Напоминание

"Мир пуговки"


Автор: Зинкевич Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "НШ - ДС "Надежда"
Населённый пункт: город Вязьма, Смоленская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Мир пуговки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа - детский сад «Надежда»

г. Вязьма Смоленской области

Проект

«Мир пуговки»

Выполнила: воспитатель высшей кв. категории

Зинкевич А.А.

Актуальность проекта

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и

творческих возможностей человека от 3 до 9 лет. Именно в этом возрасте

необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

В течение дошкольной жизни ребенок практически овладевает речью. Но,

к сожалению, существует много причин, когда речь не сформирована

должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Мелкая моторика очень важна, так как через неё развиваются: внимание,

мышление, координация, воображение, наблюдательность зрительная и

двигательная память, речь.

Учитывая всё это, возникла необходимость реализации и создания проекта

«Мир пуговки», где дети будут развивать мелкую моторику, расширять

кругозор посредством организованной познавательной и творческой

деятельности, развивать речь.

Много лет назад М. Монтессори заметил, что развитие речи и интеллекта

тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка.

Было установлено, что центры головного мозга, которые отвечают за

движение пальцев и за речь, находятся близко друг к другу. Чем точнее и

сложнее работа пальцев, тем лучше речь.

Тренировка движений пальцев рук и кистей способствует улучшению

артикуляционных движений, готовит руку к письму. Благодаря пальчиковым

играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него

развиваются внимательность и способность сосредоточиться,

вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Я

решила использовать полезные свойства пуговиц в работе с детьми младшего

дошкольного возраста, применяя их во всех видах продуктивной

деятельности, в различных играх, при изготовлении поделок. И в конечном

итоге, создать в группе выставку творческих работ детей, воспитателей,

родителей «Вторая жизнь пуговицы» и организовать праздник – развлечение

«Праздник пуговки».

Цель проекта: развивать мелкую моторику рук, речь, познавательные и

творческие способности детей младшего дошкольного возраста, используя

пуговицы.

Задачи проекта:

- познакомить детей с историей возникновения пуговиц;

- формировать представление о многообразии видов пуговиц;

- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста с

помощью дидактических игр из пуговиц;

- обогащать словарь детей за счет разучивания новых игр;

- развивать познавательную активность, творческие способности,

воображение, фантазию, пространственное мышление, коммуникативные

навыки через игру с пуговицами;

- формировать и развивать тактильную чувствительность рук детей,

пространственную ориентацию;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при совместной

деятельности;

- привлечь родителей и детей к совместному творчеству, изготавливая

поделки из пуговиц.

Тип проекта: практика – ориентированный.

Предмет исследования: пуговицы.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети второй младшей группы №7 «Солнышко»,

воспитатели, родители.

Предполагаемые результаты

После завершения проекта дети второй младшей группы:

- расширят свой кругозор через знакомство с историей возникновения

пуговицы, её назначения;

- научатся использовать пуговицы как игровой материал для развития мелкой

моторики пальцев рук, материал для подделок;

- научатся классифицировать пуговицы по различным признакам (цвет,

форма, размер);

- разовьют связную речь, мышление, творческие способности, фантазию,

коммуникативные навыки.

- выставка детских творческих работ совместно с родителями «Вторая жизнь

пуговки».

Планирование проекта

Этапы

Работа с детьми

Работа с

родителями

Педагоги

Подготовительный

Знакомство с

художественными

произведениями по

данной теме.

Собрание

«Мир

пуговки» -

необходимость

и важность

проекта.

Подбор

Изучение

методической

литературы по

данной теме.

Подбор

Мини – музей «Мир

пуговки»

пуговиц для

творческой

работы по

проекту.

Стендовая

консультация

«Игры с

пуговицами

дома»

Мини – музей

«Мир

пуговки»

пуговиц для

творческой

работы по

проекту.

Основной

Презентация «Как

пуговка к нам пришла»

Дидактические игры с

пуговицами «Собери

цветок»,

«Застегни пуговицу»,

«Шнуровка».

Мастер - класс

Семинар –

практикум

«Игры и

упражнения на

развитие

мелкой

моторики у

детей

дошкольного

возраста»

Изготовление

дидактических

игр на

развитие

мелкой

моторики.

Мастер класс

по

изготовлению

тренажеров для

мелкой

моторики рук

из пуговиц.

Изготовление

дидактических

игр на развитие

мелкой

моторики.

