Автор: Поваляева Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Ручеек"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Учебная поограмма
Тема: Развитие речи
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное образование город Ноябрьск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ручеёк»
муниципального образования город Ноябрьск
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического
совета
Протокол № 5
от «25» августа 2017 года
Председатель педагогического
совета: ____________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель заведующего
по ВМР
___________ О.Д.Маркелова
от «01» сентября 2017года
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ «Ручеёк»
Н.В. Галкина
__________________________
Приказ от 26.08.2017г. № 272 - од
Рабочая программа
образовательная область «Речевое развитие»
средняя группа №2
образовательный компонент «Развитие речи»
1 период непосредственно образовательной деятельности в неделю
(всего 36 непосредственно образовательной деятельности)
2017 – 2018 уч.г.
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая
программа «Развитие речи» для детей 4 - 5 лет (средняя
группа) составленав
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования,
на
основе
адаптированной
основной
образовательной
программы
дошкольного
образования для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- ГербоваВ.В. Развитие речи в детском саду (средняя группа) Мозаика-Синтез, Москва, 2014г.
- Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет: Наглядно-
дидактическое пособие». – М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
- Денисова Д. «Развитие речи у дошкольников. Средняя группа». – М.: Мозаика-Синтез,
2014г.
- Денисова Д. «Уроки грамоты для дошкольников. Средняя группа». – М.: Мозаика-Синтез,
2014г.
- «Развитие речи: Рабочая тетрадь для занятий с детьми от 4-х лет». – М.: Мозаика-синтез,
2014г.
Данная программа включает:
- раздел «Развитие речи»
- раздел «Художественная литература»
и является одним из направлений решения образовательной области «Речевое развитие».
Программа рассчитана на: -36
периодов (из них 4
диагностической непосредственно
образовательной деятельности), - в неделю 1 период. Длительность одного периода – 20минут.
1.1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель
программы -
развитие
свободного
общения
с
взрослыми
и
детьми,
овладение
конструктивными
способами
и
средствами
взаимодействия
с
окружающими.
Развитие
всех
компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и
монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.Практическое
овладение воспитанниками нормами речи.
Задачи:
- пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о ближайшем
окружении (названия предметов, их качеств, свойств, действий).
- закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков.
- развитие артикуляционного аппарата.
- совершенствование отчетливого произнесения слов и словосочетаний, развитие голосового
аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными
средствами выразительности.
- совершенствование произношения слов согласно нормам литературного языка.
- формирование навыка устной речи.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
В
Программе
на
первый
план
выдвигается
развивающая
функция
образования,
обеспечивающая
становление
личности
ребенка
и
ориентирующая
педагога
на
его
индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного
воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности до-
школьного периода детства.
Программа построена:
- на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее
развитие,
формирование
духовных
и
общечеловеческих
ценностей,
а
также
способностей
и
интегративных качеств.
- на лучших традициях отечественного дошкольного образования, его фундаментальности:
комплексное
решение
задач
по
охране
жизни
и
укреплению
здоровья
детей,
всестороннее
воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов
детской творческой деятельности.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном
детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Программа основывается на основополагающих принципах:
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
культуросообразности
-
учет
национальных
ценностей
и
традиций
в
образовании,
восполняет
недостатки
духовно-нравственного
и
эмоционального
воспитания.
Образование
рассматривается
как
процесс
приобщения
ребенка
к
основным
компонентам
человеческой
культуры (знание, мораль, искусство, труд).
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание
Программы
соответствует
основным
положениям
возрастной
психологии
и
дошкольной
педагогики);
соответствует
критериям
полноты,
необходимости
и
достаточности
(позволяя
решать
поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества,
которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
строится
с
учетом
принципа
интеграции
образовательных
областей
в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями
детей,
спецификой
и
возможностями
образовательных областей;
основывается
на
комплексно
-
тематическом
принципе
построения
образовательного
процесса;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого
и
детей
и
самостоятельной
деятельности
дошкольников
не
только
в
рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования;
предполагает
построение
образовательного
процесса
на
адекватных
возрасту
формах
работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности
является игра;
допускает
варьирование
образовательного
процесса
в
зависимости
от
региональных
особенностей;
строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными
группами и между детским садом и начальной школой.
Для организации коррекционно - образовательной работы важными являются принципы:
• учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития детей с нарушением
зрения;
• комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения; •
перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении
дидактических
требований
соответствия
содержания
обучения
познавательным
возможностям
детей;
• дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов
ориентации в познании окружающего мира;
• создание офтальмо - гигиенических условий в групповых комнатах и лечебном кабинете и
специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения детей с учетом их интересов и
потребностей.
1.2. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением
зрения (4-5 лет)
Нарушение зрения в виде различных функциональных расстройств у значительной части
детей входит в комплекс нарушений психофизического развития.
Зрение остаётся ведущим анализатором. Осязание и слух не заменяют зрительных функций
ребенка.
Развитие внимания в детском возрасте состоит в постепенном овладении произвольным
вниманием,
а
также
в
увеличении
объёма
внимания
и
его
устойчивости,
в
улучшении
его
распределения и в более быстром его переключении. Так как у ребенка с аномалиями зрения
низкая познавательная активность, то развитие внимания как непроизвольного, так в последствии
и произвольного замедляется. В компенсаторном развитии слабовидящих детей большая роль
принадлежит
совершенствованию
внимания
во
всем
многообразии
его
качеств.
Наиболее
уязвимыми оказываются процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов. Это связано
с особенностями зрительных ощущений и восприятий дошкольников с нарушением зрения.
В условиях зрительно – сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием возникает
некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы
в
целом:
в
особенностях
накопления
словаря,
понимании
смысловой
стороны
речи
и
функционального назначения слова, в овладении грамматическим строем речи, развитии связной
речи, в условии выразительных средств. Речь - мощное компенсаторное средство: она облегчает
сравнение
признаков
предметов,
актуализирует
прошлые
представления
и
даёт
возможность
создавать новые, способствует расширению кругозора детей.
Общая особенность детей с нарушением зрения – нарушение словесного опосредования. Это
очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает
меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребёнок правильно называет предмет,
это не значит, что у него имеются чёткие представления о нём. Это объясняется трудностями
установления
предметной
соотнесённости
слова
и
образа,
правильного
употребления
слов
в
речевой практике. Верно обозначенные словом признаки предметов вычленяются и становятся
объектами познания.
Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения
приводит
к
тому,
что
у
детей
с
нарушением
зрения
проблемы
со
звукопроизношением
(сигматизмы:
неправильное
произношение
свистящих
и
шипящих
звуков),
(ламбдацизмы:
неправильное произношение звука «Л»), (ротоцизмы: неправильное произношение звука«Р»),
встречаются в два раза чаще, чем в норме.
Недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла слов, делают рассказы
детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за
снижения количества конкретной информации.
1.3 Целевые ориентиры освоения программы
Воспитанник:
-
Использует
в
речи
слова,
обозначающие
действия
с
предметным
миром,
раскрывающие
функциональные возможности организма.
