Напоминание

«Речевые игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»


Автор: Козеева Светлана Юрьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ - детский сад № 9 "Семицветик"
Населённый пункт: г. Серпухов, Московская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Речевые игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ – детский сад № 9 «Семицветик»

Консультация для воспитателей

«Речевые игры и упражнения

для развития речи детей дошкольного возраста»

Автор-составитель:

учитель-логопед Козеева С.Ю.

г.о. Серпухов

Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом

общения. Именно в процессе общения она и формируется.

Маленького

ребёнка не нужно специально обучать языку, он слышит речь и начинает

подражать.

В современном мире, к сожалению, родители часто не уделяют детям

достаточно времени, предоставляя их самим себе или электронным играм.

Это может негативно отразиться на том, что именно и как говорит ребёнок.

Для овладения связной грамотной речью нужны силы и время, и лучше всего

развивают речь дошкольника ежедневные разговоры, чтение и игры со

взрослыми.

Цель игр по развитию речи – помощь ребенку в овладении родным

языком. Это очень непростая задача, т.к. ребенок дошкольного возраста – это

не ученик, которому можно изложить и объяснить правила склонения или

спряжения, структуру простых и сложных предложений.

Основными задачами развития речи у детей дошкольного возраста

являются:

- воспитание звуковой культуры речи,

- развитие фонематического слуха

- обогащение и активизация словаря,

- формирование грамматического строя речи,

- развитие связной речи.

При развитии речи детей крайне важно создать в работе эмоционально

благоприятную

ситуацию,

которая

способствовала

бы

возникновению

желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра

помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и

необщительные дети раскрываются.

Писатель Джанни Родари говорил, что «именно в игре ребенок свободно

владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и

обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что

необходимо ребенку».

Речевые игры - это разновидность игр с правилами. Специально

подобранные

игры

и

упражнения

дают

возможность

благоприятно

воздействовать на все

компоненты речи.

В игре

ребенок получает

возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические

категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире,

развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Речевая игра имеет определенную структуру, которая характеризует ее

как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие речевой игры:

задача

игровая задача

игровые действия

правила игры

результат.

Речевые игры построены на словах и действиях играющих, они не

связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны

оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для

развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать

самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения. Речевые игры

помогают детям расширять знания о различных предметах и явлениях.

Через речевую игру быстрее познаются закономерности обучения.

Положительные эмоции облегчают процесс познания, помогают преодолеть

пассивность и безинициативность. Так же в процессе игры появляется

удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений,

навыков

и

их

развитие.

Кроме

того,

игра

позволяет

привлечь

и

заинтересовать

малоактивных

детей,

повысить

индекс

позитивного

самочувствия и психологического комфорта. Педагог является и участником,

и руководителем игры. Он обеспечивает поступательное развитие игры в

соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не

оказывает давление, выполняет второстепенную роль, незаметно для детей

направляет игру в нужное русло.

Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, доверия и

взаимопонимания. Наблюдая за действиями речевой игры, воспитатель при

необходимости, оказывает индивидуальную помощь тем детям, которые

испытывают затруднения в ходе игры, напоминает о правилах игры.

Речевые

игры

не

только

способствуют

преодолению

речевых

недостатков и обогащению словарного запаса, но и развивают инициативу у

детей.

Речевые игры и упражнения выполняют следующие функции в плане

развития речи:

формирование мотивации к процессу говорения;

воспитание

внимания

к

речевому

оформлению

мыслей

и

волеизъявлений;

развитие

звуковой

культуры

речи:

артикуляционной

моторики,

речевого

дыхания,

правильного

звукопроизношения,

фонематического

восприятия, интонационной выразительности речи;

пополнение и активизация словаря;

совершенствование грамматического строя речи;

закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;

совершенствование монологической и диалогической форм речи;

развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой

моторики

кистей

и

пальцев

рук,

снятие

мышечного

напряжения,

формирование правильной осанки;

усвоение способов невербального общения: мимики, пантомимы,

жестов, использование их в практике общения;

воспитание

культуры

речевого

общения,

умения

действовать

согласованно в коллективе.

Речь ребенка формируется поэтапно. На каждом возрастном этапе

решаются свои задачи. От возраста к возрасту идет постепенное усложнение

методов и приемов обучения родному языку.

В 2-3 года малыш начинает понимать обращенную к нему речь и

различает интонации окружающих, активно использует речь как инструмент

для познания окружающего мира,

владеет теми средствами, которые

необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь -

разговорная речь. Она непроизвольна и ситуативна, в ней много неполных

предложений. Ведущая линия развития речи детей 3 лет – это воспитание

звуковой

культуры

речи,

обучение

правильному

звукопроизношению,

формирование грамматического строя речи.

Задача взрослых в этот период: поддерживать стремление ребенка к

общению; обогащать словарный запас; корректировать звукопроизношение;

учить составлять и общаться простыми предложениями.

Речевые игры и упражнения для этого возраста необходимо подбирать

так, чтобы они решали перечисленные задачи и способствовали речевому

развитию ребенка. Называя предметы или явления, необходимо объяснять их

значение, обогащая и уточняя словарь. Это важно, потому что в возрасте

трех лет запас слов у ребенка резко увеличивается.

Можно поиграть с

высотой голоса, интонациями,

формируя базу для выразительной речи,

предложить детям изобразить эхо, показать, как разговаривают животные, их

детеныши, описывать артикуляцию во время произношения звуков, в

сопровождении стихов и картинок выполнять простые артикуляционные

упражнения.

На этапе 4-5 лет главным направлением является формирование

конкретной речи. На пятом году жизни ребенок начинает видеть связь между

структурой слова и функцией предмета, который этим словом обозначается.

