Напоминание

«Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей дошкольников с нарушением слуха»


Авторы: Шуваева Ольга Ивановна, Ерохина Валентина Ивановна
Должность: Музыкальный руководитель, сурдопедагог
Учебное заведение: ГКДОУ ЛО Всеволожский детский сад компенсирующего вида
Населённый пункт: Ленинградская область,всеволожский район,пос.им.Морозова
Наименование материала: статья
Тема: «Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей дошкольников с нарушением слуха»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Тема: «Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных

способностей дошкольников с нарушением слуха»

Авторы статьи:

Ерохина Валентина Ивановна - учитель – дефектолог

Шуваева Ольга Ивановна – музыкальный руководитель

ГКДОУ ЛО «Всеволожский детский сад компенсирующего вида»

1

Самая большая роскошь в жизни – человеческое общение. Умение слушать

при наличии возможности слышать, умение говорить превращает огромный

мир в маленькое царство добра, покоя, где есть место дружбе, взаимной

поддержке, терпению, пониманию, где приобретается способность мыслить и

выражать свои мысли. Невозможно остаться равнодушным, глядя на не

слышащих малышей. В этих, настежь раскрытых глазах, масса немых вопросов:

Кто вы? Кто я? Зачем я в этом мире? Как мне его понять? Сколько душевных и

физических сил, тепла, доброты нужно отдать такому ребенку. Для создания

условий

его

нормального

развития

особую

важность

имеет

вопрос

своевременной квалифицированной коррекционной помощи.

Дошкольное

образовательное учреждение компенсирующего вида – это первая ступенька

для малыша

с нарушением слуха, вступая на которую он узнает много

интересного,

важного

и

необходимого

в

дальнейшей

его

жизни.

Музыкальное

воспитание

в

дошкольном

образовательном

учреждении

компенсирующего вида взаимодействует со всеми сторонами коррекционно-

развивающего

процесса

и

решает

образовательные,

воспитательные

и

коррекционные задачи. Вся система коррекционно-воспитательной работы в

ДОУ ориентируется на ребенка, на раскрытие и реализацию потенциальных

возможностей

его

развития.

Она

должна

обеспечивать

не

только

формирование

у

детей

системы

знаний,

умений

и

навыков,

которые

необходимы для обучения в школе, но также потребности в общении с

окружающими людьми, умения налаживать контакты со

взрослыми и

сверстниками,

взаимодействовать

с

ними,

адекватно

реагировать

на

происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации

общении, проявлять свои эмоциональные состояния принятыми в человеческом

обществе. Все это и составляет необходимое условие успешности развития

ребенка с нарушением слуха и его подлинной интеграции в общество.

Театрализованные игры можно рассматривать и как моделирование жизненного

2

опыта

людей,

как

мощный

психотренинг,

развивающий

эмоционально,

интеллектуально,

духовно и физически, воспитывающий положительные качества личности.

Поэтому театрализованная деятельность

в нашем саду используется как

основная форма творческого взаимодействия музыкального руководителя и

сурдопедагогов. Сурдопедагог решает коррекционные задачи: учить детей

подражать голосам животных; умению понимать особенности поведения

животных

в

инсценировках,

сценках,

сказках;

- обучать детей по особенностям жестов, мимики, движений различать

эмоциональные

состояния

окружающих

взрослых

людей

и

детей;

-

учить

детей

оценивать

свои

поступки

и

поступки

товарищей;

- работать по звуковой культуре речи, над выразительностью речи. Праздники и

развлечения в детском саду проводятся с использованием театрализованных

игр, которые

формируют

навыки взаимодействия с другими людьми,

способствуют коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.

Театрализованная деятельность не слышащих детей осуществляется с

использованием

технических

средств

обучения,

среди

которых

видеоаппаратура,

музыкальные

центры,

магнитофоны,

телевизоры,

компьютерные

программы.

Просмотр

представления

необходим

для

накопления детьми с нарушением слуха

впечатлений и их мотивации к

театрализованной

деятельности.

Эти

средства

расширяют

возможности

педагогов, позволяют сделать педагогический процесс ярким, зрелищным,

убедительным. Кроме того, существуют специальные технические средства,

без которых невозможно обучение детей - это слуховые аппараты, благодаря

им дети способны выделять речевые и музыкальные звуки из звуков

окружающего мира, различать характер, слышать педагога и друг друга.

Театрализованные игры сохраняют все типичные признаки ролевых игр:

содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные

3

действия и отношения. Тем не менее, в отличие от сюжетно-ролевых игр,

театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию

или знакомой сказке. Например: «Репка», «Колобок», «»Три поросенка», «В

гостях у Снежной Королевы», «В гостях у сказки». В театрализованных играх

готовый сюжет как бы «ведет за собой действие игры», они рассматриваются и

используются

в

обучении

детей

с

нарушением

слуха

в

качестве

пропедевтического этапа в становлении сюжетно-ролевой игры, где детям

необходимо создавать собственный замысел, воображаемую ситуацию на

основе своего опыта и представлений об окружающем.

Технология формирования театрализовано - игровой деятельности детей с

нарушением слуха имеет особенности. Она предполагает этапность, что

является организационным стержнем этого вида художественной деятельности.

На каждом этапе ставятся задачи, решение которых обеспечивается в

творческом общении ребенка с педагогами и сверстниками.

Первый этап направлен на формирование положительного мотивационно-

потребностного компонента и интереса к театрализованной деятельности. В

этот период важно обеспечить условия, способствующие проявлению желания

детей с

нарушением слуха участвовать в ее различных театрализовано -

игровых формах: игрушки, костюмы и декорации.

