Напоминание

Формирование временных представлений у дошкольников с нарушением слуха с использованием интерактивной доски


Авторы: Купариннен Светлана Геннадьевна, Прокофьева Марина Эйновна
Должность: учитель - дефектолог (сурдопедагог)
Учебное заведение: ГБДОУ ЛО "ВДСКВ"
Населённый пункт: г. Всеволожск, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование временных представлений у дошкольников с нарушением слуха с использованием интерактивной доски
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Тема: Формирование временных представлений у дошкольников с нарушением

слуха с использованием интерактивной доски.

Авторы статьи:

Купариннен Светлана Геннадьевна - учитель –дефектолог

Прокофьева Марина Эйновна - учитель –дефектолог

Государственное бюджетное дошкольное учреждение Ленинградской области

«Всеволожский детский сад компенсирующего вида»

т.8 -921 -633 -56 – 26

Известно, что слышащий ребенок овладевает устной речью на основе

общения с окружающим, в связи с различными видами его деятельности. Особо

важную

роль

при

этом

играет

развивающая

функция

слухового

и

речедвигательного

анализаторов,

которые

дают

ребенку

возможность

воспринимать обращенную к нему речь, подражать ей и контролировать

собственное звукопроизношение.

Соответственно этому одной из важнейших и сложнейших проблем учебно-

воспитательной

работы

с

глухими

дошкольниками

является

формирование

представлений и понятий о времени.

Однако, врожденное или рано наступившее нарушение слуха затрудняет, а в

случае глухоты делает невозможным обычное, естественное усвоение речи,

которое у нормально слышащего ребенка формируется на основе слухового

восприятия речи окружающих и подражая ей.

Но, в результате специального обучения даже полностью глухие дети могут все

же овладеть устной речью. Этот фактор находит свое объяснение в чрезвычайной

пластичности высшей нервной деятельности, на которую указывал И.Л.Павлов.

Благодаря ей дефект слухового анализатора может быть в значительной мере

компенсирован за счет других, сохранных анализаторов.

Придавая большое значение всем вопросам специального образования глухих

детей, мы постоянно отрабатываем самую важную из своих проблем - содержание

работы и способы обучения словесной речи при нарушении слуха.

Поиски путей наиболее эффективного обучения глухих детей тесно связаны с

такими науками, как языкознание, физиология речи, психолингвистика, а так же с

использованием специальных компьютерных программ и интерактивных досок.

Отмечая, что новые интерактивные технологии применяются в специальном

образовании прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития

«особых»

детей,

многими

авторами

отмечается

положительное

влияние

компьютерных

программ

на

мотивацию

детей

к

логопедическим

занятиям

(Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Лизунова Л.Р., Садыкова Г.Г. и др.). Так же

ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания,

видеть оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные

средства обучения.

Например, «Мир за твоим окном», комплекс программ, нацеленный на

овладение коммуникативными навыками. В процессе работы с программой ученик

взаимодействует с «компьютерным человечком». Программа в различных ситуациях

требует как односложных ответов, так и развернутых.

При работе ребенка с этой компьютерной средой объектом целенаправленной

познавательной деятельности и предметом анализа являются:

- личный жизненный опыт и знания о сезонных явлениях природы и их

изменениях («Четыре времени года»);

эмоциональная рефлексия на погодные явления, словесное опосредование

эмоциональных состояний, возможность и правомерность существования различных

эмоциональных отношений к одному и тому же явлению («Погода»);

- использование усвоенных знаний в качестве инструментов решения житейских

задач;

выделение

существенных

параметров

житейских

ситуаций

как

ориентировочной основы практической деятельности («Одеваемся по погоде»);

- понимание текста и влияние контекста на понимание текста как целого

(«Рассказы о временах года»).

«Мир за твоим окном» содержит систему компьютерных упражнений,

показывающую возможные методические подходы к решению этих задач. Практика

использования этого комплекса программ показывает его преимущества перед

другими программами аналогичного содержания и традиционными методами

изучения ряда тем.

В своих

работах

М.Г.Аббасова, Т.Л.Лещинской,

Б.И.Цуканова и др.

исследователи отмечали, что - временные представления у глухих детей, весьма

приблизительны и неточны,

а их формирование

происходит медленно

и

с

большими

трудностями.

Поэтому,

для

развития

временных

представлений

должны

организовываться

наблюдения

за

явлениями

и

событиями,

характеризующими время (режимные моменты, природные изменения), исполь-

зоваться картинки, иллюстрации, фотографии, отражающие деятельность детей,

взрослых в разное время суток, в разное время года. В результате такой работы

накапливается некоторый опыт, помогающий им ориентироваться в таких

временных

отрезках,

как

сутки,

времена

года,

знать

их

названия

и

последовательную сменяемость. В дальнейшем отработка материала происходит с

использованием программного обеспечивания «Конструктор тестов», который

является

частью

программно

дидактического

комплекса

интерактивных

развивающих и обучающих игр «АЛМА», что позволяет создавать контрольные

задания по любой пройденной теме, используя тексты фотографии и видео.

