Автор: Ямбушева Валентина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад №14"
Населённый пункт: Саранск
Наименование материала: Проект
Тема: "Зима.Зимние забавы"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №14»
«Зима. Зимние забавы»
Разработала и
реализовала:
Ямбушева В.Е.
Саранск
2023
Актуальность проекта
На современном этапе развития образования работа дошкольного образовательного учреждения направлена на подготовку ребенка к следующей
ступени образования – начальному обучению. В своей работе каждый педагог ориентируется на государственный заказ. В отношении дошкольного
учреждения это такой ребенок, который представляет собой самостоятельную, творческую активную личность с собственным мнением, умением
взаимодействовать с окружающими и стремлением к познанию. Для решения поставленной цели не достаточно усилий только одного
образовательного учреждения. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья
будут сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали
союзниками образовательного учреждения. С этой целью необходимо увлечь родителей жизнью ребенка в детском саду, его интересами,
стремлениями.
Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.
Проблема проекта: 1.Отрывочные знания детей о времени года Зима 2.Недостаточные знания о том, какая зима бывает в разных полушариях
земного шара.
Цель проекта: Расширять знакомить детей с зимой, как временем года, с зимними видами спорта. Приобщение
родителей к
созданию единого
образовательного пространства вокруг ребенка.
Задачи проекта: Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом.
Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности
людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.
Знакомство детей с зимним пейзажем. Дать детям представление о разных видах пейзажа (городской, сельский, горный и т.д.)
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Учить видеть красоту природы, зимнего леса, родного края.
Вызывать желание играть на улице в зимние виды игр.
- Привлечь родителей в работу проекта.
- закрепить умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
- обогатить словарный запас детей.-
Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
- Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый,
злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
-Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.
- Воспитывать желание оказывать помощь животным.
Ожидаемые результаты проекта
Воспитательная ценность:
У детей появилось чувство восхищения красотой зимнего пейзажа .Возникло желание оказывать помощь животным.
Познавательная ценность:
1. Повысился процент родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.
2.Повысился процент детей со средним и высоким уровнем познавательного развития.
3.Активизировался словарный запас детей.
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Умственная ценность:
Расширился и систематизировался объем знаний детей
Наиболее ценен проект тем, что он заставляет детей мыслить, создавать продукты деятельности, подбирать и обогащать факты полученных знаний.
Участники проекта: дети-педагоги-родители (социум).
Сроки разработки и реализации проекта: декабрь, 2018 учебный год
Ресурсы проекта:
Кадровый потенциал: заведующая, старший воспитатель, психолог, инструктор по физкультуре ,1 воспитатель, медсестра, 1младший
воспитатель.
Материально-техническая база: музыкальный зал,физкультурный зал, уголок природы в группе
мультимедиа
Дидактические материалы
Планирование проекта:
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).
разработка проекта
- Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
- Подбор материалов для реализации проекта.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Изготовление наглядных пособий.
- Беседы с родителями.
2 этап. Основной – практический этап: 1-неделя декабря
реализация проекта
Организация ООД
•
проведение тематических, комплексных занятий;
•
в повседневной жизни;
•
работа по самообразованию;
•
работа с родителями;
•
Обсуждение итогов и анализ работы.
3 этап. Заключительный.
Итог проекта: совместное оформление альбома на тему: «Зимние пейзажи» (рисунки)
Планирование проекта
Образовательные области
Виды деятельности
Задачи
Познавательное развитие
Коммуникация:
Тема: Рассказ из личного опыта на тему: «Игры зимой»
Познание:
Тема: беседа на тему: «Как много интересного бывает зимой».
Безопасность:
Беседы
- «Если хочешь быть здоров…»,
- «Правила поведения на ледяной горке»,
- «Игра в снежки без слёз»,
- «Когда снег и лёд бывают опасными»,
- «Как приручить хоккейную клюшку»,
- «Как одеваться, чтобы не замёрзнуть»,
Наблюдение за сезонными явлениями в природе с приходом
зимы (небо, ветер, за птицами у кормушки, за зимними
явлениями: снег, рассмотреть лёд)
Решение проблемной ситуации:
«Если зимой нет снега. Это хорошо и плохо?»
