Напоминание

"Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Куркина Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 25"
Населённый пункт: г.Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Семья — это первый социальный институт, с которым сталкивается ребёнок. Это один из

самых действенных и сильных факторов личностного и физического развития. Здесь дети

получают свой первый опыт взаимодействия с окружающими, учатся коммуницировать,

постигают законы человеческого мира. Если в семье появляется ребёнок с особенными

потребностями, это накладывает отпечаток на каждого её члена.

Ограничение возможностей здоровья — это диагноз, придающий всей семье новый

статус. Цели родителей сосредотачиваются на решении проблем таких детей, выработке

новой модели воспитания и взаимоотношений. Происходит преобразование системы

ценностей и взглядов. На первый план выходит обеспечение такого образа жизни,

который способствовал бы нивелированию имеющихся проблем.

Для родителя воспитание здорового ребёнка подчас вызывает большие сложности. В

отношении детей с ОВЗ ситуация может сложиться ещё труднее. Необходимо найти

баланс между опекой и предоставлением свободы, строгостью и лаской, умеренной

нагрузкой, соответствующей возможностям ребёнка, и релаксационными мероприятиями.

Без специалистов обойтись подчас довольно непросто.

Выделяют несколько видов поведения, не являющегося нормой:

гиперопека: угнетение инициативы, лишение самостоятельности, потворство во

вред, культ болезни;

отторжение: безразличие и невнимательность к нуждам ребёнка, неприятие

болезни;

непоследовательность: резкая смена воспитательной модели, хаос либерализма и

строгости;

равнодушие: незаинтересованность в судьбе ребёнка, нежелание и неспособность

помочь.

Воспитание закладывает основы характера любого ребёнка и формирует схему его

будущего. Излишняя покорность, обилие капризов, инфантильность и неспособность к

принятию простейших решений — всё это результаты неправильного воспитания. Для

детей

с

ОВЗ,

в

отличие

от

здоровых,

основной

целью

всех

воспитательно-

образовательных мероприятий становится максимальная социализация, возможность

коммуницировать с миром на равных.

Семья ребёнка с отклонениями в развитии проходит через несколько стадий до принятия

диагноза и совершения активных действий. Сильный стресс и психологические

потрясения формируют новую социальную структуру всего жизненного уклада. В таких

непростых реалиях очень важно создание благоприятных условий для развития и

возможной реабилитации ребёнка.

Семейное воспитание должно быть подчинено некоторым принципам, которые позволят

улучшить динамику состояния:

1.

Знание особенностей и потребностей.

2.

Строгий распорядок дня.

3.

Система коррекционных занятий.

Родители, которые знают об особенностях диагноза своего ребёнка и его возможностях в

развитии, закладывают фундамент его будущего. Дети с ОВЗ, получающие в семье

правильное воспитание, отличаются уравновешенным характером, способностью к

самоконтролю. Они обладают развитым кругозором и памятью, хотят и могут

развиваться.

Чёткое

следование

режиму,

систематичность

и

последовательность

помогают

контролировать нагрузку, упорядочивать сон и питание, совмещать прогулки на свежем

воздухе и посильные упражнения. Это полезно и для здоровых ребят, а в отношении с

особенными детьми принесёт ощутимую пользу: улучшение самочувствия, стабилизация

нервной системы, привыкание к правилам.

Помощь специалистов в развитии ребёнка — это сильное подспорье для родителей.

Однако и в кругу семьи дети получают много важных навыков, помогающих в вопросе

социализации. Именно ближайшее окружение учит основам самообслуживания, гигиены

и ухода за собой, устанавливает порядок и правила питания, закладывает полезные

привычки.

Новый закон об образовании, совершивший прорыв в работе с детьми с ОВЗ, даёт таким

детям право не только на получение доступной среды, но и помощь квалифицированных

специалистов. Детям с особенностями развития сложно интегрироваться в динамичный,

непрерывно меняющийся окружающий мир, самостоятельно жить и обслуживать себя.

Поэтому на родителей возлагается такая важная задача — развитие ребёнка для будущего

благополучия.



В раздел образования