Автор: Литвинова Лариса Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ "Волчанская оош"
Населённый пункт: с.Волчанское Каменского района Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода проектов на уроках истории и обществознания"
Раздел: среднее образование
Использование метода проектов на уроках истории и обществознания
Литвинова Лариса Николаевна, учитель истории МКОУ «Волчанская ООШ»
В настоящее время актуальной стала задача обновления содержания
образования, понимаемого не только как определенный объем информации,
но и как деятельность школьников и их отношение к тому материалу, который
они изучают. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы,
определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти
составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально
отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом
учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения,
находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы.
Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение
определенным исследовательским багажом.
Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США.
Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс и
др. выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что
ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение
результатов своего труда.
В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века
(В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались
преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний
осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ
базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной
методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные
предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация
метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В
результате, проективная методика была осуждена и до 90-х гг. XX века в
практике советской школы не использовалась.
На современном этапе российского образования появилось много
информации, посвященной использованию проектной методики на уроке.
Чтобы сформировать собственную систему проектной деятельности с
учащимися, повысить качество преподавания истории, обществознания и
внеклассной работы по предметам необходимо решить следующие задачи:
определить содержание проективной методики как образовательной
технологии;
провести краткую классификацию видов школьной проектной
деятельности;
составить методику работы над исследовательскими проектами;
Содержание проективной методики как образовательной технологии. Виды
школьной проектной деятельности.
В современном российском образовании различают широкое толкование
проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов».
Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология –
это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов
овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той
или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается
практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-
познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания
и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения
определенных практических заданий с обязательным представлением
результатов.
Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют
прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.
Прикладные проекты отличают следующие черты:
четко обозначенный результат деятельности;
тщательное продумывание структуры проекта;
четкое распределение функций между участниками;
оформление итогов деятельности с последующим их представлением и
рецензированием.
Исследовательские проекты подразумевают:
деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее
неизвестным результатом;
наличие этапов, характерных для любой научной работы.
Информационные проекты направлены на изучение характеристик
процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение
выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на
структуру исследовательского, что часто служит основанием для их
интеграции.
Структура ролево-игровых проектов только намечается. Для них характерно:
конструирование гипотетической игровой ситуации;
исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные
и другие отношения;
результат остается неизвестным до конца работы.
Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный
социальный опыт.
В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют
монопроекты и межпредметные проекты.
По характеру контактов проекты бывают локальными, внутришкольными,
региональными, национальными, международными; по количеству
исполнителей – индивидуальными и коллективными; по продолжительности
– краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
В реальной практике чаще всего происходит интеграцию различных видов
проектов, что обусловлено конкретными целями и задачами.
Методика работы над исследовательскими проектами.
Для того, чтобы эффективно использовать метод проектов необходимо четко
представлять особенности исследовательской деятельности, как
образовательной деятельности, связанной с решением учащимися
творческих, исследовательских задач и предполагающей наличие основных
этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов,
как практическая методика познания выбранного явления, сбор собственного
материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто
рассматривается как органичная составная часть современных
педагогических технологий. Введение в педагогические технологии
элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не
только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его
познавательную деятельность.
Проектный метод позволяет:
научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки,
делать обоснованные выводы;
принимать самостоятельные аргументированные решения;
научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не
на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение
новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в
освоение новых способов человеческой деятельности.
Самым сложным моментом при введении в учебный процесс
исследовательских проектов является организация этой деятельности, а
особенно – подготовительный этап. Не каждый урок должен проходить в
«проектной манере». При планировании обучения на год учителю
необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов),
которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать
несколько примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых),
работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и
формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и
умений педагогу необходимо руководствоваться программными
требованиями по соответствующему учебному курсу.
Основными этапами организации исследовательской деятельности являются
следующие:
выявление проблем исследования;
постановка цели и задач, определение объекта и предмета
исследования;
формулировка гипотез исследования;
определение методов сбора и обработки данных в подтверждение
выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
оформление результатов исследования;
обсуждение и транслирование полученных результатов.
В школе проектную деятельность можно рассматривать как совместную
учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую
деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленную на достижение общего
результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников
проекта.
На начальном этапе разработки учебного проекта условно можно выделить
следующие шаги:
1.
Определение проблемы исследования.
2.
Формулировка основополагающего вопроса.
3.
Выбор темы проекта.
4.
Выбор творческого названия.
5.
Формулировка проблемных вопросов.
6.
Формулировка тематики исследования.
7.
Разработка дидактических материалов.
8.
Представление результатов проекта.
Первым этапом проектной деятельности является определение проблемы.
Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос,
или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет
существенный практический или теоретический интерес.
При определении проблемы учитель должен помнить, что ситуация
приобретает проблемный характер, если:
имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить;
требуется установить сходство и различия;
важно установить причинно-следственные связи;
необходимо обосновать выбор;
требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного
опыта и примеров опыта – теоретическими закономерностями;
стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного
решения.
