Автор: Федорова Аида Акимовна
Должность: учитель музыки и географии
Учебное заведение: МБОУ "Хоринская СОШ"
Населённый пункт: с. Хоро Сунтарский район Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыка и эмоция"
Раздел: начальное образование
Федорова А. А.- учитель музыки и географии
Сценарий музыкально- дидактической игры
для учащихся начальных классов,
по теме «Музыка и эмоция».
с.Хоро,Сунтарский улус,
Республика Саха(Якутия)
Актуальность. Использование элементов игры на уроках музыки,
вносит разнообразие в учебную деятельность, способствует усвоению знаний
не
по
необходимости,
а
по
желанию
самих
учащихся,
повышает
познавательный интерес к предмету, дает возможность учащимся оценивать
себя на фоне других. В игре каждый хочет быть победителем. Однако
выигрывают те учащиеся, которые быстрее могут воспроизвести изученный
материал.
Педагогически
оправданным
является
использование
таких
музыкально- дидактических игр, которые составлены на базе основного
программного материала с зашифрованными музыкальными понятиями и
терминами. На уроках в виде игры могут быть использованы, ребусы или
кроссворды, целесообразные развития эрудиции учащихся, и для лучшего
усвоения ими фактического материала.
Новизна. Музыкально- дидактические игры являются игровым
методом
обучения,
направленным
на
усвоение,
закрепление
и
систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и
самостоятельной игровой деятельностью. Так как музыка влияет на
школьников, с психологической стороны, положительно. Дети становятся
более чувствительными, открытыми, эмоциональными, так как музыка
способствует снятию напряженности и раздражительности, успокаивает,
повышает настроение.
Наряду с временем,
развивается и
межпредметная
связь:
литература, история, математика, психология.
Ведь
музыка
именно
повышает
настроение
человека.
А
настроение
человека
–
это
психологический процесс. Этот процесс проявляется психологическими
эмоциями. А эмоции взаимосвязаны с настроением человека.
Наша школа, МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная
школа»,
малокомплектная. Численность
учащихся всего по школе
составляет 36 детей, всего 11 комплект- классов. Минимальное количество
в классе – 1, максимальное количество детей в классе – 6. Поэтому игры
проводятся, вместе с учителем, с приглашением школьников из других
классов. Продемонстрирую несколько игр. Для проведения музыкально-
дидиактических игр используется : музыкальные инструменты: бубны,
ксилофон, синтезаторы, мелодики, барабаны. Технические средства –
компьютер и музыкальный центр с микрофоном, интерактивная доска с
проектором, для просмотра информации на уроках.
Представленные
Вам, музыкально- дидактические
игры
для
обучающихся начальных классов , из своего опыта, применяемые во время
урока музыки, для закрепления и повышения уровня знаний и навыков
учащихся. После каждых игр, в конце занятия, дети выбирают карточки
эмоционального
состояния,
в
которых
отмечают
свое
самочувствие,
указывают свое отношение к занятию, выбирают, что понравилось (не
понравилось) на занятиях.
Планируемые результаты игры:
способствовать формированию эмоционального отношения к музыке,
определять лады- минор и мажор. Установить взаимосвязь музыки и
психологического состояния человека.
Тема: «Музыка и эмоция (ладовое развитие музыки».
Цель:
Формирование умения определять переданные в музыке черты характера,
через ладовое развитие музыки.
Задачи:
- актуализация
представлений
об
изобразительно – выразительных
возможностях музыки;
-формирование умений следить за ладовым развитием музыки и отображать
его с помощью цветового и словесного моделирования;
- ознакомление с музыкальными произведениями, в которых отражаются
различные черты характера человека;
- установление взаимосвязи с психологическим состоянием человека
- развитие культуры слушателя, ассоциативно- образного мышления.
Ход занятия:
1.
Оргмомент. Приветствие.
2.
Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться новым средством
музыкальной выразительности, которое может изменяться – это ЛАД
или настроение, а если изменяется лад, то развитие будет называться -
ладовым.
3.
Актуализация знаний:
Сейчас я вам дам послушать 2 русских народных произведения.
