Автор: Куркина Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 25"
Населённый пункт: г.Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Семья — это первый социальный институт, с которым сталкивается ребёнок. Это один из
самых действенных и сильных факторов личностного и физического развития. Здесь дети
получают свой первый опыт взаимодействия с окружающими, учатся коммуницировать,
постигают законы человеческого мира. Если в семье появляется ребёнок с особенными
потребностями, это накладывает отпечаток на каждого её члена.
Ограничение возможностей здоровья — это диагноз, придающий всей семье новый
статус. Цели родителей сосредотачиваются на решении проблем таких детей, выработке
новой модели воспитания и взаимоотношений. Происходит преобразование системы
ценностей и взглядов. На первый план выходит обеспечение такого образа жизни,
который способствовал бы нивелированию имеющихся проблем.
Для родителя воспитание здорового ребёнка подчас вызывает большие сложности. В
отношении детей с ОВЗ ситуация может сложиться ещё труднее. Необходимо найти
баланс между опекой и предоставлением свободы, строгостью и лаской, умеренной
нагрузкой, соответствующей возможностям ребёнка, и релаксационными мероприятиями.
Без специалистов обойтись подчас довольно непросто.
Выделяют несколько видов поведения, не являющегося нормой:
гиперопека: угнетение инициативы, лишение самостоятельности, потворство во
вред, культ болезни;
отторжение: безразличие и невнимательность к нуждам ребёнка, неприятие
болезни;
непоследовательность: резкая смена воспитательной модели, хаос либерализма и
строгости;
равнодушие: незаинтересованность в судьбе ребёнка, нежелание и неспособность
помочь.
Воспитание закладывает основы характера любого ребёнка и формирует схему его
будущего. Излишняя покорность, обилие капризов, инфантильность и неспособность к
принятию простейших решений — всё это результаты неправильного воспитания. Для
детей
с
ОВЗ,
в
отличие
от
здоровых,
основной
целью
всех
воспитательно-
образовательных мероприятий становится максимальная социализация, возможность
коммуницировать с миром на равных.
Семья ребёнка с отклонениями в развитии проходит через несколько стадий до принятия
диагноза и совершения активных действий. Сильный стресс и психологические
потрясения формируют новую социальную структуру всего жизненного уклада. В таких
непростых реалиях очень важно создание благоприятных условий для развития и
возможной реабилитации ребёнка.
Семейное воспитание должно быть подчинено некоторым принципам, которые позволят
улучшить динамику состояния:
1.
Знание особенностей и потребностей.
2.
Строгий распорядок дня.
3.
Система коррекционных занятий.
Родители, которые знают об особенностях диагноза своего ребёнка и его возможностях в
развитии, закладывают фундамент его будущего. Дети с ОВЗ, получающие в семье
правильное воспитание, отличаются уравновешенным характером, способностью к
самоконтролю. Они обладают развитым кругозором и памятью, хотят и могут
развиваться.
Чёткое
следование
режиму,
систематичность
и
последовательность
помогают
контролировать нагрузку, упорядочивать сон и питание, совмещать прогулки на свежем
воздухе и посильные упражнения. Это полезно и для здоровых ребят, а в отношении с
особенными детьми принесёт ощутимую пользу: улучшение самочувствия, стабилизация
нервной системы, привыкание к правилам.
Помощь специалистов в развитии ребёнка — это сильное подспорье для родителей.
Однако и в кругу семьи дети получают много важных навыков, помогающих в вопросе
социализации. Именно ближайшее окружение учит основам самообслуживания, гигиены
и ухода за собой, устанавливает порядок и правила питания, закладывает полезные
привычки.
Новый закон об образовании, совершивший прорыв в работе с детьми с ОВЗ, даёт таким
детям право не только на получение доступной среды, но и помощь квалифицированных
специалистов. Детям с особенностями развития сложно интегрироваться в динамичный,
непрерывно меняющийся окружающий мир, самостоятельно жить и обслуживать себя.
Поэтому на родителей возлагается такая важная задача — развитие ребёнка для будущего
благополучия.