Вторым этапом в работе над проектом является формулировка
основополагающего вопроса. Основное направление развития проекта
определяется основополагающим вопросом, суть которого заключается в том,
что основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в
цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не
имеющий определенного ответа. Основополагающий вопрос служит
«концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего
предмета в целом.
Тема задает общее направление проектирования, определяет основное
содержание работы.
Определенная трудность для педагога заключается в том, что проект должен
отражать одну из тем школьного предметного курса, обеспечить реализацию
обязательного минимума и предусматривать осуществление аналитической,
исследовательской, творческой деятельности учащихся.
Не менее важной задачей является формулировка творческой темы проекта:
необходимо, чтобы формулировка темы привлекала внимание учащихся,
была неординарной и запоминающейся.
На данном этапе работы над проектом целесообразно провести мини-тренинг
для слушателей, предоставив им для работы общую тему общекультурного,
философского характера.
Следующим этапом является формулировка проблемных вопросов.
Основополагающий вопрос и проблемный вопрос – близкие понятия. Не
совпадают они в психологической функции, которой проблемный вопрос
обычно не имеет. Проблемный вопрос скорее логически концентрирует
противоречия в наличном наборе наблюдаемых фактов и установленных
теорией закономерностей. Как и основополагающий вопрос, проблемный
вопрос может предопределить направление для экспериментального
добывания ответа. Проблемные вопросы тесно связаны с темами
самостоятельных исследований учащихся. Тема является результатом
индивидуального творческого поиска и может быть определена только после
выбора проблемного вопроса.
Важным моментом в исследовательской деятельности является формулировка
целей, задач и гипотезы исследования.
Под целью понимается желаемый конечный результат проекта. Постановка
цели определяется гипотезой, и предполагает ее проверку.
Цель проекта состоит в решении противоречия, имеющегося в практике, и ее
достижение связано с усовершенствованием участка педагогической
действительности.
Для определения цели используются следующие глаголы: «разработать»,
«выявить», «исследовать», «описать», «создать», «обосновать»,
«проанализировать».
Постановка проектных задач предполагает выработку определенной
последовательности действий – шагов для достижения цели, осуществление
выбора путей и средств ее достижения.
Гипотеза – это логически обоснованное предположение автора проекта,
которое нуждается в подтверждении или опровержении, истинность которого
не очевидна. Гипотеза должна быть проверяемой, не должна содержать в себе
противоречивых суждений и суждений оценочного характера.
Как правило, описание хода исследования проекта не вызывает затруднений.
Некоторые вопросы возникают при отражении результатов
исследовательской деятельности.
Результаты исследования учащихся часто целесообразно представить в
графическом виде. Это могут быть результаты проведения социологических
опросов, обработки статистических данных. Результаты исследования более
наглядно будут смотреться в виде таблиц, организационных диаграмм, схем.
При использовании проектной методики важным является организационная
деятельность, как со стороны учителя, так и учащихся. Начиная с погружения
учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее реализации.
При организации проектной деятельности от учителя требуется направить
мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать
источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в
готовом виде. Следует обращать внимание на актуальность проблемы,
недостаточную освещенность ее, указывать на то, что учитель ждет в лице
своих учеников исследователей, способных найти новое решение.
Важным моментом в проектной деятельности является оценка творческих
работ: презентаций, тематических буклетов, сайтов.
Примерами подобной работы могут стать следующие проекты :
В
9
классе
в
изучении
темы «Великая
Отечественная
война»
учащимся
было
предложено
разработать
проекты
по
следующим
темам:
1.
Первый день войны глазами ее участников (солдата, матери – жены).
2.
Орден в моем доме.
3.
Мои земляки – герои Великой Отечественной войны.
4.
Моё село в период гитлеровской оккупации (воспоминания жителей
села).
Цель:
систематизировать
знания
учащихся
по
теме
«Великая
Отечественная война», повысить мотивацию к обучению.
Задачи:
- помочь учащимся осмыслить роль субъективного фактора в истории;
- развивать аналитические навыки и навыки критического мышления;
- помочь в освоении новых форм поиска, обработки и анализа
информации, интерпретации результатов;
- содействовать развитию коммуникативных умений и навыков;
- вызвать чувство гордости за свою страну, победившую фашизм;
- содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Тип проекта – информационно-исследовательский, коллективный,
внутришкольный, краткосрочный.
Авторы проекта – рабочие группы
Возраст участников проекта – 15 лет (9 класс).
Время работы над проектом – 3недели
Итоговый продукт деятельности –доклад, анкеты жителей, сочинения.
Этапы работы над проектом
Этапы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Организационно-
подготовительный
Выбор темы проекта,
определение его цели и
Формирование мотивации
участников,
задач, разработка
реализации плана идеи,
формирование
микрогрупп.
консультирование по
выбору тематики и жанра
проекта, помощь в
подборке необходимых
материалов, выработка
критериев оценки
деятельности каждого
участника на всех этапах.