«Осеннее дерево»

(изготовление из

пуговиц и соленого

теста)

Изготовления

различных поделок из

пуговиц для выставки

«Вторая жизнь

пуговицы»

Изготовления

различных

поделок из

пуговиц для

выставки

«Вторая жизнь

пуговицы»

Заключительный

Развлечение «Праздник

пуговки»

Выставка «Вторая

жизнь пуговицы»

Выставка

«Вторая жизнь

пуговицы»

Развлечение

«Праздник

пуговки»

Выставка

«Вторая жизнь

пуговицы»

Презентация.

Защита

проекта.

Вывод:

Проект получился интересным, несложным в организации,

познавательным, а главное - в результате реализации данного проекта

повысился уровень развития познавательных процессов, мелкой моторики,

речи, творческих способностей детей; произошло улучшение работы по

взаимодействию с родителями, активизация их как участников проекта,

воспитательно – образовательного процесса.

Продуктом проекта является выставка работ «Вторая жизнь пуговицы» и

праздник развлечение «Праздник пуговки».

И главное, что усвоили

Список использованной литературы

1. Черенкова Е. «Развивающие игры с пальчиками», М: «Рипол классик» -

2008.

2.

Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М.: Эксмо - 2007.

3. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ», М: ТЦ Сфера-

2006.

4. Даль В. «Иллюстрированный толковый словарь», М: Эксмо,2007.

5. Аникина В. «Русский фольклор», М: «Художественная литература»,1985.

4. Научно – методический журнал «Логопед» №7 2010, Курумова Н.Ф.

«Крупные возможности мелкой моторики», с.63.

4.Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание» №2 2013,

Деникеева Ф. «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц»,

с.69.

Приложение.

Мастер класса

из пуговиц и соленого теста

для детей второй младшей группы

на тему

«Осеннее дерево»

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет через работу с

пуговицами.

Задачи:

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- закреплять знания детей о приметах осени;

- закреплять знание цветов (желтый, красный, оранжевый, зеленый);

- развивать мышление, память;

- воспитывать любовь к природе;

- воспитывать аккуратность.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций об осени, наблюдение на прогулке за

деревьями и их окраской.

Материалы для работы:

Соленое тесто, пуговицы.

Ход мастер класса

Воспитатель: Ребята сегодня на занятии мы отправимся с вами в

сказочный лес.

Стихотворение «Осень»

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Воспитатель: смотрите, сколько листьев лежит, откуда они?

Дети: с деревьев.

Воспитатель: правильно, они упали с деревьев.

Воспитатель: а каким цветом листочки?

Дети: красные, желтые, зеленые.

Воспитатель: да дети, листики осенью становятся разноцветными.

Воспитатель: а давайте вспомним, каким цветом листья были летом, когда

было тепло и светило солнышко.

Дети: зеленые.

Воспитатель: да, правильно, зеленые.

Воспитатель: а сейчас какое время года?

Дети: осень.

Воспитатель: Правильно, и поэтому листья стали разноцветные.

Воспитатель: давайте возьмем по листочку, который вам больше всего

понравился, покружимся с ним, подуем на него и подкинем.

Воспитатель: как красиво летят листики как настоящий листопад. Когда

листики начинают опадать с деревьев это называется листопад.

Воспитатель: ещё в нашем лесу есть волшебное дерево.

Воспитатель: посмотрите на него, чего не хватает на дереве? (на столе

раскатано соленое тесто в виде дерева)

Дети: листочков

Воспитатель: правильно, осенних разноцветных листиков! Я предлагаю

сделать листья из пуговиц. Посмотрите, какие у меня есть разноцветные

пуговицы (желтые, оранжевые, красные, зеленые).

Воспитатель: но сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая игра «Осень»

Ветер по лису летал, (плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладывают листья на стол)

Ветер бросил на тропинку

Воспитатель: давайте сначала выложим желтые листики, теперь

оранжевые, зеленые, красные (в процессе работы помогаю детям)

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось (Дерево). Правильно! А

на деревьях что растут? (Листочки). А осенью листья, какого цвета?

(красного, желтого, оранжевого, зеленого).

Воспитатель: Молодцы ребята! Мне очень нравится! А теперь пойдем

мыть руки.

Собрание для родителей

«Мир пуговки» - необходимость и важность проекта.

Цель: знакомство родителей с проектной деятельностью

Задачи:

1.

Познакомить с важностью проекта «Мир пуговки», структурой

проекта;

2.

Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной

деятельности.

В последние годы в ДОУ возрастает интерес к проектной деятельности.

почему?

