Напоминание

Организация учебного процесса занятий футболом в ЦССВ.


Автор: Анатолий Иванович Акмайкин
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "ВЕРТИКАЛЬ"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Организация учебного процесса занятий футболом в ЦССВ.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Акмайкин Анатолий Иванович.

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

ГБУ ЦССВ «Вертикаль», г Москва.

Организация учебного процесса занятий футболом в ЦССВ.

Личность развивается лишь тогда, когда проявляет активность - физическую,

эмоциональную, умственную. В результате этой активности появляются новые качества

личности, физические изменения в организме, преобразования в окружающей среде.

При анализе проблемы современного детства как зарубежные, так и отечественные

ученые в области педагогики и смежных с ней дисциплин все больше сходятся во мнении

о том, что значительное количество детей (до 60%) имеет функциональные отклонения,

затрудняющие

возможности

развития

в

жизненно

важных

сферах

-

телесной,

когнитивной, эмоциональной. Как показывает практика, среди детей, оставшихся без

попечения родителей, это число значительно больше и отклонения сильнее выражены.

Поэтому столь важна организация педагогических условий для разностороннего развития

воспитанников в детских домах, в центрах содействия семейному воспитанию, в которых

ребенок раскрывается как индивидуальность, входит в социальные отношения, осознавая

свою ценность и неповторимость, тем самым повышая свою социальную компетентность.

В последнее десятилетия значение физической активности особенно возросло.

Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма

человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы

организма. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных

причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на

уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых возле телевизора,

чтение книг, поездки в транспорте – все эти виды деятельности сопровождаются

ограничением в движениях.

Активная двигательная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на

здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям

личной гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и

привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них.

Недаром сказано: «Движение может заменить любое лекарство, но ни одно лекарство не

может заменить движения!»

На примере занятий футболом в системе дополнительного образования в Центре

содействия семейному воспитанию (ЦССВ) «Вертикаль» раскрываются особенности

организационно - методической работы.

Основы учебного процесса по футболу в спортивной секции (объединении)

Секция

подразделение

коллектива

физкультуры,

в

котором

регулярно

занимаются одним видом спорта.

При организации работы спортивной секции по футболу необходимо учитывать

имеющиеся в общеобразовательном учреждении условия, которые позволяют обеспечить

её успешную работу, — наличие соответствующей учебно-материальной базы, инвентаря

и педагогов, способных проводить секционные занятия.

Основными задачами учебного процесса в спортивной секции по футболу являются:

- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому

физическому развитию учащихся;

- популяризация футбола как вида спорта и активного отдыха;

- формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям футболом

- обучение технике и тактике игры;

- развитие

физических

способностей

(силовых,

скоростных,

скоростно-

силовых,

координационных, выносливости, гибкости);

- формирование необходимых теоретических знаний;

- воспитание моральных и волевых качеств;

- содействие социализации воспитанников.

Тренировочные

занятия

проводятся

согласно

адаптированной

программе

дополнительного образования по мини - футболу.

Примерное содержание учебно-тренировочного процесса

Первый год обучения (9-11 лет): Отработка техники передвижений и владения мячом:

удары по неподвижному и катящемуся мячу; удары внутренней стороной стопы,

внутренней и средней частью подъёма; остановка катящегося мяча внутренней стороной

стопы, передней частью подъёма и подошвой; ведение мяча носком и наружной стороной

стопы; ловля и отбивание мяча вратарём. Индивидуальные и простые групповые технико-

тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите. Двусторонняя

игра по упрощённым правилам (с уменьшенным составом команд).

Второй год обучения (12-14 лет): Закрепление и совершенствование ранее освоенных

элементов техники перемещений и владения мячом. Удары по катящемуся мячу

внутренней стороной стопы, подъёмом; остановка катящегося мяча подъёмом и

подошвой, остановка мяча грудью; удары по мячу головой; обводка с изменением

скорости

и

направления

движения;

передача

мяча

партнёру;

перехваты;

ловля

низколетящего

мяча

вратарём;

комбинации

из

освоенных

элементов

техники;

двусторонняя игра по упрощённым правилам на площадках разных размеров.

Третий год обучения (15-17 лет): Закрепление и совершенствование ранее освоенных

элементов техники перемещений и владения мячом. Удары по мячу серединой подъёма,

по низко летящим мячам, внутренней и внешней частью подъёма, внутренней и внешней

стороной стопы, носком; удары по мячу головой; финты; тактические приёмы в нападении

и защите — индивидуальные, групповые и командные действия. Игра вратаря — ловля

низких, низколетящих, высоких мячей, отбивание, вбрасывание, выбивание. Учебные

игры, двусторонние игры. Судейская практика.

Планирование учебно-тренировочного процесса

Планирование состоит в том, чтобы определить и отразить в соответствующих

документах последовательность применения основных тренировочных средств, динамику

тренировочных нагрузок, участие в соревнованиях, прогнозируемые достижения.

Планирование носит последовательный характер и осуществляется по системе — от

обобщённого к более детальному

Основными документами планирования учебно-тренировочного процесса в спортивной

секции по футболу являются:

- план-график распределения учебного материала на учебный год;

- тематический план на месяц (рабочий план);

- план-конспект отдельного тренировочного занятия.

