Автор: Ильчибаева Валентина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ "Дзержинская специальная коррекционная школа"
Населённый пункт: Нижегородская область, город Дзержинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Уроки дедушки Крылова».
Раздел: среднее образование
Тема. «Уроки дедушки Крылова». Обобщающий урок по творчеству И.А.
Крылова.
Тип урока. Обобщающе-повторительный.
Цель: повторить и закрепить знания учащихся о жизни и творчестве И.А. Крылов; о
басне как литературном жанре.
Задачи:
- повторить страницы биографии И.А. Крылова; жанровые особенности и содержание
изученных басен И.А. Крылова;
- развивать внимание, память, творческие способности учащихся: выразительное
чтение наизусть, устную диалоговую и монологическую речь;
- воспитывать любовь к литературе, к творчеству И.А. Крылова, содействовать
воспитанию нравственных качеств поведения.
Оборудование: карточки с цитатами из басен, мультимедийная установка
(презентация), выставка книг «И.А. Крылов. Басни», рисунки учащихся.
Ход урока.
1.Орг. момент. Обратите внимание на оформление класса. ( Рисунки на стенде).
2.Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы проводим заключительный урок по творчеству кого? Я не сказала
поэт, писатель, потому что Иван Андреевич писал произведения особого жанра, –
это…(ответ учащихся).
Что же это за произведение - басня? (Это краткий рассказ, чаще всего в стихах.
Басня состоит из самого рассказа и поучительного вывода - морали).
3. Сообщение темы и целей урока.
Эпиграф к уроку - отрывок из стихотворения М.И. Исаковского.
Чтение отрывка из стихотворения М.И. Исаковского.
4. Беседа с учащимися по страницам биографии баснописца.
Жизнь не баловала И.А. Крылова, особенно в детстве.
- Где и когда родился (13 февраля 1769 года); в какой семье?
- Куда переехала семья Крыловых, после того, как отец ушел в отставку? (В 1774
году отец уходит в отставку и семья переезжает в Тверь);
- Как живётся им в Твери? (гражданская должность Андрея Прохоровича дохода
не приносила; семья жила в бедности; отец устраивает Ваню на работу в канцелярию суда,
где он знакомится с несправедливыми порядками, унижением бедных людей,
взятничеством).
-Какое образование получил И.А. Крылов? Какую роль сыграла мать Мария
Алексеевна в образовании сына?
- исключительные способности Вани;
- роль семьи помещика Львова в образовании Крылова;
- синьор Луиджи научил играть на скрипке.
- Что получил в наследство Иван Крылов после смерти отца? (сундучок с
книгами)
- Где любил находиться в редкие часы отдыха? Почему? ( Посещал скопления
народа: торговые ряды, кулачные бои, где наблюдал сюжеты для своих басен).
5. Вспомним басни И.А.Крылова.
А). Инсценировка басни «Волк и Ягнёнок»
- Когда зародился сюжет этой басни? (Когда Ваня Крылов служил в канцелярии
суда.)
- В чём смысл содержания? (У сильного всегда бессильный виноват, а у
богатого – бедный).
Б). Инсценировка басни «Зеркало и Обезьяна».
- Кого (какие людские пороки) высмеивает автор в этой басне?
- В нашей жизни такие случаи бывают?
Учитель: И.А. Крылова пережил такие события, как война 1812 -1814 г., восстание
декабристов 14 декабря 1825 г., вовремя которого он находился на Сенатской площади в
Петербурге, смерть А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Его всегда интересовала судьба
Родины и её народа.
- С кем воевала Россия в 1812 – 1814 г.? (Ответ учащихся).
Одна из басен И.А. Крылова посвящена этим событиям.
Ученик
читает басню «Волк па псарне» и рассказывает о событиях, отображённых в
басне:
- Наполеон в образе волка; Кутузов в образе ловчего;
- желание Наполеона вступить в переговоры, когда ему стало понятно, что война
проиграна.
- басня «Волк на псарне» на фронте была прочитана М.И.Кутузовым перед солдатами.
(«Ты сер ,а я, приятель, сед».)
Физкультминутка.
Упражнения для глаз - вращение по кругу;
для шеи – круговые вращения головой;
для плеч – движения плечами вперёд и назад;
для кистей рук.
6. Самостоятельная работа.
Каждый учащийся получает карточку с отрывком из басни.
Задание. Найти и исправить ошибки в отрывках из басен. Написать название басни.
- Вспомним, как правильно записываются названия литературных произведений? (С
большой буквы и в кавычках.)
«Проказница- Мартышка, Осёл, Баран
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет».
«Не оставь меня, сосед
милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
«По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ –
Известно, что Слоны невиданны у нас
«Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На дуб
Ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж было собралась…»
« Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собою на охоту
Крыс в амбаре половить».
«Как милый Куманёк,поёшь ты громко, важно». –
«А ты Соседушка, мой свет,
Так тянешь плавно и протяжно..»
«Какой-то Повар, грамотей;
С поварни побежал своей
Домой…»
«Тут Соловей являть своё искусство стал:
Защёлкал, затрещал на тысячу ладов».
«Поднялся вдруг весь скотный двор,
Почуя серого так близко забияку.
Псы залились и рвутся вон на драку…»
7. Проверка самостоятельной работы.
Учащиеся читают исправленные ими строки из басен, называют басню. На экране
слайды с иллюстрациями из этих басен и правильными строками. Сравниваем,
исправляем ошибки.
Работа со стендом.
Из каких басен эти крылатые «крыловские» слова.
Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!»
«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит
он Кукушку»
«А Васька слушает да ест».
«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник».
«Да только воз и ныне там».
«Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на Слона!».
«У сильного всегда бессильный виноват».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
«Ты сер, а я, приятель сед…».
8. Заключительная часть.
Слово учителя. Общая оценка работы класса. Выставление оценок учащимся.
Домашнее задание:
Приготовить чтение наизусть или выразительное чтение одной из понравившихся басен
И.А. Крылова.