Автор: Покаленко Наталия Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №14 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Железногорск, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект "Путешествие по малой Родине"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 комбинированного вида»
города Железногорска
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе на тему:
«Путешествие по малой Родине».
Исполнитель:
воспитатель МДОУ
«Детский сад №14
комбинированного вида»
Покаленко Наталия
Юрьевна
Путешествие по малой Родине.
Программное содержание.
Воспитывать:
- познавательный интерес к настоящему и прошлому своей малой Родины;
- патриотические чувства на основе ознакомления с памятниками защитникам
Отечества на Курской земле.
Расширять и углублять знания и представления детей о своей малой Родине:
ее
природе, водных и земельных богатствах.
Уточнить значение воды для жизни растений.
Формировать:
- простейшие географические представления о Железногорске;
- умения делать выводы и умозаключения.
Развивать:
- любознательность, познавательную инициативу воспитанников;
- стремление сохранять животный мир и природу своей малой Родины.
Способствовать непринужденному речевому общению детей друг с другом и
воспитателем в ходе совместной деятельности.
Методы и приемы.
Словесные:
беседа, вопросы: поисковые, на развитие творческого воображения, встречные,
рассказывание, пояснения, диалогическое общение, художественное слово;
Наглядные:
использование ТСО (ноутбук со слайдами и аудиозаписью),
наглядного материала.
Практические:
действия детей по выполнению заданий, обыгрывание эпизода,
введение героя, элементы новизны, метод визуализации, поддержка детской
инициативы.
Ход занятия.
1 Воспитатель приглашает детей в группу. Звучит музыка (о Железногорске).
Дети проходят в группу. На экране ноутбука демонстрируется видеозапись с
изображением достопримечательностей г. Железногорска, карьера, озера, парка
и других знакомых детям мест.
2 Воспитатель встречает детей, предлагает поудобнее расположиться около
экрана.
- Здравствуйте ребята.
Ребята я рада вас видеть, и хочу предложить необычную загадку.
Посмотрите на экран.
- Вы узнали места на кадрах?
- Да, это наш любимый Железногорск.
У каждого человека есть на земле место, где он родился и впервые увидел
зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце.
Это место называется малой Родиной.
Для многих из нас — это город Железногорск.
- А как называется наша большая Родина.... (ответы детей — Россия).
- Посмотрите, на глобусе вот здесь наша большая страна.
Вот она, какая большая, богатая и изобильная раскинулась от моря и до моря.
Если посмотреть на глобус, то наш город это маленькая часть нашей
Родины.( всё демонстрируется на глобусе).
- А наш Железногорск — лишь малая его часть нашей Родины.
- Как вы думаете, откуда такое интересное название нашего города —
Железногорск?
- Как вы думаете, чем ещё богат наш Железногорский край ?
- Вы хотите ещё больше узнать о нашем крае?
- Тогда я предлагаю отправиться в путешествие по нашей малой Родине.
- Вы не против?
- Но сначала у меня для вас сюрприз! Вот эта посылка, которую я для
вас приготовила.
- Как вы думаете, что в ней может быть? (ответы детей)
-Ну, хорошо, сейчас я вам покажу!
Открывает, показывает и раздает детям яблоки.
- Я хочу всех вас угостить яблоками. Берите. Скажите яблоне, на которой
выросли эти яблоки «спасибо».
- Обратите внимание, какое оно яблоко?
цвет- красное, запах – ароматное, душистое, вкус- кисло – сладкое,хрустящее,
польза – полезное, богатое витаминами.
(дети кладут яблоки на поднос).
- Интересно, где было яблоко вчера? (В вазе).
- А осенью! (На яблоне).
Не случайно я принесла вам в подарок яблоки.
Наш курский край богат яблоневыми садами!
- Что нужно дереву для жизни, для того, чтобы вырастить такое яблоко?
( солнце, вода и почва).
