Напоминание

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников на основе приобщения к народной культуре Терских Поморов.


Автор: Клещёва Людмила Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3
Населённый пункт: Мурманская область Терский район пгт Умба
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование патриотических чувств у старших дошкольников на основе приобщения к народной культуре Терских Поморов.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Терского района «Детский сад №3»

Подготовила

Клещёва Людмила Геннадьевна

воспитатель

Пгт.Умба

2022г

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников на

основе приобщения к народной культуре Терских Поморов.

В нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно

обращение к народной культуре, концентрация в себе национального

характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем

развивать и сохранять народные традиции своего родного края.

«Помни: мира не узнаешь, не зная края своего!»- цитата.

Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры

всего общества. Привлечение регионального компонента в дошкольные

образовательные программы обогащают знания детей о родном крае,

воспитывают уважение к его истории и традициям.

Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о

прошлом своего края?

Наш край является уникальным и своеобразным хранилищем культуры и

традиций духовной жизни поморов, которые необходимо передать молодому

поколению.

Приоритетным направлением в работе является социально-личностное

развитие ребёнка. Поэтому одним из важных аспектов работы с детьми по

социальному развитию является формирование целостного представления о

народной культуре Поморов ,воспитание в детях личности, которая сможет в

будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края.

С целью - формирования чувства патриотизма посредством приобщения

детей к историческому, культурному наследию и традициям родного

поморского края были определены следующие задачи:

1. Ознакомление детей с народными традициями Поморов : фольклором,

народно-прикладным искусством, ремеслами, календарно-обрядовыми

праздники.

2. Знакомство с особенностями быта наших предков Поморов.

3. Формировать у дошкольников эстетические чувства, художественный

вкус, творческие способности.

6. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к традициям своего края и

людям труда.

Анализируя работу по данной теме

Знакомство дошкольников с историей, народной культурой и традициями

родного края – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от

случая к случаю. Для эффективной реализации и получения положительного

результата должны быть созданы необходимые условия:

Подбор научной и художественной литературы по краеведению;

знание педагогами истории своего родного края;

оформление соответствующей предметно - развивающей среды в

группе (оформлена «стилизованная» поморская изба с предметами

народного быта - печью, кухонной утварью, деревянной, берестяной,

глиняной посудой, деревянными и глиняными игрушками,

деревянными лавками, сундуком, прялкой, самоткаными половиками и

т.д.; оформлен уголок ряженья, организован мобильный (переносной)

центр краеведения, подобраны дидактические игры: «Раньше и

сейчас», «Узнай по описанию», «Найди отличия», «Найди пару»,

«Собери картинку»;

использование аудиозаписей, ИКТ;

взаимодействие с учреждениями социума: детская библиотека,

краеведческий музей, храм;

взаимодействие со специалистами (музыкальный руководитель,

Реализация задач по приобщению детей старшего дошкольного

возраста к народной культуре Поморья осуществляется в процессе

занятий следующих тем:

1.

«Наши предки -поморы». Цель: дать детям представление о родном

крае; формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая

новыми знаниями об исторических событиях, культурных ценностях,

традициях.

2.

«Северные посиделки». Цель: Познакомить детей с поморским

фольклором: сказками, пословицами, потешками, народными песнями,

хороводными плясками, играми.

3.

«Быт и традиции» — Цель: дать детям представление о постройках

наших предков: дом, амбар, мельница, баня; расширять знания об

устройстве русской избы; пробуждать интерес к северному

национальному костюму; формировать представление о христианских

праздниках.

4.

«Предметы старины глубокой». Цель: знакомить детей с предметами

поморского быта, народно-прикладного искусства, ремёслами.

5.

«Ох, уж эти сказки!». Цель: знакомить детей с творчеством северного

писателя С. Писахова, с самобытным фольклорным текстом сказок, с

северным диалектом.

Положительного результата можно достичь только систематической работой,

и данная работа проводится на основе комплексно - тематического принципа

построения образовательного процесса, тесно связанного с принципом

интеграции организационных форм различных видов детской деятельности

предусмотренных общеобразовательной программой (социализация,

познание, коммуникация, труд, художественное творчество, музыка и пр.) и в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

воспитанников. На занятия выносятся темы сложные, требующие

объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в

различных формах работы вне занятий. А так же, в течение всего года

целесообразно возвращаться к тем темам, которые с детьми были изучены

ранее.