Цель: учить детей составлять связный
рассказ о впечатление из личного опыта.
Цель: сформировать обобщенное
представление детей о зиме.
Цель: уточнять и расширять знания о
правилах поведения в общественных местах
в зимнее время.
Цель: учить детей выразительно читать
наизусть стихотворение.
- логическое мышление, доказательная речь.
Социально-
коммуникативное
развитие
Ситуативные беседы:
Что мне нравится Зимой?
Зачем нужна Зима?
Если б не было Зимы?
Зачем люди Зимой тепло одеваются?
Почему зимой на улице нельзя громко кричать?
Во что играют зимой?
Что бывает лишь зимой?
Беседы о зимних видах спорта и влияние спорта
на здоровье человека,
“Зимушка-Зима»,
«Что нового появилось на нашем участке с приходом Зимы?»,
Содействовать формированию у детей
навыков безопасной жизнедеятельности,
ключевых коммуникативных компетенций
(ответственного отношения к себе и людям,
готовности к действиям в
неадекватных
ситуациях). Способствовать развитию
осторожности ,внимания, смекалки
.
Способствовать воспитанию ответственного
отношения к своей жизни и здоровью.
Предупредить возможные негативные
ситуации для ребенка.
«Если б не было зимы?»,
«Зачем надо чистить дорожки от снега?»,
«Как люди приготовились к зиме?»,
«Как дикие животные готовятся к зиме?»,
«Как мы можем помочь птицам»
Беседы по ОБЖ «Правила поведения на горке», «Правила
поведения на скользких дорожках»
, «Как вести себя в лесу»
(беседа по иллюстрациям
Сюж/р игры
«За здоровьем всей семьей»
«Библиотека»
«Поездка в театр»
«Почта.Письмо Деду Морозу»
«Зоопарк»
Д\игры и развивающие игры:
«Что бывает зимой?»,
«Что для чего»,
«Скажи ласково»,
«Подбери слова -родственники»,
«А что вчера?»,
«Где снегирь?»,
«Кому, что нужно?».
«Когда это бывает?»
«Сложи картинку»
«Назови детёнышей»
Коммуникация:
Тема: Составление описательного рассказа на тему: «Зима».
Познание:
Тема: «Зимой в лесу».
« О диких животных»,
Способствовать
развитию
осторожности,
внимания, смекалки.
Способствовать развитию осторожности,
внимания ,смекалки. Способствовать
воспитанию ответственного отношения к
своей жизни и здоровью.
учить строить игровой сюжет, выполняют
игровые действия, согласовывают свои действия
друг с другом
Проявлять собственную инициативу и
использовать предметы-заместители и элементы
ряженья.
Цель : Развивать внимание,
наблюдательность, продолжать учить играть
соблюдая определенные правила. Упражнять
детей в образовании глаголов в форме
прошедшего времени, продолжать учить
детей подбирать слова.
Цель: учить детей при описании событий
указывать время действий.
«Лото», «Домино» - с изображением домашних и диких
животных,
«Что лишнее?»
Труд: насыпать корм для птиц, помогать дворнику.
Цель: уточнить и расширить представление
детей об образе жизни диких животных
Цель : Развивать внимание, логическое
мышление, наблюдательность, продолжать
учить играть соблюдая определенные
правила.
Художественно-
эстетическое
Развивающая среда:
Познакомить с картинами И. Грабаря «Февральская лазурь» и
И. Левитана «Деревня зимой».
Картинки «Зимние виды спорта»
Рассматривание
зимних пейзажей,
Чтение произведений о зиме
Пословицы и поговорки о зиме, зимних месяцах.
Загадки о зиме, о зимних видах спорта, о зимних игрушках.
Рассматривание иллюстраций:
зимние пейзажи, игры детей зимой.
