Автор: Балонова Анна Ромуловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: г.Михайловск
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Технология "Виммельбух "-как инновационное средство развития речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 29»
Выступление на семинаре на тему:
«Технология Виммельбух
»
как средство развития речи и
социализации личности дошкольника"
Подготовила воспитатель:
Балонова А.Р.
Михайловск -2022
Эпиграфом к сегодняшнему своему выступлению я бы хотела взять слова
известного американского писателя Генри Миллера:
«Присмотрись к чему-нибудь повнимательнее – хотя бы вот к травинке, и
она превращается в целый мир, загадочный, поражающий воображение и
неописуемо прекрасный»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому
кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном
возрасте проявляются существенные различия в уровне развития речи детей.
Главной
задачей
развития
связной
речи
ребенка
является
совершенствование монологической и диалогической речи.
Эта
задача
решается
через
различные
виды
речевой
деятельности: пересказ
литературных
произведений,
составление
описательных
рассказов
о
предметах,
объектах,
явлениях
природы,
составление рассказов по картине, создание разных видов творческих
рассказов. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе
над развитием связной речи детей. Но чтобы достигнуть высоких
результатов,
можно использовать и нетрадиционные формы работы с
детьми по формированию связной речи.
И одной из форм такой работы являются так называемые виммельбухи -
книги для разглядывания.
1 слайд.
Для начала выясним, что же такое виммельбух? Дословный перевод
этого
слова
-«мельтешащая
книга»
или
книжка-картинка,
кишащая
подробностями
Такие книги впервые появились в Германии. Первый виммельбух создал
около 40 лет тому назад немецкий художник Али Митгуш. После
кругосветного путешествия он пытался собрать все впечатления и понял, что
максимально точно может сделать это не словами, а множеством зарисовок.
Из - под его пера вышли виммельбухи - «В деревне», «Пиратская книга»,
«Корабли» и другие. Эти книги сразу завоевали любовь немецких детишек и
их родителей. А потом они распространились по Европе и по всему миру.
2 слайд.
Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. «Классический»
виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более
компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на
прогулку. Как правило, количество разворотов небольшое — от 5 до 10,
напечатанных на плотном картоне. Количество деталей на страницах просто
зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован
художником и может принимать участие в какой-то истории.
3 слайд.
Здесь
нет
единого
смыслового
центра,
сюжетные
линии
разворачиваются одновременно. В таких книгах совсем нет текста, или же
его очень мало – чаще всего предлагаются различные задания (отыскать
какого-либо персонажа или предмет, сосчитать их и т.п.).
4 слайд.
Виммельбухи, несмотря на минимальное содержание текста, а точнее,
благодаря этой особенности, замечательно развивают связную речь ребенка
и обогащают его словарный запас.
5 слайд.
Предлагаю вам несколько советов по организации работы с виммельбухом
для развития речи дошкольников:
находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто
быстрее;
искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого
встретил, что делает;
сравнивать
изображения
в
книге
с
реальным
пространством,
окружающим ребенка (парк, улица, дом), искать похожие предметы;
закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать
то, что там было изображено. Если ребенок еще не говорит, пусть
выберет нужные карточки из заранее приготовленных вами.
6 слайд.
Сначала в нашей стране были лишь виммельбухи, привезённые из-за
границы, но затем
русские художники тоже подхватили это веяние.
Например, Багин Петр Иванович создал виммельбух «В лесу».
Где купить?
Купить их сейчас - не проблема, так как их популярность зашкаливает.
Сначала русскоязычные пользователи привозили их с собой из поездок за
границу, благо, что слов там почти нет, и это снимает языковой барьер.
Сегодня их можно купить в книжных магазинах или заказать на сайтах
издательств.
А можно и сделать самим. За основу берётся заламинированный фон и к
нему прилагаются множество тематических наклеек – будь то растения,
насекомые, транспорт и многое другое.
7 слайд.
На какой возраст рассчитаны? Ребенок
практически любого возраста
откроет в них что-то для себя. Подойдут виммельбухи и для самых
маленьких, и для детей среднего школьного возраста, да что там, и
взрослому они могут быть интересны. Чем старше будет становиться
ребенок, тем больше он начнет понимать. Но даже дети до 3 лет наверняка
заинтересуются виммельбухами. Малыши любят разглядывать машинки,
технику, предметы быта, животных, а это всегда в изобилии присутствует на
страницах виммельбухов. Не все малыши сразу проявляют интерес к
подобному роду книг. Но если при первом знакомстве ребенок не
заинтересовался, не стоит спешить с выводами. Периодически нужно
пробовать ещё, возможно, ребенок «дорастет».
8 слайд.
Предлагаю вам один из вариантов работы с детьми по первому развороту
книги Виммельбух
«Увлекательные
истории в
картинках
из жизни
маленького городка Мирославля». (Автор Запесочная Елена Алексеевна)
- Давайте познакомимся с новой необычной книгой. А точнее – с одной
из её страниц.
Обратите внимание на изображение в нашей книге. — Какое время
года изображено на картинке? (Весна)
— Как вы поняли, что это весна? (На деревьях появляются первые
листочки, люди садят на клумбы цветы)
— А как вы думаете, какое время суток изображено? Утро, день или
вечер? (День)
— Почему вы так решили? (Много людей на улице)
— Скажите, ребята, как называется площадка, которая находится в
центре рисунка? (Детская, игровая)
— Почему ее так называют? (Потому что там расположены турники,
качели, песочницы для детей)
— Чем занимаются ребята на этой площадке? (Они играют в игры,
лазают по турникам)
— А чем занимаются взрослые на этой площадке? (Общаются с
другими людьми, присматривают за детьми)
— Скажите, а чем занимаются люди у верхнего дома справа? (Грузят
вещи в машину, переезжают)
— Посмотрите, в нижнем углу расположены гаражи. А на гаражах
находится ребенок. Разве можно залезать на гаражи? (Нет, потому что
можно упасть и разбиться)
— Чем еще заняты люди во дворе? (Сидят на скамейке, идут с
покупками из магазина, выгуливают собак, сметают листву, ремонтируют
машины, гуляют, катаются на велосипедах, дети идут из школы, прыгают на
скакалках)
— А вам бы хотелось очутиться в этом дворе? В каком именно месте
вы
бы
хотели
очутиться?
А теперь с помощью опорной таблицы давайте попробуем придумать
интересную историю по этой странице.
Педагогам предлагается придумать рассказ по опорной таблице (даётся
1-2 минуты), затем предоставляется слово представителю каждой группы. В
результате должен получиться связный рассказ.
Всем остальным коллегам я предлагаю подумать, какие задачи может
решить педагог в ходе выполнения подобных заданий с детьми.
Итак, подводя итог сегодняшнего выступления можно сделать вывод, что
Виммельбухи развивают связную речь, учат составлять рассказы, вести
диалоги. Таким образом, виммельбухи являются гениальной находкой и для
педагогов, и для родителей.
Благодарю за внимание!