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем

того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь,

страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют

«почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень

высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все

интересующие его вопросы — ему помогают педагоги и родители.

Данное направление в образовательной деятельности настоящее время

является одним из эффективных форм работы с детьми

Эта работа закреплена в образовательных программах, по которым

работают детские сады. Каждый детский сад работает по своей

образовательной программе, наш детский сад по программе «От рождения

до школы», однако в каждой программе предусмотрена проектная

деятельность.

1. Метод проектов возник давно, еще в 20-х прошлого века и не является

принципиально новым в мировой практике, но суть этого метода остается

прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам,

овладение определенной суммой знаний через проектную деятельность и

практическое применение полученных знаний.

Что же такое проектная деятельность, в которой участвуют

дошкольники?

-

Это, прежде всего погружение в какую-либо проблему, тему. А что

значит «погружение»?

Это рассмотрение проблемы со всех сторон, в разных видах

деятельности (игровой, продуктивной, познавательной, двигательной),

приобретая знания, навыки, которые ему пригодится в дальнейшем.

2. Если человек что-то не знает, а узнать хочет, как он может это

сделать?

(прочитать в книге, интернете, посмотреть телевизионную передачу и т.

д.)

Все

это

могут

использовать

и

дошкольники.

Но

все

ли могут

самостоятельно это сделать?

Конечно, нет, им необходима помощь: читать они не умеют,

пользоваться интернетом абсолютно самостоятельно не могут, найти

необходимую литературу нет возможности, им во всем нужна помощь

взрослых.

Но кроме знаний в процессе проектной деятельности дети приобретают

и определенные навыки, закрепляют уже имеющиеся у них навыки, а это

происходит в деятельности, в разной деятельности, в зависимости какая

тема проекта.

Хотим больше узнать о чае и традициях чаепития – поучимся заваривать

разный чай, украсить упаковку для чая, сделаем с вашей помощью

выставку разного чая.

Хотим узнать больше о родном селе – попробуем создать альбом о его

достопримечательностях, проведем экскурсии, сделаем фотоколлаж о селе.

Этапы проекта:

Выбор темы: тема, проблема - предложена воспитателем,

ребенком, родителем.

Планирование (проектирование): выясняется, что мы знаем по данной

теме, что хотели бы узнать, где можно узнать, на основании чего мы

составляем план.

Поиск информации, проведение мероприятий (основной этап).

Продукт проекта: газета, выставка, КВН, концерт, книга, альбом.

Презентация, защита проекта (на собрании, конференции)

Портфолио проекта (хранение собранной информации,

материалов, фотографий).

Но этого ничего не получится без вашей помощи, а значит, у детей

не будет интереса, заинтересованности узнать больше, а самое главное – не

разовьется определенная самостоятельность в поиске знаний и овладения

умениями.

Преимущества проектного метода:

1. Является одним из методов развивающего обучения.

2. Повышает качество образовательного процесса.

3. Служит развитию креативности.

Благодаря участию родителей в педагогическом процессе у детей

формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей,

родители которых чаще исполняли роль ассистентов, наблюдается

значительное продвижение в развитии. Дети становятся более

самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе,

общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к

сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и

сотрудничеству.

Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия

предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу

психического здоровья и благополучия детей.

Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок

испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют

на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во

время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь.

Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается

концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление.

Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений,

добиваясь точного выполнения; усидчивость. Произвольность психических

процессов, совершенствование визуального и кинестетического каналов

восприятия обеспечиваются тем, что упражнения выполняются в режиме:

«Услышал, увидел, сделал». Нельзя недооценивать и релаксационное

воздействие на организм манипуляций с пуговицами, желание ребенка

бесконечно трогать и перебирать их. Поэтому следует поддерживать и

развивать интерес ребенка к играм с пуговицами.

Манипуляции с пуговицами не вызывают аллергии, пуговицами нельзя

порезаться или уколоться, они легко моются, обрабатываются, как и все

пластмассовые игрушки.

Какие же свойства предметов помогают детям запомнить пуговицы?

Цвет является значимым свойством объектов окружающего

мира. Поэтому цвет пуговиц обращает на себя внимание ребенка, позволяет

ему выделять определенный цвет среди других и запоминать его. Дети

сравнивают пуговицы по цвету, прикладывая их друг к другу. Знакомство

детей с цветом осуществляется в ходе игр с пуговицами, например «Найди

пару пуговиц одинакового цвета!».

