Напоминание

"Фитнес как средство развития физических качеств старшего дошкольника"


Автор: Гайрунова Валерия Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОАУ № 73
Населённый пункт: Оренбургская область, г. Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Фитнес как средство развития физических качеств старшего дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фитнес как средство развития физических качеств

старшего дошкольника.

Здоровые дети – самая главная наша ценность, это наше будущее.

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников – одна из

важнейших в жизни современного общества.

Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного

физического развития, формируются двигательные способности, интерес к

занятиям.

В

настоящее

время

с

развитием

современных

инновационных

технологий очень редко дошкольники играют в подвижные игры и

занимаются спортом. Физическая нагрузка уменьшается и по другим

причинам: некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным

развитием своих детей (занятия по обучающим компьютерным программам,

посещением

различных

кружков)

в

ущерб

их

физическому

развитию. Поэтому задача каждого неравнодушного педагога и родителя –

сформировать у ребёнка понимание важности физических упражнений,

спорта, ведь это залог здоровья. И главную роль в её решении должны играть

дошкольные образовательные учреждения.

Дошкольный возраст - это период развития личности, развития

личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности -

реализация ребенком своего "Я". Двигательное творчество раскрывает

дошкольнику возможности собственного тела, учит относиться к движению

как к предмету экспериментирования в игровой ситуации. Основное средство

его формирования - эмоционально окрашенная двигательная активность, с

помощью которой дети через движения тела учатся выражать свои эмоции и

состояния, искать творческие композиции [26].

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом

для формирования двигательной активности. В этом возрасте наблюдается

определенная

периодизация,

волнообразность

развития

двигательных

функций. Периоды естественного ускоренного прироста двигательных

качеств

приравниваются

к

критическим

или

сенситивным,

и

рассматриваются

как

наиболее

благоприятные

для

педагогического

воздействия. Предполагается, что двигательные возможности на более

поздних или ранних возрастных этапах могут быть достигнуты с трудом или

не достигнуты. Таким образом, старший дошкольный возраст является

сенситивным для развития ряда физических качеств: ловкости, быстроты,

гибкости, силы, выносливости, что позволяет при рациональной методике

обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками.

Старшие дошкольники обладают общим творческим воображением и

стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движении. Это

помогает им овладеть сложным программным материалом по развитию

двигательных умений и навыков. Все это заставляет педагогов быть в

постоянном поиске новых современных технологий по сохранению и

укреплению здоровья дошкольников. В настоящее время появилось много

новых методик, направленных на обновление содержания физкультурных

занятий. Одно из направлений: «Детский фитнес» [40].

Направление детского фитнеса появилось сравнительно недавно, но его

популярность стремительно растёт как за рубежом, так и у нас в стране и

представляет интерес для специалистов по физической культуре.

По мнению А. А. Нечитайловой, Н. С. Полуниной, М. А. Архиповой,

детский фитнес – это спортивные занятия, которые могут включать в себя

элементы

хореографии,

гимнастики,

аэробики,

йоги

и

восточных

единоборств, кроме этого, это еще и отличная возможность для ребенка

выплеснуть накопившуюся энергию, весело и с пользой проведя время с

другими детьми [18].

Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина определяют детский фитнес как систему

мероприятий (услуг), направленных на поддержание и укрепление здоровья

(оздоровление), нормальное физическое и психическое здоровье ребенка

(соответствующее возрасту), его социальную адаптацию и интеграцию [33].

Е. В. Сулим даёт более широкую трактовку данному понятию: детский

фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и

формирующая

жизненно

важные

навыки,

и

умения,

увеличивающая

функциональные

резервы

организма.

Это

занятия

под

специально

подобранную

музыку

с

использованием

разнообразного

спортивного

инвентаря, направленные на укрепление мышечного корсета и свода стопы

ребенка, развитие мелкой моторики, освоение навыков равновесия, развитие

координации и ловкости движений, чувства ритма, гибкости, пластичности,

внимания

и

быстроты

реакции,

повышение

способности

ребенка

ориентироваться в пространстве, воспитание у дошкольников осознанного

отношения к своему здоровью [27].

