Автор: Бурлакова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №95"
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Проблема развития познавательного интереса у детей в современных условиях и способ её решения через использование занимательного математического материала».
Раздел: дошкольное образование
«Проблема развития познавательного интереса у детей в современных условиях
и способ её решения через использование занимательного математического
материала».
Бурлакова Е.Н. воспитатель высшей категории
г. Дзержинск МБДОУ «Детский сад№95»
Всем известен постулат детской психологии, что игра – ведущий вид деятельности
дошкольника. Игра - это потребность ребёнка.
Тогда, в чём же дело, почему дети перестают играть в те игры, которые предлагают им
воспитатели в детском саду? Почему современные дошкольники не хотят играть в
дидактические игры? На самом деле, дети уверены в том, что они играют. С их точки
зрения игра должна быть именно такой. А мы, взрослые, наблюдая за такими детьми,
понимаем, что идёт деградация и разрушение игровой деятельности.
Я хочу сравнить группы детей 2007 года рождения, 2012 года рождения и 2017 года
рождения. Интересен тот факт, что в группе детей 2017 года рождения (25 человек)
этой проблемы ещё не существовало. Дети с удовольствием играли в сюжетно-
ролевые, подвижные игры, интересовались дидактическими играми, с удовольствием
объединялись в группы для совместной игры. В группе детей 2012 года рождения (25
человек) появилось двое детей, которые совсем не играли с игрушками, не принимали
участия ни в каких видах игр. Единственным и любимым их занятием была игра в
догонялки. Любая попытка переключить их внимание на другой вид игры или на
другой вид деятельности воспринималась как наказание. При этом, каких-то
отставаний в развитии, нарушений развития у этих детей не было. Это были хорошие
дети из довольно состоятельных семей. При беседе с родителями выяснилось, что эти
дети и дома не играют с игрушками. Всем игрушкам они предпочитали планшет и
компьютер. Тогда я впервые столкнулась с этой проблемой. А когда выяснилось, что в
группе детей 2017 года рождения из 18 детей уже шестеро не играют с игрушками,
мне стало тревожно. Картина была та же: все дети из благополучных, довольно
состоятельных семей. У всех этих детей уже с трёх лет был доступ к играм на
телефоне, планшете и компьютере. Проблема усугубилась ещё и тем, что эти дети
воспринимали время нахождения в детском саду, как наказание. Им было не
интересно, они тосковали , т.к. рядом нет привычных гаджетов. Я стала задавать себе
вопрос «Почему так происходит и что делать?».
Я условно разделила детей на две группы: «Играющие» и «неиграющие дети» и
провела наблюдение. Выяснилось, что дети, которые играют только в компьютерные
игры не усидчивые, рассеянные, гиперактивные, более агрессивные, чем их
сверстники, по рассказам родителей, склонны к истерикам по любому поводу.
Познавательный интерес у таких детей есть, но он становится каким-то однобоким и
связан, в основном, только с компьютерными играми и социальными сетями
(Например, ТikTоk).
Ознакомившись с соответствующей литературой, я пришла к выводу, что данная
проблема, скорее всего, вытекает из проблемы клипового мышления.
Константин Григорьевич Фрумкин (российский журналист, философ,
культуролог) определяет клиповое мышление как способность быстро переключаться
между разрозненными смысловыми фрагментами, но неспособность к восприятию
длительной линейной последовательности — однородной информации.
Мотив у ребенка возникает на основе положительной эмоции под воздействием
сильной, доминирующей мотивации. Доминирующая мотивация была описана
Алексеем Алексеевичем Ухтомским (русский и советский физиолог, академик
Академии наук СССР) и названа им доминантой. Современные гаджеты - это
средства, формирующие мотивацию детей.
Клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества и
повернуть этот процесс вспять невозможно. Таким образом, нужно принять эту
проблему и найти способы её решения. Помочь детям, научить их игре, превратить
скучное занятие в увлекательную игру – задача взрослых.
Я определила три направления своей работы:
1. Использование занимательного математического материала на занятиях, в
организованной свободной деятельности, в индивидуальной работе.
2. Организация РППС
3. Работа с родителями.
В этой статье я хочу раскрыть первое направление своей работы-использование
занимательного математического материала на занятиях, в организованной свободной
деятельности, в индивидуальной работе.
Пособия, о которых пойдет речь, известны очень давно и имеются в каждом
дошкольном учреждении. Но они довольно редко используются воспитателями: это
блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина, счетные палочки, игры с
геометрическими фигурами типа «Танграм».
Я хочу показать эффективность и необходимость использования этих пособий.
