Напоминание

«Проблема развития познавательного интереса у детей в современных условиях и способ её решения через использование занимательного математического материала».


Автор: Бурлакова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №95"
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Проблема развития познавательного интереса у детей в современных условиях и способ её решения через использование занимательного математического материала».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Проблема развития познавательного интереса у детей в современных условиях

и способ её решения через использование занимательного математического

материала».

Бурлакова Е.Н. воспитатель высшей категории

г. Дзержинск МБДОУ «Детский сад№95»

Всем известен постулат детской психологии, что игра – ведущий вид деятельности

дошкольника. Игра - это потребность ребёнка.

Тогда, в чём же дело, почему дети перестают играть в те игры, которые предлагают им

воспитатели в детском саду? Почему современные дошкольники не хотят играть в

дидактические игры? На самом деле, дети уверены в том, что они играют. С их точки

зрения игра должна быть именно такой. А мы, взрослые, наблюдая за такими детьми,

понимаем, что идёт деградация и разрушение игровой деятельности.

Я хочу сравнить группы детей 2007 года рождения, 2012 года рождения и 2017 года

рождения. Интересен тот факт, что в группе детей 2017 года рождения (25 человек)

этой проблемы ещё не существовало. Дети с удовольствием играли в сюжетно-

ролевые, подвижные игры, интересовались дидактическими играми, с удовольствием

объединялись в группы для совместной игры. В группе детей 2012 года рождения (25

человек) появилось двое детей, которые совсем не играли с игрушками, не принимали

участия ни в каких видах игр. Единственным и любимым их занятием была игра в

догонялки. Любая попытка переключить их внимание на другой вид игры или на

другой вид деятельности воспринималась как наказание. При этом, каких-то

отставаний в развитии, нарушений развития у этих детей не было. Это были хорошие

дети из довольно состоятельных семей. При беседе с родителями выяснилось, что эти

дети и дома не играют с игрушками. Всем игрушкам они предпочитали планшет и

компьютер. Тогда я впервые столкнулась с этой проблемой. А когда выяснилось, что в

группе детей 2017 года рождения из 18 детей уже шестеро не играют с игрушками,

мне стало тревожно. Картина была та же: все дети из благополучных, довольно

состоятельных семей. У всех этих детей уже с трёх лет был доступ к играм на

телефоне, планшете и компьютере. Проблема усугубилась ещё и тем, что эти дети

воспринимали время нахождения в детском саду, как наказание. Им было не

интересно, они тосковали , т.к. рядом нет привычных гаджетов. Я стала задавать себе

вопрос «Почему так происходит и что делать?».

Я условно разделила детей на две группы: «Играющие» и «неиграющие дети» и

провела наблюдение. Выяснилось, что дети, которые играют только в компьютерные

игры не усидчивые, рассеянные, гиперактивные, более агрессивные, чем их

сверстники, по рассказам родителей, склонны к истерикам по любому поводу.

Познавательный интерес у таких детей есть, но он становится каким-то однобоким и

связан, в основном, только с компьютерными играми и социальными сетями

(Например, ТikTоk).

Ознакомившись с соответствующей литературой, я пришла к выводу, что данная

проблема, скорее всего, вытекает из проблемы клипового мышления.

Константин Григорьевич Фрумкин (российский журналист, философ,

культуролог) определяет клиповое мышление как способность быстро переключаться

между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию

длительной линейной последовательности — однородной информации.

Мотив у ребенка возникает на основе положительной эмоции под воздействием

сильной, доминирующей мотивации. Доминирующая мотивация была описана

Алексеем Алексеевичем Ухтомским (русский и советский физиолог, академик

Академии наук СССР) и названа им доминантой. Современные гаджеты - это

средства, формирующие мотивацию детей.

Клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества и

повернуть этот процесс вспять невозможно. Таким образом, нужно принять эту

проблему и найти способы её решения. Помочь детям, научить их игре, превратить

скучное занятие в увлекательную игру – задача взрослых.

Я определила три направления своей работы:

1. Использование занимательного математического материала на занятиях, в

организованной свободной деятельности, в индивидуальной работе.

2. Организация РППС

3. Работа с родителями.

В этой статье я хочу раскрыть первое направление своей работы-использование

занимательного математического материала на занятиях, в организованной свободной

деятельности, в индивидуальной работе.

Пособия, о которых пойдет речь, известны очень давно и имеются в каждом

дошкольном учреждении. Но они довольно редко используются воспитателями: это

блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, счетные палочки, игры с

геометрическими фигурами типа «Танграм».

Я хочу показать эффективность и необходимость использования этих пособий.

