Напоминание

Развитие творческих навыков учащихся в классе фортепиано


Автор: Швец Людмила Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г.Нерюнгри
Населённый пункт: г.Нерюнгри, РС(Якутия)
Наименование материала: Развитие творческих навыков учащихся в классе фортепиано
Тема: Развитие творческих навыков учащихся в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка на тему:

«Развитие творческих навыков учащихся в классе фортепиано»

Как правило, при поступлении в музыкальную школу каждый ребенок имеет достаточно

ясную мотивацию для учебы : ему нравится музыка и он хочет научиться играть на

инструменте. В процессе обучения он должен получить средства для реализации цели-

освоить необходимые навыки и умения. Однако, учеба оказывается достаточно трудным и

не всегда приятным занятием, поэтому интерес к музыке постепенно исчезает. Возникает

негативная ситуация, когда ученик учится, но не развивается.

Как подкрепить и усилить интерес к музыкальной деятельности в процессе обучения?

Этот вопрос решает система методов, направленных на активацию познавательной

деятельности ученика при освоении всего комплекса знаний, умений и навыков.

Естественно, что в процессе обучения, по мере накопления определенного объема знаний

и умений, осуществляется развитие ребенка. По мере развития меняется качество его

умственных определений. Интеллектуальные способности обучающегося оказывают

существенное влияние на ход обучения. Лучше учится тот, чей умственный потенциал

более высок.

Качество музыкального мышления не определяется только объемом знаний, хотя оно и

опирается на знания. Необходимо помнить, что в музыкальном мышлении большое

значение имеет эмоциональный фактор. Вместе с тем, музыкальное обучение оказывает

значительное влияние на общий интеллектуальный уровень ученика, если на занятиях в

классе фортепиано используются методы развивающего обучения.

Системы методов развивающего обучения различны. Одним из этих методов является

развитие творческих навыков.

При этом следует не забывать о важных задачах

воспитания хорошего музыкального вкуса, а также о расширении музыкального кругозора

обучающегося.

Можно ли воспитать у них способность увлекаться, хотеть? Этого можно добиться,

развивая и воспитывая ряд способностей и, в первую очередь, творческое воображение и

творческое мышление.

На первом этапе обучения педагог стремится к тому, чтобы слушая исполнение доступной

для ребенка музыки, он мог бы дать ей хотя бы самую простую

словесную

характеристику: веселая, грустная, танцевальная, певучая и т.д. Часто педагоги просят

маленького музыканта нарисовать картинку к прослушанной музыке, придумать какой-то

сюжет к ней. Большую роль в развитии творческого воображения играет эмоциональное

восприятии музыки, которое помогает творчески осмыслить музыкальный образ. К тому

же,

прочитанный

рассказ,

просмотренный

фильм,

спектакль

в

театре

кукол,

прослушанный концерт- все это способствует эмоциональному развитию ребенка и

поможет в развитии его творческих способностей.

В качестве примера, давайте рассмотрим пьесу С. Майкапара «Раздумье». Музыка

неторопливая,

сосредоточенная,

задумчивая.

Интонация

мелодии

носит

повествовательный характер- человек рассказывает о чем-то. Рассказчик как будто сам

поет: «Там море теплое кругом, там слышен чаек крик…». Можно предложить ребенку

другой сюжет этого произведения. У известного русского поэта С. Есенина есть

стихотворение « Черемуха»:

«Черемуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила.

Кругом роса медвяная сползает по коре, под нею зелень пряная сияет в серебре.

А рядом, у проталинки, в траве, между корней,

Бежит, струится маленький серебряный ручей.

Черемуха душистая развесившись, стоит, а зелень золотистая на солнышке горит.

Ручей волной гремучею все ветки обдает и вкрадчиво под кручею ей песенки поет».

Первые 2 предложения этого стихотворения хорошо ложатся на мелодию пьесы. Ребенок

может выбрать наиболее понравившийся ему сюжет.

Человеческий голос является самым выразительным средством передачи художественного

образа. Поэтому, работая над мелодией, надо отталкиваться от ее вокального начала.

Хорошо, если педагог споет мелодию со словами, а еще лучше, если и ученик тоже

попробует петь вместе с педагогом. Мелодия связана с естественными законами дыхания

человеческого голоса. Это поможет разобраться во фразировке, в дыханиях руки и будет

способствовать выразительности исполнения.

Своей основной задачей при работе с учащимися над музыкальным произведением

считаю: во-первых, научить ученика вдумчиво изучать нотный текст с помощью штрихов,

звуковых красок, динамики. Во-вторых, вырабатывать в ученике самостоятельность

мышления, развивать творческую инициативу. В- третьих, научить ученика технически

совершенно воплощать исполнительский замысел, подчинять технику содержанию

произведения. Техника не может существовать сама по себе.

Техника находится в

неразрывной связи с музыкой, она не мыслима без художественного образа и творческого

замысла. Как правило, работа над техником осуществляется в процессе работы над

этюдами.

Необходимо вместе с ребенком создавать музыкальные образы, фантазировать,

придумывать простые и незатейливые истории из детского мира, давать этюдам названия,

исходя из характера изучаемого этюда. Некоторые дети могут сами нарисовать

иллюстрацию к этюду. Практика показала, что большим подспорьем в работе над

техническими трудностями является подтекстовка. В работе с учащимися младших

классов, особенно с начинающими, очень важно продолжить тот доступный и понятный

для него мир его восприятия окружающей действительности. Любой этюд можно

преобразить в простую детскую песенку, которую ученик

с удовольствием будет

разучивать, а педагогу останется лишь направить его воображение в правильное русло,

помочь приспособиться к неудобным моментам в исполнении, подобрать удобную для

ребенка аппликатуру, научить естественным игровым движениям.

Настоящий педагог делает все возможное для успехов каждого своего ученика, каков бы

не был уровень его способностей, каковы бы не были его индивидуальные склонности и

качества.

Путь юного музыканта интересен, радостен, но и сложен. Педагог проходит его вместе с

учеником, наблюдая, изучая, порой незаметно направляя его, а иногда энергично

вмешиваясь. Глубоко изучая ученика, педагог обязан знать и справедливо оценивать

положительные и отрицательные стороны личности ребенка, его отношение к музыке, его

исполнительские намерения. Одни склонности педагог поощряет и развивает; другие -

постепенно и тактично изменяет и направляет в новое русло; третьи - решительно и

настойчиво искореняет.

Важнейшим условием эффективности работы педагога является его умение услышать и

отметить лучшие моменты исполнения ученика, как бы скромны они не были, уловить, а

иногда даже угадать проблески замысла, поощрить и поддержать их.

Педагог стремится научить каждого ученика любить и понимать музыку, каждому он

помогает найти свой путь: одному - стать хорошим профессионалом, другому – просто

искренним любителем музыки.

Воспитать музыканта любого профиля сможет лишь тот, кто сам является хорошим

музыкантом, то есть любит, чувствует, понимает музыку, кто сам постоянно работает и

расширяет свои знания, кто совершенствует свое владение инструментом.



В раздел образования