Авторы: Бушуева Елена Владимировна, Вандышева Мария Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №291
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие игры и здоровья"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 291 городского округа Самара
Консультация для педагогов
«Взаимосвязь игры и здоровья дошкольников»
Подготовили воспитатели разновозрастной группы
Бушуева Е.В.
Вандышева М.В.
Самара 2023
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье
означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и
социальное благополучие. Целостность, гармония человеческой личности
проявляется, прежде всего, при взаимодействии психических и физических
сил организма. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость,
продолжая сознательную деятельность не позволяя «душе» меняться. Такого
человека мы должны создавать, начиная с самого раннего детства. Лучше
всего добиться успеха можно в оздоровлении, если проводить все игры без
принуждения в свободном темпе. Как медицинских работников, так и
педагогов волнует здоровье детей.
Одним из важных средств коррекции в комплексе реабилитационной
работы являются физические упражнения в различных формах, но самый
основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Учитывая это –
существует множество мероприятий оздоровительных игр, подвижных игр,
дыхательная гимнастика, всевозможные массажи, через особые формы
двигательно-игровой деятельности, которые способствуют поддержанию его
психосоматического
благополучия,
заметному
снижению
уровня
заболеваемости.
Особое место воспитатели отводят играм, играм-забавам. Цель их –
развлечь детей, снять утомление, дать возможность испытать радость от
движений малышей с другими детьми, получить удовольствие в общении с
взрослыми. В таких играх-забавах как «Солнышко и дождик», «Прыг-скок»,
«Варежки-смешинки» и другие присутствует творческий поиск педагога и
интерпретация игрушек самих вещей: варежка становится грибком, а
полиэтиленовый пакетик - серебристой рыбкой, клубок ниток - мячиком. В
таких играх большое значение приобретает небольшой стихотворный текст,
оживляющий ход игрового действия.
Например:
Мы веселые игрушки, прыг-скок, прыг-скок!
Мы игрушки – хохотушки, прыг-скок, прыг-скок!
Веселей дружок, прыг-скок, прыг-скок!
Не на пятку, на носок, прыг-скок, прыг-скок!
Короткие стихотворения привлекают малыша своей динамичностью,
позволяют акцентировать внимание на движении.
Вместе с тем большую роль играет эмоциональный настрой на игру. Его
должен создать воспитатель. Так перед игрой «Солнышко и дождик»
воспитатель
показывает
малышам
солнышко
(используя
«солнышко»
сделанное из кистей и обруча), какие высокие лучики у солнышка, после чего
вместе с детками педагог рисует «Солнышко» на песке или выкладывает на
траве из палочек. Успех обеспечен, дети увлеченно принимают игровой
замысел взрослого. С удовольствием дети выполняют точечный массаж со
стихами, комплекс лечебной гимнастики в постели, бодрящая гимнастика,
дыхательная. Предложить выполнить некоторые упражнения из этих видов
упражнений. (Комплексы упражнений прилагаю).
В этой обстановке дошкольники малыши не только любуются созданной
средой, но и участвуют в играх, выполняют различные движения. Так
обогащается жизнь ребенка, а это значит, создается дополнительный резерв,
влияющий на его здоровье. В течение дня меняется двигательная активность
детей – включаются различные группы мышц тела детей. Полезны
дошкольникам лазание, ползание, упражнения для мышц – разгибателей.
Воспитатели
в
образовательном
процессе
используют
и
игровые
упражнения. Они могут проводиться с предметами и без них, в помещении и
на
улице.
Считая
необходимым
развивать
двигательную
активность,
педагоги всегда обращают внимание на: желание детей двигаться в течение
дня; умение занять себя; двигаться с разными игрушками и пособиями
одному, рядом и вместе со сверстниками и с взрослыми, получать
удовольствие от движений, потому что радостное детство согревает всю
жизнь. Использование игр в развитии ребенка в детском саду позволяет
обеспечить
интеллектуальное,
личностное,
психическое
и
физическое
развитие ребенка в зоне его ближайшего и перспективного развития,
своевременно осуществить реабилитационную работу с каждым ребенком с
учетом его особенностей.
Список используемой литературы.
1.
А.А. Потапчук, ТС Овчинникова «Двигательный игротренинг для
дошкольников».
2.
В.Т
Кудрявцев;
Б.Б.
Егоров
«Развивающая
педагогика
оздоровления».
3.
Т.Е. Харченко, «Бродрящая гимнастика для дошкольников».
4.
Г.П.
Лискова,
П.П.
Буцинская,
В.И
Васюкова;
«Общеразвиваюшие упражнения в детском саду».