Автор: Василькина Наталья Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: АНОО "Школа "Дарование"
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: Обзор учебников по педагогической психологии для учителей начальных классов
Раздел: начальное образование
Обзор учебников по педагогической психологии для учителей начальной
школы
1. Зимняя И.А. «Педагогическая психология».
Зимняя Ирина Алексеевна - доктор психологических наук, профессор,
академик РАО, заслуженный деятель науки РФ. Пришла в психологию в
середине 50-х годов. Она начала исследования в области психоакустики в
тесном сотрудничестве с такими учеными, как Жинкин, Артемов, Чистович,
Соколов, Срама-Козалу, Фалог и др. Введенный ею в психологию речи и
психолингвистику термин "смысловое восприятие" речевого сообщения в
настоящее время является одним из важных элементов теории этих наук.
Известна психологической науке ее монография "Психология слушания и
говорения" (1973). Она разрабатывает основные положения психологической
теории речевой деятельности в парадигме субъект-субъективных отношений,
в изменении субъектных позиций. В психологии обучения иностранным
языкам по-новому сформулированы практические задачи обучения развития
речевой деятельности (во взаимодействии ее видов) на изучаемом языке.
Результаты
теоретических
и
экспериментальных
исследований
3.
представлены в многочисленных публикациях (более 150), среди которых
четыре монографии: "Психологические аспекты обучения говорению на
иностранном языке" (два издания); "Психология обучения иностранным
языкам в школе"; "Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности"
(в соавторстве). Особенно значимой в ее научной деятельности является
разработка
оригинальной
функционально-психологической
схемы
смыслопорождения и смыслового восприятия речевого сообщения.
В данном учебнике освещены: история, предмет, задачи, структура и
методы
педагогической
психологии.
Рассмотрены
основополагающие
проблемы образования, педагога и учащегося как его субъектов, учебной и
педагогической деятельности, учебно-педагогического сотрудничества и
общения. С использованием широкого круга отечественных и зарубежных
источников представлены исторически сложившиеся современные воззрения
и
исследовательские
позиции
в
области
педагогической
психологии,
показаны творческие возможности личностно-деятельностного подхода к
обучению. Для студентов педагогических и психологических направлений и
специальностей. Представляет интерес для ученых и специалистов в области
педагогики
и
психологии,
для
учителей
и
преподавателей
общеобразовательных
и
профессиональных
учебных
заведений.
Предлагаемый учебник, адресованный студентам педагогических учебных
заведений, направлен на то, чтобы студент смог поставив перед собой
профессионально значимый вопрос, найти ответ на него.
Книга
И.А.
Зимней
является
учебным
пособием
по
курсу
«Педагогическая психология». В книге освещена такая важная проблематика,
как предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии. Также
в книге рассмотрены основополагающие проблемы образования, педагогов и
учащихся как его субъектов, учебной и педагогической деятельности,
учебно-педагогического сотрудничества и общения. Таким образом, данная
книга
представляет
собой
обзор
основной
проблематики
курса
«Педагогическая психология».
Книга И.А. Зимней разделена на несколько частей, согласно основным
проблемам:
педагогическая психология: становление, современное состояние;
образование – глобальный объект педагогической психологии;
педагог и ученики – субъекты образовательного процесса;
учебная деятельность;
педагогическая деятельность в разных образовательных системах;
учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном
процессе.
Важное место в книге занимает определение места педагогической
психологии как междисциплинарной отрасли научного знания. В книге
определяется
место
педагогической
психологии
среди
других
человековедческих наук. И.А. Зимняя рассматривает историю становления
педагогической
психологии
с
точки
зрения
общепсихологического
контекста; выделены и подробно описаны этапы становления педагогической
психологии.
Далее
в
книге
пристальное
внимание
уделяется
характеристике
педагогической психологии как науки, т.е. предмету, задачам и структуре
данной
науки,
основным
методам
исследования,
применяемым
в
педагогической психологии. Предметом педагогической психологии, по
мнению автора, являются факты, механизмы, закономерности освоения
социокультурного
опыта
человеком
и,
вызываемые
этим
процессом
освоения, изменения в уровне интеллектуального и личностного развития
человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой
педагогом в различных условиях образовательного процесса. Приведённое
определение
свидетельствует
о
сложности,
многоаспектности
и
неоднородности
предмета
психологии.
