Напоминание

"Слушание музыки – как одно из средств развития музыкального воспитания у дошкольников"


Автор: Лесник Галина Шавкатовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 251
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Слушание музыки – как одно из средств развития музыкального воспитания у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Слушание

музыки

как

одно

из

средств

развития

музыкального

воспитания

у

дошкольников

Музыка

Я

хочу

увидеть

музыку,

Я

хочу

услышать

музыку.

Что

такое

это

музыка?

Расскажите

мне

скорей!

Птичьи

трели

это

музыка,

И

капели

это

музыка,

Есть

особенная

музыка

В

тихом

шелесте

ветвей.

Видишь,

лист

кленовый

кружится,

Тихо

кружится

под

музыку,

-

Видишь,

тучка

в

небе

хмурится

-

Будет

музыка

дождя.

И у ветра, и у солнышка,

И у тучи, и у дождика,

И

у

маленького

зёрнышка

-

Тоже

музыка

своя.

Я

хочу

увидеть

музыку,

Я

хочу

услышать

музыку…

И.

Исакова

Одним

из

ведущих

видов

музыкальной

деятельности

является

слушание-

во сприятие.

Слушание

музыки

предваряет

разучивание

пе сни,

п л я с к и ,

партитуры

для

детского

оркестра.

В

основе

развития

музыкального

восприятия

лежит

выразительное

исполнение

музыкального

произведения

и

умело е

применение

педагогом

разнообразных

методов

и

приемов,

помогающих

понять

содержание

музыкального

образа.

Любой

разговор

о

музыке

имеет

смысл

только

тогда,

когда

наряду

с

ним

звучит

музыка.

Музыка

участвует

в

беседе,

рассказывает

о

мире,

о

природе,

человеке

с

помощью

языка

звуков

и

интонаций.

Познание

ребёнком

этого

своеобразного

языка

начинается

с

того

момента,

когда

появляется

первый

интерес

к

музыкальному

звуку,

музицированию,

когда

возникает

желание

рассуждать

о

средствах

музыкальной

выразительности.

Слушание

музыки

один

из

наиболее

развивающих

и

в

то

же

время

сложных

для

детей

видов

музыкальной

деятельности.

В

нём

дети

приобретают

самый

большой,

по

сравнению

с

другими

её

видами,

объём

музыкальных

впечатлений.

Учатся

слушать

и

слышать

музыку,

переживать

и

анализировать

её.

В

процессе

слушания

развивается

музыкальное

восприятие

-

мышление.

В

дошкольном

детстве

многие

музыкальные

впечатления

р е б ё но к

получает

не

столько

от

самой

музыки,

сколько

от

эмоциональной

реакции

близких

матери,

отца,

бабушки,

дедушки

и

других.

«Человек

стал

человеком,

писал

В.Сухомлинский

когда

услышал

шепот

листьев

и

песню

кузнечика,

журчание

весеннего

ручья

и

звон

серебряных

колокольчиков,

жаворонка

в

бе зд о н н ом

л е т н е м

н е бе ,

ш о р ох

с н е ж и н о к ,

л а с ко в ы й

п л е с к

в ол н ы

и

торжественную

тишину

ночи,

-

услышал

и,

затаив

дыхание,

слушает

сотни

и

тысячи

лет

чудесную

музыку

жизни.

Умей

и

ты

слушать

эту

музыку,

умей

наслаждаться

красотой».

Методика

обучения

навыкам

слушания

музыки

сложный

п р о ц е с с

развития

детского

музыкального

восприятия

предполагает

использование

художественного

исполнения

произведений,

слова

педагога

и

наглядных

средств.

Музыка

вызывает

у

слушателя

различные

чувства:

радость,

удивление,

восторг,

праздничную

приподнятость

или

лёгкую

печаль.

Музыка льно е

искусство,

отражая

жизнь

в

её

многообразии,

расширяет

кругозор

ребёнка,

обогащает

его

духовный

мир.

Музыка

побуждает

к

общению,

к

творческой

деятельности,

доставляет

эстетическое

наслаждение.

Воздействуя

на

чувства

и

сознание

ребёнка,

она

способствует

его

активному

сопереживанию.

В

целом

восприятие

музыки

представляет

для

дошкольников

большую

трудность,

что

связано,

с

одной

стороны,

со

спецификой

музыкального

художественного

образа,

с

другой

с

возрастными

особенностями

дошкольника.

