Автор: Лесник Галина Шавкатовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 251
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Слушание музыки – как одно из средств развития музыкального воспитания у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Слушание
музыки
–
как
одно
из
средств
развития
музыкального
воспитания
у
дошкольников
Музыка
Я
хочу
увидеть
музыку,
Я
хочу
услышать
музыку.
Что
такое
это
музыка?
Расскажите
мне
скорей!
Птичьи
трели
—
это
музыка,
И
капели
—
это
музыка,
Есть
особенная
музыка
В
тихом
шелесте
ветвей.
Видишь,
лист
кленовый
кружится,
Тихо
кружится
под
музыку,
-
Видишь,
тучка
в
небе
хмурится
-
Будет
музыка
дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И
у
маленького
зёрнышка
-
Тоже
музыка
своя.
Я
хочу
увидеть
музыку,
Я
хочу
услышать
музыку…
И.
Исакова
Одним
из
ведущих
видов
музыкальной
деятельности
является
слушание-
во сприятие.
Слушание
музыки
предваряет
разучивание
пе сни,
п л я с к и ,
партитуры
для
детского
оркестра.
В
основе
развития
музыкального
восприятия
лежит
выразительное
исполнение
музыкального
произведения
и
умело е
применение
педагогом
разнообразных
методов
и
приемов,
помогающих
понять
содержание
музыкального
образа.
Любой
разговор
о
музыке
имеет
смысл
только
тогда,
когда
наряду
с
ним
звучит
музыка.
Музыка
участвует
в
беседе,
рассказывает
о
мире,
о
природе,
человеке
с
помощью
языка
звуков
и
интонаций.
Познание
ребёнком
этого
своеобразного
языка
начинается
с
того
момента,
когда
появляется
первый
интерес
к
музыкальному
звуку,
музицированию,
когда
возникает
желание
рассуждать
о
средствах
музыкальной
выразительности.
Слушание
музыки
–
один
из
наиболее
развивающих
и
в
то
же
время
сложных
для
детей
видов
музыкальной
деятельности.
В
нём
дети
приобретают
самый
большой,
по
сравнению
с
другими
её
видами,
объём
музыкальных
впечатлений.
Учатся
слушать
и
слышать
музыку,
переживать
и
анализировать
её.
В
процессе
слушания
развивается
музыкальное
восприятие
-
мышление.
В
дошкольном
детстве
многие
музыкальные
впечатления
р е б ё но к
получает
не
столько
от
самой
музыки,
сколько
от
эмоциональной
реакции
близких
–
матери,
отца,
бабушки,
дедушки
и
других.
«Человек
стал
человеком,
–
писал
В.Сухомлинский
–
когда
услышал
шепот
листьев
и
песню
кузнечика,
журчание
весеннего
ручья
и
звон
серебряных
колокольчиков,
жаворонка
в
бе зд о н н ом
л е т н е м
н е бе ,
ш о р ох
с н е ж и н о к ,
л а с ко в ы й
п л е с к
в ол н ы
и
торжественную
тишину
ночи,
-
услышал
и,
затаив
дыхание,
слушает
сотни
и
тысячи
лет
чудесную
музыку
жизни.
Умей
и
ты
слушать
эту
музыку,
умей
наслаждаться
красотой».
Методика
обучения
навыкам
слушания
музыки
сложный
п р о ц е с с
развития
детского
музыкального
восприятия
предполагает
использование
художественного
исполнения
произведений,
слова
педагога
и
наглядных
средств.
Музыка
вызывает
у
слушателя
различные
чувства:
радость,
удивление,
восторг,
праздничную
приподнятость
или
лёгкую
печаль.
Музыка льно е
искусство,
отражая
жизнь
в
её
многообразии,
расширяет
кругозор
ребёнка,
обогащает
его
духовный
мир.
Музыка
побуждает
к
общению,
к
творческой
деятельности,
доставляет
эстетическое
наслаждение.
Воздействуя
на
чувства
и
сознание
ребёнка,
она
способствует
его
активному
сопереживанию.
В
целом
восприятие
музыки
представляет
для
дошкольников
большую
трудность,
что
связано,
с
одной
стороны,
со
спецификой
музыкального
художественного
образа,
с
другой
–
с
возрастными
особенностями
дошкольника.
