Напоминание

Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения


Автор: Наталия Ивановна Спиридонова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Михайловская КШИ
Населённый пункт: БАШКОРТОСТАН РЕСПУБЛИКА, БИЖБУЛЯКСКИЙ РАЙОН, МИХАЙЛОВКА
Наименование материала: Статья
Тема: Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения
Раздел: начальное образование





Назад




Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих

технологий в процессе обучения.

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации

проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей

катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

Здоровье всегда считалось высшей ценностью, основой активной

творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими

и психическими возможностями. Дети с нарушением интеллекта - наиболее

многочисленная категория аномальных детей. У них наблюдаются нарушения

познавательной деятельности: в первую очередь – это ограниченность

восприятия, нарушение всех операций мышления, проблемы концентрации

внимания, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на

уроках, нарушение мелкой и общей моторики.

Кроме

того у многих

наблюдаются школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость, низкая

двигательная активность – все это неблагоприятно сказывается на психическом

и физическом здоровье детей.

Определяющим фактором в системе сохранения и укрепления здоровья

подрастающего

поколения

является

здоровьеориентированный

образовательный процесс в школе.

Это организация

образовательного

процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и

укреплению здоровья обучающихся и включение в образовательный процесс

системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение

здоровья учащихся.

Я поделюсь своим опытом проведения на уроках разнообразных по

содержанию упражнений, способствующих активному отдыху.

Комфортное начало и окончание урока. Я использую положительную

установку на успех в деятельности: « У меня всё получится, я справлюсь». Дети

смайликами изображают свое настроение в начале урока и по его завершении.

Для того, чтобы поднять настроение, я предлагаю ученикам хором произнести

такие предложения «Я способен! Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться!

Я – хороший ученик! Я хочу много знать!». Эти формулы самовнушения

действуют не сразу. Но подсознание примет повторяющуюся информацию как

приказ к действию.

Каждый день первый урок мы начинаем с игры - разбудилки:

- Глазки, глазки, вы проснулись?

- Мы проснулись. (Отвечают дети и протирают глаза).

- Ушки, ушки, вы проснулись?

- Мы проснулись, (Массажируют уши).

- Ручки, ручки, вы проснулись?

- Мы проснились. (Протирают, а затем хлопают в ладоши).

- Ротик, ротик, ты проснулся?

- Я проснулся, улыбнулся. (Дети улыбаются друг другу и приветствуют)

Уроки литературного чтения я начинаю с речевой зарядки – разминки. В неё

входят дыхательная гимнастика, отработка дикции, правильное произношение

слов. В упражнения по дыхательной гимнастике я включаю игры:

«Задуй свечу». Дети через нос вдыхают воздух, а через рот выдыхают, как бы

задувая свечу. И так несколько раз – одну свечу, две свечи, три свечи.

«В цветочном магазине». Я говорю детям такие слова « Представьте, что вы

пришли в цветочный магазин и выбираете букет цветов. Вы с удовольствием

вдыхаете запах любимых цветов через нос и выдыхаете

через рот».

Аналогичные упражнения «На лесной полянке», «Любимые духи».

«Выдох со счётом».

Вдыхаем через нос воздух, а через рот выдыхаем,

одновременно считая.

«Медвежата». Дети жалобно просят у мамы – медведицы мёда: «Мам, мёду б

нам, мам, молока б нам».

В упражнениях по выработке дикции я включаю скороговорки и

чистоговорки. Так как я применяю этот метод на каждом уроке, то

я

размножила их на компьютере. Получилось пособие, которое очень удобно в

применении, не портится и его хватает на долгое время. Это пособие всегда под

рукой. Для проведения физкультминуток тоже есть подобное пособие.

Каждый здоровьсберегающий урок должен обязательно включать работу с

телом, душой и разумомдетей и учителя. В зависимости от специфики урока

провожу оздоровительные общеразвивающие упражнения, задействующие

разные группы мышц.

Младшие школьники работают на уроке сидя и наклонившись, что плохо

отражается на дыхании. Оно становится поверхностным и неполным, что

влечёт следующие последствия: ожирение, впалость груди, узкость плеч,

отдышку, нарушения в системе кровообращения. Чередование дыхательной

гимнастики с выполнением учебных заданий на уроке предупреждает

указанные выше заболевания и деформации тела. Дыхательные упражнения

достаточно включать в учебный процесс 3-4 раза в неделю.

Упражнения на дыхание можно выполнять сидя или стоя. Рекомендуется –

стоя. Младшим школьникам следует пояснить, что вдох производится через

нос, а выдох через полуоткрытый рот. Дышать нужно ритмично, равномерно,

без

мышечного

напряжения.

Я

предпочитаю

проводить

дыхательную

гимнастику на уроках изучения нового материала перед непосредственно

постановкой

учебной

задачи.

После

таких

упражнений

улучшается

кровообращение, а, следовательно, и снабжение клеток головного мозга

кислородом, что влияет на степень восприятия учебного материала.

Вот примеры такой дыхательной гимнастики.

Дети встают около своих парт и хором произносят: «Как на горке, на пригорке

стоят 33 Егорки…», делают глубокий вдох и на медленном выдохе, не делая

новых вдохов, считают Егорок: «Раз Егорка, два Егорка…». Кто больше?