В работе используются разные методы обучения детей:

1.

Словесные (рассказы, беседы, слушание, ситуативные разговоры,

обсуждения, проведение разнообразных игр, загадывание загадок).

2.

Практические (конструирование «Построй свой дом», лепка и роспись,

северных пряников-«козуль», рисование-мезенская роспись доски,

аппликация «лоскутное одеяло», ручной труд - изготовление

тряпичной «куклы-закрутки», декорирование пасхальных яиц,

организация выставок детского творчества).

3.

Наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин,

слайдов, предметов. Для повышения познавательной активности детей

были включены мультимедийные презентации: «Наш край-Поморье»,

«Народный костюм Поморов», «Народное ремесло», «» и пр.,

мультфильмы: «Апельсин», «Не любо - не слушай», «Перепилиха» по

творчеству С. Писахова).

4.

Интерактивные (экскурсии в музеи, художественные мастерские,

библиотеку).

В «стилизованной» поморской избе проводятся занятия, чтение северных

сказок, чаепития, игры и др. Совместно с музыкальным руководителем

разработаны музыкально-игровые занятия, праздники, развлечения,

подвижные игры на основе культурных традиций Терского берега, в

соответствии с годовым народным календарём. С детьми проводятся

традиционные народные праздники:

«Рождественские колядки», дети разучивают песенки - колядки, участвуют в

рождественских играх-забавах, переодевались в ряженых; «Широкая

Масленица» - дети становятся непосредственными участниками обрядов

масленичной недели; «Светлая Пасха» - дети знакомятся с обычаями и

традициями праздника, изготавливают подарки. Яркие, незабываемые

впечатления от праздников дети отражают в своих рисунках, играх. Для

календарно-обрядовых праздников в уголке ряженья имеются народные

костюмы: яркие сарафаны, косоворотки, кепки, кокошники, бусы и пр. В

организованном мобильном центре краеведения подбираются и

используются выставки и экспозиции в соответствии с тематикой занятий,

где дети выполняют различные задания.

Для более успешного формирования интереса детей к изучению истории,

культуры родного края мы организовываем экскурсии в музеи, в мастерские

народных умельцев, где в познавательно - игровой форме детям передают

знания о традициях и культуре наших предков. Большую помощь по

ознакомлению детей с историей православных праздников, с тем, как

встречают православные праздники, нам оказывают попечители храма.

В рамках данной темы дети участвовали в областном конкурсе «Солнечный

круг» в номинации декоративно-прикладное искусство (каргопольская

глиняная игрушка «Птица - Сирин»). Так же дети приняли участие в

конкурсе детских поделок и рисунков «Родной свой край люби и знай». За

время работы по данной теме у детей появились знания о музее, о предметах

старины и их назначении, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей

из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и

желание заниматься художественным творчеством, ручным трудом. Старшие

дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору.

Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и

праздниках.

Педагогами были оформлены фотовыставки о проведенных праздниках. На

педагогическом совете для коллег нами была представлена презентация по

проблеме «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников

на основе приобщения к народной культуре», в результате чего получили

положительный отзыв о проделанной работе.

Таким образом, данная работа позволяет приобщить детей к культуре своего

народа, воспитать у детей дошкольного возраста чувство гордости к

богатым, духовным, и историческим наследиям северного края, а в

дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным

традициям других народов.

Список литературы

1.

Воспитание детей на традициях народной культуры: программа,

разработки занятий и мероприятий / авт. – сост. В. П. Ватаман. –

Волгоград: Учитель, 2008.

2.

Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной

культуре // Справочник старшего воспитателя. 2011.- №4. - С. 29 – 35.

3.

Ельцова О. М., Круглова Н. А. Приобщение дошкольников к истокам

русской праздничной культуре// Справочник старшего воспитателя.

2011. - №5. - С. 24 – 33.

4.

Истоки русской народной культуры в детском саду / авт.-сост. И. Г.

Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.

5.

Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

6.

Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост.В.

Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012.

7.

Поморская азбука/[авт.сост.: Тамара Зайцева; отв. Ред.: Тамара

Лазаревская].- Архангельск: Лоция, 2015. – 60 с.



В раздел образования