Послушайте, сначала, отрывки и скажете, чем они отличаются друг
от друга.
Звук №1 – «Как под горкой,под горой».
Звук №2 – «Во поле береза стояла»
Чем отличаются, давайте перечислим?
- характером, темпом, ладом.
Какие тона в первом прослушивании можно отнести? Яркие или более
спокойные?
- яркие, легкие и задорные.
А какой лад, если яркие задорные и легкие, веселые тона?
- мажорный лад
Во второй песне, что вы услышали?
- жалостливая, более тусклая.
Значит, какой лад?
- минорный лад.
Хорошо, значит, одна песня в мажорном ладе, другая- в миноре.
Итак, мы поняли, что в музыке два лада МАЖОР И МИНОР.
А как вы узнали?
- по интонации звучания, по характеру.
Хорошо. А как вы думаете, что такое характер?
Какой у вас характер? А у музыки может быть свой характер?
- да. ( ответы учащихся)
С помощью средств музыкальной выразительности мы слышим характер
музыки. С помошью лада музыки и интонации мы прочувствуем характер
произведений. И воспринимаем и связываем с эмоциями человека.
Какие эмоции вам известны? Что такое эмоция?
- это переживание событий с разной окраской, возникает как реакция.
( Слушание , звук №3 «Веселая. Грустная»Л. В. Бетховена.)
Какие эмоции можно отнести к прослушанной музыке? Сколько частей
было в музыкальном произведении? (2)
Были ли они разные? Что изменялось? (настроение, лад). 1. Мажор, 2. минор
Положительные
(мажорные)
эмоции:
-
радость,
счастье,
смех.
Отрицательные (минорные) эмоции - печаль, грусть, страх тд..
Вот. Мы с вами пришли к выводу, что музыка может передавать
настроение с помощью интонации, мелодии, лада.
Для закрепления темы урока мы с вами по- играем в познавательную
игру. Игра называется «Различи лады и эмоции». Игра проводится в 2
этапа.
Игровая задача:
Кто и как чувствует характер музыки. Знакомство с отношением музыки
к эмоциональному состоянию человека.
1 этап : вам дается послушать музыку, по- очередно. Вы должны будете,
угадать лады музыки и быстренько выйти к доске, где записаны лады:
мажор и минор.
Звук№1 - Веселая. Грустная- Л.Бетховен- (мажор, минор)
Звук №2 - «Как на тоненький ледок»-(мажор)
Звук №3 - «Во поле береза стояла» (минор)
Звук №4 - «Как
подгоркой, под горой»в
исполнении
фольклорного
ансамбля ( мажор)
Звук №5 - «Вальс» из Детского альбома П. Чайковский.
На первом слушании . Веселая Грустная Л. Бетховена
Были ли они разные? Что изменялось? (настроение, лад)
мажор
минор
В какие цвета, мы могли бы окрасить части этого произведения? (ответ
учащихся)
Так, вы справились с задачей.
2й этап. Я вам усложняю задачу. Перед вами, на столе лежат
«эмоциональные» смайлики. Послушав музыку, вы должны угадать лады и
найти определенную эмоцию, выраженную в музыке. Ваша задача: перед
вами лежат картинки с нарисованными лицами людей с эмоциями:
смеющийся, плачущий, радостный. По прослушанной музыке вам
требуется поднимать смайлики, по вашему мнению. И отнести к ладу
музыки – минор или мажор.
Звук №1 -Д. Кабалевский «Злюка»- мажор
Звук №2- Д. Кабалевский « Плакса»- минор
Звук №3 - Л. Бетховен «Лунная» соната- минор
Звук №4 - П. Чайковский Марш из Щелкунчика- мажор
Звук №5 - Д. Кабалевский «Резвушка» - мажор.
Рефлексия игры.
Молодцы. Вы справились с задачей. Сегодня мы выявили музыкальное
восприятие, с помощью средств музыкальной выразительности связали с
психологическими особенностями характера человека- эмоциями.
Какое настроение мы выберем для сегодняшнего урока?
(ответы учащихся).
Спасибо всем, за участие на уроке.