Согласно
этому
определению,
далее И.А. Зимняя более подробно рассматривает каждый компонент,
который входит в данное определение.
В книге подробно и с разных точек зрения рассмотрено понятие
«образование», выделены основные тенденции и психологические принципы
современного образования.
Оглавление учебника – см. Приложение 1)
2. Клюева Н.В. «Педагогическая Психология».
Клюева
Наталья
Владимировна
-
заведующая
кафедрой
консультационной психологии ЯрГУ им. Демидова, профессор, доктор
психологических наук, Директор Центра корпоративного обучения и
консультирования
при
ЯрГУ
им.
Демидова.
Член-корреспондент
Международной
Академии
психологических
наук,
Член
Российского
психологического общества, член Международной Ассоциации психологов
образования, Президент Гильдии тренинг-консультантов (Ярославль). Автор
5 книг по психологии коммуникаций, тренингам, более 100 статей по
консультированию.
Под
руководством
Клюевой
Н.В.
защищено
15
кандидатских диссертаций по проблемам внутрифирменного обучения и
консультирования.
Учебник
освещает
современные
подходы
к
психологическим
проблемам
воспитания
и
обучения,
выражающиеся
прежде
всего
в
характеристике предмета, задач, принципов и методов педагогической
психологии науки и сферы практической деятельности. Большое внимание
уделяется связи образования и культуры, философско-психологическим
основам
и
принципам
построения
образовательного
процесса,
роли
психолога, работающего с детьми, педагогами, управленцами, родителями.
Для самостоятельной работы студентов предложены вопросы с целью их
обсуждения,
практические
задания,
способствующие
развитию
исследовательских навыков. Для преподавателей предназначены темы
семинарских занятий по основным изучаемым вопросам.
Адресовано студентам, которые готовятся к работе в качестве
психолога в образовании, и будущим педагогам; представляет интерес для
ученых и специалистов в области педагогики и психологии, для учителей
общеобразовательных школ, колледжей, техникумов и профессиональных
учебных заведений. В учебник включены вопросы и задания, над которыми
студенты могут подумать сами или обсудить вместе с преподавателем и
группой
на
семинаре,
предложены
ситуации,
которые
могут
быть
использованы при освоении нового учебного материала, для систематизации
знаний по соответствующему разделу, при контроле качества усвоения
материала,
при
проведении
семинарских
занятий.
Ситуации
могут
обсуждаться в группах (по 3–4 человека), каждая из которых обосновывает
свой вариант решения и определяет подходы к формированию личности
ребенка. Для преподавателей, ведущих курс «Педагогическая психология»,
будут полезны темы семинаров, предложенные после каждой главы.
Оглавление учебника – см. Приложение 2)
3. Такман Б.У. «Педагогическая психология: от теории к практике».
Брюс Такман - профессор педагогической психологии, бывший Декан
педагогического факультета Университета штата Флорида в г. Таллахасси.
Им опубликованы труды: "Проведение исследований в области педагогики"
(три издания), "Тестирование для учителей" (два издания), а также "Оценка
учебных программ" (два издания). Профессор Б. У. Такман провел обширные
исследования, результаты которых нашли отражение в многочисленных
работах по вопросам мотивации учения, построения курсов обучения,
изучения поведения в учебных группах, написания учебных тестов, а также
физического воспитания и здоровья учащихся. В свободное время Брюс
Такман занимается спортивной ходьбой и плаванием, любит посмотреть
бейсбольные матчи.
Перевод учебника по педагогической психологии американского автора на
русский язык за последние 40 лет осуществлен впервые. В системе
подготовки будущих учителей знания по психологии составляют важный
компонент учебного плана. Состав этих знаний определяется задачами
системы образования. Эти задачи включают:
o обучение знаниям и умениям в различных предметных областях;
o развитие всех сфер человеческой психики - познавательных
способностей, мотивационно-волевых качеств, эмоциональных
процессов, самосознания.
