Автор: Красова Лидия Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Синтез"
Населённый пункт: г. о. Серпухов Московской области
Наименование материала: доклад
Тема: "Особенности обучения игре на инструменте учащихся-вокалистов"
Раздел: дополнительное образование
Доклад на тему
«Особенности обучения игре на инструменте
учащихся-вокалистов»
МБОУ ДО ДШИ «Синтез»
преподаватель Красова Л.Н.
2022
Г. о. Серпухов
План.
I.
1.1 - Важность предмета Инструмент для учащихся-вокалистов.
1.2 – Критерии выбора инструмента для учащихся-вокалистов.
II.
2.1 – Первый год обучения, его особенности.
2.2 – Второй год обучения, дальнейшее развитие умений.
2.3 – Третий год обучения, основные задачи.
2.4 – Четвёртый год обучения, совершенствование навыков.
2.5 - Пятый год обучения, итоги достигнутых успехов.
III.
3.1 – Заключение, выводы.
1.1.
ВАЖНОСТЬ ПРЕДМЕТА Инструмент для учащихся-вокалистов.
Каждый вокалист задумывается о том, на каком инструменте ему стоит научиться играть, чтобы
аккомпанировать себе во время пения. Конечно, в современную эпоху развития технологий совсем не обязательно
уметь играть, но это очень выделит вас среди других вокалистов.
Во-первых, это приятно. В минуты радости всегда можно спеть и сыграть на любимом инструменте и успокоить
свою душу. И это намного приятнее, чем просто петь под фонограмму-минусовку.
Во-вторых – это удобно. Если ваш голос сейчас ниже, чем поётся в оригинале, вы всегда сможете саккомпанировать
в нужной тональности. И вам не придётся лишний раз перенапрягать связки.
В-третьих – вы от многого не зависите. Например, от электричества, ноутбука, забытой где-то флэшки и прочих
современных атрибутов. Если ваш инструмент с собой, или он есть на месте выступления, то у вас всегда есть
подстраховка.
1.2.
КРИТЕРИИ ВЫБОРА ИНСТРУМЕНТА для учащегося-вокалиста.
Когда вы не знаете, что же выбрать – обратитесь к личным ощущениям.
Среди всего разнообразия инструментов можно выделить самые востребованные и популярные среди вокалистов.
Это фортепиано и гитара.
Фортепиано или синтезатор.
Отличные для этой цели музыкальные инструменты. Они позволяют передать богатство звучания многих
музыкальных инструментов. В отличии от других инструментов, где музыкант ведёт всего лишь одну мелодию,
фортепиано и синтезатор способны показать всю аккордовую фактуру и сыграть настоящую полифонию. Под
фортепиано очень удобно петь. На нём легко подбирать на слух песни и мелодии. Но надо учесть, что за
фортепиано играют сидя, и вам нужна хорошая опора и дыхание, чтобы играть сидя и петь.
Минус этих инструментов в том, что их нельзя взять с собой или перевезти к месту, например, отдыха или сбора
дружеской компании.
Гитара.
Очень удобный инструмент для этой цели. На это есть свои причины.
Во-первых – на ней легче научиться красиво исполнять несложные аккомпанементы.
Во-вторых – она лёгкая, по сравнению с аккордеоном или баяном. Её несложно взять с собой на выступление.
В-третьих – очень много хороших вокальных произведений написано именно для сопровождения гитарой.
2.1. ПЕРВЫЙ ГОД обучения.
Полезно вводить в репертуар предмета инструмент вокальное произведение из репертуара предмета
специальности «вокал».
Берётся вокальная партия и раскладывается для исполнения на фортепиано на две руки. Можно для удобства
изучения даже выписать эту партию в нотную тетрадь, используя чередование её исполнения то левой то правой
рукой.
Так как это начальный этап овладения учеником специальных пианистических навыков, то темп его исполнения на
инструменте ещё далёк от его необходимого темпа исполнения этого вокального произведения на уроке
специальности вокал.
Но как раз это и является очень полезным для разучивания вокальной партии. В медленном темпе можно лучше
прочувствовать все интонационные ходы и скачки, и приспособиться к ним.
Данная фортепианная партия разбирается и разучивается так же, как и обычное произведение. Проигрывается со
счётом, проставляется удобная аппликатура.
Так как учащийся пока не может исполнять это произведение с аккомпанементом можно помочь ему в этом,
сыграв с ним в ансамбле.
Во втором полугодии можно пробовать исполнение вокального произведения с простейшим аккомпанементом из
басовых нот. Эти басовые ноты сначала можно даже выписать отдельно из общей ткани аккомпанемента для
удобства исполнения.