И начну с уникального материала, который называется логические блоки Дьенеша.
Они разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки
мышления детей к усвоению математики.
Эффективность этого и других пособий обусловлена психологическими
особенностями ребёнка. Познание предметов через манипулирование и игру с ними.
Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: форме, цвету,
размеру и толщине.
Игры с логическими блоками позволяют решать следующие задачи:
– познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
– развивать пространственные представления.
– развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над
множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и
декодирование информации).
– развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты
по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои
рассуждения,
– развивать речь.
Работу с блоками Дьенеша можно начинать с младшей группы. Сначала это будут
элементарные задания (« Найди фигуру такого же цвета» или «сложи в корзинку зайке
только круглые фигуры»). В каждой возрастной группе задания усложняются.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете».
Придумал такое развивающее пособие учитель младших классов из Бельгии Джордж
Кюизенер в 1952 году. Его методика очень понравилась специалистам-педагогам она
прекрасно дополняла любые традиционные методы обучения детей.
- С помощью палочек можно знакомить с количественным и порядковым счетом,
образованием чисел в пределах 10, с составом числа из единиц, из 2-х меньших,
складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и
геометрические фигуры.
- Благодаря палочкам, развивается логическое мышление.
- Палочки дают возможность получать знания в результате исследований.
- Содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
Помимо того, что палочки Кюизенера помогают решать основные задачи, они ещё и
развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие,
стимулируют воображение, приучают к порядку.
Палочки Кюизенера можно использовать в работе с детьми с двух лет. В младших
группах дети могут выкладывать из палочек геометрические фигуры, складывать
«конфеты» одного цвета в коробочку и т. д. Постепенно задания усложняются.
Вывод: Методика Кюизенера–не вступает в противоречие ни с одной из
существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.
Игры - начало упражнений ума, тренировка мозга, направленная на решение задач
от элементарных к более сложным. На этом принципе созданы детские головоломки
Никитина.
Один из первых видов игрушек, который появляется у малыша - кубики. С их
помощью у ребёнка развивается пространственное мышление, умение конструировать
и фантазия. Это развивает моторику, привычку работать как головой, так и руками. Я
использую в работе игры Никитиных из серии «Сложи узор». Кубики в наборе
раскрашены не только по граням, но и по диагонали. С их помощью можно
выкладывать разноцветные узоры. Эти узоры напоминают контуры различных
предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети
выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.
Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они
образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, т. е.
выполнять уже творческую работу.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим
важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной
деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской
работы.
К сожалению, и такой материал, как обычные счетные палочки, используется редко
или в узком направлении. Например, при обучении количественному счёту или при
знакомстве с составом числа из двух меньших.
Хотя их можно использовать в задачах на смекалку, головоломках, в
занимательных играх. (Например, как с помощью двух палочек сложить на столе
квадрат?) Дети могут подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая
палочки по заданному образцу, по собственному замыслу. Такой материал можно
использовать при организации свободной деятельности детей, для закрепления
пройденного материала, для индивидуальной работы или включать в занятие по
формированию элементарных математических представлений. При выполнении
задания, дети выполняют практические поисковые действия ( перекладывание,
подбор) и мыслительные ( обдумывание хода, предугадывание результата,
предположение решения). Занимательные игры с палочками позволяют закрепить
знания о форме, количестве, о пространственных отношениях.
Игры с геометрическими фигурами типа «Танграм».
Всем ли известно, что такое танграм? Это одна из известных головоломок. Она
родилась в Китае более 3000 лет назад. Из 7 элементов, на которые разделен квадрат,
можно составить множество различных предметов и фигур животных. Ребенку проще
сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями. Контурные
образцы более сложны для воспроизведения.
Очень полезны реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых
создается с помощью игры-головоломки. В этом случае ребенку будет легче
представить изображаемый объект.
Такие игры позволяют закреплять знания детей о форме, развивать
пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику,
воображение, сообразительность, развивать мелкую моторику, воспитывать терпение,
усидчивость, самостоятельность.
ВЫВОД: Конечно, использование детьми дошкольного возраста гаджетов,
распространение интернета и соцсетей оказывают своё влияние на развитие нового
поколения. Но, нельзя упускать из вида и недостатки в работе воспитателей. Часто, в
детских садах работа по воспитанию и обучению дошкольников через дидактические
игры осуществляется изредка, игра не рассматривается как средство воспитания и
сплочения детей в группе.
Что ж, выбор методов и материалов за вами. Пробуйте, экспериментируйте, ищите.
Главное, чтобы вашим детям было интересно, и вы видели результат своих трудов.