Музыка
Слушание: «Как на тоненький ледок», «Ты мороз,
мороз, мороз…», детские зимние песенки. Разучивание
танец-полька «Добрый жук». Муз\игра: «Угадай,
песню» - упражнять в угадывание
знакомых песен о зиме.
- слушание музыки: П.Чайковский «Времена года. Январь»,
Вивальди альбом «Времена года. Зима».
- разучивание песен «Ледяная девочка», «Зимушка-зима»;
Новый Год?» на муз.Чичкова, «- разучивание парного танца «Белые
снежинки», общего танца «Зима», хороводов «Что такое Под Новый
Год» муз.Верижникова, «Танец подружек снегурочки»;
-импровизация «Танец снежных хлопьев».
Музыкальный досуг «Кто как готовится к зиме?»
Прослушивание голосов животныхСлушание и разучивание песен из
репертуара «Дикие животные»
Использование музыкальных произведений
как средства обогащения представлений
детей о природе.
Обобщить и закрепить знания детей о зиме,
Развивать эмоциональность, музыкальную
память, тембровый слух, ладовое чувство,
чувство ритма.Содействовать
проявлению самостоятельности и творческому
выполнению заданий.Упражнять в чистом
пропевании поступенного и
скачкообразного движения мелодии, в четкой
дикции .Совершенствовать умение начинать
пение после музыкального вступления, ритмично
выполнять движения во время
пения.Совершенствовать музыкально -
ритмические движения.Воспитывать в детях
активность, инициативность, самостоятельность,
творчество.
Художественное творчество:
Лепка.
Тема: Зимние спортивные развлечения.
Лепка «Грибочки и орешки для белочки»
«Лиса - Патрикеевна»,
«Мышка»
аппликация
«Лесные жители» ,«Заяц» или «Белка», «Ежик».
Рисование.
Тема: «Зимний лес».
Рисование с элементами аппликации « Зайка серенький стал
беленьким»
Конструирование из природного материала.
Тема: Дикая птица.
«
Теремок для всех зверей»
Тема: Игрушка-зверюшка.
Работа со строительным материалом «Строим дом для зайчика»
Развивающая среда:
Картинки о зиме, зимние пейзажи (сельский, горный,
городской)
Картинки зимующих птиц,
Картинки зимней одежды и обуви,
Картинки «Зимние забавы» и труд людей зимой.
Сборник детских песен о зиме.
Картинки диких и домашних животных в зимних
условиях.
учить передавать в лепке сюжет зимних
спортивных развлечений.
Учить составлять несложную сюжетную
композицию из однородных объектов,
различающихся по величине. Учить
анализировать особенности строения животных,
соотносить части по величине и пропорциям.
Развивать глазомер, синхронизировать работу
обеих рук.
Учить детей передавать в рисунке картину
зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять
умение рисовать, сочетая в рисунке разные
материалы: цветные восковые мелки,
сангину и белила (гуашь). Развивать
образное восприятие, образные
представления, творчество
Цель: учить детей делать птицу по образцу и
развивать
Цель: учить из природного материала и
пластилина создавать игрушки-зверюшки
Вызвать эмоциональное отношение к природе.
Развивать
художественное
восприятие
детей,
способность
видеть
и
чувствовать
красоту
осенней природы, пробуждать у детей добрые и
светлые чувства.
Предложить детям рассмотреть репродукцию
картины,
обращая
внимание
на
цветовое
многообразие
осенних
листьев,
любуясь
переливами цвета.
Подвести детей к пониманию того, как художник
передал свое настроение с помощью цвета,
обратить внимание на особенности сочетания
теплых и холодных цветовых тонов.
Вызвать у детей желание
нарисовать
зиму
Физическое развитие
П\игры: «Охотники и зайцы»,
«Забрось снежок в кольцо», «Кто быстрее».
Кто быстрее до флажка?
Не оставайся на земле.
Мышеловка.
Охотники и зайцы.
Лохматый пес.
Пустое место.
Ловишки.
Пальчиковая гимнастика:
«Мы во двор гулять пошли»,
«Две птички»,
«Я мороза не боюсь»
«Белка».
