Автор: Васильева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Пибаньшурская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Удмуртская республика, пос.Балезино-3
Наименование материала: Методическая разработка по ЗОЖ
Тема: Азбука здоровья
Раздел: начальное образование
З
убы
Почему болят зубы
1.
Игра «Угадай-ка».
(Повторение правил ухода за ушами.)
2.
Беседа по теме.
Загадка: «Полон хлевец белых овец». (Зубы.)
- Что помогает переваривать пищу?
Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она
смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные,
появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20.
некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К
10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными.
Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не
вырастет.
3.
Работа
со стихотворением С.
Михалкова «Как
у нашей
Любы…»
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные –
Детские, молочные…
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?
- Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нем
дырочка.)
- Почему появилось повреждение?
4. Оздоровительная минутка. Упражнение «Держи осанку».
Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки
за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами
вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались
позвоночника.
Локти
поднимите,
спину
выпрямите,
грудную
клетку
максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20-30
сек). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
5. Продолжение.
Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения.
Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться,
появляются дырочки (кариес). (Можно использовать рисунок – строение
зуба.)
Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:
Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;
Шейка - часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем.
Она прикрыта десной.
Дырка в зубе – всегда больно. А еще больные зубы вредят другим
органам – сердцу, почкам…
5. Рисование.
Нарисуйте зуб – Замок, в котором поселилась Зубная Боль.
- Где будет вход в замок? (Это дырочка.)
- Что нужно сделать, чтобы Зубная Боль не попала в Замок?
(Закрасить дырочку, как будто заделать вход.) Зуб перестанет болеть.
- Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу.)
6. Итог урока.
Чтобы зубы были здоровыми
1.
Беседа по теме.
Что вредно для зубов?
- грызть орехи;
- есть очень холодную и очень горячую пищу;
- есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).
2. Упражнение «Спрятанный сахар».
(Дети приносят этикетки от продуктов, которые часто едят дома.)
1.
Рассмотрим этикетки, найдем слова, которые обозначают сладкое
(сахар, сироп, мед, мальтоза, фруктоза, цукроза).
2.
Разделим этикетки на 2 части: с высоким содержанием сахара и
низким.
- Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать
здоровье зубов?
Доктор Здоровая Пища советует, есть творог, молоко, кашу, особенно
овсяную, так как в них содержатся кальций и фосфор, укрепляющие эмаль
зубов.
3. Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе».
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте
сотворим солнце в себе.
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку.
мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка
увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять
увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я
направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет,
нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно
несет тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой.)
4. Зачем человеку зубная щетка?
- Как надо ухаживать за зубами? (После каждой еды, а также утром и
вечером полоскать рот или чистить зубы.)
- Кто знает, что необходимо иметь каждому человеку, для ухода за
зубами? (Зубная щетка, паста.)
Щетку надо выбирать с ровной, мягкой щетиной. Регулярно ее мыть.
менять раз в 3-4 месяца.
5. Практикум «Чистка зубов».
(Все дети выполняют порядок чистки зубов.)
1.
Зубная щетка располагается вдоль линий десен. Движения
зубной щетки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
2.
Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения
зубной щетки – снизу вверх.
3.
Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения
щетки – вперед назад.
4.
Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних
зубов круговыми движениями.
5.
Не забудьте почистить язык.
6.
Разучивание стихотворения:
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
7. Найди правильный ответ:
1. Я чищу зубы два раза в день.
2. Я перекусываю фруктами и овощами.
3. Я часто ем сладкое.
4. Я не грызу ручки и карандаши.
7. Итог урока.
- Как беречь зубы?
- Когда чистить зубы?