Напоминание

«Уроки дедушки Крылова».


Автор: Ильчибаева Валентина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ "Дзержинская специальная коррекционная школа"
Населённый пункт: Нижегородская область, город Дзержинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Уроки дедушки Крылова».
Раздел: среднее образование





Назад




Тема. «Уроки дедушки Крылова». Обобщающий урок по творчеству И.А.

Крылова.

Тип урока. Обобщающе-повторительный.

Цель: повторить и закрепить знания учащихся о жизни и творчестве И.А. Крылов; о

басне как литературном жанре.

Задачи:

- повторить страницы биографии И.А. Крылова; жанровые особенности и содержание

изученных басен И.А. Крылова;

- развивать внимание, память, творческие способности учащихся: выразительное

чтение наизусть, устную диалоговую и монологическую речь;

- воспитывать любовь к литературе, к творчеству И.А. Крылова, содействовать

воспитанию нравственных качеств поведения.

Оборудование: карточки с цитатами из басен, мультимедийная установка

(презентация), выставка книг «И.А. Крылов. Басни», рисунки учащихся.

Ход урока.

1.Орг. момент. Обратите внимание на оформление класса. ( Рисунки на стенде).

2.Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы проводим заключительный урок по творчеству кого? Я не сказала

поэт, писатель, потому что Иван Андреевич писал произведения особого жанра, –

это…(ответ учащихся).

Что же это за произведение - басня? (Это краткий рассказ, чаще всего в стихах.

Басня состоит из самого рассказа и поучительного вывода - морали).

3. Сообщение темы и целей урока.

Эпиграф к уроку - отрывок из стихотворения М.И. Исаковского.

Чтение отрывка из стихотворения М.И. Исаковского.

4. Беседа с учащимися по страницам биографии баснописца.

Жизнь не баловала И.А. Крылова, особенно в детстве.

- Где и когда родился (13 февраля 1769 года); в какой семье?

- Куда переехала семья Крыловых, после того, как отец ушел в отставку? (В 1774

году отец уходит в отставку и семья переезжает в Тверь);

- Как живётся им в Твери? (гражданская должность Андрея Прохоровича дохода

не приносила; семья жила в бедности; отец устраивает Ваню на работу в канцелярию суда,

где он знакомится с несправедливыми порядками, унижением бедных людей,

взятничеством).

-Какое образование получил И.А. Крылов? Какую роль сыграла мать Мария

Алексеевна в образовании сына?

- исключительные способности Вани;

- роль семьи помещика Львова в образовании Крылова;

- синьор Луиджи научил играть на скрипке.

- Что получил в наследство Иван Крылов после смерти отца? (сундучок с

книгами)

- Где любил находиться в редкие часы отдыха? Почему? ( Посещал скопления

народа: торговые ряды, кулачные бои, где наблюдал сюжеты для своих басен).

5. Вспомним басни И.А.Крылова.

А). Инсценировка басни «Волк и Ягнёнок»

- Когда зародился сюжет этой басни? (Когда Ваня Крылов служил в канцелярии

суда.)

- В чём смысл содержания? (У сильного всегда бессильный виноват, а у

богатого – бедный).

Б). Инсценировка басни «Зеркало и Обезьяна».

- Кого (какие людские пороки) высмеивает автор в этой басне?

- В нашей жизни такие случаи бывают?

Учитель: И.А. Крылова пережил такие события, как война 1812 -1814 г., восстание

декабристов 14 декабря 1825 г., вовремя которого он находился на Сенатской площади в

Петербурге, смерть А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Его всегда интересовала судьба

Родины и её народа.

- С кем воевала Россия в 1812 – 1814 г.? (Ответ учащихся).

Одна из басен И.А. Крылова посвящена этим событиям.

Ученик

читает басню «Волк па псарне» и рассказывает о событиях, отображённых в

басне:

- Наполеон в образе волка; Кутузов в образе ловчего;

- желание Наполеона вступить в переговоры, когда ему стало понятно, что война

проиграна.

- басня «Волк на псарне» на фронте была прочитана М.И.Кутузовым перед солдатами.

(«Ты сер ,а я, приятель, сед».)

Физкультминутка.

Упражнения для глаз - вращение по кругу;

для шеи – круговые вращения головой;

для плеч – движения плечами вперёд и назад;

для кистей рук.

6. Самостоятельная работа.

Каждый учащийся получает карточку с отрывком из басни.

Задание. Найти и исправить ошибки в отрывках из басен. Написать название басни.

- Вспомним, как правильно записываются названия литературных произведений? (С

большой буквы и в кавычках.)

«Проказница- Мартышка, Осёл, Баран

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет».

«Не оставь меня, сосед

милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»

«По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ –

Известно, что Слоны невиданны у нас

«Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;

На дуб

Ворона взгромоздясь,

Позавтракать совсем уж было собралась…»

« Но только вздумала Кота она просить,

Чтоб взял её с собою на охоту

Крыс в амбаре половить».

«Как милый Куманёк,поёшь ты громко, важно». –

«А ты Соседушка, мой свет,

Так тянешь плавно и протяжно..»

«Какой-то Повар, грамотей;

С поварни побежал своей

Домой…»

«Тут Соловей являть своё искусство стал:

Защёлкал, затрещал на тысячу ладов».

«Поднялся вдруг весь скотный двор,

Почуя серого так близко забияку.

Псы залились и рвутся вон на драку…»

7. Проверка самостоятельной работы.

Учащиеся читают исправленные ими строки из басен, называют басню. На экране

слайды с иллюстрациями из этих басен и правильными строками. Сравниваем,

исправляем ошибки.

Работа со стендом.

Из каких басен эти крылатые «крыловские» слова.

Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит

он Кукушку»

«А Васька слушает да ест».

«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник».

«Да только воз и ныне там».

«Ай, Моська! Знать она сильна,

Что лает на Слона!».

«У сильного всегда бессильный виноват».

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

«Ты сер, а я, приятель сед…».

8. Заключительная часть.

Слово учителя. Общая оценка работы класса. Выставление оценок учащимся.

Домашнее задание:

Приготовить чтение наизусть или выразительное чтение одной из понравившихся басен

И.А. Крылова.



В раздел образования