Игра «Подуем на…» Ребёнок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены,

делает вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой,

дует на плечо. Голова прямо - вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо

– вдох. Приговариваем в это время:

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

На солнце горячо

Пекло дневной порой».

Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает

спокойный выдох, голова прямо - вдох носом. Поднимает лицо кверху - выдох

через губы, сложенные трубочкой. «Дуть» можно на любые части тела.

Для тренировки зрения и глазных мышц я использую такие упражнения.

Дети выполняют специальные упражнения для укрепления мышц век,

улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления:

● плотно закрыть и открыть глаза, повторить 5- 6 раз с интервалом в 30 секунд;

● посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы;

● вращение глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону;

● крепко зажмурить глаза на 3- 5 с. Поставить палец руки на расстояние 25- 30

см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3- 5 с. Опустить

руку, повторить 10 – 12 раз;

● закрыв глаза, массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1

минуты;

● голова неподвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно,

затем справа налево и обратно. Повторить 10- 12 раз;

● посмотреть в окно вдаль 1 минуту.

Ну и, конечно, никто не отменял традиционных физкультминуток на каждом

уроке. Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения

на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти

простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов

деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2

минуты.

В

осеннее-весенний

период

физкультминутка

проводится

при

открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки. Например,

«Часы» - «тик-так-вправо-влево голову». «Ветер» - движение туловищем

вправо-влево-плавно, вместе с руками. «Пила» - имитация движения руки при

пилении дерева. «Бокс» - имитация ударов правой и левой рукой. «Силач» -

руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

-- упражнения по формированию осанки,

-- укрепления мышц рук,

-- отдых позвоночника,

-- упражнения для ног,

-- релаксационные упражнения для мимики лица,

-- потягивание,

-- массаж области груди, лица, рук, ног,

-- психогимнастика,

При двигательно-речевых упражнениях дети читают весёлые стихи и

выполняют движения в соответствии с текстом. Такие «минутки» заряжают

энергией и повышают интерес к предмету. Также сюда я включаю упражнения

на развитие общей моторики, мелкой моторики и тренинги, психологическое

назначение которых – развитие наблюдательности, умения понимать друг друга

без слов, умения общаться, сопереживать и помогать друг другу.

При длительной работе ручкой или карандашом, пальцы рук детей

нуждаются в специальной пальчиковой гимнастике:

● сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем

вправо;

● с силой сжимать и разжимать пальцы, пока не устанут;

● выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и выполнить круговые

движения вначале влево, потом вправо;

● выпрямить пальцы, одновременно сжимать и разжимать первые две фаланги;

● развести прямые пальцы, начиная с мизинца последовательно(веерообразным

движением) сжать все пальцы в кулак, затем, начиная с большого пальца,

вернуться в исходное положение;

● сжать пальцы в кулак, разгибать и сгибать отдельно каждый палей.

Все упражнения выполняются сидя, поставив локти на парту. Каждое

упражнение выполняется 10 – 15 раз.

Для формирования правильной осанки я включаю оздоровительные

минутки:

1.

Упражнение «Держи осанку».

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за

спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх,

расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника.

Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните,

плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20-30 сек). Медленно вернитесь в

исходное положение. Встряхните кисти.

2.

Упражнение «Сотвори солнце в себе».

3.

Оздоровительная минутка «Солнышко».

4.

Оздоровительная минутка «Этюд души».

Эти упражнения я взяла из книги Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А.,

Жиренко О.Е. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» и

методического пособия Жиренко О.Е., Обуховой Л.А., Буяниной И.А. «Будьте

здоровы, дети!»

Оказывается, одним из главных секретов хорошего самочувствия

обучающихся и высокой активности в учебном процессе является применение

игровой технологии обучения. С помощью игры можно снять психическое

утомление, ее можно использовать для мобилизации умственных усилий

обучающихся, для развития у них организаторских способностей, привития

навыков самодисциплины, создания обстановки радости на уроках

Одним из методов игровой технологии является сказкотерапия.

Сказкотерапия используется с лечебной, психокоррекционной, развивающей и

воспитательной целью.

Большой интерес к происходящему на уроке мне удавалось вызвать у

учащихся, если к нам на урок «приходил» какой-то сказочный герой и просил

помощи у детей в решении той или иной задачи. Дети с интересом и радостью

включались в работу, например, помогали Колобку избежать опасностей,

путешествуя по лесным тропинкам; Незнайке помогали правильно решить

примеры или задачу; вместе с красной шапочкой пробирались через лес к ее

бабушке, при этом выполняя разные виды работ.

Комплексное использование игровой технологии в учебном процессе позволяет

снижать

утомляемость,

повышает

эмоциональный

настрой

и

работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и

укреплению здоровья обучающихся.

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в

учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в

образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие

способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального

поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению

и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих

технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению

психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти

технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной

дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его

педагогического творчества.

Используемая литература:

1.

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

работе учителя и школы. М: Академия, 2009г

2.

Лебедева Н.И. Формирование здорового образа жизни младших

школьников. Москва.: ИВЦ Минфина, 2005

3.

Юковчиц Л.К. Педагогическое воспитание, - СПб.:Питер, 2007

4.

Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. «Новые 135 уроков

здоровья, или школа докторов природы».

5.

Методическое пособие Жиренко О.Е., Обуховой Л.А., Буяниной И.А.

«Будьте здоровы, дети!»



В раздел образования