Для
решения
этих
задач
необходимо
знать
психологические
характеристики знаний и умений и процесса их усвоения, специфику каждой
сферы психики и ее развития с учетом индивидуальных особенностей и
отклонений.
Все эти знания представлены в разных психологических дисциплинах -
общей
психологии,
психологии
развития,
психологии
обучения
и
воспитания,
социальной
психологии,
дифференциальной
психологии,
психологии труда и профессиональной ориентации, элементов нейро- и
патопсихологии.
В педагогических вузах и университетах России преподаются все
отмеченные
дисциплины;
при
этом
под
собственно
педагогической
психологией понимается психология обучения и воспитания с добавлением
психологии труда учителя. В США чаще всего педагогической психологией
называют психологические знания по всем указанным выше дисциплинам,
рассматриваемые применительно к решению задач в системе образования.
Соответственно
учебники
и
пособия
по
педагогической
психологии
включают широкий диапазон психологических знаний, а также некоторых
вопросов педагогики из области дидактики и теории воспитания. Состав и
последовательность изложения знаний, разумеется, варьируют у разных
авторов. При этом как состав, так и последовательность изложения
материала из разных областей психологии определяются чаще всего
достаточно субъективно, не всегда логически стройно и обоснованно.
Указанное обстоятельство является самым общим недостатком большинства
учебников по педагогической психологии американских авторов при очень
многих достоинствах таких учебников в других важных отношениях.
Работа Б.У. Такмана здесь не исключение. Она содержит отдельные
темы
общей
психологии
познания
(гл.
7),
мотивации
(гл.
12),
дифференциальной психологии (гл. 13), практические рецептурные знания по
построению процесса обучения (гл. 5) и контролю обученности (гл. 14, 15,
16). Разумеется, отдельные вопросы, относящиеся к отмеченным темам,
освещаются также и в других главах учебника, непосредственно им не
посвященным.
Учебник включает широкий спектр научных знаний по различным
областям педагогической психологии. Изложение строится на основе ранних
и современных концепций с описаниями их экспериментальных обоснований
и многочисленными примерами применения теорий в практике обучения и
воспитания.
В учебнике рассматриваются подходы к построению курсов обучения,
вопросы выделения целей, содержания, методов, форм и средств обучения и
особенно контроля усвоения учебного материала. В указанном составе
знаний учебник является своеобразным по сравнению с отечественными
учебниками по педагогической психологии, применяемыми в подготовке
учителей.
Для студентов и аспирантов педагогических вузов и университетов,
учителей, научных работников, преподавателей психологии и педагогики, а
также
других
дисциплин.
Может
представить
интерес
для
всех
интересующихся проблемами образования.
Оглавление учебника – см. Приложение 3)
4. Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология».
Талызина Нина Федоровна — отечественный психолог. Работала на
отделении психологии философского факультета МГУ. Заведовала кафедрой
педагогики и педагогической психологии на факультете психологии МГУ.
Доктор психологических наук, профессор, член–корреспондент АПН СССР.
Ученица П.Я. Гальперина. Талызина Н.Ф. читает в МГУ курсы лекций:
«Педагогическая психология», «Деятельностный подход в психологии»,
«Деятельностная
теория
учения»,
«Психологическая
диагностика
интеллекта», «Зарубежные теории учения», подготовила более 60 кандидатов
и докторов наук.
Общее число опубликованных работ около 400, часть из них издана на 16-ти
языках
за
рубежом.
Основные
труды:
Теоретические
проблемы
программированного
обучения;
Пути
и
возможности
автоматизации
учебного
процесса;
Методика
составления
обучающих
программ;
Управление
процессом
усвоения
знаний.
(Психологические
основы);
Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта; Педагогическая
психология. (6 изданий), «Практикум по педагогической психологии» и т.д.
В основе пособия - «деятельностная» теория учения, изложение ее
сопровождается
различными
практическими
ситуациями.
Приводятся
возрастные особенности младших школьников; рассматривается учение как
один из видов деятельности; выявляются его мотивы, зависимость усвоения
от интеллектуального развития ребенка; обозначены пути формирования
логических приемов мышления.