- Старается логично и понятно высказывать суждения.
- Доброжелательно общается со сверстниками.
- Правильно произносит гласные и согласные звуки (с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, ш, л, ль,р,рь).
- Отчетливо произносит многие слова и словосочетания.
- Различает на слух и называет слова, начинающиеся на определенный звук.
- Употребляет в речи названия предметов, их частей, наиболее употребительные прилагательные,
глаголы, наречия, предлоги
- Употребляет в речи слова-антонимы, существительные с обобщающим значением.
-
Понимает
и
использует
слова
и
выражения,
отражающие
нравственные
представления
и
эмоциональное состояние (радость, горе, стыд, злость, добрый, злой, вежливый, грубый и т. п.).
- Понимает и употребляет в речи предлоги пространственного значения (в, под, между, около).
- Согласовывает слова (прилагательные и существительные) в роде, числе, падеже.
- Правильно употребляет форму множественного числа родительного падежа существительных
(вилок, яблок, туфель).
-
Образовывает
форму
множественного
числа
существительных,
обозначающих
детенышей
животных (по аналогии), употребляет эти существительные в именительном и винительном
падежах.
- Активно употребляет в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений.
- Составляет небольшие рассказы по сюжетной картине, игрушке.
- Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со сверстниками (задает вопросы,
рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к сотрудничеству).
- Умеет слушать художественное произведение с устойчивым интересом (не менее 10 мин).
- Запоминает прочитанное и недолгое время удерживает информацию (о писателе, содержании
произведения) в памяти.
- Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая своё отношение к
героям.
- Умеет сохранять последовательность сюжета в процессе пересказа знакомых сказок («Волк и
козлята», «Заяц, петух и лиса»).
- Умеет отвечать на вопросы, связанные с содержанием знакомых произведений.
1.4. Система оценки планируемых результатов
При
реализации
программы
проводится
оценка
индивидуального
развития
детей.
Такая
оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогического мониторинга.
Мониторинг
развития
детей
позволяет
педагогу
понять,
в
верном
ли
направлении
он
осуществляет
свою
деятельность.
Он
призван,
во-первых,
оптимизировать
процесс
индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения,
в-третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний
детей.
Мониторинг
проводится
2
раза
в
год.
Периодичность
мониторинга
обеспечивает
возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к
переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Диагностическая непрерывная образовательная деятельность проводится два раза в год (в
сентябре
и
мае)
и
осуществляется
с
использованием
метода
педагогического
наблюдения,
критериальных
диагностических
методик,
опираясь
на
промежуточные
результаты
освоения
программы,
вовремя
непосредственно
образовательной
деятельности,
и
во
время
свободной
самостоятельной деятельности.
Показатель развития детей по образовательному компоненту «Познавательное развитие»
определяется по трем уровням:
Высокий
-
2
(ребенок
самостоятельно
выполняет
все
задания,
без
помощи
взрослого,
отвечает развернутыми ответами на вопросы. Сообщает дополнительные сведения по вопросу.)
Средний
-
1
(ребенок
выполняет
задания
с
небольшой
помощью
взрослого.
Требуется
пояснение взрослого по ходу выполнения задания)
Низкий - 0 (ребенок не справляется с заданием. Снижена мотивация к выполнению задания.
Отказывается от выполнения задания).
Показатели достижений ребенка по развитию речи в средней группе
№
Ф.И. ребенка
Развитие речи
Художественная литература
Развивающая речевая
среда
Звуковая
культура речи
Формирование словаря
Грамматический строй речи
Связная речь
Использует в речи слова, обозначающие действия с предметным
миром, раскрывающие функциональные возможности организма.
Старается логично и понятно высказывать суждения.
Доброжелательно общается со сверстниками.
Правильно произносит гласные и согласные звуки (с, сь, з, зь, ц,
щ, ж, ч, ш, л, ль,р,рь). Отчетливо произносит многие слова и
словосочетания.
Различает на слух и называет слова, начинающиеся на
определенный звук.
Употребляет в речи названия предметов, их частей, наиболее
употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Употребляет в речи слова-антонимы, существительные с
обобщающим значением.
Понимает и использует слова и выражения, отражающие
нравственные представления и эмоциональное состояние
(радость, горе, стыд, злость, добрый, злой, вежливый, грубый и т.
п.).
Понимает и употребляет в речи предлоги пространственного
значения (в, под, между, около).
Согласовывает слова (прилагательные и существительные) в роде,
числе, падеже.
Правильно употребляет форму множественного числа
родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
Образовывает форму множественного числа существительных,
обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляет
эти существительные в именительном и винительном падежах
Активно употребляет в речи простейшие виды сложносочиненных
и сложноподчиненных предложений.
Составляет небольшие рассказы по сюжетной картине, игрушке.
Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со
сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает
разговор, приглашает к сотрудничеству).
Умеет слушать художественное произведение с устойчивым
интересом (не менее 10 мин).
Запоминает прочитанное и недолгое время удерживает
информацию (о писателе, содержании произведения) в памяти.
Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы,
передавая своё отношение к героям.
Умеет сохранять последовательность сюжета в процессе пересказа
знакомых сказок («Волк и козлята», «Заяц, петух и лиса»).
Умеет отвечать на вопросы, связанные с содержанием знакомых
произведений.
1
2
Итого
2
1
0
Группа «__________________» Дата проведения диагностики_________________20_____г
Кто проводил: воспитатель ____________________________________ /_________________/
Ф.И.О. роспись
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
I.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
I.1.
Формы работы с детьми
В
процессе
реализации
Программы
используются фронтальные,
групповые,
индивидуальные
формы работы с детьми.
Индивидуальная
форма позволяет
индивидуализировать
обучение
(содержание,
методы,
средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт;
неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма (индивидуально - коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для
комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в
первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Фронтальная форма. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При
этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного
характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление,
возможность
взаимодействия
детей,
экономичность
обучения;
недостатком
-
трудности
в
индивидуализации обучения.
Составляющие воспитательно - образовательного процесса:
- организованная образовательная деятельность (непрерывная образовательная деятельность) – Чтение и
обсуждение программных произведений разных жанров; чтение, рассматривание и обсуждение
познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий. Слушание и
обсуждение народных песенок, авторских сказок, рассказов, стихотворений. Рассматривание и
обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек,
эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений
искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.),
обсуждение средств выразительности. Просмотр и обсуждение мультфильмов, телепередач. Викторины,
сочинение загадок. Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений,
развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера. Художественная
литература, электронная библиотека, сюжетные и предметные картинки, мультимедийные презентации,
энциклопедии.
- образовательная деятельность в режимных моментах - создание речевой развивающей среды;
свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций,
мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических
процедур, с детьми; обсуждение (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических
процедур), разговоры с детьми, ситуации общения в ходе режимных моментов, в процессе закаливания,
самообслуживания, гигиенических процедур, на прогулке, о событиях из личного опыта, разучивание
стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц, сочинение загадок.
