Автор: Аверина Любовь Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№6
Населённый пункт: г.Пыть-Ях,ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: "Технология проблемного обучения, как одно из условий обеспечения предметных и личностных результатов."
Раздел: начальное образование
ТЕМА:
Технология
проблемного
обучения,
как
одно
из
условий
обеспечения
предметных и личностных результатов.
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ№6 Аверина Любовь
Владимировна, г. Пыть-Ях,ХМАО-ЮГРА. Е-mail: averina.65@list
Главная задача, которую ставит перед учителем государство, - это обучение и
воспитание успешного ребёнка, который умеет организовать свою жизнь (ставить цели и
составлять
планы),
быстро
менять
планы
в
связи
с
быстроменяющимися
условиями
жизни, анализировать результаты деятельности и готов творить.
Для того чтобы
выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был
способен
использовать
полученную
информацию
в
своей
профессиональной
деятельности,
используются
новые
образовательные
технологии.
Одна
из
таких
технологий
технология
проблемноо
обучения.
Технология
проблемного
обучения
способствует развитию у учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску
самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том,
что
новые
знания
не
даются
в
готовом
виде.
Дети
открывают
их
сами
в
процессе
самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли
сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении
подводит
итог.
На
таких
уроках
ученики
больше
думают,
чаще
говорят,
активнее
формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют,
проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
Цель работы: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность
применения проблемного обучения в начальной школе в системе Занкова.
Объектом
исследования
данной
работы
выступает
проблемное
обучение
в
начальной школе как педагогический процесс.
Предмет исследования – проблемная ситуация в обучении младших школьников.
Задачи:
•
Выявить особенности создания проблемных ситуаций на уроке.
•
Выявить
эффективность
создания
системы
проблемных
ситуаций
в
обучении
младших школьников.
В древние времена было известно, что умственная активность способствует и
лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предметов,
процессов и явлений. Сторонники активного учения школьников:
Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на
них были характерны для дискуссий Сократа.
Чешский педагог Ян Амос Каменский «Необходимость воспламенять в мальчике жажду
знаний и пылкое усердие к учению».
Французский философ Жан-Жак Руссо. Идея обучения на повышенном уровне
трудности. Константина Дмитриевича Ушинского выдвигал идею познавательной
самостоятельности. Английский педагог Армстронг ввел в преподавание «эвристический
метод». Русский методист естествознания Александр Яковлевич Герд. Наблюдать,
сравнивать, описывать, обсуждать. За трудностями закрепилась понятие «проблема».
Уроки строятся так, чтобы учащиеся на них сумели: почувствовать конкретную трудность;
определить ее (выявить проблему); сформулировать гипотезу по ее преодолению;
получить решение проблемы или ее части; проверить гипотезу с помощью наблюдения
или экспериментов.
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются
1
самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими
готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа
проблемности.
Цели: развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих
способностей учащихся; усвоение учениками системы знаний и способов умственной
практической деятельности; формирование всесторонне развитой личности.
Функции: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных
логических приемов и способов творческой деятельности). Воспитание навыков
творческого применения знаний (применение личностных усвоенных знаний в новой
ситуации) и умение решать учебные проблемы. Формирование и накопление опыта
творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого
отображения действительности). Формирование мотивов обучения, социальных,
нравственных и познавательных потребностей.
Методы: - проблемное изложение, - совместное обучение, -исследование, -творческое
обучение.
Дидактические способы: Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений,
фактов, внешнего несоответствия между ними.
Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а
также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций,
которые возникают на практике.
Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого
явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих
противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о
них.
Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
Побуждение
учащихся
к
сравнению,
сопоставлению
и
противопоставлению
фактов,
явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
Побуждение
учащихся
к
предварительному
обобщению
новых
фактов
на
основе
имеющихся
знаний,
что
способствует
иллюстрации
недостаточности
последних
для
объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных
проблем.
Организация
предметных
межпредметных
связей
с
целью
расширить
диапазон
возможных проблемных ситуаций.
Варьирование, переформулировка задач и вопросов.
Этапы:
Возникновение (постановка) проблемной ситуации;
Осознание сущности затруднения (противоречия) и постановка проблемы (формулировка
проблемной задачи);
Поиск способа решения проблемной задачи путем итерации догадок, гипотез и т.п. с
попыткой соответствующего обоснования;
Доказательство гипотезы;
Проверка правильности решения проблемной задачи.
Роль педагога: Информативное обеспечение;
2
Направление исследования;
Изменение содержания и (или) структуры учебного материала;
Поощрение познавательной активности учащихся
Шаги по организации поискового учебного процесса:
постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения; поиск фактов
для лучшего понимания проблемы, возможности ее решения; поиск идей одновременно с
активизацией сферы бессознательного и подсознания; оценка идей откладывается до тех
пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися; поиск решения, при
котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; для воплощения и разработки
выбираются лучшие из них; поиск признания найденного решения окружающими
Задания: задачи с несформулированным вопросом; задачи с недостающими данными;
Задача с излишними данными; задачи с несколькими решениями; задачи с меняющимся
содержанием;задачи на соображение, логическое мышление.
Тема №1: Слово. Слова-названия. Схемы слов.
Проблемная ситуация с затруднением. Приём №4: дать практическое задание, не
выполнимое вообще. - Посмотрите на картинки. Что здесь изображено?
-Попугай, земляника, шишки, васильки, дятел, воробей, гусеница, бабочка, гриб, лиса,
козёл, медведь, ель, ёжик. - Запишите слова-названия предметов. (Возникает
затруднение). - Вы смогли выполнить задание? - Нет. Мы не умеем писать.