Пуговицы имеют разную форму (круглую, овальную,

квадратную, треугольную, прямоугольную), следовательно, с их помощью

ребенок закрепляет знание геометрических фигур.

При знакомстве детей с величиной также можно использовать

пуговицы.

Усвоение темы «Количество» включает ознакомление со

следующими понятиями: «одна пуговица», «две пуговицы», «много

пуговиц», «поровну (столько же) пуговиц». Дети учатся различать

количество пуговиц в дидактических играх.

В ходе игры с пуговицами ребенок изучает пространство и

расположение предметов (далеко - близко рядом, справа - слева, сверху -

снизу, внутри - снаружи, спереди -сзади).

Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании

пуговиц ладонями и пальцами ребенок получает разнообразные тактильные

ощущения. В ходе игр и занятий с пуговицами, направленных на развитие

осязания, ребенок учится хватать, целенаправленно ощупывать, развивает

чувствительность пальцев рук.

Полезно проводить пуговичный массаж, благодаря которому

активизируется так называемый «мануальный интеллект» (стимулируются

кончики пальцев рук и ладони). Таким образом происходит активизация

сенсомоторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с

окружающим миром.

Игры и занятия проводятся под наблюдением взрослого, всегда готового

взять руку ребенка с пуговицей и показать, как нужно ею пользоваться.

Помните: не надо пугать ребенка восклицаниями, говорите спокойно,

удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним.

Итак, игры и упражнения с пуговицами - значимые мотивирующие

факторы активной и творческой продуктивной деятельности. Они

способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и

речи - важнейших компонентов, составляющих основу психического

здоровья и благополучия детей.

Познавательное ООД

с использованием ИКТ

для дошкольников младшего возраста

на тему

«Как пуговка к нам пришла»

Цель: формирование у детей представлений о предметах окружающего

мира, расширение кругозора посредством познавательной деятельности.

Задачи:

- знакомство детей с историей пуговицы;

- формирование представления о многообразии видов пуговиц;

- развитие мыслительной активности и любознательности;

-развивать мелкую моторику.

Воспитатель: Ребята вам необходимо отгадать загадку что бы понять, о чем

мы сегодня будем говорить.

Если она убежит от одежды,

То на спокойствие нету надежды (пуговица)

Воспитатель: правильно, это пуговица.

Слайд 3

Воспитатель: Что такое пуговица? Пуговица – это застёжка на одежде,

предназначенная для соединения её частей. Самая простая пуговица

представляет из себя круглый диск с двумя отверстиями по середине.

Воспитатель: Посмотрите сколько много одежды бывает с пуговицами (на

стульчиках весит одежда с пуговицами)

Я предлагаю вам подойти и попробовать застегнуть пуговицы на одежде.

Воспитатель: молодцы, все пуговицы застегнули. Смотрите, у меня есть

большая деревянная пуговица. Предлагаю вам встать в круг и поиграть с ней.

Игра «Пуговица»

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше,

И легко, легко подышим.

Пуговицу в руки возьмём

И под музыку передаём.

Когда настанет тишина.

Скажи, какая пуговица, у тебя?

(когда остановится мелодия, ребёнок, у которого в руках пуговица,

называет свойства пуговицы, большая, гладкая, красивая)

Воспитатель: присаживайтесь ребята за столы и посмотрим какие ещё

пуговицы бывают.

Слайд 4

Воспитатель: встречаются пуговицы других видов и форм: квадратные,

Слайд 5

Воспитатель: овальные,

Слайд 6

Воспитатель: треугольные,

Слайд 7

Воспитатель: детские,

Слайд 8

Воспитатель: декоративные,

Слайд 9

Воспитатель: на ножке.

Воспитатель: Откуда же пришла к нам пуговица?

Слайд 10

Воспитатель: в древние времена люди делали себе одежду из шкур

животных, набрасывали шкуру на плечи и обматывали её вокруг пояса. Это

было очень неудобно, одежда распахивалась, затрудняла движения.

Для застёгивания одежды люди стали использовать кости животных и

деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

Слайд 11

Воспитатель: в наши дни мы не можем представить, как можно обходиться

без пуговиц. Они служат нам и застёжкой на одежде, и украшением, и

придают нашей одежде нарядный вид.

Воспитатель: на столе у вас картонные кофточки, я предлагаю вам к ним

пришить пуговицы при помощи шнурка.

Воспитатель: молодцы какие нарядные кофточки у вас получились.

Семинар – практикум «Игры и упражнения на развитие

мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Цель:

повышение

профессиональной

компетентности

родителей

по

использованию пуговиц для развития творческих способностей и мелкой

моторики рук детей.