Поскольку в те годы в России е было единого прикладного курса
педагогической
психологии
и
в
педагогических
учебных
заведениях
изучались только отдельные дисциплины, отражающие основные области
психологической науки: общая психология, возрастная, педагогическая. В
каждом курсе обычно представлены как фундаментальные, так и прикладные
знания. Данный учебник построен по такой же схеме: в нем читатель найдет
не только теорию учения, но и некоторые приложения ее в педагогической
практике.
Учебник может быть использован во всех учебных заведениях,
готовящих учителей. Но прежде всего он предназначен для подготовки
учителей начальной школы. Учебное пособие можно рекомендовать также
студентам педвузов.
Оглавление учебника – см. Приложение 4)
Приложение 1
Зимняя И.А. «Педагогическая психология»
Оглавление
Обращение к студенту - будущему педагогу (вместо предисловия)
ЧАСТЬ I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СТАНОВЛЕНИЕ, СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ
Глава 1. Педагогическая психология - междисциплинарная отрасль научного знания
§ 1. Общенаучная характеристика педагогической психологии
§ 2. История становления педагогической психологии
Глава 2. Педагогическая психология: основные характеристики
§ 1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии
§ 2. Методы исследования в педагогической психологии
ЧАСТЬ II. ОБРАЗОВАНИЕ - ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Глава 1. Образование в современном мире
§ 1. Образование как многоаспектный феномен
§ 2. Основные направления обучения в современном образовании
§ 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного
процесса
Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе
§ 1. Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе
§ 2. Обучение и развитие
§ 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе
ЧАСТЬ III. ПЕДАГОГ И УЧЕНИКИ - СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Глава 1. Субъекты образовательного процесса
§ 1. Категория субъекта
§ 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса
Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности
§ 1. Педагог в мире профессиональной деятельности
§ 2. Субъектные свойства педагога
§ 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога
§ 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности
§ 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической
деятельности
Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности
§ 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности
§ 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект
учебной деятельности
§ 3. Студент как субъект учебной деятельности
§ 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности
ЧАСТЬ IV. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности
§ 1. Учебная деятельность - специфический вид деятельности
§ 2. Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности
§ 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры
учебной деятельности
Глава 2. Учебная мотивация
§ 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию
мотивации
§ 2. Учебная мотивация
Глава 3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося
§ 1. Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения
§ 2. Навык в процессе усвоения
Глава 4. Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности
§ 1. Общая характеристика самостоятельной работы
§ 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к
самостоятельной работе
ЧАСТЬ V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СИСТЕМАХ
Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности
§ 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание
§ 2. Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической
мотивации
Глава 2. Педагогические функции и умения
§ 1. Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения)
§ 2. Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений
Глава 3. Стиль педагогической деятельности
§ 1. Общая характеристика стиля деятельности
§ 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической
деятельности
Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных
умений педагога
§ 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога
§ 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический
анализ
§ 3. Схема психологического анализа урока
ЧАСТЬ VI. УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
§ 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория
§ 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как
взаимодействие
Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество
§ 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная
тенденция
§ 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность
Глава 3. Общение в образовательном процессе
§ 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия
§ 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного
процесса
Глава 4. "Барьеры" в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической
деятельности
§ 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения
