Напоминание

"Наглядное моделирование как средство развития речи младших дошкольников"


Автор: Бухтоярова Людмила Кузьминична
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Островновская СОШ"
Населённый пункт: Алтайский край Мамонтовский район село Островное
Наименование материала: Обобщение опыта воспитателя
Тема: "Наглядное моделирование как средство развития речи младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема

«Наглядное моделирование как

средство развития речи младших

дошкольников».

Бухтоярова Л.К.

воспитатель

МКОУ «Островновская СОШ»

2022 год

Актуальность данной темы в том, что наглядное моделирование

облегчает

детям

овладение

связной

речью,

таким

образом,

использование символов,

пиктограмм,

заместителей,

схем

облегчает

запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую

деятельность детей.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на

сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с

различными

речевыми

нарушениями

остается

стабильно

высоким.

Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной

речи в полном объеме. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей

речью – явление очень редкое.

Овладение

родным

языком

является

одним

из

важных

приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном

образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и

обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во

всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному

языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является

необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности

(игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя

ее в учебную по форме и методам воздействия.

Согласно

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

дошкольного

образования

задачи

речевое

развитие

дошкольника включает:

владение речью как средством общения и культуры,

обогащение активного словаря,

развитие

связной, грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи,

развитие речевого творчества,

развитие звуковой

и

интонационной

культуры

речи,

фонематического слуха,

знакомство с книжной культурой, детской литературой,

понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как

предпосылки обучения грамоте.

Принципы развития речи:

1. Принцип взаимосвязи сенсорного умственного и речевого развития.

2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода развитию речи.

3. Принцип развития языкового чутья.

4. Принцип формирования явлений языка.

5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

7. Принцип обеспечения активной языковой практики.

Средства развития речи:

1. Общение взрослых.

2. Культурная языковая среда.

3.

Обучение

родной

речи

в

ходе

совместной

образовательной

деятельности.

4. Художественная литература.

5. Изобразительное искусство, музыка, театр.

6. Занятия по другим разделам программы.

Вспомним Традиционные методы речевого развития детей.

В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не

располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи

это элемент метода, можно разделить, прежде всего, на: наглядные,

словесные, игровые, косвенные методы.

Давайте вспомним, что включают в себя эти методы

наглядные (организация наблюдения, демонстрация иллюстраций,

картин, предмета, макета и т. д.; просмотров видеофильмов),

словесные (речевой образец, повтор, вопрос),

игровые (дидактические игры упражнения, театрализованные игры,

сюжетно-ролевые игры и другие виды игр с речевым содержанием),

косвенные (подсказка, совет, исправление, реплика, замечание).

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

современных педагогических технологий, таких как, обучение в

сотрудничестве,

проектная

методика,

интерактивное

взаимодействие, использование новых информационных технологий,

помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к

детям,

обеспечивая

индивидуализацию

и

дифференциацию

педагогического процесса с учетом их способностей и уровня

развития.

Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения

в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по

обновлению сфер жизни людей.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов

обучения, воспитательных

средств,

направленных

на

достижение

позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном

развитии

ребёнка

в

современных

социокультурных

условиях.

Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и

обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают

прогрессивные

креативные

технологии

и

стереотипные

элементы

образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической

деятельности.

Требования при выборе инновационной технологии: ориентация

технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений

детей, воспитание культуры общения и речи;

содержание технологии сориентировано на становление позиции

субъекта в общении и речевой деятельности;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

основу

технологии

составляет

личностно-ориентированное

взаимодействие с ребенком;

реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого

развития детей;

организация активной речевой практики каждого ребенка в разных

видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных

особенностей.

Рассмотрим технологии речевого развития дошкольников

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле,

искусстве, мастерстве (толковый словарь).

Технологии речевого развития:

проектная деятельность

технология портфолио

исследовательская деятельность

игровые технологии

информационно-коммуникационные технологии

технология проблемного обучения

альтернативные технологии

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно,

грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду

осуществляется во всех видах деятельности, как на занятиях, так и в

повседневной жизни.

Переход ДОУ на ФГОС позволяет разнообразить образовательную

деятельность. При обучении связной речи детей, вполне обосновано

использование

методов

ТРИЗ

и

других

творческих

методик,

эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Одно из важнейших средств развития речи является наглядное

моделирование.

