Автор: Людмила Владимировна Белевскина
Должность: МБОУ ЦРР д\с-24 город орел
Учебное заведение: МБОУ ЦРР д\с-24 город орел
Населённый пункт: Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие диалогической речи детей 6-го года жизни"
Раздел: дошкольное образование
«
Развитие диалогической речи у детей 5-7лет»
Содержание
Введение
1 Основная часть
1.2 Основы развития связной речи
1.3 Развитие диалогической речи у детей
Заключение
Список литературы
Введение
1. Основная часть
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение
общаться с другими людьми. Очень важно научить будущего школьника самостоятельно высказываться на
различные темы. Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего
кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного
обучения в дальнейшем. Важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно,
выделять главное в своем высказывании.
Функция общения является одной из важнейших функций речи. Начиная с раннего возраста ребенок,
общаясь со взрослыми, пользуется речью как средством коммуникации. Выражением и следствием
недостаточной самостоятельности преддошкольника, переплетения его деятельности с деятельностью
взрослого является диалогический характер речи – ответы на вопросы взрослого и вопросы к взрослым. При
этом диалог всегда строится в связи какой-либо конкретной ситуацией. Это обуславливает развитие особой
формы диалогической речи – ситуативной, содержание которой может быть понятно собеседнику только при
учете им той ситуации, о которой рассказывает ребенок. Основы пользования речью, ее развитие приходится
на ранний период детства. То есть в промежутке от года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на ребенок
будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с
интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому
человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет
направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит
правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.
Связная речь – это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.
Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время.
Существует два типа связной речи : диалогическая (или диалог) и монологическая (монолог).
Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для
общения. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития
дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения,
семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка.
1.2. Основы развития диалогической речи
Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.А. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А.
Сохиным и другими учёными в области психологии. В формировании связной речи отчётливо выступает
тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие мышления, восприятия, наблюдательности -
отмечал Ф.А.Сохин. В овладении речью, считал Л.С. Выготский, ребёнок идёт от части к целому: от слова к
соединению двух или трёх слов, далее к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. С.А.
Рубинштейн выделил две формы связной речи: контекстную и ситуативную.
Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и
последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не
нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной
ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в
нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная
лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные
предложения; кратковременное предварительное обдумывание.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
1. Собственно речевые умения:
· вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым или незнакомым
человеком, занятым, разговаривающим с другим);
· поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать
собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать
отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать,
соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
· говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются обращение, знакомство, приветствие, привлечение
внимания, приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение,
поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения,
участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Задача формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не
только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность,
вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.
Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех
возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование
разговорной речи осуществляется также на различных занятиях.
Заключение
Таким
образом,
дошкольный
возраст
является
подготовительным
этапом
в
освоении
диалога.
Существующие в литературе исследования особенностей детского диалога, его соответствия общепринятым
психолингвистическим характеристикам этого вида связной речи, явились весомым вкладом, основой
создания современной методики развития детского диалога. Развитие диалогической речи играет ведущую
роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по
развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство
практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития
диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному
использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все
достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным
составом, грамматическим строем. Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и
свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы,
отвечать словами на вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в общение с окружающими те дети,
которые с раннего возраста воспитывались в детском учреждении (ясли, сад). Этому способствуют встречи и
разговоры воспитателя с детьми до перевода их во вторую младшую группу. Однако и в этом случае
воспитателю следует продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей. В работе с детьми
среднего дошкольного возраста воспитатель уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он
приучает их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не
отклоняясь от содержания вопроса. Необходимо приучить детей организованно участвовать в беседе на
занятии: отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания своих товарищей.
Детей шести-семи лет следует учить более точно отвечать на поставленные вопросы; они должны
научиться объединять в распространенном ответе краткие ответы своих товарищей. Обучение детей умению
вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения:
внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника. Однако взрослым
(воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное
значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального
развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со
сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального
благополучия, которое подразумевает, что окружающие их
взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые
считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые
не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.
Список литературы
1 Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно / Г.А. Глинка. - СПб.: Питер, 1996 - 221 с.: ил. - (Мой
первый учебник).
2 Домашний логопед: полн. справ. - М.: Эксмо, 2007 - 488 с.
3 Залмаева, Раиса Яковлевна. Сам себе логопед: пособие для родителей / Р.Я. Залмаева. - СПб.: XXI век, 1996
- 91 с.
4 Косинова, Елена Михайловна. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка
его возрасту / Е.М. Косинова. - М.: Эксмо:
5 Крылова, Наталья Львовна. Логопедический букварь/ Н.Л. Крылова; ил. Е. Нитылкиной. - М.: Эксмо, 2005
- 159 с.: ил. - (Академия дошкольного
6 Лопухина И. С. Логопедия : 550 занимат. упр. для развития речи : пособие для логопедов и родителей /
И.С. Лопухина. - М. : Аквариум, 1995 - 387 с.
7 Основы специальной педагогики и психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - СПб.
: Питер, 2006 - 304 с. : ил; 22 - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 296-304 (161 назв.) и в конце гл. 3000 экз.
8 Светлова, Инна Евгеньевна. Домашний логопед / И.Е. Светлова; ил. Е. Гальдяевой. - М.: Эксмо, 2005 - 255
с.: ил. - (Дошкольный учебник).
9 Светлова, Инна Евгеньевна. Домашний логопед / И.Е.Светлова; ил. Е. Гальдяевой. - М.: Эксмо, 2007 - 255
с.: ил. - (Дошкольный учебник).
10 Седых, Неля Алексеевна. Воспитание правильной речи у детей: практ. логопедия / Н.А. Седых. - М.: АСТ;
Донецк: Сталкер, 2005 - 279 с.: ил.