У большинства детей с нарушением слуха до поступления в детский сад не

сформированы

представления

о

временных

явлениях,

(были

только чисто зрительные представления, а словаря, знания терминов не было).

С первых дней поступления в группу мы уделяли большое внимание знакомству

детей

с

элементарными

представлениями

о

времени

(части

суток, времена года), формированию понимания пространственных свойств. К

концу

обучения

почти

все

дети

твердо

усвоили

понятия:

вчера, сегодня, завтра, знают названия дней недели. Дети стали понимать вопросы

«Какое сейчас время года?» ,«Какой сейчас месяц?», «Какое сегодня число?»,

«Что мы делали вчера?», последовательность смены частей суток, месяцев,

недель. Часть детей отвечают на вопросы самостоятельно, часть с помощью

педагога. Дети, испытывающие трудности в усвоении материала, ориентируется в

ответах на календарь и справочные таблицы.

Работа

по

формированию

временных

представлений

начинается

со

знакомства с частями суток. Мы наметили методы работы по формированию у

детей знаний о частях суток, их последовательности.

Выяснили, что дети определяют части суток по деятельности, характерной

для того или иного отрезка времени. Конкретным определителем времени для

детей является в первую очередь их собственная деятельность (режимные

моменты, свободная игровая, театрализованная деятельность и т.д.). Поэтому,

обучая

детей,

мы

насыщали

части

суток

конкретными

существенными

признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Детям предлагали ответить на следующие вопросы: «Какое время суток?»,

«Что мы делаем утром (днем, вечером, ночью)?», «Какое время суток будет

(было)?». Самостоятельно дети приобрести эти знания о частях суток не могут.

Это подтверждается результатами обследования представлений детей разных

возрастных групп. Для обучения понятия «части суток» использовалось наглядное

пособие из четырех картинок, где были изображены виды деятельности,

характерные для каждой части суток. Картинки предъявляли детям поочередно и

задавали

вопрос:

«Какое

время

суток?».

По

содержанию

деятельности,

изображенной на картинке и некоторым объективным показателям дети должны

были определить и назвать время.

В

процессе

обучения

так

же

использовались

объективные

показатели для распознавания частей суток - положение солнца в разное время

дня, различную силу освещенности земли неба, а так же различную окраску всего

окружающего в разные части суток. Так, обращали внимание на преобладание

красного цвета - в утренние часы, желтого - в дневные, синего - в вечерние, и

черного - в ночное время.

При

овладении

навыком

различать,

называть

части

суток

и

определять их последовательность у глухих дошкольников выявились следующие

особенности:

Неравномерность в овладении названиями частей суток;

Выделение частей суток, которые чаще связаны с характерными видами

деятельности и имеют конкретные признаки;

Соотношение показателей частей суток с собственным опытом жизни и

деятельности;

Определение последовательности частей суток начиная с утра.

В течение года мы закрепляли у детей название частей суток, углубляли и

расширяли

представления

об

этих

отрезках

времени,

постоянно

обращая

внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. В

старшем возрасте, когда дети отчетливо усвоили представления о всех частях

суток, научились определять по характерной деятельности и объективным

показателям и правильно называть каждую из них, мы приступили к уточнению

знаний о последовательности частей суток.

Для закрепления использовали игры: «Что сначала, что потом?», «Что сегодня

делали дети?», «Продолжи фразу», «Тематические кубики», «День – ночь.

Животные», «Когда я это видел?» и т.д. Благодаря этим приемам мы показали

детям последовательность частей суток и дали представление о сутках в целом.

При этом у них сложилось элементарное понятие о текучести и непрерывности

времени. Параллельно с работой по формированию понятий о частях суток, мы

знакомили детей с временами года, их последовательностью и основными

признаками.

Работа

с

календарем

является

частью

работы

над

формированием

взаимосвязанных, систематизированных представлений о времени. С помощью

календаря

определяется

и

время

наступления

праздников,

вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем помогает

осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные

изменения. Календарь помогает детям наглядно представить сравнительно

длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год.

Для определения уровня сформированности понятий «времена года, месяцы,

дни недели», детям было предъявлено следующее задание: «Поставь по порядку

времена года», которое было направлено на проверку того, формально или

неформально дети усвоили последовательность смены сезонов года и понимают

ли круговой порядок их следования.

Аналогичным образом была организована проверка последовательности

месяцев

в

году

и

последовательности

дней

недели.

При

установлении

последовательности

дней

недели

дети

подготовительной

к

школе

группе

справились с заданием лучше, т.к. они уже научились устанавливать связь между

названием дня и его местом в неделе. Глухие дети лучше справлялись с

заданиями, направленными на упорядочивание месяцев, дней недели, начиная

каждый раз с новой точки отсчета, чем с заданиями направленными на заполнение

таблицы не по порядку, а скачкообразно. Так как это оказалось очень сложной

мыслительной

задачей.

Ф.Н.

Блехер

писала,

что

отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят»,

«события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Ожидание дает

ребенку почувствовать течение времени.

