Автор: Тихонова Анна Эдуардовна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ Кемская СОШ №3
Населённый пункт: . Кемь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование ИКТ в работе дефектолога
Раздел: среднее образование
Конспект занятия
по теме:
«Дифференциация гласных и
согласных звуков»
6 класс
Класс: 6, групповое занятие.
Тема: «Дифференциация гласных и согласных звуков».
Цель: учить отличать гласные звуки от согласных.
Задачи:
Образовательная:
дать понятие основных характеристик звуков по степени
участия голоса, преград, по длительности и краткости произношения, учить
производить звуковой анализ слова.
Коррекционная: развивать слуховое внимание, фонематический звук.
Воспитательная:
воспитывать
умение
слушать
учителя,
не
перебивать;
воспитывать интерес к обучению.
Оборудование:
мяч, тетрадь в линейку, цветные карандаши, карточки с
некоторыми гласными и согласными буквами.
Ход занятия
1.Орг.момент.
Приветствие. Проверка готовность к занятию.
2.
Вводная беседа.
- Для чего человеку нужны уши? (Чтобы слушать)
- А что мы можем услышать? (Как говорят люди, играет музыка, шумят
деревья)
- Давайте вспомним, как жужжит пчела: ж-ж-ж, как собака рычит: р-р-р, как
волк воет: у-у-у.
Вспомните, какие звуки мы слышим на улице? (Дождь по лужам и листве
капает, листья шелестят, снег под ногами скрипит)
- Всё это звуки! Запомните, звуки мы слышим, а звуки речи можем произносить
(Т.е. то, что мы говорим, наша речь – это звуки)
3. Грамматическая сказка.
Жили – были в волшебной стране Грамоте Звуки. Страна эта была совсем
крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были
невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, О,
У, Ы, Э, И. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Им подпевали: Я,
Е, Ю,Ё. Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь они не
умели. Вот послушайте: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,Ф, Ц, Ч, Ш, Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили стоять
рядышком. И назывались согласными. Когда они становятся вместе, то
получаются слоги.
4.Разбор и анализ сказки.
- О каких звуках-певцах мы говорили? (А, О, У, Ы, Э, И, Я, Е, Ю, Ё)
- Можно ли спеть звук «Б»? Попробуйте. Почему не получается, что мешает при
произнесении? (Губы) А попробуйте спеть звук «З». Что мешает? (Зубы, язык)
- Те звуки, которые мы поём голосом, называются гласными звуками,
их
обозначим красным цветом. А те, которые не поются – согласными, обозначим
синим цветом.
- Как вы думаете, кому живется легче: гласным или согласным? Конечно,
гласным. Они легко и свободно вырываются наружу изо рта, не встречают
преград, их можно петь. А когда произносим согласные, то губы, зубы, язык,
образуют преграду и петь их невозможно.
5. Физминутка с мячиком.
- Я называю звук и кидаю мячик, а вы отвечаете какой это звук гласный или
согласный.
6.Закрепление. Работа в тетради.
- Потренируемся составлять звуковые схемы слов в тетради.
Слова: мак, дом, рука, кукла, рыба, сок, тыква.
7.Итог.
- Сегодня мы говорили о звуках. Что мы о них узнали? (Звуки мы слышим и
произносим. Звуки бывают гласные и согласные.) Чем гласные звуки отличаются
от согласных? Приведите примеры гласных звуков/ согласных звуков. Каким
цветом обозначаем гласные звуки / согласные звуки?
Памятка.
Всё что мы слышим и произносим – это звуки. (Звуки, которые мы произносим,
называются речевыми) Звуки бывают гласные и согласные (гласных звуков 6,
согласных 21). Гласные звуки можно петь (когда мы их произносим, во рту нет
преграды). Согласные звуки петь нельзя (потому что губы, зубы или язык
образуют преграду). В звуковой схеме каждый звук обозначаем квадратиком.
Гласные звуки обозначаются красным цветом (красный квадратик). Согласные
звуки – синим цветом (синий квадратик).