Напоминание

"Счастливая семья"


Авторы: Клементьева Карина Юрьевна, Железнякова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЯНАО "Детский дом "Сияние Севера"
Населённый пункт: Тюменская область, Исетский р-он, пос. Кировский
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Счастливая семья"
Раздел: среднее образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

«ДЕТСКИЙ ДОМ «СИЯНИЕ СЕВЕРА»

Рабочая программа

«Счастливая семья»

государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа

«Детский дом «Сияние Севера» на 2022-2024 учебный год

(для младшего школьного возраста, подросткового возраста,

старшего школьного возраста)

Программу составила:

Гаряева Н.К., воспитатель

(2020-2021)

Четвертак И.П., старший

воспитатель, высшая

квалификационная категория

(2020-2021)

Клементьева К.Ю., воспитатель

(2022-2024)

Железнякова С.А., воспитатель

(2022-2024)

Принята на заседании профессионального объединения воспитателей ГКУ

ЯНАО «Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09.2020).

Рекомендована

Научно-методическим

советом

Учреждения

ГКУ

ЯНАО

«Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09. 2020).

Принята (изменения и дополнения) на заседании профессионального

объединения воспитателей ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол № 1 от 30

сентября 2022 года)

Рекомендована (изменения и дополнения) Научно-методическим советом ГКУ

ЯНАО «Сияние Севера» (протокол № 1 от 30 сентября 2022 года)

п. Кировский, Исетский район, Тюменская область

сентябрь, 2022

Пояснительная записка

Рабочая программа «Счастливя семья» в государственном казенном учреждении

Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» (далее - Рабочая

программа) разработана как модуль воспитательной программы «Шаги к успеху»

государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в целях

обновления содержания воспитательного процесса на основе компетентностного подхода

для успешной социализации воспитанника и относится к программам социальной

направленности.

Рабочая программа предназначена для младшего школьного возраста (7-10 лет),

подросткового возраста (10-15 лет) и старшего школьного возраста (15 лет и старше).

Исследования педагогов и психологов, анализ современной ситуации показывают,

что для тех, кто провёл детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи

является едва ли не самой заветной мечтой. Однако они чаще, чем их домашние

сверстники,

терпят

неудачи,

оказываются

неспособными

не

только

создать

благополучную семью, но и сохранить её. Выпускники детских домов испытывают

большие трудности в построении взаимоотношений в созданной ими семье. Трудности в

формировании представлений о семейных взаимоотношениях вызваны недостатком опыта

семейного воспитания. Следовательно, существует необходимость активного участия

педагогов детского дома в формировании брачно-семейных представлений у детей-сирот.

Реализация Рабочей программы модуля обеспечит условия для формирования

положительных брачно-семейных представлений, осуществления поддержки позитивных

взглядов, позиций и установок воспитанников детского дома на проблемы межполовых и

брачно-семейных отношений.

Цель:

формирование у воспитанников детского дома положительных брачно-

семейных представлений, позиций и взглядов для подготовки их к будущей семейной

жизни.

Задачи:

1) воспитывать культуру семейных отношений, поддерживать семейные традиции;

2) формировать ответственное отношение к созданию семьи на основе принятых

семейных ценностей - любви, равноправия, заботы, ответственности;

3) воспитывать в подростках ответственное отцовство и материнство;

4) способствовать

формированию

коммуникаций,

креативности,

кооперации,

развитию критического мышления.

2. Планируемые результаты освоения программы

2.1. Реализация Рабочей программы даёт возможность достичь следующих

а) личностных результатов:

-формирование культуры семейных отношений,

необходимости ответственного и

бережного отношения к семейным традициям;

- понимание ценности семьи в жизни человека;

б) метапредметных результатов:

-умение работать в группе сотрудничества детей и наставников;

- овладение составляющими проектной деятельности;

- формирование навыков публичных выступлений;

2.2 Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в блоках

«воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность научиться»

(младший школьный возраст)

«воспитанник научится»:

- называть семейные ценности и традиции;

- осваивать основы культуры семейных отношений;

«воспитанник получит возможность научиться»:

- публично представлять информацию с помощью наставника;

- называть нормы семейных отношений;

(подростковый и старший школьный возраст)

«воспитанник научится»:

- называть семейные ценности, необходимые для создания семьи;

- понимать значимость бережного отношения к семейным традициям;

- объяснять содержание норм семейных ценностей;

- понимать значимость положительных брачно-семейных отношений, представлений для

подготовки к будущей семейной жизни;

«воспитанник получит возможность научиться»:

- понимать смысл положительных брачно-семейных представлений;

- воспринимать как жизненную необходимость нормы культуры семейных отношений;

- публично представлять информацию о семейных традициях;

3. Содержание рабочей программы

Рабочая программа составлена из расчёта 34 часа в учебный год. Объём

теоретических занятий составляет 15 часов (44 %), объём практических занятий - 19 часов

(56%).

