Автор: Шурыгина Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Центр развития ребенка-детский сад № 46"
Населённый пункт: Саранск,Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: Дополнительные образовательные услуги как одно из условий повышения качества образования
Раздел: дошкольное образование
Дополнительные платные образовательные услуги как одно из
условий повышения качества дошкольного образования
Для
рынка
образовательных
услуг
характерна
своя
специфика.
Она
состоит
в
том,
что
качество
услуги
нельзя
адекватно
оценить
в
процессе
потребления, качество образовательных услуг зависит напрямую не только от
использования современных образовательных и воспитательных технологий,
наличия
высококвалифицированных
педагогов,
но
и
от
индивидуальных
способностей детей, принятых на обучение. Однако образовательные услуги -
это высоколиквидный и социально значимый товар. Большинство родителей
заинтересованы в получении дополнительного образования их детьми.
Определяющим понятием является дефиниция Федерального закона:
«Платные
образовательные
услуги
представляют
собой
осуществление
образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или)
юридических
лиц
по
договорам
об
оказании
платных
образовательных
услуг». Закрепленное в законе определение платных образовательных услуг
является на сегодняшний день единственным легитимным в сфере образования.
Платные
образовательные
услуги
оказываются
для
удовлетворения
личных потребностей дошкольников и чаяний их родителей. В связи с этим они
подпадают
под
понятие
«потребитель»
закона
РФ
«О
защите
прав
потребителей».
Предметом
оказываемой
услуги
являются
основные
характеристики
образования,
в
том
числе
вид,
уровень
и
направленность
образовательной
программы
(часть
образовательной
программы
определенного уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок
освоения образовательной программы (продолжительность обучения).
Отметим,
что
предмет
обязательств
по
договору
со
стороны
образовательной
организации
не
зависит
от
возмездности
договора
для
обучающегося
и
(или)
иного
заказчика.
Образовательные
программы
дошкольного
образования
направлены
на
разностороннее
развитие
детей
дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей,
в
том
числе
достижение
детьми
дошкольного
возраста
уровня
развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода
к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста
видов деятельности.
Образовательная
программа
становится
тем
документом,
который
позволяет
разграничить
платные
и
бесплатные
услуги
образовательных
учреждений,
и
сделать
это,
следовательно,
можно
лишь
применительно
к
каждому конкретному образовательному учреждению, что, в свою очередь,
позволяет
разнообразить
и
индивидуализировать
образовательный
маршрут
дошкольника.
Все
это
и
способствует
повышению
качества
дошкольного
образования.
В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, детский сад
может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать
дополнительные
образовательные
услуги
за
пределами
определяющих
его
статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе
договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и
родителями (законными
представителями),
что
позволить детям
реализовать
свои образовательные потребности.
Вариативность
дополнительных
образовательных
услуг
положительно
влияет
на
качество
дошкольного
образования,
но
должна
соответствовать
принципам
дошкольного
образования,
определенным
в
Стандарте.
В
современных условиях перечень и качество оказываемых дополнительных услуг
в дошкольном образовании позволит выиграть конкурентную борьбу в условиях
надвигающегося демографического спада.
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об
образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования,
что
предъявляет
повышенные
требования
к
качеству
образования
в
ДОУ.
Актуальность
проблемы
качества
дошкольного
образования
возрастает
с
каждым днем. Перед нами стоит непрерывная задача - построить свою работу
так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала
сохранение
самоценности,
неповторимости
дошкольного
периода
детства.
Каждое
дошкольное
учреждение
постоянно
доказывает
свою
привлекательность,
неповторимость.
А
это
достигается,
в
первую
очередь,
высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду. С
точки
зрения
современных
научных
подходов
качество
образования
характеризуется
через
совокупность
критериев-условий
образовательного
процесса и результатов этого процесса.
Качество
дополнительного
образовательного
процесса
в
ДОУ
будет
определяться следующими критериями:
уровнем
сбережения
здоровья
воспитанников
и
педагогических
работников
субъективной
удовлетворенностью
всех
участников
образовательного
процесса его результативностью и условиями
соответствие
образовательного
процесса
государственным стандартам,
условий его организации и ведения
технологичностью
и
преемственностью,
ориентированными
на
особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по
образовательной программе
соответствием содержанием образования консолидированному заказу на
оказание образовательных услуг.