Д етям-

дошкольникам

с

неустойчивым

вниманием

и

малым

по

объёму

запоминанием

трудно

воспринять

и

понять

развивающийся

во

времени

музыкальный

образ.

Им

нужно

помочь

войти

в

мир

музыки,

помочь

её

услышать

и

понять.

Среди

многих

видов

искусства

музыка

по

праву

занимает

особое

место

в

эстетическом

и

художественном

воспитании

и

во

всей

системе

формирования

всесторонне

и

гармонически

развитого

человека.

Дошкольники

проявляют

особую

любовь

к

музыкальному

искусству

и

могут

быть

вовлечены

в

посильную

для

их

возраста

деятельность,

целями

которой

являются

развитие

интереса

к

музыке,

правильное

восприятие

ее

содержания,

структуры,

формы,

а

также

пробуждение

потребности

постоянного

общения

с

ней

и

желания

активно

проявлять

себя

в

этой

сфере.

Под

руководством

взрослого

ребенок

учится

сопереживать,

фантазируя

и

воображая

в

процессе

восприятия

музыки,

он

стремиться

проявлять

себя

в

пении,

в

танце,

в

игре

на

музыкальных

инструментах.

Каждый

ищ ет

неповторимый

характер

движения,

изображая

веселую

птичку

и

жужжащего

шмеля,

неуклюжего

медведя

и

хитрую

лису.

Опыт

показал,

насколько

полезно

для

общего

развития

детей

вовлекать

их

в

самостоятельную

деятельность,

воспитывать

творческое

отношение

к

м у з ы ке .

О бу ч а я

д е т е й ,

м ы

р а з в и ва е м

у

н и х

и н т е р е с ,

ф а н т а з и ю ,

т. е

непосредственность

действий,

увлеченность,

стремление

по

своему

передать

образ,

импровизировать

в

пении,

игре,

танце.

В

процессе

слушания

музыки

дети

знакомятся

с

инструментальными,

вокальными

произведениями

разного

характера,

они

переживают,

испытывают

определенные

чувства.

Слушание

музыки

развивает

интерес,

любовь

к

ней,

расширяет

музыкальный

кругозор,

повышает

музыкальную

восприимчивость

детей,

воспитывает

зачатки

музыкального

вкуса.

Занятия

музыкой

способствуют

общему

развитию

личности

ребенка.

Взаимосвязь

между

всеми

сторонами

воспитания

складывается

в

процессе

разнообразных

видов

и

форм

музыкальной

деятельности.

Эмоциональная

отзывчивость

и

развитый

музыкальный

слух

позволят

детям

в

доступных

формах

откликнуться

на

добрые

чувства

и

поступки,

помогут

активизировать

умственную

деятельность

и,

постоянно

совершенствуя

движения,

разовьют

дошкольников

физически.

Способности

ребенка

развиваются

в

процессе

активной

музыкальной

деятельности.

Правильно

организовать

и

направить

ее

с

самого

раннего

детства,

учитывая

изменения

возрастных

ступеней,-

задача

педагога.

В

противном

случае

иногда

наблюдается

отставание

в

развитии.

Например,

если

не

учить

детей

различать

музыкальные

звуки

по

высоте,

то

ребенок

к

7

годам

не

в

состоянии

будет

справиться

с

заданием,

которое

легко

выполняет

более

младший.

Наиболее

суще ственными

о собенно стями

музыкального

р а з в и т и я

являются:

·слуховое

ощущение,

музыкальный

слух;

·качество

и

уровень

эмоциональной

отзывчивости

на

музыку

различного

характера;

·простейшие

навыки,

действия

в

певческом

и

музыка льно-ритмиче ском

исполнительстве

Музыка,

как

и

другие

виды

искусства,

отражает

действительность.

В

опере

и

балете

она

характеризует

поступки,

отношения,

переживания

героев.

В

музыке

изобразительного

характера,

которую

можно

назвать

«музыкальной

живописью»,

«рисуются»

великолепные

картины

природы.

В

повседневной

жизни

музыка

сопровождает

человека,

выявляет

его

отношение

к

окружающему

миру,

обогащает

духовно,

помогает

трудиться,

отдыхать.

По

выражению

композитора

Б.

В.

Асафьева,

музыка

«образно-звуковое

отображение

действительности».