Рабочая программа строится с учётом четырёх содержательных линий: «Семья и ее

функции», «Духовно-нравственные основы семьи», «Здоровье семьи», «Бюджет семьи».

Раздел 1. «Семья и её функции» (12 часов, младший школьный возраст - 6

часов, подростковый и старший школьный возраст – 6 часов)

(младший школьный возраст)

Введение. Техника безопасности на занятиях. Что такое семья? Кто входит в состав

семьи. Родные люди, родственные отношения. Моя семья – моё богатство. Я помощник.

Мое место в доме.

Практическая работа №1. Проект (рисунок) «Мой дом – моя крепость»

Практическая работа №2. Викторина «Кто кому приходится в семье».

Практическая работа №3. Рисунки на тему «Моя семья».

Практическая работа №4. Сюжетно-ролевая игра «Обязанности в семье»

(подростковый и старший школьный возраст)

Введение. Техника безопасности на занятиях. Моя семья. Счастливо жить одному

невозможно.

Что такое генеалогическое древо? Семья и семейные ценности, функции

семьи. Поощрение и наказание в семье. Трудовые обязанности в семье.

Практическая работа №1. Проект «Генеалогическое древо моей семьи».

Практическая работа №2. Презентация «Моя семья-мое богатство».

Практическая работа №3. Деловая игра «Распределение обязанностей в семье».

Раздел 2. «Духовно - нравственные основы семьи»

(8 часов, младший

школьный возраст - 4 часа, подростковый и старший школьный возраст - 4 часа)

(младший школьный возраст)

Дом, где я родился. Дружная семья. Этикет в семье.

Семейные ценности.

Практическая работа №5. Сюжетно-ролевая игра «Ласковое слово родным вам

людям».

(подростковый и старший школьный возраст)

Родина - место, где родился. Этикет взаимоотношений в семье. Взаимопомощь и

взаимопонимание в семье. Путешествие дорогою добра.

Практическая работа №4. Коллаж «Дружная семья».

Раздел 3. «Здоровье семьи» (7 часов, младший школьный возраст - 4 часа,

подростковый и старший школьный возраст - 3 часа)

(младший школьный возраст)

Здоровая семья. Счастливая семья. Семейные праздники. Здоровый человек и его

окружение.

Практическая работа №6. Рисунки на тему «Спорт и семья».

Практическая работа №7. Мега-раскраска «Мама, папа и я - счастливая семья».

(подростковый и старший школьный возраст)

Ценности здоровой семьи. Спорт, здоровье, семья. Выходной день в семье.

Практическая работа №5. Рисунки «Нет вредным привычкам».

Практическая работа №6. Мини-сочинение «Выходной день в семье».

Раздел 4. «Бюджет семьи» (7 часов, младший школьный возраст - 3 часа,

подростковый и старший школьный возраст – 4 часа)

(младший школьный возраст)

Где взять деньги для семьи? На что тратят семейные деньги? Моя будущая семья.

Практическая работа №8. Проект (рисунок) «Моя будущая семья».

(подростковый и старший школьный возраст)

Семейный бюджет. Семейная экономика. Моя будущая семья. Деньги в нашей

жизни.

Практическая работа №7. Проект (рисунок) «Моя будущая семья».

4.

Календарно-тематическое планирование

4.1. Календарно-тематическое планирование

(младший школьный возраст, 17 часов,)

заня

тия

Дата

проведе

ния

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности

воспитанника, компетентностное развитие (КР)

Раздел 1. «Семья и её функции» (6 часов)

1, 2

Сентябрь,

2022

1.Вводное занятие.

Техника безопасности

на занятиях.

2.Что такое семья?

Входной контроль

Теоретическое занятие

Соблюдать технику безопасности на занятиях.

Объяснять понятие «семья». Просмотр мультфильма.

Обсуждать и анализировать увиденную информацию.

КР: формирование умений слушать информацию и вести

диалог, действовать с позиции установленных правил.

КР: обогащать социальный опыт детей, организовать

обмен

опыта

и

знаний

между

детьми,

выполнять

коллективную работу.