Я.

В.

Пигарева

считает,

что

концепция

детского

фитнеса

предусматривает в первую очередь приобщение детей и подростков к

здоровому образу жизни путем оздоровления и содействия физическому и

умственному развитию ребенка, а также повышение уровня физической

подготовленности, профилактику различных заболеваний. Чтобы следовать

идеологии детского фитнеса, необходимо использовать ряд инновационных

оздоровительных

технологий

и

методик,

современный

и

безопасный

инвентарь,

музыкальное

сопровождение,

соответствующее

специфике

занятия и возрасту ребенка, а также предоставить возможность использовать

разнообразные тренировочные методики и обеспечить свободу к выбору

фитнес – программ [21].

В отличие от простых занятий физической культурой, детский фитнес

представляет собой сочетание комплексов упражнений разных фитнес-

направлений (аэробика, стретчинг, йога, пилатес, степ-аэробика, фитбол-

гинастика и т.д.) с использованием различного современного спортивного

оборудования, таких как степ-платформа, ремень для йоги, фитбол, гантели,

босу, ролл для йоги, изотоническое кольцо и так далее.

Основные задачи детского фитнеса:

— оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата

(формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);

— совершенствовать физические способности (развивать мышечную

силу, гибкость, выносливость, скорость, координацию);

— развивать психические качества: внимание, память, воображение,

умственные способности;

— развивать и функционально совершенствовать органы дыхания,

кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма;

— создавать условия для положительного психоэмоционального

состояния детей;

— воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощенность и

творчество в движении;

— повышать интерес к физкультурным занятиям [28].

Использование элементов детского фитнеса в дошкольном учреждении

(на занятиях физической культуры, в рамках дополнительного образования)

позволяет увеличить объем двигательной активности, уровень физической

подготовленности, знакомит с возможностями организма, в процессе

обучения получать удовольствие и уверенность от движений и физической

активности, повышает интерес к физическим упражнениям и, как следствие,

к оздоровлению детей.

На занятиях по детскому фитнесу царит непринужденная атмосфера,

свобода движений, возможность отклонения от правил, бесконечность

вариаций со спортивным и игровым оборудованием. Элементы занятий

фитнесом создают благоприятные условия не только для физического, но и

для

психомоторного

развития

детей

дошкольного

возраста.

Дети

с

удовольствием выполняют все задания, которые способствуют развитию

активности,

самостоятельности,

творческого

подхода

и

интереса

к

физическому воспитанию [28].

В детском фитнесе есть несколько направлений.

• Ритмическая гимнастика — система физических упражнений,

построенная на связи движений с музыкой, основным средством которой

являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему

характеру и выполняемые под ритмичную музыку.

Зверобика — аэробика подражательного характера, веселая и

интересная маленьким детям. Образно-подражательные движения развивают

у них творческую двигательную деятельность, двигательную память,

быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание, фантазию и т. д.

Логоритмика

физические

упражнения

с

одновременным

произношением звуков и четверостиший; развивает координацию движений

и речь ребенка.

• Фитбол-гимнастика — гимнастика на больших разноцветных мячах.

Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют

мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет,

способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно

вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

• Степ-аэробика — танцевальная аэробика с применением специальных

платформ — степов. Это нестандартное пособие, предназначенное для

работы

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста,

способствует

формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия,

укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен

веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию,

уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и

эмоциональное состояние ребенка.

• Игровой стретчинг — оздоровительная методика, которая направлена

на укрепление позвоночника и основана на статичных растяжках мышц тела

и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих

предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое

оздоровительное воздействие на весь организм.

• Подвижные

игры

под ритмичную

музыку

с

использованием

современного оборудования.

• Освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе, развитие

мелкой моторики, упражнения на укрепление свода стопы.

Во

время

фитнес-тренировки

в

детском

саду

целесообразно

рационально сочетать разные виды, формы двигательной деятельности и

направления фитнеса [28].

Музыка — существенная часть занятий детским фитнесом. Она не

только создает радостное настроение и активизирует движения. Доказано,

что музыка способна оказывать стимулирующее воздействие на центральную

нервную систему: частота сердечных сокращений и дыхания возрастает уже

при прослушивании ритмичной музыки. Темп музыкального произведения во

многом

диктует

интенсивность

выполнения

упражнений

ритмической

гимнастики. Чтобы его определить, необходимо высчитать количество

ритмических акцентов в минуту. Наиболее подходящий темп музыки для

вводной части занятия — 110—120 ритмических акцентов в минуту, для

основной части — 150—170, для упражнений из исходного положения лежа

— 100—120, а для заключительной части занятия — 90 акцентов в минуту и

менее.

При

подборе

музыки

для

занятий

следует

отметить,

что

все

музыкальные отрывки должны представлять собой завершенную мысль.

Организация

занятий

детским

фитнесом

возможна

лишь

при

соблюдении ряда дидактических принципов, выработанных теорией и

практикой физического воспитания.

Принцип

научности

предполагает

построение

организованной

двигательной

деятельности

в

соответствии

с

закономерностями

социализации, психического и физического развития ребенка.

Принцип доступности предполагает постановку детям в ходе занятий

тех заданий, которые соответствуют уровню их социального, психического и

физического развития, определяющему их возможности, понять то, что

доводит до них педагог, и практически освоить программные физические

упражнения.

Принцип

систематичности

обусловливает

необходимость

последовательности, преемственности и регулярности при формировании у

детей знаний, двигательных умений и навыков.

Принцип

постепенности

определяет

необходимость

построения

занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: от

известного — к неизвестному; от простого — к сложному; от менее трудного

— к более трудному; возможно, от менее привлекательного — к более

интересному. Этим же принципом следует руководствоваться при изменении

объема и интенсивности нагрузок.

Принцип сознательности и активности состоит в следующем. Педагог в

процессе

физического

воспитания

должен

поддерживать

не

только

постоянный интерес детей к занятиям, но и формировать у них сознательное

отношение ко всему тому, что составляет содержание занятий.

Принцип

наглядности

базируется

на

всемерном

использовании

изначальной предрасположенности ребенка к чувственному восприятию

окружающего мира. Использование данного принципа позволяет успешно

формировать

у

детей

многообразные

представления

об

осваиваемых

движениях, их ритмическом рисунке, пространственных, временных и

динамических

характеристиках,

рациональной

технике

и

тактике

двигательных действий.

Принцип

прочности

предполагает

приучение

дошкольников

к

многократному выполнению осваиваемых движений.

Принцип индивидуализации предполагает: организацию учебного

процесса, при котором выбор способов, приемов и темпа обучения,

воспитания и развития обусловливается индивидуальными особенностями

детей в зависимости от их возраста, состояния здоровья и т. п. [40].

Таким образом, раскрыв специфику и содержание развития физических

качеств старшего дошкольника средствами фитнеса, мы можем выделить,

что старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для

формирования двигательной активности детей, развития таких физических

качеств как ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость, что позволяет

при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными

двигательными навыками. Детский фитнес - это система спортивных

занятий, построенных на сочетании комплексов упражнений разных фитнес-

направлений с использованием современного спортивного оборудования,

направленных на поддержание и укрепление здоровья ребёнка, улучшение

двигательной активности. Занятия фитнесом способствуют воспитанию у

дошкольников осознанного отношения к своему здоровью. Занимаясь

детским фитнесом, дети обретают главное в жизни — крепкое здоровье и

высокую работоспособность.



В раздел образования