§ 2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 2
Клюева Н.В. «Педагогическая психология»
Оглавление
Предисловие
Глава 1
Предмет, задачи и структура педагогической психологии
Принципы и методы педагогической психологии
Принципы педагогической психологии
Методы педагогической психологии
Характеристика методов
Исторические аспекты развития педагогической психологии
Глава 2
Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества
Изменение отношения к ребенку в зависимости от уровня развития общества
Философско-психологические представления о сущности человека как основа для
построения образовательного процесса
Концепции педагогического процесса и его психологические основания
Цели образования
Роль целостной личности в образовании
Традиционные концепции образования
Культурологический подход в образовании
Альтернативные концепции
Современное российское образование: от когнитивно-ориентированной к личностно-
ориентированной образовательной парадигме
Принципы проектирования содержания и методов образования
Глава 3
Психологические исследования труда учителя
Место психологии в деятельности педагога
Проектирование педагогической деятельности. Рефлексивная психология и ее место
в деятельности педагога
Педагогическое общение
Компоненты педагогического общения
Функции педагогического общения
Принципы гуманизации педагогического взаимодействия
Ситуация как структурная единица педагогического общения
Психологическое обеспечение педагогического общения
Практические рекомендации учителям по разрешению педагогической ситуации
Предпосылки успеха в педагогическом общении
Техника педагогического общения
Психология педагогического воздействия
Понятие педагогического воздействия. Стратегии воздействия
Психологическое обеспечение технологии эффективного педагогического
воздействия
Виды педагогического воздействия
Конструирование ситуаций педагогического воздействия с позиций рефлекторной
модели психики
Теория ролей и конструирование ситуаций педагогического воздействия
Педагогические способности
Роль педагога в образовании как процессе развития способностей
Соотношение общих и специальных (педагогических) способностей
Уровни педагогических способностей
Значение педагогических способностей
Структура и динамика педагогических способностей
Уровни результативности деятельности учителя
Закономерности и механизмы развития педагогических способностей
Показатели уровня развития педагогических способностей
Индивидуальные стили педагогической деятельности
Психологическое сопровождение индивидуального стиля деятельности педагога
Соотношение типического и индивидуального в деятельности педагога
Функции индивидуального стиля педагогической деятельности
Влияние педагогической ситуации на проявления личностных качеств учителя
Влияние личности учителя на педагогическую ситуацию
Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности
Виды стилей деятельности учителя
Проблема компенсации и индивидуального стиля деятельности
Психологические механизмы индивидуального стиля общения
Приемы противостояния манипулированию
Глава 4
Модели работы психолога с педагогами (характеристика подходов)
Психологическое обеспечение деятельности педагога
Индивидуальная работа психолога с учителем
Групповые формы работы с педагогами
Предмет работы ведущего в группе
Работа с личностью
Работа с группой
Роль психолога в тренинге
Методические средства, используемые в тренинге
Активные методы обучения в работе с педагогами
Психология педагогического коллектива
Психологические основы организации педагогической деятельности
Глава 5
Основные понятия психологии воспитания
Психологические аспекты воспитательных технологий
Особенности воспитания на разных возрастных этапах
Влияние семьи на формирование личности
Воспитание ребенка в семье
Порядок появления ребенка в семье и его влияние на формирование личности
Влияние семьи на формирование «Я-концепции» личности
Влияние матери и отца на развитие ребенка
Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка
Диагностика родительско-детских отношений
Модели работы психолога с семьей
Индивидуальное консультирование родителей
Родительские группы
Роль воспитания в моральном развитии личности
Воспитание личности в культуре
Роль игры в воспитании личности
Классификация игр
Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра как метод психологической коррекции и терапии
Влияние средств массовой информации на воспитание личности
Воспитание личности в изобразительной деятельности
Влияние сказки на формирование личности
Психологический анализ сказок
Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка
Сказка как метод психологической диагностики
Первая сказка: «Птенец»
Вторая сказка: «Годовщина свадьбы родителей»
Третья сказка: «Ягненок»
Четвертая сказка: «Похороны»
Пятая сказка: «Страх»
Шестая сказка: «Слоненок»
Седьмая сказка: «Песочный домик»
Восьмая сказка: «Прогулка»
Девятая сказка: «Новость»
Десятая сказка: «Плохой сон»
Роль детского коллектива в воспитании личности
