Напоминание

Родители и дети: Особенности восприятия окружающего мира


Автор: Матвеева Татьяна Вячеславовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ 17
Населённый пункт: ЧУВАШИЯ РЕСПУБЛИКА, ЧЕБОКСАРЫ
Наименование материала: статья
Тема: Родители и дети: Особенности восприятия окружающего мира
Раздел: дополнительное образование





Назад




Конспект занятия " Родители и дети: особенности

восприятия окружающего мира"

Цель – обсуждение особенностей восприятия детьми и родителями

окружающей

действительности,

проявления

эмоций,

переживаний,

особенностей поведения. Выработка навыков анализа причин актуализации

эмоций разной модальности, особенностей поведения детей.

1. Упражнение с мячом. Участника тренинга бросают мяч друг другу по

кругу и проговаривают пожелания.

2. Информационная часть. Хорошо ли мы знаем внутренний мир своих

детей. Какие чувства испытывают они в разных ситуациях, при разном

отношении к ним.

Родители

и

дети

воспринимают

окружающий

мир

по-разному.

Взрослому зачастую кажется, что поведение детей связано с недостаточным

пониманием окружающего мира, в некоторых ситуациях с желанием вести

себя для того, чтобы вызвать переживания, разозлить родителя. Но так

бывает не всегда. Со временем дети все чаще выходят из поля зрения

взрослых,

поскольку

целью

его

развития

становится

обретение

самостоятельности. Но готовы ли мы предоставить ему самостоятельность?

Иногда дети могут спровоцировать серьезные конфликты для отстаивания

своей самостоятельности.

В основе любого нежелательного поведения кроются следующие цели:

- требования внимания или свободы;

- желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;

- месть, возмездие;

- утверждение (желание скрыть) своей несостоятельности или

неполноценности.

3. Определение особенностей мировосприятия детей и родителей.

Участникам тренинга предлагаются выделить эти особенности

- отсутствие сложившихся взглядов;

- быстрота перевоплощения;

- эмоциональность;

- динамизм и высокая изменчивость и быстрая вовлекаемость и

вхождение в ситуацию;

- необремененность бытовыми заботами;

- открытость и импульсивность; - слитность с внешним миром;

- полнота мироощущения.

Далее прописываются особенности восприятия окружающего мира и

детей родителями. Итак, заблуждением является то, что родители думают,

что дети должны понимать нас так же, как и мы. Многое зависит от

поведения родителя. Дети делают свои выводы, учитывая, что мы говорим и

делаем. Каждый момент общения значим. Личный пример является

сильным воспитывающим фактором. Только личность может воспитать

личность.

4. Заполнение анкет (таблица).

Анкетные

вопросы

касаются

наших

желаний,

нереализованных

возможностей. Желание превратиться в какое-нибудь животное или во что-то

касается наших нереализованных возможностей. Желание превратиться в

кого-нибудь связано с потребностью унестись от забот (ветер, ручей) или

обрести могущество (волшебник, Ванга). Ведущий тренинга сообщает о том,

что сказки писались в древности для взрослых и в них скрыт огромный

смысл. Например, золотое яйцо – символ вечной жизни, колобок –

символизирует земной шар.

Выбор сказок диктуется предпочитаемыми качествами сказочных

героев. Выбор животных связан также с качествами людей (кошки, собаки) и

говорят сами за себя. Сюжет сказок является отражением нереализованных

жизненных сценариев. Все вышеназванное является фактором, влияющим на

наше состояние, поведение, следовательно, и на общение с детьми.

Обсуждение пунктов анкеты позволяет объективировать неосознаваемые

проявления педагогов, которые детерминируют поведение педагога.

Далее обсуждение проводится по каждому пункту анкеты

Вопрос

Ответ

1.

Мое

любимое

животное

и

почему.

Мое

нелюбимое

животное и почему

2.

Мой любимый цвет и почему.

Мой

нелюбимый

цвет

и

почему

3.

Моя любимая сказка. Сказка,

которая мне не нравится.

4.

В другом человеке мне больше

всего нравится такая черта,

как…, а не нравится…

5.

Если бы у меня была

фантастическая возможность

стать кем-то на один день, то я

бы стал… Почему?

6.

Доброго волшебника я

попросил бы о…. А злого

попросил бы о… Почему?

5. Медитация «Погружение в детство» (включается релаксационная

музыка).

Текст

проведения

релаксационного

упражнения

«Погружение

в

детство». Сядьте удобно, ноги поставьте на пол, спиной обопритесь на стул,

закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное.

Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток времени уносит вас в детство, в

то время, когда вы были маленькими. Представьте себя в том возрасте, в

котором вы лучше себя чувствуете. Вспомните самый счастливый момент

своего детства. Определите, сколько вам лет, во что вы одеты, сколько вам

лет? Кто находится с вами рядом. Какие чувства и эмоции вы испытываете?

Затем каждый участник тренинга описывает свое представление и свое

состояние.



В раздел образования