Что вызвало затруднение? - Какой возникает вопрос?
- Как записать слова-названия, если мы ещё не умеем писать?
Тема №2: Знакомство с предложением.
Проблемная ситуация с удивлением. Приём №2: столкнуть мнения учеников
практическим заданием или вопросом. - Откройте учебник на с.8. Что вы видите на
рисунке? - Это лес. - Сколько слов вы произнесли? - Два слова.
- С их помощью мы выразили мысль. Это предложение. Сколько слов в предложении?
- Два слова. - Составьте предложение о белке. - Белка держит гриб.
- Как мы записывали слова? - С помощью схем.
- Запишите первое предложение. ________ _________ - Запишите второе предложение.
________ _________ __________ - Я тоже составила по картинке несколько предложений.
Посмотрите: _____ ______ ______ ______ _____ ______ - Как вы думаете, сколько
предложений я составила? - 1,2,3,4? - Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы ещё не
знаем? - Не знаем, сколько слов в предложении, какие предложения вы составили. - Какой
возникает вопрос? - Как записать предложение?
Тема №8: Согласные звуки.
Проблемная ситуация с удивлением. Приём №1: одновременно предъявить
противоречивые факты, теории, мнения. - Сколько слов в русском языке?
- Много. - Из чего состоят слова? -Слова состоят из звуков. - Какие гласные звуки вы
знаете? - а, о, у, ы, и, э.- Почему они называются гласными?- Состоят из голоса, поются,
тянутся. - Сыграем в игру Кто больше? Вам нужно в парах составить слова из гласных
звуков. Кто больше составит, та пара и победила. (Работают в парах, составляют слова, а
затем выступают.) - Много получилось у вас слов? -Мало. - Что интересного вы заметили?
-В русском языке слов много, а у нас получилось мало.- Какой возникает вопрос?
- Почему из гласных звуков получается мало слов? Из каких звуков тогда получаются
остальные слова?
3
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только
одно –указать дорогу» Р.Олдингтон
Школа является важнейшим фактором развития личности;школа должна превратиться в
действенный перспективный фактор развития российского общества;систему образования
и
ш к о л у
н е о б х о д и м о
п о с т о я н н о
р а з в и в а т ь .
«Технология»
-
это
детально
прописанный
путь
осуществления
той
или
иной
д е я т е л ь н о с т и
в
р а м к а х
в ы б р а н н о г о
м е т о д а .
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором
входящие
в
него
действия
представлены
в
определенной
последовательности
и
предполагают достижения прогнозируемого результата. Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой
учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».Новые жизненные условия, в
которые
поставлены
все
мы,
выдвигают
свои
требования
к
формированию
молодых
людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но
мыслящими, инициативными, самостоятельными. Сегодня быть педагогически грамотным
специалистом
нельзя
без
изучения
всего
обширного
арсенала
образовательных
технологий. Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога
состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.
Правильно
выбранная
цель
определяет
отбор
методов
и
форм
организации
учебно-
познавательной деятельности учащихся…Вспомним, что говорил король одной планеты в
сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу
обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а
моя». Что могут означать для нас эти слова?По существу в них заключено одно из
важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите,
реальные
цели.Поэтому
важнейшей
составляющей
педагогического
процесса
должно
стать
личностно
-
ориентированное
взаимодействие
учителя
с
учениками,
где
бы
обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся,
резкое
снижение
конфликтных
ситуаций
на
уроках
и
во
время
воспитательной
деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня
общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе. Мы
с
вами
делаем
погоду
в
классе.
Так
давайте
делать
ее
разумно,
качественно
и,
по
возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!
Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье
людей,
постоянно
в
нем
находящихся.
Особенно
плохо
влияет
на
всех
резко
континентальный климат в классе.
Это
–
когда
в
классе
рядом
существуют
разные
континенты:
континент
учителей
и
континент учащихся.
Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды в классе, что
крайне
негативно
сказывается
на
школо-чувствительных
людях,
которых
в
школе
–
большинство.
Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.
Отсюда – мои «пусть пожелания»:
Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.
Пусть
изменчивый
характер
носит
методика
преподавания
вашего
предмета,
но
неизменными
остаются
Ваш
профессионализм,
преданность
детям
и
делу,
простая
человеческая порядочность.
Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается
до нуля и ниже.
4
Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.
Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.
Пусть светит в вашем классе радуга открытий.
Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.
Пусть совсем «не грянет буря» в вашем классе.
Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В
таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный
парниковый эффект.
Пусть
геомагнитное
поле
класса
всегда
будет
умеренно
спокойным.
Ведь
учитель
–
магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.
Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света.
П у с т ь
у ч и т е л ь ,
в о с п и т а т е л ь
б у д е т
в
к л а с с е
с о л н ы ш к о м .
Список литературы.
1.Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения
школьников. – Ростов-на-Дону, 1970.
2.Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – Москва: Знание,
1983. – 298с.
3.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ,
1985.
6.Ильина Т.А, Проблемное обучение// Вестник высшей школы. - Москва, 1076. – «2. –
с.25-29.
4.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива. – Москва, 1993. –
89с.
5.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972.
6.Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.
7.Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание,
1991.
8.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.
9.Мельникова
Е.Л.
Технология
проблемного
обучения.
Школа
2100.
Образовательная
программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
10.Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников//Школьные технологии. –
Москва, 2004. – №2. – с.43-84.
5