Автор: Макарова Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №42
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание нравственно-патриотических
чувств у
детей
дошкольного
возраста в условиях ФГОС дошкольного образования.
В
содержании
ФГОС
отмечается
острая
необходимость
активизации
процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень
любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все
инициативы,
умеют
искренне
сочувствовать
и
сопереживать.
Для
воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают
большие
возможности
для
систематического
и
последовательного
нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной
основы
ребенка,
эмоций,
чувств,
мышления,
процессов
социальной
адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем
мире.
Именно
этот
отрезок
жизни
человека
является
наиболее
благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на
ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в
памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма.
Что такое патриотизм? Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей,
ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и
умножать ее богатства, желание сохранять культурные особенности своего
народа, сохранять взаимосвязь с другими народами, готовность подчинить
свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и
своего народа.
Любовь к отечеству. С чего она начинается? Она начинается с малого – с
любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным
домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к
родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его
прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. С
умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в
детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к
истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех,
кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических
ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый
естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания,
воспитания чувства любви к Отчизне.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего
гражданина своей страны.
Актуальность нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что
в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее
общественное значение и становится задачей государственной важности.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуальна
в
сложившейся
ситуации
в
современном
обществе.
Возникшая
бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры, как
способа сохранения и передачи ценностей своего народа, ведут к изменению
понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед
опасностью моральной деградации.
Налицо тот факт, что современные дети мало знают о культурных традициях
своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.
У детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают
домашний адрес, свой день рождения, имя, отчество родителей, профессии
родителей, затрудняются ответить на вопросы, касающиеся родного города,
своей страны.
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество,
чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.
Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это
формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является
одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Задачи, которые стоят перед нами:
- расширить знания детей о стране, культуре, родном городе, его прошлом и
настоящем, природе родного края;
- развивать интерес детей к разным видам игр и умение в них играть;
- формировать умение подчиняться правилам игры,
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
- как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле,
с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему
стать человеком и гражданином общества;
- воспитание любви и уважения к родному дому, детскому саду, родной
улице, городу;
- познакомить детей с символами государства герб, флаг, гимн
- воспитание чувства гордости за достижения страны, любви и уважения к
армии, гордость за мужество воинов;
– формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим
людям, традициям, культуре;
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для
детей теплой, уютной атмосферы, оформление развивающей среды.
В
работе
можно
использовать
различные
технологии:
игровые,
информационные,
коммуникативные,
проблемные,
консультативные,
проектные, ИКТ.
В ходе нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводится
произведениям детской художественной литературы, дидактическим игра
народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному
искусству.
Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников ведется по
следующим блокам:
- Мой детский сад
- Игры и игрушки
- Моя семья
- Моя малая родина
- Страна, ее столица, символика
- Будем Родине служить
- Правила, по которым мы живем
- Культура и традиции
С детьми проводятся тематические беседы, непосредственно образовательная
деятельность, развлечения, проектная деятельность.
В работе с родителями используем разнообразные формы: консультации,
конкурсы, выставки.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача,
решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная
систематическая работа, использование разнообразных средств и методов
воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых
за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать
основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.