- самостоятельная деятельность - самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений,
самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке
книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые.
- взаимодействие с семьёй - речевые игры, беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, игры –
драматизации, совместные семейные проекты, разучивание скороговорок, чистоговорок.
2.2. Распределение учебного материала по разделам
Раздел
Программное содержание
Развивающая речевая среда
Развивающая речевая среда.
Обсуждать
с
детьми
информацию
о
предметах,
явлениях,
событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего
окружения.
Выслушивать
детей,
уточнять
их
ответы,
подсказывать слова, более точно отражающие особенность
предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и
понятно
высказывать
суждение.
Способствовать
развитию
любознательности.
Помогать
детям
доброжелательно
общаться
со
сверстниками,
подсказывать,
как
можно
порадовать
друга,
поздравить
его,
как
спокойно
высказать
свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря
Пополнять
и
активизировать
словарь
детей
на
основе
углубления
знаний
о
ближайшем
окружении
(названия
предметов,
их
качеств,
свойств,
действий).
Расширять
представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших
места в их собственном опыте. Активизировать употребление
в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых
они
изготовлены.Учить
использовать
в
речи
наиболее
употребительные
прилагательные,
глаголы,
н а р еч и я ,
предлоги.
Вводить
в
словарь
детей
существительные,
обозначающие
профессии;
глаголы,
характеризующие
трудовые действия.
Продолжать
учить
детей
определять
и
н а з ы ват ь
местоположение
предмета
(слева,
справа,
рядом,
около,
между), время суток. Помогать заменять часто используемые
детьми
указательные
местоимения
и
наречия
(там,
туда,
такой, этот) более точными выразительными словами; упот-
реблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно).
Учить
подбирать
слова
близкие
и
противоположные
по
смыслу
(сладкий
-
горький,
мальчики
-
девочки).Учить
употреблять существительные с обобщающим значением (ме-
бель, овощи, животные и т. п.).
Продолжать
знакомить
с
многозначными
словами
(лапка,
ручка),
используя
наглядность
(рисунки,
иллюстрации,
предметы).
Знакомить
с
происхождением
некоторых
слов
(почему
гриб
называется
подберезовиком,
цветок
—
подснежником). Соотносить слова по смыслу, объяснять их,
давать толкование слова и словосочетания в играх: «Кто (что)
может
быть
легким,
тяжелым,
добрым,
веселым?»,
«Как
сказать
по-другому?»,
«Почему
меня
так
называют?»,
«Продолжи цепочку слов».
Обогащение словаря
Р а с ш и р я т ь
и
а кт и в и з и р о в ат ь
з ап а с
с л о в
д е т е й
наименованиями предметов, их частей, качеств (форма, цвет,
величина,
материал,
вес
и
т.д.),
действий
и
их
качеств;
приучать пользоваться словом в правильной грамматической
форме. При сравнении и описании предметов с контрастными
п р и з н а ка м и
у ч и т ь
д е т е й
и с п ол ь з о в ат ь
с л о в а
с
противоположным значением (высокий - низкий, маленький -
большой и др.). Нужно воспитывать чуткость к смысловым
оттенкам слова (высокий - высотный, большой - огромный,
кукла - куколка, волк - волчище, есть - кушать, одевать -
надевать и т.п.).Учить осмысленно употреблять в речи новые
слова; учить понимать смысл образных выражений в загадках,
стихах, сказках.
Звуковая культура речи
Закреплять правильное произношение гласных и согласных
звуков,
Формировать
правильное
звукопроизношение
отрабатывать
произношение
свистящих,
шипящих
и
сонорных (р, л) звуков (с, съ, з, зь, ц, щ, ж, ч, ш, л, ль, р, ръ).
Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать
работу
над
дикцией:
совершенствовать
отчетливое произнесение слов и словосочетаний, развивать
голосовой
аппарат,
речевое
дыхание,
умение
пользоваться
умеренным
темпом
речи,
интонационными
средствами
выразительности.
Совершенствовать
произношение
слов
согласно
нормам
литературного
языка.
Учить
говорить
не
торопясь,
достаточно
громко,
без
напряжения;
приучать
регулировать
силу
голоса.
Развивать
интонационную
выразительность речи.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и
называть
слова,
начинающиеся
на
определенный
звук.
Уточнить
термины:
звук,
слово,
предложение.
Различать
слова, сходные и разные по звучанию. Формировать понятие о
том,
что
звуки
и
слова
произносятся
в
определенной
последовательности. Обучать детей тому, что звуки в слове
разные. Учить детей узнавать слова, в которых не хватает того
или
иного
звука,
подбирать
те
или
иные
игрушки
или
предметы,
в
названии
которых
есть
определенный
звук.
Упражнять в различении слов, сходных по звуковому составу.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Учить
пользоваться
разными
типами
предложений
(простыми, сложными), строить их с помощью воспитателя, а
потом самостоятельно.
Учить
грамматически
правильно
изменять
с л о ва ,
используемые в повседневной жизни, образовывать некоторые
трудные формы: родительного падежа множественного числа
существительных (носков, валенок, варежек), повелительного
наклонения глаголов (нарисуй, спой, поскачи), формы глагола,
хотеть.Упражнять
в
правильном
согласовании
слов,
в
понимании использования предлогов.
Учить
образовывать
названия
детенышей
некоторых
животных в единственном и множественном числе, названия
предметов
посуды.
Обращать
внимание
детей
на
разные
способы образования слов (сахарница, хлебница).
Грамматический строй речи
Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова
в
предложении,
правильно
использовать
предлоги
в
речи;
о б р а з о в ы в а т ь
ф о р м у
м н о ж е с т в е н н о г о
ч и с л а
существительных, обозначающих детенышей животных (по
аналогии), употреблять эти существительные в именительном
и
винительном
падежах
(лисята
-
лисят,
медвежата
-
медвежат);
правильно
употреблять
форму
множественного
числа родительного падежа существительных (вилок, яблок,
туфель).
Напоминать правильные формы повелительного наклонения
некоторых
глаголов
(Ляг!
Лежи!
Поезжай!
Беги!
и
т.
п.),
несклоняемых
существительных
(пальто,
пианино,
кофе,
какао). Обучать образованию форм глагола в повелительном
наклонении (стой, сними, попрыгай). Формировать видовые
пары глаголов (встал - встает, умылся - умывается).Поощрять
характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично
подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие
в и ды
с лож н о с оч и н е н н ы х
и
с л ож н о п од ч и н е н н ы х
предложений.
Продолжать
обучать
образованию
форм
родительного падежа единственного и множественного числа
существительных
(нет
шапки,
варежек,
брюк);
правильно
согласовать существительные и прилагательные в роде, числе
и падеже; развивать ориентировку на окончание слов при их
согласовании
в
роде
(добры й
ма льчик,
в е с е л а я
девочка).Упражнять в правильном понимании и употреблении
предлогов пространственного значения (в, под, между, около).