Задачи:

1.

Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами

использования пуговиц в жизни ребёнка;

2.

Обучить участников мастер-класса этапам дидактических игр с

пуговицами,

дать

им

возможность

заимствовать

элементы

педагогического опыта для улучшения собственного;

3.

Побудить родителей использовать данные приёмы для организации

семейного досуга и развития детей;

4.

Продолжать устанавливать доверительные отношения с родителями.

Уважаемые, родители!

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и

ладонями. Почему так важно уделять внимание развитию мелкой моторики у

детей дошкольного возраста?

В первую очередь потому, что совершенствование движений пальцев рук

способствует развитию речи у детей. Кроме того, в процессе игр и

упражнений на развитие мелкой моторики, у детей улучшается память,

внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость.

Нарушение мелкой моторики может стать причиной школьных проблем на

уроках письма, рисования и труда.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям

и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что

огромный

потенциал

развития

мелкой

моторики,

тактильной

чувствительности дает малышам сама жизнь.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность

детей, организуя игры для малышей при помощи обычных предметов

домашнего обихода. Самое главное, у нас все есть под рукой: пуговицы,

баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.

Уважаемые

родители,

хочу

вам

продемонстрировать

некоторые

дидактические игры с пуговицами.

Для таких занятий я взяла пуговицы и разработала серию дидактических

игр и игровых упражнений с ними.

Цель этих игр развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие,

усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев

рук.

Расширять

коммуникативные

способности

детей,

способствовать

созданию игровых ситуаций. Развитие связной речи.

Сортировка.

Цель: Развитие мелкой моторики, развитие зрительного и тактильного

восприятия, классификации. Оборудование: пуговицы различных размеров и

цветов.

Ход игры: Предложить ребенку разложить пуговицы по кучкам: в одной

кучке пуговицы с двумя дырочками, в другой с 4-мя дырочками;

рассортировать по форме; разложить пуговицы по цветам., и т.д.

Лабиринты, дорожки.

Цель: развивать мелкую моторику, усидчивость.

Оборудование: пуговицы, рисованные лабиринты, дорожки

Ход игры: Детям предложили проводить по лабиринтам, зажимая

пуговичку пальчиком, а также выкладывать дорожки пуговичками.

Удивительные раскраски.

Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, закреплять названия

цветов.

Оборудование: раскраски, пуговицы.

Ход игры: Предложить детям закрасить раскраски пуговицами.

Фантазеры.

Цель: развития творческих способностей и образного мышления.

Оборудование: плоские пуговицы разных цветов и размеров, листы фетра,

пластмассовые тарелочки разноцветные.

Ход игры: Предложить детям выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки,

домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и

фантазия ребенка.

Учим цифры (укрась кекс)

Цель:

развивать

мелкую

моторику,

развитие

математических

представлений.

Оборудование: картинки с цифрами.

Ход игры: Напротив каждой цифры просим ребенка выложить

соответствующее количество пуговиц.

Продолжи ряд.

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: квадраты из картона с дорожками, пуговицы средние и

маленькие определённых цветов.

Ход игры:

а) красная и синяя пуговицы чередуются;

б) 2 красных и 2 синих пуговицы чередуются;

в) синяя, красная, оранжевая пуговицы чередуются;

г) чередуются пуговицы с разным количеством отверстий.

Составь картину.

Цель: Развитие мелкой моторики, воображения, творческих способностей,

развитие речи ребёнка.

Оборудование: материал для картины, пуговицы разных размеров, форм и

цветов.

Ход игры: Предложить детям придумать и разложить на материале из

сюжетных картинок из фетра и пуговиц картину. Рассказать что получилось.

Придумай сказку.

Цель: Развитие мелкой моторики, воображения, творческих способностей,

развитие речи ребёнка.

Оборудование: Фон для сказки, пуговицы разных размеров, форм и цветов.

Ход игры: Предложить детям на определённом фоне для сказки, придумать

и разложить небольшой сюжет из пуговиц.

Это немного, что можно предложить и занять детей увлекательной игрой из

пуговиц.

Мастер класса

по изготовлению тренажера

для мелкой моторики рук и дидактической игры

с воспитателями

на тему

«Собери цветок»

Цель: научить делать тренажер, для развития мелкой моторики рук

используя пуговицы.

Задачи:

- разнообразить предметно-развивающую среду групп;

- развить мелкую моторику пальцев рук, точность движений, речь.

