Автор: Клещёва Людмила Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3
Населённый пункт: Мурманская область Терский район пгт Умба
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование патриотических чувств у старших дошкольников на основе приобщения к народной культуре Терских Поморов.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Терского района «Детский сад №3»
Подготовила
Клещёва Людмила Геннадьевна
воспитатель
Пгт.Умба
2022г
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников на
основе приобщения к народной культуре Терских Поморов.
В нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно
обращение к народной культуре, концентрация в себе национального
характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем
развивать и сохранять народные традиции своего родного края.
«Помни: мира не узнаешь, не зная края своего!»- цитата.
Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры
всего общества. Привлечение регионального компонента в дошкольные
образовательные программы обогащают знания детей о родном крае,
воспитывают уважение к его истории и традициям.
Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о
прошлом своего края?
Наш край является уникальным и своеобразным хранилищем культуры и
традиций духовной жизни поморов, которые необходимо передать молодому
поколению.
Приоритетным направлением в работе является социально-личностное
развитие ребёнка. Поэтому одним из важных аспектов работы с детьми по
социальному развитию является формирование целостного представления о
народной культуре Поморов ,воспитание в детях личности, которая сможет в
будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края.
С целью - формирования чувства патриотизма посредством приобщения
детей к историческому, культурному наследию и традициям родного
поморского края были определены следующие задачи:
1. Ознакомление детей с народными традициями Поморов : фольклором,
народно-прикладным искусством, ремеслами, календарно-обрядовыми
праздники.
2. Знакомство с особенностями быта наших предков Поморов.
3. Формировать у дошкольников эстетические чувства, художественный
вкус, творческие способности.
6. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям своего края и
людям труда.
Анализируя работу по данной теме
Знакомство дошкольников с историей, народной культурой и традициями
родного края – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от
случая к случаю. Для эффективной реализации и получения положительного
результата должны быть созданы необходимые условия:
Подбор научной и художественной литературы по краеведению;
знание педагогами истории своего родного края;
оформление соответствующей предметно - развивающей среды в
группе (оформлена «стилизованная» поморская изба с предметами
народного быта - печью, кухонной утварью, деревянной, берестяной,
глиняной посудой, деревянными и глиняными игрушками,
деревянными лавками, сундуком, прялкой, самоткаными половиками и
т.д.; оформлен уголок ряженья, организован мобильный (переносной)
центр краеведения, подобраны дидактические игры: «Раньше и
сейчас», «Узнай по описанию», «Найди отличия», «Найди пару»,
«Собери картинку»;
использование аудиозаписей, ИКТ;
взаимодействие с учреждениями социума: детская библиотека,
краеведческий музей, храм;
взаимодействие со специалистами (музыкальный руководитель,
Реализация задач по приобщению детей старшего дошкольного
возраста к народной культуре Поморья осуществляется в процессе
занятий следующих тем:
1.
«Наши предки -поморы». Цель: дать детям представление о родном
крае; формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая
новыми знаниями об исторических событиях, культурных ценностях,
традициях.
2.
«Северные посиделки». Цель: Познакомить детей с поморским
фольклором: сказками, пословицами, потешками, народными песнями,
хороводными плясками, играми.
3.
«Быт и традиции» — Цель: дать детям представление о постройках
наших предков: дом, амбар, мельница, баня; расширять знания об
устройстве русской избы; пробуждать интерес к северному
национальному костюму; формировать представление о христианских
праздниках.
4.
«Предметы старины глубокой». Цель: знакомить детей с предметами
поморского быта, народно-прикладного искусства, ремёслами.
5.
«Ох, уж эти сказки!». Цель: знакомить детей с творчеством северного
писателя С. Писахова, с самобытным фольклорным текстом сказок, с
северным диалектом.
Положительного результата можно достичь только систематической работой,
и данная работа проводится на основе комплексно - тематического принципа
построения образовательного процесса, тесно связанного с принципом
интеграции организационных форм различных видов детской деятельности
предусмотренных общеобразовательной программой (социализация,
познание, коммуникация, труд, художественное творчество, музыка и пр.) и в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
воспитанников. На занятия выносятся темы сложные, требующие
объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в
различных формах работы вне занятий. А так же, в течение всего года
целесообразно возвращаться к тем темам, которые с детьми были изучены
ранее.