Связная речь
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в
беседе,
понятно
для
слушателей
отвечать
на
вопросы
и
задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет,
картину;
упражнять
в
составлении
рассказов
по
картине,
созданной
ребенком
с
использованием
раздаточного
дидактического
материала.
Упражнять
детей
в
умении
пересказывать
наиболее
выразительные
и
динамичные
отрывки
из
сказок.
Учить
детей
связно,
последовательно
рассказывать
небольшие
сказки,
рассказы
с
помощью
воспитателя. Учить детей выразительно читать стихи в лицах,
драматизировать сказки, использовать пословицы, поговорки
в речи персонажей.
Учить
связно
и
живо
рассказывать
о
событиях,
фактах,
впечатлениях из своего опыта, не отступая от поставленной
воспитателем темы. В рассказах о виденном на экскурсиях
учить
пользоваться
точными
названиями
предметов,
их
частей, качеств, действий; указывать место и время событий,
составлять по картинке небольшие рассказы из личного опыта
по разным видам высказывания: описанию, повествованию,
рассуждению.
Формировать навыки устной речи (составление совместного
рассказа
—
начало,
середина,
конец,
т.е.
композиционное
строение
связного
высказывания).Учить
детей
включать
в
повествования
элементы
описания,
диалоги
действующих
лиц,
разнообразить
действия
персонажей,
соблюдать
временную
последовательность
событий.Учить
умению
строить
и
произносить
разные
по
интонации
типы
предложений
(повествовательное,
вопро сительно е,
восклицательное).Коллективное
составление
рассказа
при
направляющей роли воспитателя.
Учить детей составлять небольшие рассказы о нарисованном
на
картинке.
Проводя
занятия
с
картинками,
лучше
использовать небольшие картинки (15-20 см), наклеенные на
картон. Картинки должны подбираться на темы, связанные с
программой
воспитательной
работы.
Например:
«Времена
года», «Мой дом», «Город, в котором я живу», «Домашние и
дикие животные» и др.
2.3. Тематический план
В соответствии с адаптированной основной образовательной программой для слабовидящих
детей,
детей
с
амблиопией,
косоглазием
работа
строится
согласно
тематическому
планированию.
Тематическое планирование составляется согласно календарю познавательной деятельности, который
объединяет непрерывную образовательную деятельность единым смысловым содержанием.
№
п\п
Тема (раздел)
Количество
непосредственно
образовательной
деятельности
В том числе:
практической
непосредственно
образовательной
деятельности
1
Беседа с детьми на тему «Надо ли
учиться говорить?»
1
2
Звуковая культура речи: звуки сись.
1
1
3
Обучение рассказыванию: «Наша
неваляшка»
1
4
Чтение стихотворения И.Бунина
«Листопад».
1
1
5
Чтение сказки К.Чуковского
«Телефон»
1
6
Звуковая культура речи: звуки з изь..
1
7
Заучивание русской народной
песенки «Тень-тень-потетень»
1
1
8
Чтение сказки «Три поросенка»
1
9
Чтение стихотворений об осени.
1
10
Звуковая культура речи: звук ц.
1
1
11
Рассказывание по картине «Собака со
щенятами»
1
12
Составление рассказа об игрушке.
1
1
13
Чтение русской народной сказки
«Лисичка-сестричка и волк»
1
14
Чтение и заучивание стихотворений о
зиме.
1
1
15
Рассказывание по картине «Вот это
снеговик!»
1
16
Звуковая культура речи: звук ш.
1
1
17
Чтение русской народной сказки
«Зимовье»
1
18
Звуковая культура речи: звук ж.
1
19
Обучение рассказыванию по картине
«Таня не боится мороза»
1
20
Заучивание стихотворения А.Барто
«Я знаю, что надо придумать»
1
21
Чтение произведения «Федорино
горе»
1
22
Звуковая культура речи: звук - ч.
1
23
Составление рассказов по картине
«На полянке»
1
24
Урок вежливости.
1
1
25
Готовимся встречать весну и
Международный женский день.
1
1
26
Звуковая культура речи: звуки щ - ч.
1
1
27
Чтение сказки «Петушок и бобовое
зернышко»
1
28
Составление рассказов по картине.
1
1
29
Чтение рассказа Д.Мамина-Сибиряка
1
1
«Сказка про Комара Комаровича
30
Звуковая культура речи: звуки л, ль.
1
1
31
Обучение рассказыванию: работа с
картиной-матрицей.
1
1
32
Заучивание стихотворений.
1
33
Звуковая культура речи: звуки р, рь
1
34
Прощаемся с подготовишками.
1
35
Литературный калейдоскоп.
1
36
День Победы
1
Итого:
36
14
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Особенности организации образовательного процесса
Основной формой воздействия на ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях является
непрерывная
образовательная
деятельность,
в
которой
ведущая
роль
принадлежит
взрослым.
Содержание занятий определяется Программой.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности с детьми в соответствии СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы в дошкольных организациях» составляет для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут.
В
каждую
непрерывную
организованную
деятельность
включена
физкультминутка
продолжительностью
3
минуты,
для
активизации
зрительных
функций
или
снятия
напряжения
и
расслабления зрительного анализатора, в зависимости от степени зрительной нагрузки, вида занятия и
поставленных задач.
Кроме
того,
некоторые
виды
разделов
программы
дают
возможность
реализовать
как
часть
непосредственно образовательной деятельности и национально – региональный компонент.
3.2 Режим дня средняя группа
Режимные моменты
Время проведения
Утренний прием, осмотр, коррекционные игры, труд (на участке)
7.00 – 7.56 –8.00
(8.06)
Подготовка к утренней гимнастике, утренняя гимнастика
8.00 (8.06) - 8.12
Подготовка к завтраку, завтрак
8.12 - 8.35 - 8.45 –
8.55
Игры, подготовка к занятиям, офтальмологическое лечение, труд
8.55 - 9.00
1 непосредственно образовательная деятельность
9.00 - 9.20
Офтальмологическое лечение, массаж, коррекционная работа, игры, труд
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
9.20 – 9.40
9.20 – 10.00
9.20 – 9.30
9.20 – 9.50
9.20 – 10.10
2 непосредственно образовательная деятельность
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
9.40 – 10.00
10.00 – 10.20
9.30 – 9.50
9.50 – 10.10
10.10 – 10.30
Офтальмологическое лечение, массаж, коррекционная работа, игры, труд
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
10.00 - 10.40
10.20 - 10.40
9.50 - 10.40
10.10 – 10.40
10.30 – 10.40
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак, подготовка к прогулке
10.40 - 10.55 - 11.05
Прогулка (игры, труд, коррекционная работа)
11.05 - 12.10
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду
12.10 - 12.21
Обед
12.21 - 12.51
Подготовка к дневному сну, сон
12.51 - 15.00
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры, офтальмологическое
лечение, коррекционная работа
15.00 - 15.30
Игровая деятельность, труд, коррекционные игры
15.30 - 16.11
Подготовка к уплотненному полднику, уплотненный полдник
16.11 - 16.21 - 16.41
Подготовка к прогулке, прогулка, коррекционные игры, уход детей домой
16.41 - 16.51 - 19.00
3.3 Материально – техническое обеспечение рабочей программы и особенности организации
развивающей предметно – пространственной среды
Методические пособия:
Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 4-6 лет Гербова В.В. 2014г
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Программы логопедической работы по преодолению
общего недоразвития речи III уровня у детей», Москва «Просвещение», 2010г.