Воспитатель: Добрый день уважаемые коллеги!

Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в

работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня друзья

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да»

Хочу я услышать ваш честный ответ

Детей вы любите? Да или нет? (Да)

Чтобы деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (Да)

Кошмар этот помните со студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (Нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить

Вам нужно в работе активными быть? (Да)

Тогда вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Воспитатель: Тема нашего мастер-класса «Собери цветок» изготовление

тренажера для пальчиковой гимнастики и дидактической игры.

Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой

моторики.

Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые

способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а

это влияет на развитие ребенка в целом.

Что такое моторика?

Моторика от латинского – движение. Различают – крупную моторику и

мелкую моторику.

Воспитатель: Что такое крупная моторика?

Участники мастер-класса: Крупная моторика – это совокупность

действий для выполнения какой-либо задачи - бег, ползание, прыжки, ходьба,

наклоны.

Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную

моторику, а потом к ней постепенно добавляется навыки мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

Участники мастер-класса: Мелкая моторика - это способность

манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия.

При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц,

завязывание узелков, игры на музыкальных инструментах, рисование,

вырезание – это всё мелкая моторика.

Воспитатель: Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с

мышлением, вниманием, координацией движений и пространственными

восприятиями, наблюдательностью, воображением, зрительной и

двигательной памятью.

Процессу совершенствования мелкой моторики у детей необходимо

уделить немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к

5-6 годам станут пальчики, зависят успехи в обучении. Именно поэтому,

актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном

возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.

Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают различные

предметы, которые

окружают нас и для этого не обязательно тратить много

денег. Например, обыкновенные пуговицы.

Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. С

пуговицами на самом деле существует огромное множество игр. И все они

разнообразны.

Эти игры помогают развивать мелкую моторику рук, тактильное

восприятие, зрительно – моторную координацию, точность движений и

внимание. Также игры с пуговицами развивают у детей усидчивость,

воображение, творческие способности, мышление, происходит развитие всех

психических функций, снимается тревожность и решаются многие другие

педагогические задачи.

Так же пуговицы можно использовать на занятиях по формированию

математических представлений и в индивидуальной работе, для развития

математического мышления (ребенок учиться классифицировать, различать

предметы по размеру, считать), для счёта на ощупь, решения задач и

примеров. Игры можно проводить в виде соревнований: «Кто быстрее

разложит», «Кто быстрее сосчитает», «Красивые бусы» и т.д.

Ещё можно использовать на занятиях по физкультуре и в свободное время

для профилактики плоскостопия: ходить босыми ногами по пуговицам и

собирать пальчиками обеих ног, поочерёдно.

Сегодня я хочу научить вас делать тренажер из обыкновенных пуговиц, он

поможет развить тактильные ощущения, ловкость и сноровку отдельных

движений, овладеть навыками мелкой моторики, также его можно

использовать на занятиях по математики в качестве дидактической игры.

Прежде чем начать мастерить, хочу попросить вас взять лист бумаги со

стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим

инструкциям:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять?

Свои ручки развивать!

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём

В ручку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол её кладём.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём.

Вопросы педагогам.

Воспитатель: - Для чего мы делали это упражнение?

Воспитатель: - Какие были ощущения, что вы чувствовали при

выполнении упражнения?

Описание работы: «Собери цветок».

Воспитатель: для изготовления тренажера нам потребуется:

- материал (фетр);

- пуговицы на ножке по 5 штук на каждый цветок;

- ножницы;

- карандаш;

- иголки, нитки;

- шаблоны: круги, лепестки разной формы.

Необходимо разметить и вырезать из материала каждого цвета следующие

элементы:

- по 1 кругу диаметром 10см

- по 5 лепестков 7см Х 5см

Форма лепестка может быть самой разнообразной.

Далее пришиваем пуговицы по окружности круга – центра нашего цветка.

На каждом лепестке прорезаем отверстие для продевания пуговиц.

Все части цветка готовы.

Затем собираем цветок.

Воспитатель: Спасибо за внимание, надеюсь, мой мастер класс вам очень

понравился и вы уже у себя в группе смастерите тренажер «Собери цветок» и

будите использовать его на своих занятиях и для индивидуальной работы с

детьми.

Воспитатель: Теперь я приглашаю вас посетить музей пуговиц и выставку

детских работ «Вторая жизнь пуговки», а также можете ознакомиться с

литературой о пуговицах и с дидактическими играми.

«Картотека дидактических игр

с пуговицами»

Задачи: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством

дидактических игр.