Поисковый
Сбор, анализ и
систематизация
собранной информации,
запись интервью,
обсуждение собранного
материала в
микрогруппах,
выдвижение и проверка
гипотезы, оформление
макета и стендового
доклада, самоконтроль.
Регулярное
консультирование по
содержанию проекта,
помощь в систематизации и
обработке материала,
консультация по
оформлению проекта,
отслеживание деятельности
каждого ученика, оценка.
Итоговый
Оформление проекта,
подготовка к защите.
Подготовка выступающих,
помощь в оформлении
проекта.
Рефлексия
Оценка своей
деятельности. «Что дала
мне работа над
проектом?»
Оценивание каждого
участника проекта.
Некоторые учащиеся продолжили работу над проектами и представляли свои
проекты на конференции «Я познаю мир».
Также исследование проводилось в 8 классе по обществознанию. Изучая
Главу 2. Экономическая сфера, учащимся 8 класса был предложен
следующий проект: провести мини-исследование по проблеме отношения
людей к труду.
Специалисты считают,что некоторые работники не любят своей работы. В
процессе работы люди не могут самореализоваться, а потому стремятся
избавиться от неё. Это явление называется работофобией. В
противоположность этому другие люди оказываются привязанными к работе,
поглощены ею. Иногда они не замечают, когда заканчивается рабочий день,
ибо живут своей профессией.
Немецкий невропатолог Г.Ментцель разработал специальный тест,
позволяющий измерить уровень «работомании». Его можно с успехом
применить и к взрослым, и к подросткам, которые либо попробовали себя в
настоящей работе, либо к учёбе относятся серьёзно – как к работе.
Был предложен тест на проверку работомании.
1.
Ощущаете ли вы после начала работы неодолимую потребность
продолжать трудиться?
2.
Свойственна ли вам торопливость в работе?
3.
Работаете ли вы в свободное время или в отпуске?
4.
Работаете ли вы главным образом по вечерам?
5.
Часто ли вы думаете о своей работе на досуге?
6.
Пытались ли вы хотя бы время от времени не работать?
7.
Пытались ли вы придерживаться какой-то определенной системы
в работе, - например, работать не только в определенные часы?
8.
Делаете ли вы работу,которую мог бы делать человек более
низкой квалификации7
9.
Пренебрегаете ли вы своим питанием?
10.Испытываете ли вы ощущение вины от того, что всецело
отдаваясь работе, недостаточно внимания уделяете семье?
11.Ощущаете ли вы стыд в связи с тем, что, помимоработы, увас ни
на что не находится времени?
12.Любите ли вы, чтобы другие люди выражали вам своё сочувствие
в свзи с тем, что вы так много работаете?
13.Чувствуете ли вы себя «неприкаянным», когда над вами не
довлеют сроки и обязательства?
14.Прибегаете ли вы ко всякого рода глубокомысленным
объяснениям, чтобы подвести базу под вашу привычку чрезмерно
много работать?
15.Проявляете ли вы нетерпимость по отношению к тем людям, чей
стиль работы отличен от вашего?
16.Снизились ли по сравнению с прошлым показатели вашего
труда?
17.Произошли ли какие-либо изменения в вашей семейной жизни в
связи с вашей одержимостью работой?
18.Часто ли вы меняете место работы или сферу деятельности?
19.Превратилась ли для вас работа в такую привычку, которой вы не
в силах противостоять?
Тот, кто ответит «да» хотя бы на 5 вопросов, тот рискует заболеть
«работоманией». Ответивший положительно более чем на 10
вопросов почти наверняка является «работоманом».
Способ лечения может быть только один – найти правильное
соотношение между работой и досугом.
Исследование проводится с представителями разных профессий,
возрастов, пола.
После проведенного исследования группа учащихся выступает с
результатами , делает выводы.
Рассмотрев проектные технологии, мы можем сказать, что это одна из
новых
педагогических
технологий.
Конечно,
использование
этого
метода
требует учебно-материальной базы, значительных материальных затрат, но
имеет
ряд
положительных
моментов.
Эта
педагогическая
технология
–
гуманистическая не только по своей философской и психологической сути,
но и в нравственном аспекте.
Из приведенных примеров, можно сделать вывод, что данная технология
обеспечивает успешное усвоение учебного материала, интеллектуальное и
нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по
отношению к учителю и друг другу, коммуникабельность, желание помочь
другим.
Соперничество,
грубость,
высокомерие,
авторитарность
не
совместимы с этой технологией.
Используя данную технологию, мы учим детей самостоятельно мыслить,
находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных
областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия
разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные
связи. Конечно, если все учителя по всем предметам сразу дадут учащимся
проекты, то никакого позитивного результата никому достичь не удастся.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не
на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение
новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в
освоение новых способов человеческой деятельности.
Проектные
технологии
–
хорошая
возможность
для
взаимодействия
учителя и ученика. Мы, как это ни странно звучит, через данную технологию
готовим ребят к будущей жизни, чтобы современный молодой человек мог
чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.