- Денисова Д., Дорожин Ю. Развитие речи у малышей. Средняя группа. М.:/МОЗАИКА- СИНТЕЗ,
2014.
- Денисова
Д.,
Дорожин
Ю.
Уроки грамоты
для
малышей:
Средняягруппа.
М.:/ МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Денисова Д., Дорожин Ю. Прописи для малышей: Средняя группа. М.: / МОЗАИКА- СИНТЕЗ,
2014.
Наглядно-дидактические пособия
- Серия «Грамматика в картинках» -
«Говори правильно»;
«Множественное
число»;
«Многозначные слова»; «Один — много»; «Словообразование»
- Серия «Рассказы
по
картинкам»:
«Колобок»,
«Курочка Ряба», «Репка». «Теремок».
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Серия «Играем в сказку»: Теремок.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Серия «Играем в сказку»: Репка.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Играем в сказку»: Три медведя.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Серия «Играем в сказку»: Три поросенка.
- Картины для рассматривания - Кошка с котятами.
В соответствии с требованиями ФГОС группа разделена на центры, что обеспечивает условия для
эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня
активности.
Центр «Грамотейки» - Самостоятельное пересказывание рассказа и сказки. С небольшой помощью
взрослого составление описательных и сюжетных рассказов, сочинение загадок.
Центр «У книги в гостях» - Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рабочая
программа
является
«открытой»
и
предусматривает
вариативность,
интеграцию,
изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости, и разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, федеральными
нормативными документами, действующими локальными актами ОУ:
Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 3 1014
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
«Санитарно-эпидемиологическими
требованиями
к
устройству,
содержанию
и
организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г.;
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
(педагогическая
деятельность
в
сфере
дошкольного,
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования)
(воспитатель,
учитель)»;
Письмом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2014 года № 08-5 «О
соблюдении
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
требований,
установленных
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования».
Уст авом Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения
«Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск
Положением
о
рабочей
программе
педагога
(утверждено
Приказом
заведующего
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ручеёк» муниципального
образования город Ноябрьск № 192 - од от 01 сентября 2016 года)
Годовым
планом
работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск на 2016 – 2017 год.
При
организации
и
планировании
образовательной
работы
воспитатель
руководствуется
следующими нормативными документами, регулирующими образовательное содержание:
-
Адаптированная
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования
для
слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск.
Календарно-тематическое планирование по образовательному компоненту «Развитие речи»
образовательной области «Речевое развитие»
месяц
Дата
проведения
№
п/п
Тема, форма
проведения
Цель
Содержание
Средства обучения
план
факт
Краткий ход
Компонент ДОУ
НРК
сентябрь
1
Диагностическая НОД (День знаний)
Беседа с детьми на
тему «Надо ли учиться
говорить?»
Гербова В.В., стр 27
Помочь детям понять, что и
зачем они будут делать на
занятиях по развитию речи.
1.Беседа о важности речи
в жизни ребенка.
2. Описание игрушки
3. Д/у «Выбери и
расскажи почему»
4.Физкультминутка
«Буратино-ученик».
5.Словарная работа.
Краткая
бе с еда
п о
лексической
теме
в
начале НОД.
Активизация,
стимуляция и
упражнение
зрительных функций.
Мягкая игрушка,
рисунок с образцами
ткани (ГербоваВ.В..
Наглядно-
дидактическое
пособие: для занятий
с детьми 4-6 лет)
2
Диагностическая НОД (День города Ноябрьска)
Обучение
рассказыванию: «Наша
неваляшка»
Гербова В.В., стр 29
Учить детей, следуя плану
рассматривания игрушки,
рассказывать о ней при
минимальной помощи
педагога.
1.Д/у «Неваляшка,
повернись»
2.Описание неваляшки.
3.Составление рассказа о
неваляшке.
4.Чтение и заучивание
коротких стихотворений
об игрушке-неваляшке.
Краткая
бе с еда
п о
лексической
теме
в
начале НОД.
Развитие
зрительного
восприятия.
Совершенствовать и
уточнять предметные
представления.
Игрушка неваляшка
или картинка
неваляшки.
3
Мой детский сад. Игрушки (День воспитателя и всех дошкольных работников)
Звуковая культура речи:
звуки сись.
Гербова В.В., стр 28
Объяснить детям
артикуляцию звука с,
упражнять в правильном,
отчетливом произнесении
звука (в словах и фразовой
речи).
1.Сказка о Язычке.
2.Артикуляционная
гимнастика.
3. Д/у «Песенка воды»
4. Д/у «Проговори
словечко»
5. Физкультминутка
«Спят усталые игрушки»
Развивать зрительное
восприятие.
Учить пользоваться
сенсорными эталонами
при анализе свойств и
качеств предметов.
Узкие полоски
папиросной бумаги.
Страница из рабочей
тетради «Уроки
грамоты для
малышей» Тема «Звук
с»
4
Осень. Приметы осени (Международный день мира)
Чтение стихотворения
И.Бунина «Листопад».
Составление рассказа о
кукле.
Гербова В.В., стр 30
Продолжать учить детей
составлять рассказы об
игрушке. Познакомить со
стихотворением о ранней
осени, приобщая к поэзии и
развивая поэтический слух.
1.Беседа об осени.
2.Чтение стихотворения
И.Бунина «Листопад»
3. Составление рассказа
о кукле.
4. Физминутка «Осенние
листья»
Учить понимать смысл
стихотворений,
отвечать на вопросы,
связанные с
содержанием
произведений.
Совершенствовать и
уточнять предметные
представления.
Продолжать
знакомить детей с
особенностями
осени на Крайнем
Севере
Серия картинок
«Осень».
октябрь
5
Деревья (Международный день музыки)
Звуковая культура речи:
звуки з изь..
Гербова В.В., стр 32
Упражнять детей в
произношении
изолированного звука з (в
словах, в слогах); учить
произносить звук з твердо и
мягко; различать слова со
звуками з,зь.
1.Д/у «Песенка воды»
(повторение).
2. Д/и со
звукоподражанием
«Комарики»
3. Работа со слогами.
4. Д/у «Назови слова со
звуками з,зь»
5.П/и «Деревья, кусты,
колокольчики»
6. Д/и «Услышал звук –
хлопни в ладоши»
Активизация,
стимуляция и
упражнение
зрительных функции.
Выявить и
уточнить знания
детей о деревьях,
растущих в лесах
Крайнего Севера
«Уроки грамоты для
малышей» Тема «Звук
з»
6
Овощи(Всемирный день зрения)
Чтение сказки
К.Чуковского
«Телефон»
Гербова В.В., стр31
Порадовать детей чтением
веселой сказки.
Поупражнять в
инсценировании отрывков
из произведения.