Годовой план. Составляется отдельно для каждой возрастной группы занимающихся. В

нём раскрывается основное содержание каждого раздела учебно-тренировочной работы

по футболу, указывается точное количество часов занятий на каждый месяц.

Тематический план на месяц. Составляется на основе годового плана и с учётом

результатов

занятий

в

предыдущем

месяце.

В

нём

определяется

рациональная

последовательность

прохождения

учебного

материала

по

футболу,

исходя

из

методических принципов доступности и постепенности повышения требований (от

простого к сложному, от частного к общему и др.), расставляются акценты для каждого

учебно-тренировочного занятия, показываются тренировочные средства, которые будут

использоваться в тренировках.

План-конспект отдельного учебно-тренировочного занятия.

Составляется на основе тематического плана на месяц. В нём подробно раскрываются

педагогические

задачи,

средства,

методы

и

формы

учебной

деятельности,

обеспечивающие в своей совокупности эффективное и качественное проведение учебного

занятия.

При

составлении

плана

учебно-тренировочного

занятия

необходимо

учитывать

результаты предыдущего занятия и вносить при необходимости соответствующие

коррективы. Документы планирования должны ежегодно подвергаться корректировке в

зависимости от конкретных обстоятельств,

чтобы обеспечить их приближение к

оптимальному варианту.

Контроль в учебно-тренировочном процессе

Контроль тесно связан с планированием и направлен на выявление сведений о динамике

функционального состояния занимающихся в спортивной секции, об их технической и

физической подготовленности (общей и специальной). На основе объективного контроля

уточняются

планы

учебно-тренировочного

процесса,

производится

коррекция

их

выполнения, повышается эффективность управления процессом тренировках.

План - конспект

учебно-тренировочного занятия по футболу

Тема: Обучение технико-тактическим действиям игры в футбол.

Задачи:

Образовательная: 1. Обучение технике приёма и передачи мяча в игровых ситуациях

(ведение, остановка и передача в движении). 2. Обучение игровым моментам в футболе.

Воспитательная: 1. Воспитание дисциплинированности, взаимоуважения, коллективизма,

привитие здорового образа жизни.

Оздоровительная: 1. Повышение уровня функциональных возможностей 2. Развитие

быстроты и ловкости 3. Выполнение правил техники безопасности на занятиях.

Организационные моменты:

1. Проверка состояния мест занятий. 2. Проверка

готовности учащихся к занятиям.

Оборудование и инвентарь: свисток, секундомер, мячи, фишки, манишки.

Место проведения: открытая футбольная площадка, дата проведения: 27 сентября 2022

Ход учебно-тренировочного занятия:

n

Содержание

Дозировка

Организационно-методические

указания

1

Подготовительная часть:

10 мин

Построение, приветствие

1 мин

Внешний вид, осанка

Сообщение задач урока

1 мин

Разминка:

8 мин

а) разминочный бег

2 мин

Бежать свободно, на «высокой стопе», не

спешить

б) Спец. Беговые упражнения

3 мин

Внимание!

На

первый

второй

рассчитайся. Вторые номера три шага

вперед – марш!

- бег с высоким подниманием бедра

15 м

Колено поднимаем выше

- бег с захлестыванием голени назад

15 м

Руки

на

ягодицах.

Пятками

достаем

ладони

- приставным шагом правым боком

15 м

Руки на поясе, в колонну возвращаемся

шагом

- приставным шагом левым боком

15 м

Руки на поясе, в колонну возвращаемся

шагом

- спиной вперед

10 м

Смотрим

назад

через

левое

плечо,

дистанция до 2 м

- скрестный бег правым боком

15 м

Руки свободны

- скрестный бег левым боком

15 м

- ускорение

10 м

Ускоряемся до отметки

2

Основная часть:

30 мин

Технический комплекс

24 мин

делимся на 2 две группы и работаем по 3-

4

человека

в каждой группе,

затем

меняемся А1 • • • • • • • В1

а) ведение мяча с передачей - 2

станции: обводка фишек 2 ногами с

последующей передачей партнеру

обводка 7 фишек в свободном темпе,

передача низом.

б) обводка фишек «змейкой» одной

ногой с передачей партнеру

в) Игра в «квадрат»

две группы по 5 (1 водящий) человек на

ограниченном

пространстве

5х5м

выполняют

удержание

мяча

с

использованием не более 3-х касаний

игра 3х3 с «нейтральным» игроком

(тренер)

Делимся на 2 команды по звеньям,

каждое звено играет по 2-3 минуты,

остальные сидят на скамейке и болеют,

затем

производится

смена

состава.

Победителем

становится

команда,

забившая больше голов во всех сменах

3

Заключительная часть

а) упражнения на восстановление

2 мин

б) подведение итогов занятия

3 мин

Отметить,

что

хорошо

получилось,

указать на ошибки. Поблагодарить детей

за

занятие,

похвалить

наиболее

отличившихся.

Список использованной литературы:

1.

Х. Вайн Как научиться играть в футбол: Школа технического мастерства для

молодых /Пер. с итал. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2004. – 244с.: ил.

2.

В.А. Круглыхин., Е.В. Разова. Программа дополнительного образования по

физической культуре для общеобразовательных организаций и профессиональных

образовательных организаций на основе футбола. – Москва, просвещение, 2013.

3. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность

учащихся. – Москва, просвещение, 2011г



В раздел образования