Автор: Ковалевская Алена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 250
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Ковалевская Алена Александровна
воспитатель МБДОУ детский сад № 250
Педагогический стаж - 12 лет
1 квалификационная категория
Экологическое воспитание в ДОУ
Одним из направлений развития государства и объединения
многонационального общества является патриотическое воспитание
подрастающего поколения. Проявлением патриотизма также является
любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её
животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе
разностороннего экологического образования подрастающего поколения.
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы,
окружающего мира, отношение человека к природе и к миру в целом.
Уровень экологической культуры – есть результат воспитания.
Наши дошколята каждый день сталкиваются с богатым природным миром.
Каждый день природа встречает наших детей морем звуков и запахов,
тайнами и загадками. И как важно видеть и понимать эту красоту,
любоваться ею, бережно относиться ко всему живому. Но к сожаленью, все
чаще можно видеть на улицах выброшенные людьми целлофановые пакеты,
пластиковые и стеклянные бутылки, бумагу и прочее. В ходе экскурсий и
прогулок наблюдаем за детьми и замечаем, как некоторые из них ломают
ветки деревьев и кустарников, отрывают крылья у насекомых, разрывают
дождевых червей, рвут охапками цветущие растения, а потом их
выбрасывают и т.д. И эти действия они не расценивают как проявление зла и
жестокости. Почему это происходит? Прежде всего, от незнания, как себя
вести, ведь зачастую сами взрослые не всегда показывают положительный
пример взаимоотношений с природой.
Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-
правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее
многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям,
создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это
также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и
здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание
своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Первоначальные
элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия
детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который
их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами,
изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Современная система образования предъявляет новые требования к
воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых
подходов и технологий, которые должны способствовать не замене
традиционных методов, а расширению их возможностей.
С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении
должна создавать условия для: познавательного развития ребенка:
экспериментирования с природным материалом, наблюдений за объектами
живой и неживой природы, усиления интереса к явлениям природы; эколого-
эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим
природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего
природного мира); оздоровления ребенка (грамотное озеленение территории,
создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе); формирования
нравственных качеств ребенка (формирование желания беречь природу,
воспитание чувства ответственности за сохранение природы); формирования
экологически грамотного поведения (развитие навыков ухода за животными
и растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту).
В работе с детьми нужно использовать различные формы и методы
воспитания экологической культуры, которое обеспечивают наглядно-
действенное усвоение детьми, содержания знаний о природе. Это занятия,
экскурсии, труд и наблюдение - игровые моменты, работа с календарем
погоды.
Показателем эффективности экологической воспитанности можно назвать не
только поведение детей и знания, но также и их участие в улучшении
природного окружения своего края
В заключении хочется сказать, чтоб помочь ребенку успешно войти в
современный мир невозможно без воспитания любви к природе своей
необъятной Родины, любви к своему краю и ценностям своего народа.
Чувство патриотизма так многогранно, что не может быть определено
несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления
знаний и представлений об окружающем нас мире. Дети растут и познают
природу, её красоту, глубину и огромное её значение для всего живого.
Начиная с малой Родины, а потом изучая весь мир.