Цели:

1.Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития

мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста

посредством дидактических игр.

3. Развивать тактильную чувствительность рук детей

Дидактическая игра «Цветочная полянка из пуговиц»

Задачи: Развивать логическое мышление, зрительное внимание, связную

речь, мелкую моторику рук.

Варианты игры:

1.

Воспитатель предлагает найти цветок определенного цвета и

пристегнуть его, проводится беседа с ребенком (один, много, какого

цвета).

Дидактическая игра «Собери цветок»

Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, точность движений,

закреплять цвета, классификацию по форме.

Варианты игры:

1.

Воспитатель предлагает детям собрать цветок по цвету, по форме.

Дидактическая игра «Шнуровка»

Задачи: способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера.

Вариант игры:

1.

Воспитатель предлагает детям продеть иглу со шнурком в дырочки.

Дидактическая игра «Цвета радуги»

Задачи: Развитие мелкой моторики, изучение цветов радуги.

Варианты игры:

1.

Воспитатель называет цвет, а ребенок находит и пристегивает фигуру и

повторяет её цвет вслух.

2.

Пристегнуть фигуры, выбирая цвета радуги по порядку.

Дидактическая игра «Один - много»

Задачи: Способствовать

развитию

концентрации

внимания;

закреплять

понятия один – много.

Варианты игры:

1. Воспитатель предлагает детям выложить одну большую и много

маленьких пуговиц.

2. Одну маленькую - много больших.

3. Одну пуговицу круглой формы, много квадратной формы.

4. Много пуговиц с двумя дырочками, одну с одной дырочками.

Дидактическая игра «Застегни пуговицу»

Задачи: заинтересовать детей идеей коллекционирования; формировать

представления детей о многообразии видов пуговиц; развивать сенсорные

эталоны (цвет, форму, размер), тактильное ощущение, ММР. Развивать

восприятие, мышление, речь в процессе описательных высказываний.

Варианты игры:

1. Воспитатель предлагает детям выложить узор из пуговиц.

2. Дети выкладывают узор по своему желанию

3. Выкладывают узор только из маленьких (больших), пуговиц

Дидактическая игра «Форма»

Задачи: способствовать развитию мыслительной деятельности; закрепить

знание геометрических фигур: круг, квадрат.

Варианты игры:

1. Воспитатель предлагает детям выложить пуговицы только круглой формы.

2. Выложить пуговицы только квадратной формы.

3. Выложить, пуговицы чередуя квадратную и круглую формы.

Дидактическая игра « Узор из пуговиц»

Задачи: способствовать развитию мыслительной деятельности; развивать

воображение.

Варианты игры:

1.Дети выкладывают узор по своему желанию

2. Выкладывают узор только из маленьких (больших), пуговиц.

«Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»

Задачи: Способствовать

формированию

доверительных

отношений

с

воспитанниками. Развивать мелкую моторику рук; сенсорные навыки.

Вариант игры: Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки

по цветам.

«Пуговицы рассыпались. Разложи их по размеру»

Задачи: Способствовать стабилизации эмоционального состояния детей.

Развивать мелкую моторику рук; умение классифицировать предметы по

величине.

Вариант игры: Воспитатель предлагает детям найти все большие пуговицы,

потом маленькие.

«Бусы для мамы»

Задачи: Формировать умение различать предметы по цвету; развитие мелкой

моторики.

Вариант игры: Воспитатель предлагает детям, выложить из пуговиц

красного цвета (желтого, зеленого, синего) бусы для мамы.

«Цветочки»

Задачи: Формировать умения группировать предметы по размеру, цвету.

Способствовать профилактике нервного напряжения.

Варианты игры:

1.Выложить цветы красного цвета (желтого, зеленого).

2.Выложить маленький цветок - из маленьких пуговиц, большой цветок– из

больших.

Картинки из пуговиц

Задачи: Способствовать формированию доверительных отношений между

педагогом и детьми; развивать мелкую моторику воображение.

Вариант игры: Вы можете предложить детям выкладывать из пуговиц

цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет

ваша фантазия и фантазия ребенка.

Развлечение

«Праздник пуговки»

(2 младшая группа)

Цель:

закрепить представления детей о роли пуговиц

.

Задачи:

- закрепить знание детей о пуговицах;

- активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов и их

признаки;

- закрепить название цвет, форма, величина

- развитие у детей мелкой моторики рук

- воспитывать у детей отзывчивость на музыку, желание слушать ее.