- Наш край, богат и плодородной почвой, она называется чернозем;
и водными ресурсами — обратите внимание на карту Курской области
(приглашает детей к карте, показывает реки, озера).
- Самая большая река в нашей местности — река Свапа.
(может, кто-то отдыхал на ее берегах?)
2 - Если у вас не пропало желание отправиться в увлекательное путешествие,
то предлагаю отправиться в плавание по реке Свапе.
- Решайте, на чем можно отправиться
(на лодке, на катере, на плоту — то, что выберут дети, на том и отправляются в
путешествие).
- Если вы не возражаете, я буду исполнять роль экскурсовода, который
поможет
( Дети садятся около карты на заранее подготовленное место (это и будет
транспортное средство), ноутбук повернут монитором в сторону детей.)
- Вы не против?
- Слышите музыку? Это голос нашей реки. О чем он говорит? (Ответы детей)
- Закройте глаза и представьте картину проплывающих мимо нас берегов.
- Что вы увидели? (Ответы детей)
А я увидела рыбака который ловит рыбу на берегу, а на другом береге
прекрасная берёзовая роща.
- Ой, ребята, обратите внимание, сейчас мы проплываем мимо прекрасного
яблоневого сада. Может быть, именно отсюда и яблоки, которыми мы
угощались.
- А вот удивительное редкое растение — водяной орех (рогульник
плавающий), он занесен в Красную книгу.
Вы знаете, что такое Красная книга?
- Ой, а кто это там притаился у воды? Да это же квакша обыкновенная —
очень редкое позвоночное животное. До недавнего времени люди думали,
что квакша вообще исчезла с лица Земли, а ее обнаружил железногорский
ученый Николай Дегтярев и занес в Красную книгу.
В нашей местности есть редкие растения и животные, поэтому очень
важно бережно относиться к природе
- А что значит бережно относиться к природе? (ответы детей)
- Мы подплываем к слободе Михайловка .
Перед вами
ПАМЯТНИК Воинской славы СОЛДАТАМ ОСВОБОДИТЕЛЯМ.
ПАМЯТНИК ЮНОЙ ПАРТИЗАНКЕ РАЗВЕДЧИЦЫ - ВАЛИ
ДИКАНОВОЙ которую казнили фашисты. в ноябре 1942 г.
Награждена медалью «За отвагу» (посмертно)
- Много славных подвигов совершили русские люди и наши земляки,
защищая Родину. Мы должны помнить об этих героях и самим быть
готовыми защитить ее в трудную минуту.
Потому что и сегодня не всегда спокойно в нашем мире.
- В нашем городе тоже есть памятники воинам, оберегавшим нашу землю от
врагов. Вы их знаете? (Ответы детей).
- Показ на мониторе памятников погибшим воинам, имеющимся в г.
Железногорске.
В СКВЕРЕ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ СТЕЛЛА ВОИНАМ, ПОГИБШИМ
В В.О.В.
В ПАРКЕ СТЕЛА ПАРТИЗАНАМ В.О.В..
3 - Вот мы и вернулись в родной город Железногорск. 1
Давайте покинем свое судно и вернемся в группу.
- Вам понравилось сегодняшнее путешествие?
- Что больше всего вам запомнилось?
Со своими воспитателями вы, конечно же, продолжите путешествовать по
нашей малой Родине. А в память о нашем путешествии предлагаю вам
посадить на своем участке яблоньку.
(Разрезает свое яблоко, достает семечки и сажает в подготовленный грунт.)
- Когда вы скушаете свои яблоки, то тоже можете посадить семечки в этот
чернозем и ухаживать.
Когда появятся росточки — вы можете высадить их уже на участке.
Как гласит мудрое китайское изречение
«Кто сажает сад, тот растит счастье!»
ПУСТЬ БУДЕТ СЧАСТЬЕ В ВАШЕМ ДОМЕ, ДЕТСКОМ САДУ,
В НАШЕМ ГОРОДЕ!
На этом наше путешествие закончилось.
Звучит музыка о Железногорске.