Глава 6
Основные понятия психологии обучения. Учебная деятельность
Задача психологии обучения
Психологические составляющие обучения
Учебная деятельность как система
Концепции обучения и их психологические основания
Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и
индивидуализации обучения
Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения
Приемы и техники управления учащимися на уроке
Психологические аспекты компьютеризации образования
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Такман У.Б. «Педагогическая психология»
Оглавление
Предисловие к русскому изданию 11
Предисловие 15
Глава 1. Изучение педагогической психологии 19
Для чего изучать поведение человека? 20
Для чего нужны принципы и теории? 23
Откуда нам известно, что теория верна? 26
Выработка моделей 36
Различные области применения принципов, теорий и моделей, рассмотренных в этой
книге 36
Сводка основных идей 39
Рекомендуемая литература 42
Часть первая Учение и обучение 43
Глава 2. Ранние поведенческие и когнитивные подходы (к учению) 45
Бихевиоризм и когнитивизм 46
Ранняя поведенческая модель: классическое обусловливание 47
Поведенческий подход, предложенный Торндайком: обучение методом проб и
ошибок 55 Ранний вариант когнитивного подхода: гештальтпсихология 58
И снова сравнение поведенческого подхода с познавательным 65
В каком направлении двигаться дальше? 67
Сводка основных идей 69
Рекомендуемая литература 70
Глава 3. Поведенческий подход к учению 71
Введение 72
Оперантное научение 72
Типы подкрепляющих стимулов 75
Схемы применения подкрепляющих стимулов 78
Модификация поведения 81
Эффективное руководство классом 85
Наказание 90
Скиннер о преподавании 95
Сводка основных идей 96
Рекомендуемая литература 98
Глава 4. Условия учения 99
Введение 100
Процессы обучения 100
Процедуры обучения 105
Результаты обучения 111
Анализ требований к научению 118
Систематическая подготовка учебных материалов 122
Условия обучения на поведенческо-познавательном континууме 124
Сводка основных идей 125
Рекомендуемая литература 126
Глава 5. Проектирование преподавания 127
Модель проектирования учебного процесса 128
Индивидуализированное обучение 136
Модель обучения до полного усвоения 139
Модель прямого обучения 142
Обучение посредством самостоятельного открытия 146
Сводка основных идей 149
Рекомендуемая литература 152
Глава 6. Когнитивный подход к учению 153
Модель трехэталной обработки информации 154
Факторы, влияющие на заучивание наизусть 159
Метакогнитивные процессы, влияющие на осмысленное учение 163
Метакогнитивные структуры, влияющие на учение посредством осмысленного
получения информации 172
Матемагенические виды деятельности 175
Метакогнитивные стратегии 178
Навыки учения 180
Сводка основных идей 181
Рекомендуемая литература 183
Глава 7. Решение задач и творческие способности 185
Введение 186
Общие стратегии решения проблем 186
Эксперты и новички: конкретные стратегии решения проблем 188
Объединение общих стратегий с экспертным знанием 191
Применение метакогнитивных стратегий к обучению навыкам в решении проблем
195 Творческие способности 204
Повышение творческой отдачи в работе 207
Сводка основных идей 211
Рекомендуемая литература 214
Часть вторая Развитие, взаимодействие и мотивация 216
Глава 8. Когнитивное развитие 217
Психология развития Жана Пиаже 218
Основная структура когнитивной организации: схема 218
Интеллектуальное развитие как адаптация 219
Четыре стадии интеллектуального развития 226
Применение теории Пиаже к практике образования 248
Сводка основных идей 256 Рекомендуемая литература 260
Глава 9. Эмоциональное развитие 261
Введение 262
Стадии эмоционального развития в теории Пиаже 262
Стадии морального развития по Кольбергу 271
Стадии психосоциального развития по Эриксону 279
Сводка основных идей 287 Рекомендуемая литература 294
Глава 10. Процессы в учебной группе 295
Динамика учебной группы 296
Ожидания 297
Нормы 301
Лидерство 309
Коммуникация 314
Дружба и приязнь 320
Климат в классе 325
Сводка основных идей 326
Рекомендуемая литература 330
Глава 11. Социальные основы поведения 331
Основные принципы 332
Учение посредством наблюдения модельного поведения 336
Самодостаточность 345
Саморегулирование 357
Сводка основных идей 365
Рекомендуемая литература 368
Глава 12. Мотивация учащихся 369
Введение 370
Теория атрибуции 371
Потребность в достижении 386
Теория побуждения 390
Теория самоактуализации 397
Сводка основных идей 407
Рекомендуемая литература 411
Часть третья Тестирование и оценка 414
Глава 13. Индивидуальные различия 415
Введение 416
Интеллект 416
Социальный класс 433
Стиль познания, или учения 435
Способность к творчеству 440
Стиль межличностного общения 442
Настроение (тревога) 446
Сводка основных идей 451
Рекомендуемая литература 454
Глава 14. Конструирование теста 455
Составление краткого содержания теста 456
Подготовка целей обучения 456
Написание характеристик заданий теста 458
Написание заданий с краткими ответами для измерения знаний 462