Входной

контроль

проводится

при

зачислении

воспитанника на обучение по программному модулю с

целью определения наличия специальных знаний и

компетенций

в

соответствующей

образовательной

области для установления уровня сложности освоения

программы.

3, 4

Октябрь,

2022

3. Кто входит в состав

семьи.

4. Родные люди,

родственные

отношения.

Практическое занятие

Называть членов семьи. Объяснять понятие «родные

люди».

Пояснять

информацию,

представленную

на

карточках. Выполнять коллективную работу по заданной

теме.

ПР №2. Викторина «Кто кому приходится в семье».

КР: развитие умения слушать собеседника и вести

диалог,

развитие

познавательной

инициативы,

формирование

умения

работать

в

коллективе

воспитанников и наставника.

5, 6

Ноябрь,

2022

5. Моя семья – моё

богатство.

6.Я помощник.

Практическое занятие

Рассказывать о своей семье. Изображать состав семьи на

рисунке.

ПР №3. Сюжетно-ролевая игра «Обязанности в семье».

КР:

формирование

умения

работать

в

коллективе

воспитанников и наставника, действовать с позиции

установленных правил.

Приводить примеры помощи в семье. Составлять рассказ

по картинке «Мамин помощник». Выполнять правила

игры.

ПР №4. Рисунки на тему «Моя семья».

КР:

развитие умения слушать собеседника и вести

диалог, составлять ответ в устной форме, развитие

творческих способностей детей.

Раздел 2. «Духовно - нравственные основы семьи» (4 часа)

7, 8

Декабрь,

2022

7.

Дружная семья.

8. Дом, где я родился

Теоретическое занятие

Объяснять понятие «дружная семья».

Рассказывать с помощью наставника о своей малой

Родине. Просмотр мультфильмов о природе и жителях

Ямала.

Обсуждать

и

анализировать

увиденную

информацию.

КР: формирование умений слушать информацию и вести

диалог, составлять устный рассказ.

9, 10

Январь,

2023

9. Этикет в семье.

10.Семейные ценности

Практическое занятие

Называть

правила

этикета.

Объяснять

правила

на

примерах,

приведённых

на

карточках.

Выполнять

правила игры.

КР: Формировать у детей представление о семье, как о

людях , которые любят друг друга и заботятся друг о

друге.

КР:

формирование

умения

работать

в

коллективе

воспитанников и наставника, действовать с позиции

установленных

правил,

развитие

навыка

составлять

устный рассказ.

ПР №5. Сюжетно-ролевая игра «Ласковое слово родным

вам людям».

Раздел 3. «Здоровье семьи» ( 4 часа)

11,

12

Февраль,

2023

11. Здоровая семья.

Практическое занятие

12. Счастливая семья.

Практическое занятие

Характеризовать под руководством наставника здоровую

семью. Доказывать значение спорта в жизни здоровой

семьи.

ПР №6. Рисунки на тему «Спорт и семья».

Объяснять

смысл

выражения

«счастливая

семья».

Характеризовать как семью, где нет вредных привычек,

любят детей, нет унижений, а есть взаимопонимание.

Выполнять коллективную работу по заданной теме.

ПР№7.Пословицы

и

поговорки

«Мама,

папа

и

я-

счастливая семья».

КР: формирование умений слушать информацию и вести

диалог, составлять устный рассказ, развитие творческих

способностей, групповая работа.

13,

14

Март,

2023

13.Семейные

праздники.

14.Здоровый человек и

его окружение

Теоретические занятия

Рассказывать о семейных праздниках. Описывать один из

праздников.

Просмотр

мультфильмов

о

семейном

празднике.

Обсуждать

и

анализировать

увиденную

информацию.

КР: формирование умений слушать информацию и

отвечать

на

вопросы,

составлять

устный

рассказ.

Приводить примеры вредных привычек, их плохое

влияние на семью.

Раздел 4. «Бюджет семьи» ( 3 часа)

15

Март,

2023

15.Где взять деньги

для семьи?

Теоретическое занятие

Знать, что деньги для семьи - это заработная плата папы

и мамы. Объяснять зачем работают родители.

КР: формирование умений слушать информацию и

отвечать на вопросы, составлять устный рассказ.

16

Апрель,

2023

16.На что тратят

семейные деньги?

Теоретическое занятие

Объяснять, что надо покупать для семьи. Рассказывать

где тратят деньги и на что. Приводить примеры экономии

семейных денег.

КР: формирование умений слушать информацию и

отвечать на вопросы, составлять устный рассказ.

17

Май,

2023

17.Моя будущая семья.