Для закрепления последовательности времен года, месяцев, недель и их

названий, мы использовали отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор

для измерения времени. Дети легко усвоили, что листок - день, чтобы сорвать

следующий листок, надо ждать целые сутки. Они складывали последовательно

листки - 7 листков - 7 дней - неделя. По окончании месяца подсчитывалось

количество недель и дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц,

скреплялись стопкой. На них записывали название прошедшего месяца. По

окончании года подсчитывалось количество месяцев в году, определялся порядок

их следования. Дети в любой момент могли подойти к календарю и по

разложенным в нем листочкам определить, сколько дней прошло с начала недели,

сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года.

Проводя все эти действия, дети постепенно постигали и осознавали сложные

количественные

взаимосвязи

между

отдельными

мерами

времени.

Для

закрепления представлений детей о последовательности дней недели, дни недели

пополнялись

конкретным

содержанием

занятий,

которые

проводились

по

определенным дням. Связь между названием и его местом в неделе помогала

запомнить последовательность дней недели и их названия. Для закрепления

знаний детей о порядке следования дней недели мы использовали дидактические

игры:

«Найди пару», «Найди соседей», «Волшебная матрешка. Времена года,

месяцы», «Чья неделя быстрее соберется» и т.д. Аналогичные игры проводились и

с месяцами.

Внимание детей ежедневно фиксировалось на текущей дате. В конце каждого

месяца с детьми проводилась беседа о том, какой месяц кончился, сколько в нем

было недель, дней, все это сравнивалось с предыдущим месяцем. Определялось

количество прошедших месяцев с начала года, и уточнялись названия и

порядковый

номер

нового

месяца.

Значительно

расширило

возможности

предъявления учебной информации и позволило усилить мотивацию ребенка

интерактивная доска. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики,

звука, современных средств видеотехники) позволило моделировать различные

ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы,

активизировали познавательную деятельность обучающихся и усилили усвоение

материала.

Для обучения последовательности времен года, месяцев, недель и их названий,

логики, внимания, мы использовали программное обеспечение «АЛМА Дошкольное

образование», что позволило нам качественно отработать материал по теме.

Например, «Веселые рассказы», необходимо расставить картинки в определенной

последовательности (время года, месяцы). «Семья», «В гостях у бабушки», детям

предлагается определить последовательность событий, происходящих в течение

суток. «Четвертый лишний», исключение лишнего, при определении времен года.

«Найди ошибку», поиск несоответствий по временам года. «Вставь пропущенный

месяц», «Какой день недели пропал?» и т.д.

В программном обеспечении АЛМА предусмотрен конструктор тестов, который

позволил нам разработать серию тестов (на первом этапе обучения, используя

наглядность, по мере освоения темы – картинки убирались, оставался только

текстовой

вопрос)

для

закрепления

изученного

материала.

Дети

проходили

тестирование направленное

на закрепление изученного материала, используя

разработанные нами тесты, что позволило нам наглядно отследить динамику в начале

изучения темы и в конце учебного года.

В заключении каждой пройденной темы дети проверяли свои знания в тестовом

режиме (после прохождения тестирования ребенком есть несколько вариантов

дальнейших действий: фиксация количества правильных и неправильных ответов,

время прохождения теста, возможность посмотреть результаты тестирования,

наглядно увидеть свои ошибки, пройти тест заново и сохранить результаты

тестирования, для дальнейшего отслеживания динамики).

Наши наблюдения показали, что в попытках ориентироваться во времени

глухие дети опираются на эмоциональные события своей жизни, на собственную

деятельности (режимные моменты, учебные занятия). Представления о времени

остаются

фрагментарными,

несистематизированными.

Для

преодоления

недостатков,

имеющихся

в

формировании

элементарных

временных

представлений у неслышащих детей, необходимо систематически побуждать их к

наблюдениям за временными изменениями в природе. Необходимо настроиться на

длительную и систематическую работу, на поиск «обходных путей» и приемов

для объяснения данного материала.

В ходе обучения уровень развития речи зависит от познавательной

активности

глухого

ребенка,

интереса

к

окружающему

миру,

предметам,

явлениям, деятельности людей. На повышении уровня развития речи испытуемых

большое влияние оказывает систематическая работа педагога и воспитателя над

речью на занятиях, и в других формах.

Как

показала

практика,

применение

ИКТ

на

занятиях

усиливает

положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность

обучающихся, помогает детям:

ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

овладеть практическими способами работы с информацией,

развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью

современных технических средств.

Дети с интересом и более позитивно относятся к тем учебным предметам, в

которых задействованы современные технологии. Это способствует повышению их

мотивации и достижению результатов, важных как для ребенка, так и для педагога.

Использование новых нестандартных приёмов объяснения и закрепления материала,

тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает

развить произвольное внимание. В этом случае задействуются различные каналы

восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в

ассоциациях в памяти детей, особенно глухих детей. Подача материала в виде

мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы

здоровья детей. Мультимедийные презентации позволили представить обучающий

и развивающий материал как систему ярких опорных образов. В этом случае были

задействованы различные каналы восприятия, что позволило заложить информацию

не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти детей.

Это

позволило реализовать в полной мере тот индивидуальный подход к детям, который

всегда

недостаточен

и

на

который,

как

правило,

уходила

большая

часть

подготовительной работы.



В раздел образования