нарушении успеваемости, повышенном уровне тревожности ребенка,

искажении в личностном развитии.

Среди причин возникновения дезадаптации стоит выделить такие

факторы, как:

-

недостаточное

интеллектуальное

и

психомоторное

развитие

ребенка,

- недостаточное внимание родителей к тому, как проходит процесс

адаптации ребенка к школе,

- низкий уровень самоуправления и самоконтроля ребенка;

- слабый и инертный тип нервной системы ребенка;

- дезинтеграция норм семейной общности и школьного окружения,

приводящая к неспособности образовывать настоящие глубокие связи с

членами новых общностей,

- неправильное поведение педагога, уделяющего слишком мало или

слишком много внимания ребенку.

С целью предупреждения дезадаптации, считаю целесообразным

ещё до начала учебного года оценить личностно-мотивационную

и

интеллектуальную

готовность

ребенка

к

школе.

Личностно-

мотивационная

готовность

складывается

из

следующих

аспектов:

отношение к школе и учебному процессу

(желание идти в школу,

активность в познавательной деятельности, организованной в детском

саду, реакция на успех и неудачу и т.д.);

отношение ко взрослым

(доброжелательность, доверие, готовность идти на контакт и т.д.),

отношение

к

сверстникам

(доброжелательность,

готовность

устанавливать контакты, интерес к общению),

отношение к себе

(адекватность

самооценки),

произвольная

регуляция

деятельности

(способность воспринять задачу, сосредоточиться на ней, выполнять

речевые инструкции взрослых, зрительно-моторная координация и т.д.).

При диагностике интеллектуальной готовности ребенка к обучению в

школе следует оценить такие характеристики, как: слуховая и зрительная

память,

наглядно-образное

и

наглядно-действенное

мышление,

понятийное и речевое мышление, а также общие сенсомоторные и

интеллектуальные способности ребенка.

По результатам проведенной диагностики необходимо разработать

программы развивающей, индивидуальной и коррекционной работы с

детьми (при участии учителей, психолога, воспитателя и дефектолога),

чтобы процесс адаптации ребенка проходил более быстро и гармонично.

Когда ребенок уже пошел в школу, родителям, а также и

непосредственно учителям необходимо внимательно следить за его

психофизическим состоянием. В ходе адаптационного процесса можно

выделить следующие фазы, через которые обычно проходят дети:

1.

Острая

фаза

-

колебания

в

соматическом

состоянии

и

психическом статусе ребёнка. Данная фаза длится в среднем один

месяц. Однако различают три степени тяжести острой фазы:

- лёгкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10 – 15

дней;

- адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение

месяца;

- тяжёлая адаптация длится от 2 до 6 месяцев.

2. Подострая фаза – отклонения в поведении ребенка уменьшаются,

однако отмечается замедленный темп развития по сравнению со

средними возрастными нормами. Данная фаза может продлиться от 3 до 5

месяцев.

3. Фаза компенсации – темпы развития ребенка убыстряются, к

концу учебного года ребенок преодолевает задержки и трудности в

развитии.

Однако поскольку состояние здоровья детей, также как и их

готовность к школьному обучению, различны, то и процесс адаптации к

школе можно считать индивидуальным в каждом отдельном случае.

Поэтому в течение всего первого года обучения в школе (а для некоторых

детей

и

на

протяжении

второго

года

обучения)

так

важно

психологическое сопровождение развития ребёнка, которое должно быть

достаточно полным и насыщенным, ребенку должна быть оказана

грамотная и своевременная поддержка - как со стороны родителей, так и

со стороны учителей.



В раздел образования