1.Беседа о К.Чуковском и
его произведениях.
2.Обсуждение
произведения «Телефон»
3. Д/и «Телефон»
4.Физминутка «Мы
стоим на огороде
Учить понимать смысл
стихотворений,
отвечать на вопросы,
связанные с
содержанием
произведений.
Маски или шапочки
для инсцениров.
7
Фрукты(День яблони)
Заучивание русской
народной песенки
«Тень-тень-потетень»
Гербова В.В., стр 33
Помочь детям запомнить и
выразительно читать
песенку.
1.Вспоминаеи любимые
стихи и читаем наизусть.
2.Чтение русской
народной песенки «Тень-
тень-потетень»
3. Физкультминутка
«Яблоко»
4.Инсценировка песенки
по ролям.
Развивать Слуховое
внимание, слуховую
память.
Иллюстрации к
сказке.
8
Домашние птицы (Международный день птиц)
Чтение стихотворений
об осени. Составление
рассказов-описаний
игрушек.
Гербова В.В., стр 34
Приобщать детей к
восприятию поэтической
речи. Продолжать учить
рассказывать об игрушке по
определенному плану (по
подражанию педагогу).
1.Беседа об осени и ее
особенностях.
2. Чтение стихотворения
Пушкина «Уж небо
осенью дышало»
4. Физминутка «Наши
уточки с утра…»
5. Составление
описательного рассказа
по игрушке.
Учить понимать смысл
стихотворений,
отвечать на вопросы,
связанные с
содержанием
произведений.
Учить детей описывать
предметы.
Мягкие игрушки для
составления рассказа
о них.
9
Домашние животные(Всемирный день животных)
Звуковая культура речи:
звук ц.
Гербова В.В., стр 36
Упражнять детей в
произношении
изолированного звука ц (в
словах, в слогах).
Совершенствовать
интонационную
выразительность речи.
Учить различать слова,
начинающиеся со звука ц,
ориентируясь не на смысл
слова, а на его звучание.
1.Повторение
пройденного (звуки
с,сь,з,зь).
2. Отгадывание загадки.
3. Работа над звуком ц.
4. Физкультминутка
«Лошадка»
5. Д/и «Услышал звук –
хлопни в ладоши»
Развивать Слуховое
внимание, слуховую
память.
Страница из рабочей
тетради «Уроки
грамоты для
малышей» Тема «Звук
ц»
10
Я – человек. Части тела(День народного единства)
Чтение сказки «Три
поросенка»
Гербова В.В., стр 35
Познакомить детей с
английской сказкой «Три
поросенка» (пер.
С.Михалкова), помочь
понять ее смысл и выделить
слова, передающие страх
поросят и страдания
ошпаренного кипятком
волка.
1.Чтение сказки «Три
поросенка»
2.Обсуждение сказки.
3. Словарная работа.
4. Физминутка «Шеей
крутим осторожно…»
Закреплять навыки
слушания сказок, учить
понимать их смысл;
развитие связной,
грамматически
правильной речи.
Иллюстрации к
сказке.
ноябрь
11
Моя семья(Международный день семьи . День матери)
Составление рассказа
об игрушке.
Дидактическое
упражнение «Что из
чего?»
Гербова В.В., стр 39
Проверить, насколько у
детей сформировано
умение составлять
последовательный рассказ
об игрушке. Поупражнять
детей в умении
образовывать слова по
аналогии.
1.Рассматривание
игрушек.
2.Составление рассказа
об игрушке на выбор.
3. Д/и «Какой
сок(варенье)»
4. Физкультминутка
5.Д/и «Кафе-мороженое»
Учить детей описывать
предметы и уметь
оперировать не только
зрительно
воспринимаемыми
предметами
Кукла, медвежонок,
чебурашка или другие
игрушки.
12
Одежда. Обувь(Международный день красоты)
Рассказывание по
картине «Собака со
щенятами». Чтение
стихов о поздней осени.
Гербова В.В., стр 38
Учить детей описывать
картину в определенной
последовательности, давать
ей название. Приобщать
детей к поэзии.
1.Рассматривание
картины.
2.Придумывание
названия картине.
3. Составление рассказа
по картине.
4. Физминутка
«Обуваемся».
5. Чтение стихотворений
Майкова «Осенние
листья», Кольцова «Дуют
ветры».
Закреплять навыки
слушания
литературных
произведений, учить
понимать их смысл.
Картина «Собака со
щенятами»
13
Транспорт (День работника автомобильного транспорта)
Обучение
рассказыванию по
картине «Вот это
снеговик!»
Гербова В.В., стр 45
Учить детей составлять
рассказы по картине без
повторов и пропусков
существенной информации.
Обучать умению
придумывать название
картине.
1.Рассматривание
2. Придумывание
названия картины.
3.Описание снеговика.
4. Физкультминутка
«Самолет»
5. Составление рассказа
по картине.
Учить рассматривать
сюжетную картину:
целостно
воспринимать картину,
выделять и узнавать
основные объекты,
место действия.
Картина «Вот это
снеговик!»
14
Здравствуй, зимушка зима. (Международный фестиваль ледовой и снежной скульптуры)
Чтение русской
народной сказки
«Лисичка-сестричка и
волк»
Гербова В.В., стр 43
Познакомить детей с
русской народной сказкой
«Лисичка-сестричка и
волк» (обр. М.Булатова),
помочь оценить поступки
героев, драматизировать
отрывок из произведения.
1.Чтение сказки.
2. Обсуждение
прочитанного.
3. Инсценировка отрывка
сказки.
4. Физминутка «На
дворе мороз».
Закреплять навыки
слушания сказок, учить
понимать их смысл;
развитие связной,
грамматически
правильной речи.
Иллюстрации к
сказке, маски для
инсценир.
декабрь
15
Дикие животные (День заповедников и национальных парков)
Звуковая культура речи:
звук ш.
Гербова В.В., стр 46
Показать детям
артикуляцию звука ш, учить
четко произносить звук
(изолированно, в слогах, в
словах); различать слова со
звуком ш.
1.Артикуляционная
гимнастика «Язычок
играет»
2.Звукоподражание
«Листья шуршат»,
«Сердитый гусь»
3. Д/и «Услышал звук –
хлопни в ладоши»
4.Физкультминутка «У
оленя дом большой»
5. Отгадывание загадки.
Активизация,
стимуляция и
упражнение сохранных
анализаторов.
Выявить и
уточнить знания
детей о животных
живущих на
Крайнем Севере
Страница из рабочей
тетради «Уроки
грамоты для
малышей» Тема «Звук
ш»
16
Зимующие птицы(Новогодние утренники)
Чтение и заучивание
стихотворений о зиме.
Гербова В.В., стр 44
Приобщать детей к поэзии.
Помогать детям запоминать
и выразительно читать
стихотворения.
1.Беседа о зиме.
2. Чтение стихотворений
А.Фета «Мама, глянь-ка
из окошка…»,
И.Сурикова «Зима»,
С.Дрожжина «Улицей
гуляет».
3.Обсуждение
прочитанного.