В

ней

слышится

живая

речь

взволнованный

или

спокойный

рассказ,

прерывистое

или

плавное

повествование,

вопросы,

ответы,

возгласы.

С и л а

в о з д е й с т в и я

м у з ы к и

з а в и с и т

о т

л и ч н о с т и

ч е л о в е к а ,

о т

подготовленности

его

к

восприятию.

Надо

развивать

восприятие

музыки

как

деятельность

активную,

подобную

пению,

игре

на

инструментах.

Но

это

сложная

работа,

так

как

она

связана

с

тонкими,

глубокими

внутренними

переживаниями.

Их

и

выявить

трудно,

и

наблюдать

нелегко,

и

особенно

сложно

формировать.

Необходимо,

прежде

всего,

понять,

о

чем

«рассказывает»

музыка.

Естественно,

что

слушатель

как

бы

мысленно

следует

за

развитием

музыкальных

образов.

Слушание

музыки

уникальный

вид

музыкальной

деятельности.

Его

уникальность

состоит

в

тех

развивающих

возможностях,

которое

слушание

обеспечивает

как

в

плане

музыкального,

так

и

общего

психического

развития

ребенка.

Слушая

музыку,

ребенок

познает

мир

во

всем

его

многообразии,

поскольку

музыка

отражает

его

в

звуках

разносторонне

и

полно.

Музыку

называют

«языком

чувств»,

она

дает

ни

с

чем

несравнимые

возможности

для

развития

эмоциональной

сферы

детей.

Музыкальное

искусство

включает

в

себя

и

интеллектуальное

начало.

Б.В.

Асафьев

писал:

«Слушая,

мы

не

только

чувствуем

или

испытываем

те

или

иные

состояния,

но

и

производим

отбор,

оцениваем,

следовательно,

мыслим».

При

восприятии

и

анализе

музыки,

у

ребенка

развивается

мышление

и

воображение,

произвольность

и

познавательная

активность.

В

процессе

рассказа

о

музыке

и

ее

анализа

у

дошкольников

развивается

речь,

которая

становится

значительно

более

содержательной,

образной

и

выразительной.

Слушание

музыки

универсальный

вид

деятельности.

В

музыкальных

программах

для

дошкольников

он

выделен

в

самостоятельный

раздел,

без

слушания

невозможно

предст авить

с ебе

и

другие

виды

м у з ы к а л ь н о й

деятельности:

перед

тем,

как

разучить

песню,

танец,

оркестровую

пьесу

или

начать

работу

над

игрой

драматизацией,

их

нужно

обязательно

прослушать.

С л у ш а я

м у з ы к у,

д е т и

з н а ком я т с я

с

м у з ы к а л ь н ы м и

п р о и з в е д е н и я м и

разнообразных

жанров,

яркими

средствами

выразительности.

Музыка,

прежде

всего,

язык

чувств.

Знакомя

ребенка

с

произведениями

я р ко й

э м о ц и о н а л ь н о й

о к р а с к и ,

е го

п о буж д а ю т

к

с о п е р е ж и в а н и ю ,

к

размышлению

об

услышанном.

Для

развития

умений

слушать

и

воспринимать

музыку,

важную

роль

играет

музыкально-сенсорное

восприятие

ребенка.

Оно

предполагает

развитие

у

детей

восприятия

звуков

различной

окраски

и

высоты

в

их

простейших

сочетаниях.

В

дошкольном

детстве

сенсорные

способности

развиваются

в

процессе

проведения

различных

музыкально-дидактических

игр.

В

них

находят

место

звуковые

сочетания,

выражающие

эмоционально-смысловое

содержание

произведения.

Высотные,

ритмические,

тембровые

и

динамические

свойства

звука

являются

средствами

музыкальной

деятельности.

Систематическое

слушание

хорошо

подобранных,

доступных

детям

музыкальных

произведений

принесет

большую

пользу.

Дети

полюбят

музыку,

у

них

разовьется

слух,

появится

потребность

слушать

музыку,

наслаждаться

ею.

И

в

будущем

не

придется

наблюдать

такие

явления,

которые

нередко

бывают

в

оперных

театрах

разговоры

во

время

исполнения

музыки.

Это

объясняется

недостатком

музыкальной

культуры.

Ее

надо

прививать

детям

начиная

с

раннего

возраста.



В раздел образования