В работе используются разные методы обучения детей:
1.
Словесные (рассказы, беседы, слушание, ситуативные разговоры,
обсуждения, проведение разнообразных игр, загадывание загадок).
2.
Практические (конструирование «Построй свой дом», лепка и роспись,
северных пряников-«козуль», рисование-мезенская роспись доски,
аппликация «лоскутное одеяло», ручной труд - изготовление
тряпичной «куклы-закрутки», декорирование пасхальных яиц,
организация выставок детского творчества).
3.
Наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин,
слайдов, предметов. Для повышения познавательной активности детей
были включены мультимедийные презентации: «Наш край-Поморье»,
«Народный костюм Поморов», «Народное ремесло», «» и пр.,
мультфильмы: «Апельсин», «Не любо - не слушай», «Перепилиха» по
творчеству С. Писахова).
4.
Интерактивные (экскурсии в музеи, художественные мастерские,
библиотеку).
В «стилизованной» поморской избе проводятся занятия, чтение северных
сказок, чаепития, игры и др. Совместно с музыкальным руководителем
разработаны музыкально-игровые занятия, праздники, развлечения,
подвижные игры на основе культурных традиций Терского берега, в
соответствии с годовым народным календарём. С детьми проводятся
традиционные народные праздники:
«Рождественские колядки», дети разучивают песенки - колядки, участвуют в
рождественских играх-забавах, переодевались в ряженых; «Широкая
Масленица» - дети становятся непосредственными участниками обрядов
масленичной недели; «Светлая Пасха» - дети знакомятся с обычаями и
традициями праздника, изготавливают подарки. Яркие, незабываемые
впечатления от праздников дети отражают в своих рисунках, играх. Для
календарно-обрядовых праздников в уголке ряженья имеются народные
костюмы: яркие сарафаны, косоворотки, кепки, кокошники, бусы и пр. В
организованном мобильном центре краеведения подбираются и
используются выставки и экспозиции в соответствии с тематикой занятий,
где дети выполняют различные задания.
Для более успешного формирования интереса детей к изучению истории,
культуры родного края мы организовываем экскурсии в музеи, в мастерские
народных умельцев, где в познавательно - игровой форме детям передают
знания о традициях и культуре наших предков. Большую помощь по
ознакомлению детей с историей православных праздников, с тем, как
встречают православные праздники, нам оказывают попечители храма.
В рамках данной темы дети участвовали в областном конкурсе «Солнечный
круг» в номинации декоративно-прикладное искусство (каргопольская
глиняная игрушка «Птица - Сирин»). Так же дети приняли участие в
конкурсе детских поделок и рисунков «Родной свой край люби и знай». За
время работы по данной теме у детей появились знания о музее, о предметах
старины и их назначении, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей
из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и
желание заниматься художественным творчеством, ручным трудом. Старшие
дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору.
Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и
праздниках.
Педагогами были оформлены фотовыставки о проведенных праздниках. На
педагогическом совете для коллег нами была представлена презентация по
проблеме «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников
на основе приобщения к народной культуре», в результате чего получили
положительный отзыв о проделанной работе.
Таким образом, данная работа позволяет приобщить детей к культуре своего
народа, воспитать у детей дошкольного возраста чувство гордости к
богатым, духовным, и историческим наследиям северного края, а в
дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным
традициям других народов.
Список литературы
1.
Воспитание детей на традициях народной культуры: программа,
разработки занятий и мероприятий / авт. – сост. В. П. Ватаман. –
Волгоград: Учитель, 2008.
2.
Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной
культуре // Справочник старшего воспитателя. 2011.- №4. - С. 29 – 35.
3.
Ельцова О. М., Круглова Н. А. Приобщение дошкольников к истокам
русской праздничной культуре// Справочник старшего воспитателя.
2011. - №5. - С. 24 – 33.
4.
Истоки русской народной культуры в детском саду / авт.-сост. И. Г.
Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
5.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
6.
Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост.В.
Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012.
7.
Поморская азбука/[авт.сост.: Тамара Зайцева; отв. Ред.: Тамара
Лазаревская].- Архангельск: Лоция, 2015. – 60 с.