Второй этап работы направлен на обогащение эмоционально-

чувственного,

художественного

опыта,

совершенствование

восприятия,

представлений, развитие образного видения. Важно расширить кругозор детей

за счет увеличения объема информации, обеспечить понимание и усвоение

содержания

сюжетов

сказок,

действий

персонажей,

формирование

представлении

детей

о

композиционном

построении

театрализованного

действия. Реализация этих задач в работе с детьми с нарушением слуха

обеспечивается использованием знакомых народных сказок и разнообразных

игровых заданий. Например, можно предложить задание «Угадай, кто это?».

4

Ребенок

с

нарушением

слуха

может

узнать

героя

сказки,

подобрать

соответствующие картинку и табличку со словом. В таком игровом задании,

как

«Сложи

иллюстрацию

сказки

из

разрезных

картинок»,

ребенку

предлагается составить иллюстрацию сказки из разрезанных ее частей. Чтобы

дети с нарушением слуха могли изобразить сюжет или образ воспринятой

сказки,

они

должны

владеть

техникой

внешнего

воплощения

образа,

средствами

интонационно-пластической

выразительности.

У

детей

с

нарушением слуха, наблюдается недоразвитие и в двигательной сфере. Дети

отличаются неловкостью, неумением выполнять движения в соответствии с

музыкой. Глухие и слабослышащие дети не лишены музыкальности, если её

настойчиво поддерживать и направлять, у детей происходит переориентация с

вибрационно-тактильного анализаторов на слуховой. Движения под музыку

являются для детей одним из самых привлекательных видов деятельности,

игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить энергию. Чтобы

добиться ощутимых результатов, необходима система работы, специально

подобранный музыкальный репертуар, где особое место занимают образно-

игровые композиции, которые развивают умения имитировать движения в

пластике, создавать образы животных, птиц, растений, насекомых, солнца,

изображать поезд, машину, самолет. К движению под музыку приобщаем всех

детей – не только одаренных в двигательном отношении, но и неловких,

заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих

силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые

возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность.

Третий этап — это формирование театрализованно-игровой

деятельности, поэтому он направлен на овладение в доступной детям форме

элементами

техники

и

средствами

интонационно-пластической

выразительности передачи образов и сюжета. На данном этапе

дети с

нарушением слуха в доступной для них форме приобщаются к «сценическому»

воплощению образа в образно-ролевых, театрализованных играх, а также

5

знакомятся с традиционными способами организации сюжета и структурой

сказок,

закономерностями

появления

и

движения

персонажей

в

театрализованном действии в режиссерских играх.

Универсальность театрализованной игры позволяют решать практически

все образовательные задачи в работе с детьми с нарушением слуха разного

возраста, в том числе учат детей правильно использовать речевые приемы

диалога, рассказывания (интонация, логическое ударение, выразительность и

сила голоса), воспитывают навыки дружеского взаимоотношения, соотношения

и согласования своих действий с действиями партнеров по игре, учат

соотносить позу, жест, движение со смыслом произносимых слов при

воплощении

на

сцене

художественного

образа.

В

театрализованных

играх используется музыка,

которая подчеркивает

характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом

совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения

в

свою

очередь

повышают

активность

речедвигательного

анализатора,

«балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут

сопровождаться

репликами,

стихами,

пением.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст,

перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности.

У некоторых детей развивается творческая самостоятельность в передаче

образа.

Дети

начинают

чувствовать

ответственность

за

успех

игры.

Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка

позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств.

Любимая форма проведения утренников и развлечений в нашем детском

саду – «театрализованное представление», в основе которого

игра-

драматизация по мотивам авторской или народной сказки. Здесь важно создать

условия для разворачивания игры, а для этого необходимо заинтересовать

детей содержанием сказки, дать им возможность принять свою роль. Адаптация

содержания – это творческая и сложная работа. Сделать ее можно педагогам,

6

которые постоянно работают с детьми нарушением слуха и знают, что нужно

изменить, чтобы подготовка данного театрализованного представления не была

бы очень сложной и доставила удовольствие. Музыкальному руководителю

важно включать в сценарии именно те пляски, игры, которые детям уже

знакомы. Музыку он подбирает непродолжительную, удобную по темпу и

ритму, яркую, образную, такую, чтобы она нравилась детям и легко

запоминалась.

В театрализованных играх педагоги

выступают в качестве

равноправных партнеров, перевоплощаясь в тот или иной персонаж. Это

помогает педагогу лучше узнать детей, их характер, желания, интересы, а детям

- более естественно и непринужденно включаться в действия, перенимая

богатый опыт взрослых. От представления к представлению активность детей

возрастает,

они

свободно

перевоплощаются,

овладевают

средствами

выразительности.

В

случае

необходимости

обеспечиваем

детям

коррекционную поддержку, при трудностях в передаче текста и пластического

образа. Для того чтобы ребенок мог почувствовать свою социальную

значимость в этой деятельности, показываем различные ее формы зрителям

(родителям, другим детям). При проведении развлечений мы приглашаем к

старшим детям малышей, которым очень полезно и интересно посмотреть на

игровую деятельность старших детей. После таких просмотров, малыши

значительно быстрее и активнее включаются в театральную деятельность.

Театрализованно - игровая деятельность обладает возможностями не только

развития, но и коррекции познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка,

становления его личности. В процессе организации театрализованной игры у

детей нарушением слуха развиваются организаторские умения и навыки,

совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и

осознаются

непосредственные

взаимоотношения

детей

друг

с

другом,

приобретаются

коммуникативные

умения

и

навыки.

Участие

в

такой

деятельности создает большие возможности для социальной адаптации детей с

нарушением слуха и приобщения их к художественной культуре.

7

8



В раздел образования