Д етям-
дошкольникам
с
неустойчивым
вниманием
и
малым
по
объёму
запоминанием
трудно
воспринять
и
понять
развивающийся
во
времени
музыкальный
образ.
Им
нужно
помочь
войти
в
мир
музыки,
помочь
её
услышать
и
понять.
Среди
многих
видов
искусства
музыка
по
праву
занимает
особое
место
в
эстетическом
и
художественном
воспитании
и
во
всей
системе
формирования
всесторонне
и
гармонически
развитого
человека.
Дошкольники
проявляют
особую
любовь
к
музыкальному
искусству
и
могут
быть
вовлечены
в
посильную
для
их
возраста
деятельность,
целями
которой
являются
развитие
интереса
к
музыке,
правильное
восприятие
ее
содержания,
структуры,
формы,
а
также
пробуждение
потребности
постоянного
общения
с
ней
и
желания
активно
проявлять
себя
в
этой
сфере.
Под
руководством
взрослого
ребенок
учится
сопереживать,
фантазируя
и
воображая
в
процессе
восприятия
музыки,
он
стремиться
проявлять
себя
в
пении,
в
танце,
в
игре
на
музыкальных
инструментах.
Каждый
ищ ет
неповторимый
характер
движения,
изображая
веселую
птичку
и
жужжащего
шмеля,
неуклюжего
медведя
и
хитрую
лису.
Опыт
показал,
насколько
полезно
для
общего
развития
детей
вовлекать
их
в
самостоятельную
деятельность,
воспитывать
творческое
отношение
к
м у з ы ке .
О бу ч а я
д е т е й ,
м ы
р а з в и ва е м
у
н и х
и н т е р е с ,
ф а н т а з и ю ,
т. е
непосредственность
действий,
увлеченность,
стремление
по
своему
передать
образ,
импровизировать
в
пении,
игре,
танце.
В
процессе
слушания
музыки
дети
знакомятся
с
инструментальными,
вокальными
произведениями
разного
характера,
они
переживают,
испытывают
определенные
чувства.
Слушание
музыки
развивает
интерес,
любовь
к
ней,
расширяет
музыкальный
кругозор,
повышает
музыкальную
восприимчивость
детей,
воспитывает
зачатки
музыкального
вкуса.
Занятия
музыкой
способствуют
общему
развитию
личности
ребенка.
Взаимосвязь
между
всеми
сторонами
воспитания
складывается
в
процессе
разнообразных
видов
и
форм
музыкальной
деятельности.
Эмоциональная
отзывчивость
и
развитый
музыкальный
слух
позволят
детям
в
доступных
формах
откликнуться
на
добрые
чувства
и
поступки,
помогут
активизировать
умственную
деятельность
и,
постоянно
совершенствуя
движения,
разовьют
дошкольников
физически.
Способности
ребенка
развиваются
в
процессе
активной
музыкальной
деятельности.
Правильно
организовать
и
направить
ее
с
самого
раннего
детства,
учитывая
изменения
возрастных
ступеней,-
задача
педагога.
В
противном
случае
иногда
наблюдается
отставание
в
развитии.
Например,
если
не
учить
детей
различать
музыкальные
звуки
по
высоте,
то
ребенок
к
7
годам
не
в
состоянии
будет
справиться
с
заданием,
которое
легко
выполняет
более
младший.
Наиболее
суще ственными
о собенно стями
музыкального
р а з в и т и я
являются:
·слуховое
ощущение,
музыкальный
слух;
·качество
и
уровень
эмоциональной
отзывчивости
на
музыку
различного
характера;
·простейшие
навыки,
действия
в
певческом
и
музыка льно-ритмиче ском
исполнительстве
Музыка,
как
и
другие
виды
искусства,
отражает
действительность.
В
опере
и
балете
она
характеризует
поступки,
отношения,
переживания
героев.
В
музыке
изобразительного
характера,
которую
можно
назвать
«музыкальной
живописью»,
«рисуются»
великолепные
картины
природы.
В
повседневной
жизни
музыка
сопровождает
человека,
выявляет
его
отношение
к
окружающему
миру,
обогащает
духовно,
помогает
трудиться,
отдыхать.
По
выражению
композитора
Б.
В.
Асафьева,
музыка
—
«образно-звуковое
отображение
действительности».