2.2. ВТОРОЙ ГОД обучения
Первое произведение сначала разучивается поэтапно, как и на первом году обучения – сначала в ансамбле, потом с
основными басовыми нотами.
Басовая партия вводится постепенно.
Сначала берутся только басы на сильной доле. Учитываются и смены гармонии и внутри тактов. Когда этот этап
будет повторен – одноголосные басовые ноты постепенно заменяются на аккорды от этих ступеней.
Затем можно переходить к исполнению аккомпанемента аккордами.
2.3. ТРЕТИЙ ГОД обучения.
Продолжается работа над усложнением аккомпанемента.
Можно пробовать как аккордовый, так и арпеджированный вариант, исходя из характера произведения.
Арпеджированное исполнение аккомпанемента более сложное, но помогает ритмичнее исполнять вокальную тему.
Звуки арпеджио заполняют собой более длинные длительности.
2.4. ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД обучения.
Транскрипция.
Изменение музыкального изложения данного произведения с целью его облегчения или удобства.
Изложение вокального произведение имеет свои особенности. Запись музыкальной ткани на трёх строчках уже
подразумевает её изменение для исполнения на фортепиано. Поэтому во внимание берётся строчка вокальной
партии и басовая партия.
Элементы басовой партии тоже вводятся постепенно.
Если изложение арпеджированное, то можно сначала собрать арпеджио в аккорды для того, чтобы на начальном
этапе изучения уделить больше времени мелодии. Потом постепенно включать в исполнение все элементы
музыкальной ткани аккомпанемента. Допускается в данном транскрипционном исполнении включение не всех
элементов, если они вызывают неудобство в пианистическом плане.
2.5. ПЯТЫЙ ГОД обучения.
Этап аккомпанирования своему вокальному исполнению – исполнение по буквенным обозначениям аккордов.
Многие вокальные произведения в интернете представлены как текст с добавлением аккордов буквенными
обозначениями. Учащиеся старших классов как правило уже хорошо владеют этим навыком, так как этот
теоретический материал входит в программу предмета Сольфеджио. Единственная сложность в том, что есть
разные системы написания звука «си» (Н или В) и соответственно разные ноты обозначает латинская буква «В» (си
или си-бемоль).
И опять действует принцип постепенного усложнения ткани аккомпанемента.
Сначала только басовые ноты, затем аккорды в виде трезвучий. Затем можно выбрать разные обращения этих
трезвучий. Следующим шагом может быть разложение аккорда по схеме (2+1). Здесь уже необходима запись в
тетради.
3.1- В ЗАКЛЮЧЕНИИ хочется сделать следующие выводы:
- ученик сам управляет своим аккомпанементом, может установить удобный темп и удобную тональность
- из просто хорошего вокалиста он превращается в полноценного музыканта, который сам себе аккомпанирует,
что очень ценно и встречается не часто
- исполнитель всегда может пойти на хитрость, если немного устал во время исполнения, и сделать
импровизированный проигрыш между куплетами
- учащийся будете всегда интересен среди своих коллег учащихся-вокалистов, даже если они в чём-то превосходят
его в вокальном плане
- такой музыкант будет душой компании, если там по счастью оказался качественный инструмент.
- обладая навыками игры на музыкальном инструменте, вокалист совмещает в себе двух участников "живого"
коллектива: певца и аккомпаниатора. В этом случае он не зависит от напарника, может работать
самостоятельно, что выгодно ему, а также нанимающей его стороне. Кроме того, вы можете быть участником
другого коллектива, как аккомпаниатор.
- владея музыкальным инструментом, вы априори знакомы с музыкальной грамотой, способны сочинить и записать
мелодию, подобрать аккорды, продумать и выстроить структуру своего музыкального произведения, а возможно
продумать аранжировку, прописать музыкальные инструменты с помощью миди-клавиатуры.
- владение инструментом позволяет проиграть мелодию того или иного вокального произведения для того, чтобы
точно интонировать, соблюсти ритмические особенности, тем самым соблюсти стиль, заложенный
композитором.
- если вы артист вокального ансамбля, владение инструментом позволяет вам выстроить многоголосие
произведения, услышать и воспроизвести каждый звук аккорда, научиться слышать себя и партнёра.
- владение инструментом позволяет вокалисту полноценно проводить занятия со своими учениками: проигрывать
распевание, мелодию вокального произведения, аккомпанировать. А также вы можете преподавать начальные
навыки игре на каком-либо музыкальном инструменте, знакомить юных музыкантов с элементарной теорией
музыки.