Практическое занятие

Итоговый контроль

ПР №8. Проект (рисунок) «Моя будущая семья».

Итоговый контроль

проводится с целью проверки

степени освоения знаний, умение решать практические

задания и применять полученные знания; определения

личностных, предметных и метапредметных результатов,

формирование

ключевых

компетенций.

Проверить,

насколько воспитанники научились реально действовать

в данном модуле программы. Осуществляется в форме

ОДИ, в которой воспитанники могут применить все

знания, умения и компетенции, освоенные в ходе

обучения.

4.2. Календарно-тематическое планирование

(подростковый и старший школьный возраст, 17 часов)

заня

тия

Дата

проведе

ния

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности

воспитанника, компетентностное развитие (КР)

Раздел 1. «Семья и её функции» (6 часов)

1,2

Сентябрь,

2022

1.Вводное занятие.

Техника безопасности

на занятиях.

2.Моя семья.

Теоретическое занятие

Входной контроль

Соблюдать технику безопасности на занятиях.

Объяснять

понятие

«семья».

Прослушивание

стихотворения.

Обсуждать

и

анализировать

прослушанную информацию.

КР: формирование умений слушать информацию и

вести диалог, действовать с позиции установленных

правил.

Входной контроль проводится при зачислении

воспитанника на обучение по программному модулю с

целью определения наличия специальных знаний и

компетенций в соответствующей образовательной

области. для установления уровня сложности освоения

программы.

3, 4

Октябрь,

2022

3.Счастливо жить

одному невозможно

Что такое

генеалогическое

древо?

Практическое занятие

4.

Правовые основы

брака и семьи.

Теоретическое занятие

Называть членов семьи. Рассказывать о составе семьи,

приводить

примеры

знакомых

семей.

Объяснять

понятие «родные люди». Выполнять работу по заданной

теме с помощью наставника.

КР: развитие умения слушать собеседника и вести

диалог, аргументировать своё мнение, формирование

умения

работать

в

коллективе

воспитанников

и

наставника.

ПР №1. Проект «Генеалогическое древо моей семьи».

Объяснять понятие «брак». Пояснять правовые основы

брака и семьи. Объяснять содержание норм семейных

ценностей, необходимых для создания семьи. Просмотр

фильмов о процедуре бракосочетания в традициях

коренных малочисленных народов севера и русских

народных

традициях.

Обсуждать

и

анализировать

увиденную информацию.

КР: развитие умения слушать собеседника и вести

диалог, аргументировать своё мнение, формирование

умений слушать информацию и вести диалог.

5, 6

Ноябрь,

2022

5.Семья и семейные

ценности, функции

семьи.

Практическое занятие

6.Трудовые

обязанности в семье.

Практическое занятие

Рассказывать о семейных ценностях, необходимых для

создания семьи. Характеризовать значимость бережного

отношения

к

семейным

традициям.

Понимать

значимость

положительных

брачно-семейных

представлений для подготовки к будущей семейной

жизни.

ПР №2. Рисунки на тему «Семейные традиции».

КР: развитие умения слушать собеседника и вести

диалог, аргументировать своё мнение, формирование

умения

публично

представлять

информацию

о

семейных

традициях,

развитие

творческих

способностей.

ПР №3. Деловая игра «Распределение обязанностей в

семье».

Знать и соблюдать правила деловой игры.

КР: формирование умения работать в коллективе

воспитанников и наставника, действовать с позиции

установленных правил, развитие умения работать в

группе сотрудничества детей и наставника.

Раздел 2. «Духовно - нравственные основы семьи» (4 часа)

7, 8

Декабрь,

2022

7.Родина - место, где

родился.

Теоретическое

занятие.

8.Этикет

взаимоотношений в

семье.

Практическое занятие

Рассказывать о своей малой Родине. Просмотр фильмов

о природе и жителях Ямала. Обсуждать и анализировать

увиденную информацию.

Объяснять понятие «дружная семья». Называть правила

этикета в семье. Отвечать на поставленные вопросы в

групповой

форме

работы

«Конверт

дружеских

вопросов».

Выполнять

коллективную

работу

по

заданной теме с помощью наставника.

ПР №4. Коллаж «Дружная семья».

КР: формирование умений слушать информацию и

вести диалог, составлять устный рассказ.

9, 10

Январь,

2023

9.Взаимопомощь и

взаимопонимание в

семье.

10.Путешествие

дорогою добра

Объяснять

понятие

«взаимопомощь»

и

«взаимопонимание».

Приводить

примеры

взаимопомощи.