Составление тестовых заданий, требующих краткого ответа, для измерения
понимания 475
Составление заданий, требующих ответа в форме эссе, для измерения когнитивных
процессов более высокого порядка 481
Построение теста, требующего осуществления какой-либо деятельности 488
Сводка основных идей 490
Рекомендуемая литература 494
Глава 15. Оценка и совершенствование тестов, определение их результатов 495
Зачем оценивать тест? 496
Тест должен быть валидным 497
Что делает тест невалидным? 499
Тест должен обладать надежностью 503 Ч
то делает тесты ненадежными? 510
Повышение надежности теста 511
Определение надежности тестов типа эссе 515
Повышение надежности определения результата эссе-теста 521
Определение надежности результатов тестов, связанных с выполнением
практических действий 523
Сводка основных идей 524
Рекомендуемая литература 528
Глава 16. Истолкование и оценка результатов тестов 529
Почему результаты тестов требуют истолкования? 530
Истолкование теста, основанное на отнесении его результата к критерию 531
Истолкование тестов относительно нормы 533
Стандартизированные тесты 545
Пример перевода и истолкования результатов тестирования 546
Интерпретация отчетов о результатах тестирования с помощью
стандартизированных тестов 552
Аттестация 561
Сводка основных идей 567
Рекомендуемая литература 571
Приложение 4
Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология»
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ.............................................ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ УЧЕНИЯ.....................ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА.
ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
..........................................................................ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
2.1. П
РЕДМЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
. . .О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
2. М
ЕТОДЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
.......О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
2.3. З
АДАЧИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
......О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
2.4. О
СНОВНАЯ
СИСТЕМА
ПОНЯТИЙ
,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
В
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
........................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
ГЛАВА 3. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ..........................................ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
3.1. Ф
ИЗИЧЕСКИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ
ШЕСТИЛЕТОК
. .О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
3.2 П
СИХИЧЕСКАЯ
ГОТОВНОСТЬ
К
ШКОЛЕ
............О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
3. 3. П
СИХОЛОГИЧЕСКИЕ
НОВООБРАЗОВАНИЯ
В
МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
О
ШИБКА
!
З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
3.4 И
НДИВИДУАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
ГЛАВА 4. ОБЩИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОШИБКА! ЗАКЛАДКА
НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
4.1 В
ИДЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА
В
УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
............О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
4.2. А
НАЛИЗ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕНИЯ
...................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
ГЛАВА 5. ДЕЙСТВИЯ, ВХОДЯЩИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИЯ....ОШИБКА!
ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
5.1. Н
АЧАЛЬНЫЕ
ЛОГИЧЕСКИЕ
ПРИЕМЫ
МЫШЛЕНИЯ
О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
5.2. П
СИХОЛОГИЧЕСКИЕ
УМЕНИЯ
.........................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
5.3. С
ПЕЦИФИЧЕСКИЕ
ПРИЕМЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
5.4. В
ЗАИМОСВЯЗЬ
ОБЩИХ
И
СПЕЦИФИЧЕСКИХ
ЗНАНИЙ
И
УМЕНИЙ
О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
5.5. У
МЕНИЕ
УЧИТЬСЯ
...........................................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
ГЛАВА 6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯОШИБКА! ЗАКЛАДКА
НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
6.1. П
РИРОДА
ПРОЦЕССА
УСВОЕНИЯ
.....................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
6.2. С
ТРУКТУРНЫЙ
И
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ
ДЕЙСТВИЙ
....О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
6.3. С
ВОЙСТВА
ДЕЙСТВИЯ
.....................................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
6.4. Э
ТАПЫ
ПРОЦЕССА
УСВОЕНИЯ
........................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
6.5. Т
ИПЫ
ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ
ОСНОВЫ
ДЕЙСТВИЙ
О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
ГЛАВА 7. КОНТРОЛЬ И ЕГО ФУНКЦИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ...ОШИБКА!
ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
7.1. П
РЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
КОНТРОЛЬ
.......................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
7.2. Т
ЕКУЩИЙ
КОНТРОЛЬ
.......................................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
7.3. И
ТОГОВЫЙ
КОНТРОЛЬ
.....................................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
ГЛАВА 8. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ............ОШИБКА!
ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
8.1. Ф
РОНТАЛЬНАЯ
РАБОТА
...................................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
8.2. И
НДИВИДУАЛЬНЫЕ
ФОРМЫ
РАБОТЫ
..............О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
ГЛАВА 9. ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И
ДЕЙСТВИЙ...................................................ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
ГЛАВА 10. ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА.
10.1 В
ИДЫ
ПОНЯТИЙ
..............................................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
10.2 С
УЩНОСТЬ
ПОНЯТИЙ
.....................................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
10.3. П
УТИ
УСВОЕНИЯ
НАЧАЛЬНЫХ
НАУЧНЫХ
ПОНЯТИЙ
............О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
10.4. В
ИДЫ
ДЕЙСТВИЙ
,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ
ПОНЯТИЙ
..........О
ШИБКА
!
З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
10.5. Р
ОЛЬ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОНЯТИЯ
В
ПРОЦЕССЕ
ЕГО
УСВОЕНИЯ
О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
10.6. У
СЛОВИЯ
,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
УПРАВЛЕНИЕ
ПРОЦЕССОМ
УСВОЕНИЯ
ПОНЯТИЙ
................................................................................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
10.7. Т
РЕБОВАНИЕ
К
СОДЕРЖАНИЮ
И
ФОРМЕ
ЗАДАНИЙ
..............О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
10.8. К
АЧЕСТВО
СФОРМИРОВАННЫХ
ПОНЯТИЙ
ПРИ
УПРАВЛЕНИИ
О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
ПРОЦЕССОМ
ИХ
УСВОЕНИЯ
....................................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
10.9. В
ОЗРАСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
УСВОЕНИЯ
ПОНЯТИЙ
.............О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
ГЛАВА11. ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.......................................ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
11.1. О
БУЧЕНИЕ
ЧТЕНИЮ
.......................................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
11.2. О
БУЧЕНИЕ
ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ
.....................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
11.3. П
РИЕМЫ
РАБОТЫ
ПРИ
ИЗУЧЕНИИ
СИСТЕМЫ
СЧИСЛЕНИЯ
. . .О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
11.4. П
РИЕМ
РЕШЕНИЯ
АРИФМЕТИЧЕСКИХ
ЗАДАЧ
«
НА
ПРОЦЕССЫ
»О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
ГЛАВА 12. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ, ВХОДЯЩИХ В УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
..........................................................................ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
12.1. Ф
ОРМИРОВАНИЕ
ДЕЙСТВИЙ
,
ВХОДЯЩИХ
В
ПРИЕМ
МОДЕЛИРОВАНИЯ
........О
ШИБКА
!
З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
12.2. Ф
ОРМИРОВАНИЕ
УМЕНИЯ
БЫТЬ
ВНИМАТЕЛЬНЫМ
..............О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
ГЛАВА 13. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ....................ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА.
13.1. О
БЩЕЕ
ПОНЯТИЕ
О
ЛИЧНОСТИ
.....................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
13.2. Ф
ОРМИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТИ
В
МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
13.3. Д
ИНАМИКА
МОТИВОВ
ПРИ
УСВОЕНИИ
НРАВСТВЕННЫХ
НОРМ
О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
13.4. Ф
ОРМИРОВАНИЕ
ВНУТРЕННЕЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
............О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
13.5. П
ОДГОТОВКА
К
СЛЕДУЮЩЕМУ
ВОЗРАСТНОМУ
ЭТАПУ
.......О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
ГЛАВА 14. ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. .ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
ГЛАВА 15. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦИКЛОВ ОБУЧЕНИЯ И ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................................................ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
15.1. О
СНОВЫ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЦИКЛОВ
ОБУЧЕНИЯ
.......................О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
15.2. Д
ИАГНОСТИКА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
.............О
ШИБКА
! З
АКЛАДКА
НЕ
ОПРЕДЕЛЕНА
.
СОДЕРЖАНИЕ.....................................................................................Ошибка! Закладка не определена.