Автор: Анатолий Иванович Акмайкин
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "ВЕРТИКАЛЬ"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Организация учебного процесса занятий футболом в ЦССВ.
Раздел: дополнительное образование
Акмайкин Анатолий Иванович.
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
ГБУ ЦССВ «Вертикаль», г Москва.
Организация учебного процесса занятий футболом в ЦССВ.
Личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность - физическую,
эмоциональную, умственную. В результате этой активности появляются новые качества
личности, физические изменения в организме, преобразования в окружающей среде.
При анализе проблемы современного детства как зарубежные, так и отечественные
ученые в области педагогики и смежных с ней дисциплин все больше сходятся во мнении
о том, что значительное количество детей (до 60%) имеет функциональные отклонения,
затрудняющие
возможности
развития
в
жизненно
важных
сферах
-
телесной,
когнитивной, эмоциональной. Как показывает практика, среди детей, оставшихся без
попечения родителей, это число значительно больше и отклонения сильнее выражены.
Поэтому столь важна организация педагогических условий для разностороннего развития
воспитанников в детских домах, в центрах содействия семейному воспитанию, в которых
ребенок раскрывается как индивидуальность, входит в социальные отношения, осознавая
свою ценность и неповторимость, тем самым повышая свою социальную компетентность.
В последнее десятилетия значение физической активности особенно возросло.
Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма
человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы
организма. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных
причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на
уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых возле телевизора,
чтение книг, поездки в транспорте – все эти виды деятельности сопровождаются
ограничением в движениях.
Активная двигательная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на
здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям
личной гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и
привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них.
Недаром сказано: «Движение может заменить любое лекарство, но ни одно лекарство не
может заменить движения!»
На примере занятий футболом в системе дополнительного образования в Центре
содействия семейному воспитанию (ЦССВ) «Вертикаль» раскрываются особенности
организационно - методической работы.
Основы учебного процесса по футболу в спортивной секции (объединении)
Секция
—
подразделение
коллектива
физкультуры,
в
котором
регулярно
занимаются одним видом спорта.
При организации работы спортивной секции по футболу необходимо учитывать
имеющиеся в общеобразовательном учреждении условия, которые позволяют обеспечить
её успешную работу, — наличие соответствующей учебно-материальной базы, инвентаря
и педагогов, способных проводить секционные занятия.
Основными задачами учебного процесса в спортивной секции по футболу являются:
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому
физическому развитию учащихся;
- популяризация футбола как вида спорта и активного отдыха;
- формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям футболом
- обучение технике и тактике игры;
- развитие
физических
способностей
(силовых,
скоростных,
скоростно-
силовых,
координационных, выносливости, гибкости);
- формирование необходимых теоретических знаний;
- воспитание моральных и волевых качеств;
- содействие социализации воспитанников.
Тренировочные
занятия
проводятся
согласно
адаптированной
программе
дополнительного образования по мини - футболу.
Примерное содержание учебно-тренировочного процесса
Первый год обучения (9-11 лет): Отработка техники передвижений и владения мячом:
удары по неподвижному и катящемуся мячу; удары внутренней стороной стопы,
внутренней и средней частью подъёма; остановка катящегося мяча внутренней стороной
стопы, передней частью подъёма и подошвой; ведение мяча носком и наружной стороной
стопы; ловля и отбивание мяча вратарём. Индивидуальные и простые групповые технико-
тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите. Двусторонняя
игра по упрощённым правилам (с уменьшенным составом команд).
Второй год обучения (12-14 лет): Закрепление и совершенствование ранее освоенных
элементов техники перемещений и владения мячом. Удары по катящемуся мячу
внутренней стороной стопы, подъёмом; остановка катящегося мяча подъёмом и
подошвой, остановка мяча грудью; удары по мячу головой; обводка с изменением
скорости
и
направления
движения;
передача
мяча
партнёру;
перехваты;
ловля
низколетящего
мяча
вратарём;
комбинации
из
освоенных
элементов
техники;
двусторонняя игра по упрощённым правилам на площадках разных размеров.
Третий год обучения (15-17 лет): Закрепление и совершенствование ранее освоенных
элементов техники перемещений и владения мячом. Удары по мячу серединой подъёма,
по низко летящим мячам, внутренней и внешней частью подъёма, внутренней и внешней
стороной стопы, носком; удары по мячу головой; финты; тактические приёмы в нападении
и защите — индивидуальные, групповые и командные действия. Игра вратаря — ловля
низких, низколетящих, высоких мячей, отбивание, вбрасывание, выбивание. Учебные
игры, двусторонние игры. Судейская практика.
Планирование учебно-тренировочного процесса
Планирование состоит в том, чтобы определить и отразить в соответствующих
документах последовательность применения основных тренировочных средств, динамику
тренировочных нагрузок, участие в соревнованиях, прогнозируемые достижения.
Планирование носит последовательный характер и осуществляется по системе — от
обобщённого к более детальному
Основными документами планирования учебно-тренировочного процесса в спортивной
секции по футболу являются:
- план-график распределения учебного материала на учебный год;
- тематический план на месяц (рабочий план);
- план-конспект отдельного тренировочного занятия.