Наглядное

моделирование

это

воспроизведение

существенных

свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В

дошкольном

возрасте

наглядный

материал

усваивается

легче,

чем

словесный.

Такие

авторы

как,

Эльконин

Д.Б.,

Венгер

Л.А.,

считают

целесообразным применение наглядного моделирования т. к. он доступен

детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети

учатся сравнивать, обобщать.

Моделирование как средство формирования разнообразных знаний и

навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие

детей. В основе метода моделирования, используемого при работе с

младшими дошкольниками, лежит принцип замещения: реальный предмет

ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо

условным знаком.

Метод моделирования эффективен по той причине, что позволяет

удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего

занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной

мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности

внимания. С помощью схем и моделей дети учатся преодолевать

различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции -

удивление, радость успеха - придают им уверенность в своих силах.

При внедрении данного метода в образовательный процесс, дети

успешнее осваивают знания об особенностях природы, об окружающем

мире,

эффективней

запоминают

структуру

рассказа,

воспроизводят

информацию. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию,

развивают у них умение описывать предмет по основным признакам,

действиям; рассказывать о животном, об игрушке; составлять сюжет по

картинке, разворачивать его в соответствии с замыслом. Дидактическая

задача облечена в игровые ситуации, в которых отчётливо выступают

побудительные мотивы к связному изложению мыслей.

Подготовку к моделированию я начала ещё в первой младшей

группе. Изготовила сюжетные картинки, которые позволяли не только

развивать мелкую моторику, но и учили составлять небольшие рассказы.

Такие как: «Как зайчик к матрёшке в гости ходил», «Земляничка поспевай»

и др. На занятиях по изучению формы фигур и цвету использовала

картинки животных, плодов, предметов.

Например: сравни размер животных (кто самый большой, кто самый

маленький),

подбери

соответствующий

размер

фигуры. Положи

на

красный квадрат овощи красного цвета. Положи на круг все похожие

предметы, и т.п.

В

экологическом

образовании

малышей

использовала

разные

предметные модели. Заводные и интерактивные игрушки, изображающие

животных (лающие собаки, мяукающие кошки, клюющие курицы и

цыплята, т.д.).

При планировании образовательной деятельности в младшей группе

мы старались выбрать оптимальную форму деятельности, которая может

обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие

интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие.

Работа с использованием моделей для ознакомления детей с

художественной литературой проводилась в два этапа.

На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс

перессказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе

работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные

события, последовательность изложения.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение

составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя

наглядные модели и схемы.

Работа по обучению пересказыванию

русских народных сказок

начали с трёх лет. Разыгрывали с заместителями сказки: «Колобок», «Кот,

Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и

Медведь»,

«Три

медведя».

Для

выявления

структуры

сказки,

формирования

умения

выделять

наиболее

существенные

моменты,

используются разные наглядные модели.

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного

ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски или круги

разной величины. При разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок

желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.

Вместе с детьми обсуждаем, кого из героев произведения должна замещать

та или иная полоска. Введение наглядной модели позволяет детям понять

логику сказки.

Для

закрепления

умений

работы

с

сериационным

рядом,

использовала его и на других занятиях (например, д/и «Моя семья»).

С 3–4 лет можно начинать разыгрывать сказки с помощью наглядного

моделирования, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции

ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Заместители,

соответствующие основным персонажам, помогают установить смысловые

связи между ними.

Прежде чем начать работу по построению и использованию

наглядных моделей, необходимо, чтобы дети прослушали выразительное

чтение сказки, ответили на вопросы, разыграли сюжет в настольном театре

или по ролям, рассмотрели иллюстрации. Только после этого с помощью

наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно

анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное.

В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое

художественное

произведение,

выразительно

и

последовательно

рассказать о прочитанном и услышанном.

Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда.

Она может представлять собой постепенно увеличивающиеся полоски

разной длины или кружки разной величины.

Разыгрывание сказки «Репка».

Модель: вырезанный из желтой бумаги кружок (репка) и шесть полосок

разной длины для персонажей.

Первый этап: выразительное чтение сказки, обсуждение с детьми,

кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска.

Второй этап: по мере прочтения сказки, дети раскладывают

заместители в нужном порядке.

