Напоминание

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках технологии»


Автор: Попова Марина Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОАУ "Лицей №1
Населённый пункт: Орск, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках технологии»
Раздел: полное образование





Назад




«Активизация познавательной деятельности обучающихся на

уроках технологии»

Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у

детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой,

современными технологиями обработки материалов, помогает

сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще

в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его

важную

роль

в

развитии

самостоятельности

учащихся,

их

эстетической культуры.

С каждым годом становится все труднее поддерживать интерес

учащихся к изучению технологии. Мотивация к изучению предмета

«Технология» ослаблена несколькими причинами. Во-первых, у

каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой

уровень развития; во-вторых, технология не является обязательным

предметом при сдаче государственных экзаменов в школе; в-

третьих, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы

детей.

Поэтому желание каждого учителя – привить любовь и интерес к

своему предмету вполне обосновано. Это все побуждает искать

новые методы и средства обучения.

Проявление

и

развитие

познавательной

активности

школьников во многом зависит и от условий, в которых находится

ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого

принадлежит

учителю.

Учитель

поддерживает

и

улучшает

самооценку

и

самоуважение

каждого

ученика.

Показывает

учащимся, что оригинальность является важной чертой личности.

Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки

ученика рассматриваются, скорее как накапливаемый им опыт, а не

повод для наказания или осмеяния. Климат в классе должен

сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и старания

проявлять познавательную активность даже при неудаче.

Условия, для проявления познавательной деятельности:

создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в

классе;

создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

включение ученика в активную деятельность, коллективные

формы работы;

использование элементов занимательности, нестандартности

при изучении материала;

использование проблемных ситуаций;

практико-ориентированная

направленность

изучаемого

материала.

Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного

интереса,

активизации

учебной

деятельности

учащихся,

повышению уровня практической направленности способствуют

следующие активные формы, средства и методы обучения:

Формы организации деятельности учащихся

1. Коллективные

2. Индивидуальные

3. Групповые

Формы урока:

деловая игра;

пресс-конференция;

семинар и диспут;

урок-аукцион;

игра;

путешествие;

смотр знаний и др.;

лабораторная работа;

практическая работа;

самостоятельная работа;

Методы проведения урока:

метод проектов;

тестирование;

овладение разными учащимися разного материала;

творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия,

самостоятельное создание продуктов труда, воображения,

работа над учебно-исследовательскими проектами и др.

эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая

атака”, ТРИЗ и др.;

метод инверсии: решение творческой задачи с помощью

анализа и синтеза, конкретного и абстрактного;

метод эмпатии (метод личной аналогии);

проблемное обучение;

самостоятельная работа учащихся.

Реализацию

задачи

по

активизации

познавательной

деятельности

учащихся

осуществляю

через

использование

следующих компонентов:

Мотивация учения. На своих уроках использую различные

приемы.

Прием «

Удивляй!

»

Пример. Конструирование и моделирование юбки.

Можно дать исторические сведения. Например: У древних людей

была одна юбка: «и в пир, и в мир и в добрые люди». По

праздникам она одевалась на чистую сторону, а во время

выполнения работы - на грязную, рабочую.

Прием «

Отсроченная загадка

».

Пример. Тема: « Блюда из молока». Дается загадка или

удивительный факт в конце урока, чтобы начать с нее следующий

урок.

- Что

общего

между

ёжиком

и

молоком?

(Существует

удивительное

свойство,

присущее

обоим:

при

опасности

сворачиваться.)

Прием «

Лови ошибку»

Пример. Ученики получают текст со специально допущенными

ошибками. Тексты готовятся заранее.

Проблемное обучение.

1. Постановка проблемного вопроса.

2. Отыскание причин, обусловливающих то или иное изучаемое

явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого

материала.

3.Аналитический способ.

4.Сообщение факта, выдвижение гипотез, предположений.

5.Прием научного спора.

6.Поиск

познавательной

проблемы

в

излагаемом

учителем

материале, четко формулирование ее и аргументирование ее

решение.

Применение

ИКТ

на

уроках

технологии способствует

эффективному усвоению учебного материала;

- помогает сделать процесс обучения более разнообразным и

увлекательным, личностно - развивающим;

- позволяет принципиально расширить возможности учителя в

выборе и реализации средств и методов обучения;

- предоставляет большие возможности ученику для реализации

творческих способностей.

Решение технологических задач. В работе можно использовать

следующие типы задач:

а)

Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Задача: В ткани существуют нити утка и нити основы. Какое

значение имеет направление нити при раскрое?

б)

Задачи,

способствующие

развитию

исследовательских

навыков.

Задача: Нужно приготовить яичницу-глазунью. Какими опытами

можно проверить свежесть яйца?

в) Задачи на распознавание натуральных объектов.

Задача. Рассмотрим отразец ткани. Определите лицевую и

изнаночную стороны. Укажите признаки, по которым вы их

определили.

г)

Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать

гипотезы.

Задача. Замечено, что продукты на холоде сохраняются дольше.

- Предложите максимальное число гипотез, объясняющих это

явление.

д)

Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний

с практическими.

Задача. Замечено, что, если при варке варенья добавить щепотку

лимонной кислоты, варенье не засахариться.

Применение творческих заданий на уроках технологии.

1) составление кроссвордов;

2) сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо

объекте;

3) выполнение рисунков;

4) изготовление аппликаций из различных видов ткани

5) составление тестов, опорных схем и конспектов;

6) сбор и оформление коллекций ручных и машинных швов

7) выполнение практических заданий, минипроектов.

Трудно

сказать,

по

каким

путям

поведет

школьника

его

естественный возрастной процесс активности, если он не будет

направлен никакими умственными интересами. Об этом очень

серьезно предупреждал в свое время учителей К.Д. Ушинский,

считавший, что «учение, взятое принуждением и силой воли»,

едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Если

учитель руководит процессом формирования познавательного

интереса, видит перспективу усложнения и развития этого

интереса, учитывает возрастные особенности учеников, отбирает

содержание, формы и методы работы, то происходит развитие его

учеников и самого учителя. Ни одна из технологий не является

универсальной. Только их разнообразие делает образовательный

процесс успешным, направленным на достижение педагогических

целей.



В раздел образования