Пояснять

роль

взаимопомощи

для

сохранения и укрепления семьи. Слушать стихи о семье.

Обсуждать и анализировать услышанную информацию.

КР: формирование умений слушать информацию и

вести диалог, составлять устный рассказ.

Формировать у детей представление о духовно –

нравственных нормах, об отношениях с окружающими.

Раздел 3. «Здоровье семьи» (3 часа)

11

Январь,

2023

11.Ценности здоровой

семьи.

Теоретическое занятие

Характеризовать ценности здоровой семьи: отсутствие

вредных привычек, любовь к детям, взаимопонимание и

взаимопомощь. Доказывать значение ценностей для

укрепления семьи.

КР: формирование умений слушать информацию и

вести диалог, составлять устный рассказ.

12

Февраль,

2023

12.Спорт, здоровье,

семья.

Практическое занятие

Доказывать значение спорта в жизни здоровой семьи.

Приводить примеры

организации досуга

в семье.

Выполнять работу по заданной теме.

ПР №5. Рисунки на тему «Спорт и семья».

КР: формирование умений слушать информацию и

вести диалог, составлять устный рассказ, развитие

умения работать в группе сотрудничества детей и

наставника, развитие творческих способностей.

13

Март,

2023

13.Выходной день в

семье.

Практическое занятие

Приводить примеры организации выходного дня в кругу

семьи. Доказывать значение проведения выходного дня

всей семьёй для укрепления семьи. Выполнять работу

по заданной теме.

ПР №6. Рисунки на тему «Выходной день в семье».

КР: формирование умений слушать информацию и

вести диалог, составлять устный рассказ, развитие

умения работать в группе сотрудничества детей и

наставника, развитие творческих способностей.

Раздел 4. «Бюджет семьи» ( 4 часа)

14

Март,

2023

14.Семейный бюджет.

Знать из чего состоит семейный бюджет. Объяснять

зачем работают родители.

КР: формирование умений слушать информацию и

вести диалог, составлять устный рассказ.

15, 16

Апрель,

2023

15.Семейная

экономика.

16.Деньги в нашей

жизни

Объяснять, что надо покупать для семьи. Необходимые

расходы.

Приводить

примеры

экономии

семейных

денег.

Способствовать формированию у детей о роли денег в

нашей жизни и культуры обращения с деньгами.

КР: формирование умений слушать информацию и

вести диалог, составлять устный рассказ.

17

Май,

2023

17. Моя будущая

семья.

Итоговый контроль

Практическое занятие

ПР №7. Проект «Моя будущая семья».

Итоговый контроль проводится с целью проверки

степени освоения знаний, умение решать практические

задания и применять полученные знания; определения

личностных, предметных и метапредметных

результатов, формирование ключевых компетенций.

Проверить, насколько воспитанники научились реально

действовать в данном модуле программы.

Осуществляется в форме ОДИ, в которой воспитанники

могут применить все знания, умения и компетенции,

освоенные в ходе обучения.

5. Оценка результатов реализации Рабочей программы

Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе

мониторинга результатов реализации учебно-воспитательной программы «Шаги к

успеху» по двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, который

проводятся два раза в год (октябрь, май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий,

промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках бально-

накопительной системы.

6. Перечень научно-методического обеспечения и используемой литературы

1.

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.-1985.

2.

Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. – Чебоксары.- 1998.

3.

Зверева О, Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. -

2000.

4.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.-2000.

5.

Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи.- М.- 2000.

6.

Панкова Л.М. У порога семейной жизни.- М.- 1991.

7.

Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России М, 1999

8.

Стрельникова М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2013. - 292 с.

9.

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.- 1987.

10.

Фролин А. Азбука для родителей. – Л.-1991.

11.

Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс]:

Учебное пособие/Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н.

12.

Кардашенко В. Н. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина,1980.

13.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под общ. ред.

Битяновой М. Р. – СПб.: Питер, 2002.

14.

Программно методическое обеспечение воспитательного процесса в детском доме.

Учебно-методическое пособие. Авторы – составители: Посашкова И. П., Лобченко М. В.,

Егорова Е. А. и др. ГОУ ДПО «ИРООО», Омск – 2007.

15.

Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. – М.: Новая школа, 1993.

16.

Социальные и психологические проблемы детства: материалы межрегиональной

научно-практической конференции. – Тара: ОмГПУ, филиал в г. Таре, 2007.

17.

Федеральное законодательство об охране здоровья школьников// Школа здоровья –

2004, - №3.

18.

Форд Е. Школа правильной осанки// Воспитание школьников – 2005, - №9.



В раздел образования