Материал:

Две большие пуговицы (одна из них разноцветная), полянка с пуговицами,

цветы, насекомые, листочки (по количеству пуговиц на полянке), коробка с

пуговицами разных цветов (красные, зеленые, желтые), 3 маленьких

коробочек с указанием цвета, погремушки – шумелки по количеству детей,

корзинка.

Ход развлечения:

Воспитатель: - Добрый вечер, уважаемые гости. Мы рады приветствовать

вас на нашем празднике, а посвящен этот праздник пуговице. В нашей группе

мы работали над проектом «Мир пуговки», благодаря которому вместе с

ребятами мы научились застегивать пуговицы, собрали целую коллекцию

разнообразных пуговиц, делали осеннее дерево из пуговиц, играли в

дидактические игры, слушали много интересных произведений о пуговицах и

узнали много интересного.

Воспитатель: - Ой слышите, кто-то идет.

Выходит пуговица

Пуговица: Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я всё на свете.

Воспитатель: - Дети кто к нам пришел.

Дети: - Пуговица.

Воспитатель: - Конечно, это пуговица. У каждого из вас на одежде есть эта

помощница. Расскажите, какие они бывают? (Дети описывают их.)

Воспитатель: - Вспомните, для чего нужны нам пуговицы? Почему они

такие разные, не похожие друг на друга? (Ответы детей)

Воспитатель: - Дорогие гости пуговица это не только застежка на одежде,

она может служить и для украшения. Дома с родителями к нашему

празднику дети украсили свою одежду пуговицами. Встречайте.

Пуговица:

Мы приветствовать вас рада

У нас из пуговиц наряды.

Посмотрите все сюда

Ах, какая красота!

Под музыку дети демонстрируют одежду и аксессуары украшенные

пуговицами.

Воспитатель: - Пуговица я смотрю, у тебя тоже фартук украшен

пуговицами, как красиво.

Пуговица: -

Это пуговицы не простые, очень, очень озорные

(отстегивает одну пуговицу, и пуговка катится) Ой, куда же ты, куда? Моя

пуговка покатилась – на полянке очутилась. Ребята, а почему у вас полянка

такая грустная? Ни цветочка, ни листочка нет.

Чтоб полянка улыбнулась,

Ты укрась ее дружок.

Мои пуговки-подружки

Смогут здесь тебе помочь

Воспитатель: - Ребята, мы можем украсить полянку?

Проводится игра «Укрась полянку»

(цветы, насекомые, листочки дети пристегивают на пуговицы).

Звучит музыкальное сопровождение, дети выполняют задание.

Пуговица обращает внимание на красоту поляны:

Пуговица: Цветочная полянка

Стала ярче, стала краше,

А давайте на полянке

Песенку споем и спляшем.

Проводится игра «Веселись детвора»

(под музыку дети и пляшут около полянке)

Пуговица: - Ребята, как мне весело у вас, а у меня для вас есть сюрприз:

вот такая пуговка, непростая, разноцветная (пуговица находит ее на своем

фартуке, ребята помогают ее отстегнуть)

Пуговица: - Здесь что-то написано (обращает внимание на надпись и

читает) Пуговки скорей найдите и по цвету разложите.

Под музыкальное сопровождение проводится игра

«Разложи по цвету».

(дети раскладывают пуговки по цвету в коробочки, пуговица проверяет,

как дети выполнили задание)

Пуговица: - Молодцы ребята, справились с таким непростым заданием, все

пуговки разложили правильно.

Воспитатель: - Ой, пуговица, а что это у тебя такое? (обращает внимание

на пристегнутую погремушку)

Пуговица - Эта пуговка пропала, в музыкальный инструмент попала. И

пуговка у меня не одна такая, а целая корзинка.

(пуговица раздает детям погремушки – шумелки, заполненные пуговками)

Пуговица: - Разбирайте детвора, поиграть пришла пора

(звучит русская народная мелодия, дети подыгрывают в такт музыке)

Пуговица: Ой, как здорово играли,

Песни пели, танцевали

И меня вы забавляли.

- Спасибо вам ребята за такой чудесный праздник.

Воспитатель: - И тебе пуговица спасибо, что ты пришла к нам на

праздник, порадовала наших детей. Сегодня мы с ребятами узнали, какие

бывают пуговки: веселые, разноцветные, озорные, музыкальные.

Дети прощаются с пуговицей.

Воспитатель: - А теперь все гости могут подойти и посмотреть нашу

выставку «Вторая жизнь пуговицы» и музей «Мир пуговки».



В раздел образования