Дети начинают активно экспериментировать со словами. В этом возрасте

ребенка начинает привлекать повествование-импровизация.

Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение

словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры

речи

(формирование

правильного

звукопроизношения,

развитие

фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания,

умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами

выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук», «слово».

В

этот

возрастной

период

нужно

работать

над

развитием

грамматического строя; развитием диалогической речи; умением составлять

короткие рассказы по картинке; соотнесением образа буквы и звука.

Необходимо просить детей описать предмет или погоду на улице. Темой

речевых игр является не просто отработка лексического материала, но и

улучшение диалогической речи.

Для этого возраста рекомендованы такие речевые игры и упражнения:

«Четвертый

лишний»;

загадки;

«Подбери

нужное

слово»;

«Закончи

предложение»; «Поймай звук». В словесных заданиях необходимо уделять

внимание развитию грамматического строя. Наша задача − научить

дошкольника

составлять

сложные

предложения.

Вначале

предлагаем

малышу закончить его, потом самостоятельно составить вторую часть

предложения, следя за тем, чтобы слова были согласованы в роде, числе,

падеже.

Дети

4-5

лет

начинают

активно

использовать

в

речи

прилагательные. Подбирайте игры, в которых ему нужно называть похожие

признаки, отрабатывайте не только антонимы, но и слова-синонимы.

Для улучшения дикции используйте скороговорки, частушки,

чистоговорки. Для нормального речевого развития важной составляющей

являются фонематические процессы. Тренируйте слуховое внимание и

восприятие дошкольника, включите в картотеку игры на развитие звукового

анализа слова. Особенность занятий с детьми 4-5 лет − умение найти баланс

между игровой и учебной деятельностью. Дидактический материал должен

носить

больше

образовательный

характер,

подготавливать

ребенка

к

овладению грамотой.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7

лет) является развитие связной речи, усвоение фонетической стороны речи.

Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха,

закрепление навыков

чёткой,

правильной,

выразительной речи.

Дети

дифференцируют, что такое звук, слово, предложение.

В этом

возрасте ребят

начинают готовить к

школе. В норме

звукопроизношение и грамматический строй в этом возрасте полностью

сформирован, ребенок овладел не только диалогической формой речи, но и

связной. Он может составлять рассказы по картинке, говорить о своих

впечатлениях

сложными

предложениями,

активно

используя

прилагательные. Основная цель − это формирование навыков письма и

чтения. Взрослый не просто теперь учит соотносить образ звука и буквы, но

и показывает, как правильно ее писать. Поэтому обязательно отрабатывают

базовые элементы письма.

Таким образом можно сделать вывод, то при планировании словесных

игр необходимо учитывать, что в младшей и средней группах игры должны

быть

направлены

на

развитие

речи,

воспитание

правильного

звукопроизношения,

уточнение,

закрепление

и

активизация

словаря,

развитие правильной ориентировки в пространстве.

А в старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает

формироваться логическое мышление, и игры подбираются с целью

формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении

задач: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко

формировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься

умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольников к

школьному обучению.

При использовании на занятиях речевых игр и упражнений

продуманная и правильно организованная работа приводит к формированию

у детей дошкольного возраста правильной и грамотной речи, что в целом

является положительным результатом.

Рекомендации для проведения речевых игр:

1. Воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры,

её ходом, сопровождающим речевым материалом.

2. Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад, возможно

использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр.

3. Особое внимание необходимо уделить объяснению правил данной игры

детям.

4.

Обязательно

поощрять

детей

по

ходу

игры.

Если

в

игре

есть

соревновательный

момент,

то

необходимо

заранее

подготовить

поощрительные призы.

5.

Желательно,

чтобы

игры

были

интересны

и

занимательны,

соответствовали возрасту.

6. Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.

7. При использовании одной и той же игры неоднократно, использовать

варианты с усложнением задач.

8. Словесные игры могут проводиться в различные моменты педагогического

процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в

свободной деятельности, на прогулке и пр.

Словесные игры для старших дошкольников можно условно разделить на 5

групп:

1.Игры, воспитывающие умение выделять главные, существенные

признаки предметов, явлений («Магазин»,

«Угадай-ка», «Что это за

игрушка?»)

2.Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать,

выделять алогизмы. («Похож – не похож», Путаница», Придумай небылицу»,

Логический поезд»).

3.Игры,

с

помощью

которых

развивается

умение

обобщать

и

классифицировать предметы по различным признакам («Кому что нужно»,

«Вершки-корешки», «4-й лишний», «Кто больше назовёт»)

4.Игры,

развивающие

внимание,

сообразительность,

быстроту

мышления,

воспитывающие

самообладание

(«Испорченный

телефон»,

Краски», «Где мы были, мы не скажем…», «Скажи наоборот», «Было –

будет»).

5. Игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий,

развитие связной речи («Фразовый конструктор», «Мой город», «Моя

семья»)

Особенностью речевых игр и упражнений является использование их в

основном для достижения узкой конкретной цели. Например, игры на

развитие речевого дыхания, игры на развитие произношения звуков, игры на

развитие словаря глаголов и т.д. Но в то же время возможно их объединение

для увеличения целей и задач.

Подводя итоги вышесказанного, хотелось бы сказать, что развивать

речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми педагогам важно

стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически

правильно строить предложения. Ведь мы являемся образцом (эталоном)

правильной речи для ребенка. Во время игры педагог, родители должны

стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не

перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему

выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать

стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и

самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно

не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх

ошибиться, говоря что-либо.



В раздел образования