«Белочкин запас»
«Сидит белка на тележке…»
Физкультминутка «Звериная зарядка» «Медвежонок»
Соревнования на прогулке:
«Кто быстрее до флажка»
Форм-е потребности в двигательной актив-
ности и физическом совершенствовании.
Наша главная задача это здоровье и
физическое развитие детей. Форм-е здоро-
вого образа жизни должно начинаться уже в
детском саду. В данном направлении с
детьми проведены беседы, игры, занятия.
Полученные детьми на занятиях знания
должны непременно подкрепляться в
повседневной жизни. Необходим также
положительный пример взрослых, окружа-
ющих детей и, в первую очередь родителей,
и что бы добиться положительных резуль-
татов были привлечены родители. Провели
родительские собрания, участие родителей в
спортивных соревнованиях, досугах,
присутствие родителей на занятиях.
Развивать ловкость, выносливость.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
Тема: Стихи о зиме.
-
В. Даль «Девочка Снегурочка»,
- В.Одоевский «Мороз Иванович»,
- С. Маршак «Двенадцать месяцев»,
- Н. Сладков «Суд над декабрём»,
- К. Бальмонт «Снежинка»,
- С.Чёрный «На коньках»,
- С. Есенин «Берёза», «Поёт зима»,
- З. Александрова «Дед Мороз»,
- Н. Саконская«Зимний праздник».
- НОД на тему: Чтение познавательного рассказа Сергея
Иванова "Каким бывает снег».
Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»
« Сказка про храброго зайца» Д. Мамин – сибиряк
Дикие животные,
«Лото», «Домино» - с изображением
Цель: учить выразительно читать наизусть стихи,
отрабатывать умения
пользоваться эмоциональной
выразительностью .Воспитывать любовь к книге,
заботливое, бережное обращение с ней и
активное обогащение лексикона дошкольников,
обучение их культуре речи, умению выражать
свои мысли точно, грамотно и красиво.
Работа с родителями
Совместно с родителями подготовить картотеку стихов о зиме,
пословиц, поговорок, картинки на тему «Зимние
забавы».Совместное оформление альбома с рисунками по теме
« Зимние пейзажи».
Оформление выставки «Животные леса».
Презентации проекта: «Правила поведения в лесу», «Дикие
животные в зимнем лесу», «Дикие животные наших лесов».
Изготовление мини - альбома «Дикие животные леса».
Обогащать детско-родительские
отношения опытом совместной творческой
деятельности
.
Родители - активные и заинтересованные
участники проекта, ориентированы на
развитие у ребёнка потребности к познанию,
общению с взрослыми и сверстниками, через
совместную проектную деятельность.
Список использованной литературы:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы М.А.Васильевой. – М.:Мозаика-Синтез, 2014 г.
2.«Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т.Д.Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2012.
3.«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я.Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб.: «ООО М.:
«Детство-пресс», 2010г.
4.«Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г.Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала
«Управление ДОУ»)
5.Детско – родительский клуб «Веселая семейка» Л.Н.Попова, М.Н.Гонторевская. Практические материалы- М.:»ТЦ Сфера» 2012г.
(Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
6. Гербова В.В Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Мозаика-Синтез. М.:2014
7.Краснощекова Н.В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
8.Сахипова З.Г. Читаем детям. – Ленинград: Просвещение, 1987.
9.БаряеваЛ.Б. Гаврилушкина Игры-занятия с природным и рукотворным материалом, Спб, 2005 г
10.Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников. М, 2001 г.
11.Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Спб 2004 г.
12.Методическая литература: «Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова, Мозаика-Синтез, 2006г;
13.«Экологическое воспитание» С.Н.Николаева;
14.«Организация деятельности уголка природы» П.Г. Федосеева;
15.«Знакомим дошкольников с миром природы» Е.И.Золотова;
16.«Что можно сделать из природного материала» Э.К.Гульянц, И.Я.Базик;
17.«Четыре времени года» С.А. Веретенникова;