Рисунок 1

Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.

Интересно, что если до проведения таких занятий большинство детей на

вопрос «Кого надо пригласить, если мышка не поможет вытянуть репку?»

– отвечали: «медведя, он сильный», то после моделирования большинство

детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, то есть дети

начали следовать логике сказке.

Двигательное моделирование.

Разыгрывание сказки «Лиса, заяц и петух».

Модель:

круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц),

оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные

действия (ушел, пришел и т.д.)

На столе декорации, вырезанные из бумаги: домики, лисы и зайца, елочки.

Рисунок 2

Воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия

(ушел, пришел и т.д.)

Сочетание оба вида моделирования.

Разыгрывания сказки Л. Толстого «Три медведя».

Модель: три круга: большой, средний и маленький.

Рисунок 3

Дети вспоминают сказку и решают, какому медведю, какой круг

подходит. Затем воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети

указывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые

действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы дети

понимали принцип замещения, поэтому до начала занятия следует

обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Дети

могут использовать заместители на основе цвета, характерного для

внешнего

вида

персонажа

(например,

круг

красного

цвета

будет

обозначать Красную шапочку). Если брать за основу соотношение величин

героев (например, в сказке «Теремок»), тогда заместителями будут

полоски разной длины. Возможно также использование символики цвета,

когда

положительный

герой

обозначается

светлыми

тонами,

а

отрицательный – темными.

Нужно научить дошкольников не просто играть с предметами –

заместителями, а четко соблюдать последовательность действий сказки,

что поможет им анализировать основные события и связи между ними. В

этом случае дети будут делать не то, что им хочется в данный момент, а то,

что нужно для решения задачи – показать основные действия и события

сказки. Так постепенно закладываются элементы произвольных действий.

Другой вид моделирования – графический, здесь используется

схемы и символы. Этот вид моделирования я использую при работе с

календарём природы. Схемы картинки помогают понять детям изменения

по временам года, следить за изменениями погоды.

При

описании

предметов

на

занятиях,

у

детей

возникают

затруднения в следующем:

- самостоятельном определение главных свойств и признаков предмета;

- установление последовательности изложения выявленных признаков;

- удержание в памяти этой последовательности, которая является планом

рассказа-описания;

Во - избежание этих затруднений мы начали изготавливать

модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках,

овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и

т.д.

Описание игрушки

1. Цвет.

2. Форма.

3. Величина.

4. Материал.

5. Части игрушки.

6. Действия с игрушкой.

Описание посуды

1. Цвет.

2. Форма.

3. Величина.

4. Материал.

5. Части посуды.

6. Действия с посудой.

Описание овощей и фруктов

1. Цвет.

2. Форма.

3. Величина.

4. Вкус.

5. Место произрастания.

6. Как употребляется в пищу.

Чтобы работать по этим схемам мы проводим подготовительную

работу.

Наблюдаем

за

натуральными

объектами,

рассматриваем

иллюстрации, картины.

Образовательный

процесс

в

детском

саду

предполагает

интегрирование занятий. Из изучаемых геометрических фигур делаем

аппликации, из строительного материала конструируем мебель для кукол,

дома, транспорт, замки.

Но все же ведущими в детском саду становятся сюжетные игры,

которые являются своеобразными предпосылками для изменения и можно

даже сказать «взросления» психики детей. Сюжетные игры в детском саду

в основе своей содержат моделирование ситуаций, которое подразумевает

воспроизведение взаимодействий и взаимоотношений детей. Источником,

питающим

сюжетные

игры,

является

опыт

детей,

все

знания,

предварительно полученные об окружающем мире. Дошкольный возраст

характеризуется повышенным интересом детей к поведению взрослых, они

оценивают их поведение, делают для себя какие-то выводы, берут пример

с взрослых и повторяют за ними.

Таким образом, использование метода наглядного моделирования

позволяет

более

целенаправленно

развивать

связную

речь

детей,

обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования,

формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные

конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы,

повышает

наблюдательность

ребёнка,

даёт

возможность

заметить

особенности окружающего мира.

Активно

применяя

метод

моделирования

во

всех

направлениях

дошкольного воспитания и, особенно в умственном воспитании, можно

получить ощутимые результаты.

.



В раздел образования