Годовой план. Составляется отдельно для каждой возрастной группы занимающихся. В
нём раскрывается основное содержание каждого раздела учебно-тренировочной работы
по футболу, указывается точное количество часов занятий на каждый месяц.
Тематический план на месяц. Составляется на основе годового плана и с учётом
результатов
занятий
в
предыдущем
месяце.
В
нём
определяется
рациональная
последовательность
прохождения
учебного
материала
по
футболу,
исходя
из
методических принципов доступности и постепенности повышения требований (от
простого к сложному, от частного к общему и др.), расставляются акценты для каждого
учебно-тренировочного занятия, показываются тренировочные средства, которые будут
использоваться в тренировках.
План-конспект отдельного учебно-тренировочного занятия.
Составляется на основе тематического плана на месяц. В нём подробно раскрываются
педагогические
задачи,
средства,
методы
и
формы
учебной
деятельности,
обеспечивающие в своей совокупности эффективное и качественное проведение учебного
занятия.
При
составлении
плана
учебно-тренировочного
занятия
необходимо
учитывать
результаты предыдущего занятия и вносить при необходимости соответствующие
коррективы. Документы планирования должны ежегодно подвергаться корректировке в
зависимости от конкретных обстоятельств,
чтобы обеспечить их приближение к
оптимальному варианту.
Контроль в учебно-тренировочном процессе
Контроль тесно связан с планированием и направлен на выявление сведений о динамике
функционального состояния занимающихся в спортивной секции, об их технической и
физической подготовленности (общей и специальной). На основе объективного контроля
уточняются
планы
учебно-тренировочного
процесса,
производится
коррекция
их
выполнения, повышается эффективность управления процессом тренировках.
План - конспект
учебно-тренировочного занятия по футболу
Тема: Обучение технико-тактическим действиям игры в футбол.
Задачи:
Образовательная: 1. Обучение технике приёма и передачи мяча в игровых ситуациях
(ведение, остановка и передача в движении). 2. Обучение игровым моментам в футболе.
Воспитательная: 1. Воспитание дисциплинированности, взаимоуважения, коллективизма,
привитие здорового образа жизни.
Оздоровительная: 1. Повышение уровня функциональных возможностей 2. Развитие
быстроты и ловкости 3. Выполнение правил техники безопасности на занятиях.
Организационные моменты:
1. Проверка состояния мест занятий. 2. Проверка
готовности учащихся к занятиям.
Оборудование и инвентарь: свисток, секундомер, мячи, фишки, манишки.
Место проведения: открытая футбольная площадка, дата проведения: 27 сентября 2022
Ход учебно-тренировочного занятия:
n
Содержание
Дозировка
Организационно-методические
указания
1
Подготовительная часть:
10 мин
Построение, приветствие
1 мин
Внешний вид, осанка
Сообщение задач урока
1 мин
Разминка:
8 мин
а) разминочный бег
2 мин
Бежать свободно, на «высокой стопе», не
спешить
б) Спец. Беговые упражнения
3 мин
Внимание!
На
первый
второй
рассчитайся. Вторые номера три шага
вперед – марш!
- бег с высоким подниманием бедра
15 м
Колено поднимаем выше
- бег с захлестыванием голени назад
15 м
Руки
на
ягодицах.
Пятками
достаем
ладони
- приставным шагом правым боком
15 м
Руки на поясе, в колонну возвращаемся
шагом
- приставным шагом левым боком
15 м
Руки на поясе, в колонну возвращаемся
шагом
- спиной вперед
10 м
Смотрим
назад
через
левое
плечо,
дистанция до 2 м
- скрестный бег правым боком
15 м
Руки свободны
- скрестный бег левым боком
15 м
- ускорение
10 м
Ускоряемся до отметки
2
Основная часть:
30 мин
Технический комплекс
24 мин
делимся на 2 две группы и работаем по 3-
4
человека
в каждой группе,
затем
меняемся А1 • • • • • • • В1
а) ведение мяча с передачей - 2
станции: обводка фишек 2 ногами с
последующей передачей партнеру
обводка 7 фишек в свободном темпе,
передача низом.
б) обводка фишек «змейкой» одной
ногой с передачей партнеру
в) Игра в «квадрат»
две группы по 5 (1 водящий) человек на
ограниченном
пространстве
5х5м
выполняют
удержание
мяча
с
использованием не более 3-х касаний
игра 3х3 с «нейтральным» игроком
(тренер)
Делимся на 2 команды по звеньям,
каждое звено играет по 2-3 минуты,
остальные сидят на скамейке и болеют,
затем
производится
смена
состава.
Победителем
становится
команда,
забившая больше голов во всех сменах
3
Заключительная часть
а) упражнения на восстановление
2 мин
б) подведение итогов занятия
3 мин
Отметить,
что
хорошо
получилось,
указать на ошибки. Поблагодарить детей
за
занятие,
похвалить
наиболее
отличившихся.
Список использованной литературы:
1.
Х. Вайн Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для
молодых /Пер. с итал. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2004. – 244с.: ил.
2.
В.А. Круглыхин., Е.В. Разова. Программа дополнительного образования по
физической культуре для общеобразовательных организаций и профессиональных
образовательных организаций на основе футбола. – Москва, просвещение, 2013.
3. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность
учащихся. – Москва, просвещение, 2011г