4. Физминутка
«Снегири»
Учить понимать смысл
стихотворений,
отвечать на вопросы.
Развивать Слуховое
внимание, слуховую
память
Вспомнить
название птиц,
обитающих на
Севере.
Серия картинок
«Зима».
17
Праздник «Новый год»(День подарка.Рождество Христово)
Звуковая культура речи:
звук ж.
Гербова В.В., стр 49
Упражнять в правильном и
четком произнесении звука ж
(изолированного, в
звукоподражательных
словах); в умении
определять слова со звуком
ж.
1.Артикуляционная
гимнастика «Песенка
жука»
2. П/и «Жуки»
3. Чтение стихотворения
«Почему букет поет»
4. Чтение отрывка из
рассказа «Поющий
букет» В.Бирюкова
5.Физкультминутка «На
елке»
6. Загадки со звуком ж.
Развивать Слуховое
внимание, слуховую
память.
«Уроки грамоты для
малышей» Тема «Звук
ж»
январь
18
Зимние забавы(День Деда Мороза и Снегурочки)
Чтение русской
народной сказки
«Зимовье»
Гербова В.В., стр 48
Помочь детям вспомнить
известные им русские
народные сказки.
Познакомить со сказкой
«Зимовье» (обр.
И.Соколова-Микитова).
1.Мини-викторина по
сказкам.
2.Словарная работа.
3.Чтение сказки
«Зимовье».
4. Физминутка «Мы на
лыжах в лес пойдем»
5. Обсуждение сказки.
Закреплять навыки
слушания сказок, учить
понимать их смысл;
развитие связной,
грамматически
правильной речи.
Познакомить детей
с играми и
забавами коренных
народов Севера.
Иллюстрации к
сказкам.
19
Инструменты. Материалы(Годовщина со дня образования ЯНАО)
Обучение
рассказыванию по
картине «Таня не
боится мороза»
Гербова В.В., стр 50
Учить детей рассматривать
картину и рассказывать о
ней в определенной
последовательности; учить
придумывать название
картины.
1.Рассматривание
картины «Таня не боится
мороза»
2. Обучение описанию
картины в определенной
последовательности.
3.Физкультминутка «Мы
Учить детей
самостоятельно
составлять короткий
рассказ, пересказывать
его.
Учить оценивать свои
рассказы и рассказы
Иллюстрация из
серии «Наша Таня»
О.Соловьевой (М.:
Просвещение)
ребята-мастера»
4. Придумывание
названия картины.
товарищей.
20
Дом и его части(День доброты)
Чтение любимых
стихотворений.
Заучивание
стихотворения А.Барто
«Я знаю, что надо
придумать»
Гербова В.В., стр 52
Выяснить, какие
программные
стихотворения знают дети.
Помочь детям запомнить
новое стихотворение.
1.Чтение стихотворений
на выбор детей.
2. Чтение стихотворений
А.Барто из цикла
«Игрушки»
3. Чтение стихотворения
по ролям.
4. Физминутка «Строим
дом»
Учить понимать смысл
стихотворений,
отвечать на вопросы,
связанные с
содержанием
произведений.
Развивать Слуховое
внимание, слуховую
память.
Познакомить с
названием жилища
коренных народов
Севера.
Прозрачные
пластиковые
пластины.
февраль
21
Мебель(Международный день родного языка)
Составление рассказов
по картине «На
полянке»
Гербова В.В., стр 55
Помогать детям
рассматривать и описывать
картину в определенной
последовательности.
Продолжать учить
придумывать название
картине.
1.Рассматривание
картины «На полянке»
2. Описание картины по
частям.
3. Рассказ педагога о
картине.
4.Физкультминутка
«Много мебели в
квартире»
5. Придумывание
названия картины.
Учить рассматривать
сюжетную картину:
целостно
воспринимать картину,
выделять и узнавать
основные объекты,
место действия.
Гербова В.В. Учебное
наглядное пособие: 4-
6 лет.
22
Посуда(Масленица)
Мини-викторина по
сказкам К.Чуковского.
Чтение произведения
«Федорино горе»
Гербова В.В., стр 52
Помочь детям вспомнить
названия и содержание
сказок К.Чуковского.
Познакомить со сказкой
«Федорино горе».
1.Мини-викторина по
произведениям
К.Чуковского.
2.Чтение сказки
«Федорино горе»
3.Беседа по сказке.
4. Физминутка «Посуда»
Закреплять навыки
слушания
литературных
произведений, учить
понимать их смысл.
Иллюстрации к
сказкам.
23
Продукты питания(Праздник кукол)
Звуковая культура речи:
звук - ч..
Гербова В.В., стр 53
Объяснить детям, как
правильно произносится
звук ч, упражнять в
произнесении звука
(изолированно, в словах, в
стихах). Развивать
1.Артикуляционная
гимнастика «Новая
песенка Язычка»
2. Работа со слогами.
3. Физкультминутка
«Повар»
Развивать Слуховое
внимание, слуховую
память.
«Уроки грамоты для
малышей» Тема «Звук
ч»
фонематический слух
детей.
4. Д/и «Услышал звук –
хлопни в ладоши»
24
Мир профессий(День защитника отечества)
Урок вежливости.
Гербова В.В., стр 56
Рассказать детям о том, как
принято встречать гостей,
как и что лучше показать
гостю, чтобы он не
заскучал.
1.Рассказ педагога «Урок
вежливости»
2.Физкультминутка.
3. Сюжетная игра
«Медвежонок в гостях у
ребят».
4. Физкультминутка
«Повар»
5. Чтение стихотворения
«Почему медведь спит
зимой»
Закреплять навыки
слушания
литературных
произведений, учить
понимать их смысл.
Мягкая игрушка
медведь.
март
25
8 марта. Цветы, цветики, цветочки(Международный женский день)
Звуковая культура речи:
звуки щ - ч..
Гербова В.В., стр 60
Упражнять детей в
правильном произношении
звука щ и дифференциации
звуков щ – ч.
1.Артикуляционная
гимнастика «Новая
песенка Язычка»
2. Работа со слогами.
3. Д/и «Какой звук
спрятался?»
4. Физкультминутка
«Цветок»
5. Д/и «Услышал звук –
хлопни в ладоши»
6.Чтение стихотворения-
перевертыша
И.Сельвинского «Что
правильно?»
Активизация,
стимуляция и
упражнение сохранных
анализаторов.
Картинки с
изображением
предметов, имеющих
в названии звуки щ-ч.
26
Весна шагает по планете(День оленевода)
Готовимся встречать
весну и
Международный
женский день.
Гербова В.В., стр 59
Познакомить детей со
стихотворением
А.Плещеева «Весна».
Поупражнять в умении
поздравлять женщин с
праздником.
1.Беседа о весне и ее
особенностях.
2. Чтение стихотворения
Плещеева «Весна».
3. Беседа о предстоящем
празднике 8 марта.
4. Физминутка «Солнце
вышло из-за тучки»
5. Сочинение пожеланий
к празднику.
Учить понимать смысл
стихотворений,
отвечать на вопросы,
связанные с
содержанием
произведений.