В
ней
слышится
живая
речь
—
взволнованный
или
спокойный
рассказ,
прерывистое
или
плавное
повествование,
вопросы,
ответы,
возгласы.
С и л а
в о з д е й с т в и я
м у з ы к и
з а в и с и т
о т
л и ч н о с т и
ч е л о в е к а ,
о т
подготовленности
его
к
восприятию.
Надо
развивать
восприятие
музыки
как
деятельность
активную,
подобную
пению,
игре
на
инструментах.
Но
это
сложная
работа,
так
как
она
связана
с
тонкими,
глубокими
внутренними
переживаниями.
Их
и
выявить
трудно,
и
наблюдать
нелегко,
и
особенно
сложно
формировать.
Необходимо,
прежде
всего,
понять,
о
чем
«рассказывает»
музыка.
Естественно,
что
слушатель
как
бы
мысленно
следует
за
развитием
музыкальных
образов.
Слушание
музыки
—
уникальный
вид
музыкальной
деятельности.
Его
уникальность
состоит
в
тех
развивающих
возможностях,
которое
слушание
обеспечивает
как
в
плане
музыкального,
так
и
общего
психического
развития
ребенка.
Слушая
музыку,
ребенок
познает
мир
во
всем
его
многообразии,
поскольку
музыка
отражает
его
в
звуках
разносторонне
и
полно.
Музыку
называют
«языком
чувств»,
она
дает
ни
с
чем
несравнимые
возможности
для
развития
эмоциональной
сферы
детей.
Музыкальное
искусство
включает
в
себя
и
интеллектуальное
начало.
Б.В.
Асафьев
писал:
«Слушая,
мы
не
только
чувствуем
или
испытываем
те
или
иные
состояния,
но
и
производим
отбор,
оцениваем,
следовательно,
мыслим».
При
восприятии
и
анализе
музыки,
у
ребенка
развивается
мышление
и
воображение,
произвольность
и
познавательная
активность.
В
процессе
рассказа
о
музыке
и
ее
анализа
у
дошкольников
развивается
речь,
которая
становится
значительно
более
содержательной,
образной
и
выразительной.
Слушание
музыки
—
универсальный
вид
деятельности.
В
музыкальных
программах
для
дошкольников
он
выделен
в
самостоятельный
раздел,
без
слушания
невозможно
предст авить
с ебе
и
другие
виды
м у з ы к а л ь н о й
деятельности:
перед
тем,
как
разучить
песню,
танец,
оркестровую
пьесу
или
начать
работу
над
игрой
—
драматизацией,
их
нужно
обязательно
прослушать.
С л у ш а я
м у з ы к у,
д е т и
з н а ком я т с я
с
м у з ы к а л ь н ы м и
п р о и з в е д е н и я м и
разнообразных
жанров,
яркими
средствами
выразительности.
Музыка,
прежде
всего,
язык
чувств.
Знакомя
ребенка
с
произведениями
я р ко й
э м о ц и о н а л ь н о й
о к р а с к и ,
е го
п о буж д а ю т
к
с о п е р е ж и в а н и ю ,
к
размышлению
об
услышанном.
Для
развития
умений
слушать
и
воспринимать
музыку,
важную
роль
играет
музыкально-сенсорное
восприятие
ребенка.
Оно
предполагает
развитие
у
детей
восприятия
звуков
различной
окраски
и
высоты
в
их
простейших
сочетаниях.
В
дошкольном
детстве
сенсорные
способности
развиваются
в
процессе
проведения
различных
музыкально-дидактических
игр.
В
них
находят
место
звуковые
сочетания,
выражающие
эмоционально-смысловое
содержание
произведения.
Высотные,
ритмические,
тембровые
и
динамические
свойства
звука
являются
средствами
музыкальной
деятельности.
Систематическое
слушание
хорошо
подобранных,
доступных
детям
музыкальных
произведений
принесет
большую
пользу.
Дети
полюбят
музыку,
у
них
разовьется
слух,
появится
потребность
слушать
музыку,
наслаждаться
ею.
И
в
будущем
не
придется
наблюдать
такие
явления,
которые
нередко
бывают
в
оперных
театрах
—
разговоры
во
время
исполнения
музыки.
Это
объясняется
недостатком
музыкальной
культуры.
Ее
надо
прививать
детям
начиная
с
раннего
возраста.