Автор: Брынько Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №25 «Звёздный»
Населённый пункт: город Дмитров, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Грачи прилетели" для детей старшей группы
Раздел: дошкольное образование
Подготовила:
Брынько С.И.
Дмитров, 2020
- РФ –
Администрация Дмитровского городского округа Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №25 «Звёздный»
141802, г.Дмитров, ул. Космонавтов дом 34, тел. 8(496)2230134
Конспект интегрированного занятия по
развитию речи «Грачи прилетели»
для детей старшей группы
Цель:
закреплять представления о перелетных птицах, используя разные виды
деятельности детей.
Задачи:
продолжать знакомить детей с приметами ранней весны;
расширять знания детей об окружающем мире;
активизировать речь детей, используя различные фольклорные жанры:
стихи, заклички, песенки, приметы и др.;
познакомить детей с традицией проведения народного праздника
«грачевник».
Оборудование:
мультимедийное изображение картины Саврасова – «Грачи
прилетели»;
изготовление дидактических игр и заданий;
мольберты для показа;
тесто для лепки, оборудование для лепки;
запись музыки «Веснянка»;
выпечка для угощения.
Предварительная работа:
заучивание закличек, стихов;
беседы на тему «Ранняя весна»;
обучение составлению рассказов по картине с опорой на
наглядность, схему.
2
(Зал украшен картинками птиц, углу веточки с листиками, первоцветы.)
Ход занятия
Воспитатель.
- Ребята, какое время года наступило? (ответы детей)
- А, как называется первый месяц весны? (ответы детей)
- Давайте вспомним и назовем признаки ранней весны. (ответы детей)
- Что мы с вами знаем о месяце марте? (ответы детей)
- В народе март называли протальником, водотеком, ветроносом,
грачевником.
- 17 марта по народному календарю – называется Герасим-грачевник. А
знаете почему? (ответы детей)
- Сегодня мы ждем прилета первых перелетных птиц – грачей, этому будет
посвящено наше с вами занятие.
Дети читают стихи.
1-й ребенок:
Скоро, скоро, снег растает,
Скоро с речки лед сойдет.
3
2-й ребенок:
Скоро, скоро за окошком
Соловейко запоет.
3-й ребенок:
Соловей, соловей
Прилетай-ка поскорей.
4-й ребенок:
Покажись-ка солнышко,
Обогрей-ка полюшко.
5-й ребенок:
Солнышко покажись,
Красное нарядись.
6-й ребенок:
Грачи, кулики, из-за моря прилетите
И весне путь укажите.
Воспитатель.
- Предлагаю вам отправиться в картинную галерею и рассмотреть картину о
весне. Я буду вашим экскурсоводом.
- Ребята, обратите внимание на картину, это известная картина русского
художника Алексея Саврасова – «Грачи прилетели» (рассказ воспитателя).
- Грачи – перелетные птицы, после зимовья в марте месяцы, они первые из
перелетных птиц возвращаются из теплых краев. Зимовали грачи на
побережье Черного моря, в Средней Азии и Северной Африки. Эти птицы
приносят свою пользу природе, потому что уничтожают насекомых-
вредителей. Грач – ближайший родственник ворона. Встретить грачей можно
за городом, в лесах, на полях и пашнях. В отличие от ворон, грач не живет в
одиночку, эти птицы селятся большими стаями. Грач – крупная, черная птица
со стальным отливом.
4
- Ребята, обратите внимание, сколько птиц изображено на картине Саврасова.
Они сидят на деревьях и в гнездах. Есть народная примета – если, грачи
вернулись на прежние гнезда, значит весна будет ранняя, теплая.
- А, теперь ребята, кто желает быть экскурсоводом и составит рассказ по
картине? Расскажет о граче?
(Воспитатель предлагает план-схему рассказа и вызывает детей по
желанию)
Воспитатель.
- Наша экскурсия завершается, давайте пойдем в зал и продолжим беседу.
- К нам сегодня из деревни Простоквашино пришло письмо, почтальон
Печкин прислал вам интересные задания.
(Воспитатель читает письмо, дети по очереди отгадывают загадки и
рассказывают скороговорки)
5
Загадки:
- Черный, проворный,
- Кричит «крак» -
- Червякам враг. (Грач)
- Это старый наш знакомый,
- Он живет на крыше дома,
- Длинноногий, длинноносый,
- Длинношеий, безголосый. (Аист)
- Живет в своем доме,
- Спит на соломе,
- На высоком шесте
- Распевает в высоте. (Скворец)
- Прилетел к нам, наконец,
- Самый лучший наш певец.
- Дни и ночи напролет,
- Он поет, поет, поет. (Соловей)
- Угадайте, что за птичка —
- Темненькая невеличка.
- Беленькая с живота,
- Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Скороговорки:
- Три сороки тараторки,
- Тараторили на горки.
6
- Стрижи над речкою кружат,
- Со стаей маленьких стрижат.
- У грачихи пять грачат,
- Громче всех они кричат.
- Аист свил гнездо на крыше,
- Он все видит, он все слышит.
- Строит ласточка свой дом,
- Прямо над моим окном.
(За каждый правильный ответ воспитатель дает фишку, в конце
проводится итог, кто лучше справился с заданиями)
Воспитатель проводит игру «Скажи наоборот» с мячом.
(Воспитатель бросает ребенку мяч и говорит фразу, ребенок должен
составить верный ответ и бросить мяч обратно)
- Аист, белый, а грач? (Ответы детей)
- У, аиста длинная шея, а у кукушки? (Ответы детей)
- У, соловья белая грудка, а у ласточки? (Ответы детей)
- А скоро, вслед за грачами возвратятся другие перелетные птицы.
- Давайте, поиграем в игру, кто больше вспомнит и назовет перелетных птиц.
(Ответы детей)
Воспитатель.
- Ребята, Таня и Ваня приезжали в деревню Простоквашино. Таня мечтает
стать экологом, а Ваня фотографом. Ваня выслал вам фотографии птиц.
7
- Дети, посмотрите на этот мольберт. (На мольберте плакат с изображением
птиц)
Проводятся дидактические упражнения: «Сосчитай и назови», «Сравни»,
«Найди по части целое».
- Таня коллекционирует марки с изображениями птиц, давайте найдем в ее
коллекции одинаковые марки и соединим их линиями. (Дети подходят к
мольбертам и выполняют задания)
- А, еще Таня коллекционирует фигурки птиц, подойдите к столу и
рассмотрим ее коллекцию.
Проводится дидактическое упражнение «Из чего сделано?».
- Ребята, посмотрите, какая птичка у меня в руках. Таких птичек, раньше дети
делали из теста, глины, а хозяйки пекли в каждом дворе и называли их
«грачевниками», ими угощали соседских ребятишек. Я вам предлагаю
сделать таких «грачевников» из теста.
(Воспитатель рассказывает детям последовательность изготовления)
- Перед лепкой нам нужно размять пальчики.
(Проводится логоритмика Н. Нищевой «Кто к кормушке прилетал»).
(Звучит мелодия «Веснянка»).
8
Дети выполняют работу, сажают птичек в свои гнездышки.
Воспитатель.
- Выходите дети из-за столов и несите сюда своих птиц.
Дети держат в руках птичек с гнездами и читают закличку.
- Грачи, кулики
- Из-за моря летите,
- Весну красную несите!
- Иди весна, иди красна,
- Принеси урожай
- В каждый край!
Воспитатель угощает гостей и детей испеченными «грачевниками».
9