Познакомить детей
с особенностями
весны на Крайнем
Севере.
Познакомить с
праздниками и
традициями
коренных народов
Севера.
Серия картинок
«Мамин праздник»
27
Встречаем птиц (Международный день птиц)
Составление рассказов
по картине.
Гербова В.В., стр 62
Проверить, умеют ли дети
придерживаться
определенной
последовательности,
составляя рассказ по
картине; поняли ли они, что
значит озаглавить картину.
1.Рассматривание
картины «Одуванчики»
или «Кошка с котятами»
С. Веретенникова.
2. Описание картины, с
соблюдением
последовательности.
3. Рассказы детей по
картине.
4.Физкультминутка
«Веселые птички»
5..Дыхательная
гимнастика «Одуванчик»
Учить рассматривать
сюжетную картину:
целостно
воспринимать картину,
выделять и узнавать
основные объекты,
место действия.
Закрепить
названия птиц,
обитающих на
территории
Крайнего Севера.
Гербова В.В.
Наглядно-
дидактическое
пособие . Для занятий
с детьми 3-4 лет.
Картина
«Одуванчики»
28
Насекомые (Неделя «Культура – детям»)
Русские сказки (мини-
викторина)
Чтение сказки
«Петушок и бобовое
зернышко»
Гербова В.В., стр 61
Помочь детям вспомнить
названия и содержание уже
известных им сказок.
Познакомить со сказкой
«Петушок и бобовое
зернышко».
1.Чтение сказки.
2.Обсуждение сказки.
3. Словарная работа.
4. Мини-викторина по
сказкам.
5. Физминутка «Пчела».
Закреплять навыки
слушания сказок, учить
понимать их смысл;
развитие связной,
грамматически
правильной речи.
Иллюстрации к
сказкам.
апрель
29
Что мы знаем о рыбах(Всемирный день Земли и Всемирный день водных ресурсов)
Звуковая культура речи:
звуки л, ль..
Гербова В.В., стр 63
Упражнять детей в четком
произнесении звука л(в
звукосочетаниях, словах,
фразовой речи).
Совершенствовать
фонематическое восприятие
– учить определять слова со
звуками л, ль.
1.Артикуляционная
гимнастика «Новая
песенка Язычка»
2. Артик.упражнение
«Песенка колокольчика»
3. Чтение стихотворения
«Лето» Л.Яхнина.
4. Физкультминутка
«Рыбка»
5. Д/и «Услышал звук –
хлопни в ладоши»
Совершенствовать и
уточнять предметные
представления.
Учить описывать
предметы и находить
их по описанию.
Закрепить знания о
том, какие рыбы
обитают в
водоемах Крайнего
Севера.
«Уроки грамоты для
малышей» Тема «Звук
л»
30
Друзья – герои сказок (Международный день детской книги)
Чтение рассказа
Д.Мамина-Сибиряка
«Сказка про Комара
Комаровича – Длинный
нос и про Мохнатого
Мишу – Короткий
Хвост»
Познакомить детей с
авторской литературной
сказкой. Помочь им понять,
почему автор так
уважительно называет
комара.
1.Чтение отрывка из
сказки «Про храброго
Зайца – Длинные уши,
косые глаза, короткий
хвост».
2. Чтение сказки про
Комара Комаровича.
Закреплять навыки
слушания сказок, учить
понимать их смысл;
развитие связной,
грамматически
правильной речи.
Иллюстрации к
сказке.
Гербова В.В., стр 63
3. Обсуждение сказки.
4. Физминутка
«Буратино».
31
Мой город Ноябрьск(Неделя «Культура – детям»)
Обучение
рассказыванию: работа
с картиной-матрицей и
раздаточными
картинками.
Гербова В.В., стр 65
Учить детей создавать
картину и рассказывать о ее
содержании, развивать
творческое мышление.
1.Составление картины-
матрицы «Лесная
полянка» с помощью
предметных картинок.
2. Описание
получившейся картины.
3.Физкультминутка
«Строим дом»
Учить рассматривать
сюжетную картину:
целостно
воспринимать картину,
выделять и узнавать
основные объекты,
место действия.
Расширять и
активизировать
словарь детей.
Воспитывать
интерес к природе,
любовь к родному
краю.
Фланелеграф,
предметные картинки
(, ягоды, грибы,
птицы, животные и
т.д.)дерево, куст,
32
Путешествие в страну «Геометрию» (Всемирный день здоровья)
Заучивание
стихотворений.
Гербова В.В., стр 65-67
Помочь детям запомнить и
выразительно читать одно
из стихотворений.
1.Чтение стихотворений.
2. Обсуждение
прочитанного.
3.Заучивание
стихотворений детьми.
4. Физминутка «Ты
давай-ка, не ленись»
Учить понимать смысл
стихотворений,
отвечать на вопросы,
связанные с
содержанием
произведений.
Картинки к
стихотвор.
33
Зоопарк(Международный день толерантности)
Звуковая культура речи:
звуки р, рь.
Гербова В.В., стр 69
Упражнять детей в четком и
правильном произнесении
звука р, (изолированно, в
чистоговорках, в словах).
1.Знаккомство со звуком
р.
2. Звукоподражание со
звуком р.
3.Чтение скороговорки
«Сорока»
4. Физкультминутка
«Слон»
5. Д/И «Не ошибись»
6. Д/и «Угадай, есть ли
звук»
Активизация,
стимуляция и
упражнение сохранных
анализаторов.
«Уроки грамоты для
малышей» Тема «Звук
р»
май
34
Вот и лето пришло!(Международный день защиты детей)
Литературный
калейдоскоп.
Гербова В.В., стр 71
Выяснить, есть ли у детей
любимые стихи, сказки,
рассказы; знают ли они
загадки, считалки.
1.Мини-викторина по
сказкам.
2.Чтение стихотворения
о вербе Я.Акима.
3.Физминутка «Я рисую
лето»
Учить понимать смысл
загадок, потешек,
учить различать
стихотворный и
прозаический текст.
Иллюстрации к
стихотвор.
35
Диагностическая неделя(День победы в ВОВ)
День Победы
Гербова В.В., стр 68
Выяснить, что знают дети
об этом великом празднике.
Помочь запомнить и
выразительно читать
стихотворение Т.Белозерова
«Праздник победы».
1.Рассказ педагога о
ВОВ.
2. Рассказы детей.
Беседа о празднике.
3. Заучивание
стихотворения.
4.Физминутка «Бабочка»
Учить понимать смысл
стихотворений,
отвечать на вопросы,
связанные с
содержанием
произведений.
Серия картинок
«День Победы».
36
НОД диагностическая (Пасха )
Прощаемся с
подготовишками.
Гербова В.В., стр 70
Оказать внимание детям,
которые покидают детский
сад, пожелать им доброго
пути.
1.Рассказ педагога о
выпускниках Д\с.
2. Д/у «Придумай
поздравление»
3. Физкультминутка «В
школу»
Развивать Слуховое
внимание, слуховую
память.
Серия картинок
«Скоро в школу»