И начну с уникального материала, который называется логические блоки Дьенеша.

Они разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки

мышления детей к усвоению математики.

Эффективность этого и других пособий обусловлена психологическими

особенностями ребёнка. Познание предметов через манипулирование и игру с ними.

Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: форме, цвету,

размеру и толщине.

Игры с логическими блоками позволяют решать следующие задачи:

– познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

– развивать пространственные представления.

– развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над

множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и

декодирование информации).

– развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты

по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои

рассуждения,

– развивать речь.

Работу с блоками Дьенеша можно начинать с младшей группы. Сначала это будут

элементарные задания (« Найди фигуру такого же цвета» или «сложи в корзинку зайке

только круглые фигуры»). В каждой возрастной группе задания усложняются.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете».

Придумал такое развивающее пособие учитель младших классов из Бельгии Джордж

Кюизенер в 1952 году. Его методика очень понравилась специалистам-педагогам она

прекрасно дополняла любые традиционные методы обучения детей.

- С помощью палочек можно знакомить с количественным и порядковым счетом,

образованием чисел в пределах 10, с составом числа из единиц, из 2-х меньших,

складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и

геометрические фигуры.

- Благодаря палочкам, развивается логическое мышление.

- Палочки дают возможность получать знания в результате исследований.

- Содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.

Помимо того, что палочки Кюизенера помогают решать основные задачи, они ещё и

развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие,

стимулируют воображение, приучают к порядку.

Палочки Кюизенера можно использовать в работе с детьми с двух лет. В младших

группах дети могут выкладывать из палочек геометрические фигуры, складывать

«конфеты» одного цвета в коробочку и т. д. Постепенно задания усложняются.

Вывод: Методика Кюизенера–не вступает в противоречие ни с одной из

существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.

Игры - начало упражнений ума, тренировка мозга, направленная на решение задач

от элементарных к более сложным. На этом принципе созданы детские головоломки

Никитина.

Один из первых видов игрушек, который появляется у малыша - кубики. С их

помощью у ребёнка развивается пространственное мышление, умение конструировать

и фантазия. Это развивает моторику, привычку работать как головой, так и руками. Я

использую в работе игры Никитиных из серии «Сложи узор». Кубики в наборе

раскрашены не только по граням, но и по диагонали. С их помощью можно

выкладывать разноцветные узоры. Эти узоры напоминают контуры различных

предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети

выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.

Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они

образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, т. е.

выполнять уже творческую работу.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим

важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной

деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской

работы.

К сожалению, и такой материал, как обычные счетные палочки, используется редко

или в узком направлении. Например, при обучении количественному счёту или при

знакомстве с составом числа из двух меньших.

Хотя их можно использовать в задачах на смекалку, головоломках, в

занимательных играх. (Например, как с помощью двух палочек сложить на столе

квадрат?) Дети могут подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая

палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. Такой материал можно

использовать при организации свободной деятельности детей, для закрепления

пройденного материала, для индивидуальной работы или включать в занятие по

формированию элементарных математических представлений. При выполнении

задания, дети выполняют практические поисковые действия ( перекладывание,

подбор) и мыслительные ( обдумывание хода, предугадывание результата,

предположение решения). Занимательные игры с палочками позволяют закрепить

знания о форме, количестве, о пространственных отношениях.

Игры с геометрическими фигурами типа «Танграм».

Всем ли известно, что такое танграм? Это одна из известных головоломок. Она

родилась в Китае более 3000 лет назад. Из 7 элементов, на которые разделен квадрат,

можно составить множество различных предметов и фигур животных. Ребенку проще

сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями. Контурные

образцы более сложны для воспроизведения.

Очень полезны реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых

создается с помощью игры-головоломки. В этом случае ребенку будет легче

представить изображаемый объект.

Такие игры позволяют закреплять знания детей о форме, развивать

пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику,

воображение, сообразительность, развивать мелкую моторику, воспитывать терпение,

усидчивость, самостоятельность.

ВЫВОД: Конечно, использование детьми дошкольного возраста гаджетов,

распространение интернета и соцсетей оказывают своё влияние на развитие нового

поколения. Но, нельзя упускать из вида и недостатки в работе воспитателей. Часто, в

детских садах работа по воспитанию и обучению дошкольников через дидактические

игры осуществляется изредка, игра не рассматривается как средство воспитания и

сплочения детей в группе.

Что ж, выбор методов и материалов за вами. Пробуйте, экспериментируйте, ищите.

Главное, чтобы вашим детям было интересно, и вы видели результат своих трудов.



В раздел образования