Напоминание

"Система воспитательной работы в начальной школе"


Авторы: Карелина Елена Николаевна, Овинникова Татьяна Егоровна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Вослебовская СОШ"
Населённый пункт: Рязанская область, Скопинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Система воспитательной работы в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




«Из всех наук, которые должен знать человек,

главная есть наука о том, как жить, делая

меньше зла и как можно больше добра».

Л.Н.Толстой.

Введение

Пояснительная записка

Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе

отводится особое значение. Известно, что в настоящее время потеряны

моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь,

долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди

подростков, потеря позитивной мотивации к учению. Эта ситуация вызывает

большую тревогу, становится серьезной национальной проблемой.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального

возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек,

любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать

свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает

освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к

себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете

Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические,

но и педагогические. Поэтому свой учебно-воспитательный процесс мы

строим не только с учетом возраста, пола, специфики развития организма,

физиологических и психологических процессов, но и используем в своей

педагогической деятельности всю информацию по воспитанию деятельного

гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.

Воспитательная система разработана для обучающихся 1-4 классов

на основании:

-

Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

-Концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина России, 2010 г.;

-Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Вослебовская

средняя

общеобразовательная

школа»

Скопинского

муниципального района Рязанской области от 22.06.2015г. №221;

-Положения

о

классном

руководстве

муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Вослебовская

средняя

общеобразовательная

школа»

Скопинского

муниципального

района

Рязанской области (приказ от 27.08.2015г. № 147);

-Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

года;

- Концепции УМК «Школа России»;

-Программы развития воспитательной компоненты в ОУ;

-Программы воспитания и социализации обучающихся при освоении

начального общего образования.

Место в УВП

Организация духовно-нравственного воспитания в предложенном

варианте реализуется в течение 3-х лет (2017 – 2020 г.г.), ориентирована на

обеспечение условий для раскрытия личности обучающихся 1-4 классов,

становления их гражданской позиции и является логическим продолжением

программ: «Здоровье», «Военно-патриотическое воспитание учащихся» ,

«Духовно-нравственное воспитание учащихся» (2017 -2021г.г.) и

«Программы развития муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения « Вослебовская средняя общеобразовательная школа» на (2017-

2021 г.г.).

Условия возникновения опыта

Местом реализации педагогической деятельности является МБОУ

«Вослебовская СОШ», расположенная в 5 км от районного центра г. Скопин.

Школа работает в пятидневном режиме.

Количество обучающихся – 241

Обучающихся начальных классов – 101

Количество учащихся в ГПД – 50

Необходимость организации духовно – нравственного воспитания

младших школьников продиктована:

- повышением интеллекта у современных детей, но при этом снижением

уровня детской любознательности и воображения;

-недостаточной социальной компетентностью детей, беспомощностью в

отношениях со сверстниками;

-низким уровнем коммуникативной компетентности, ростом чувства

одиночества, опустошенности, растерянности, ненужности взрослому миру;

- ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья;

- низким уровнем социального развития семей

Изменение современной социокультурной ситуации, требующей

модернизации всего Российского общества не оставило в стороне ни одно

общеобразовательное учреждение, в том числе и в сельской местности.

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную

воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования,

происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о

будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные

ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности,

безверии, агрессивности.

Современная деятельность ребенка меняет структуру мышления,

самосознания и миропонимания, она ведет к потребительскому отношению к

людям, самому себе и к жизни вообще. У детей снизилась ценность других

людей, на первый план выходит эгоизм.

Следовательно, духовно-нравственное развитие и воспитание должны

преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное

созревание младших школьников. Оно должно формировать и стимулировать

стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного

коллектива, своей семьи, села, находить возможности для совместной

общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших

детей, в чем и состоит актуальность нашей разработки.

Новизна предлагаемой работы состоит в реализации комплексного

подхода к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста, в

основе которого органическое сочетание следующих технологий:

1)

Экологически-здоровьесберегающие (ЭЗТ)

2)

Личностно-ориентированного обучения

3)

Гуманно-личностные

4)

Технологии сотрудничества

5)

Педагогической оценки поведения и поступков детей

6)

Педагогического разрешения конфликта

7)

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)

8)

Стимулирующие

9)

Информационно-обучающие

Целью предлагаемой работы является разработка комплексных мер,

направленных на создание социально-педагогических условий для

воспитания, развития и становления личности младшего школьника

способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье,

обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых

моральных норм и нравственных идеалов.

Задачи:

- Формирование

способности

к

непрерывному

образованию,

самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции —

«становиться лучше».

- Создание

общешкольной

атмосферы

любви,

взаимопонимания

и

взаимопомощи.

- Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения

детей.

- Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную

к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.

- Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей,

укрепление авторитета семьи.

Ведущая

педагогическая

идея

организации

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся

-

воспитание

нравственного,

ответственного, инициативного и компетентного гражданина России –

необходимый

фактор

подготовки

к

жизни

в

высокотехнологичном

конкурентном мире.

Особенностью педагогической деятельности является ее методология.

В своей педагогической деятельности помимо традиционных методов:

тестов, лекционного материала, создания проблемных ситуаций, экскурсий,

мы используем также интерактивные методы: методы моделирования,

ролевые игры,

групповая дискуссия, «мозговой штурм»,

упражнения-

энергизаторы, релаксационные упражнения, кейс-метод.

Ожидаемые результаты:

Снижение

отдельных

неблагоприятных

социальных

показателей

духовно-нравственного кризиса в школе.

Формирование

здорового

жизненного

стиля

и

высокоактивных

поведенческих

стратегий

и

личностных

ресурсов

у

младших

школьников;

Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-

нравственных традиций семейного воспитания.

Сохранение,

укрепление

духовного

и

физического

здоровья

подрастающего поколения.

Область применения

Данная воспитательная система рассчитана на реализацию в начальной

школе ОУ различных типов и видов.

Самое активное участие в ней приняли:

- обучающиеся школы;

- члены педагогического коллектива;

- медицинские работники;

- родители.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся начальных классов

Содержание

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся основано на базовых национальных ценностях в логике

реализации следующих направлений:

1.Воспитание

гражданственности,

патриотизма,

уважения

к

правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение

Отечеству;

правовое

государство;

гражданское

общество;

закон

и

правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная;

доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость;

милосердие; честь; достоинство;

свобода совести и вероисповедания;

толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,

труду, жизни

Ценности:

трудолюбие;

творчество;

познание;

истина;

созидание;

целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

4.Формирование

ценностного

отношения

к

семье,

здоровью

и

здоровому образу жизни

Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье

физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное

и социально-психологическое.

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание)

Ценности:

жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля,

экологическое сознание

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

представлений об эстетических идеалах и ценностях

(эстетическое

воспитание)

Ценности:

красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое

развитие; художественное творчество.

Понятие «Нравственная воспитанность» мы рассматриваем как

комплекс нравственных качеств личности, отражающих взаимосвязь

нравственного сознания, чувств и поведения личности. Под воспитанностью

как качеством личности подразумевается сформированность привычки и

устойчивость навыков нравственного поведения по отношению к людям и

окружающей действительности.

Стержневой основой воспитанности человека является уважение к другим и

доброжелательное отношение к окружающим, составляющим основу

гуманизма.

Работа

по

военно-патриотическому

воспитанию

проводится

по

трем

направлениям:

1.

Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.

2.

Военно-спортивные игры.

3.

Взаимодействие с социумом.

Первое направление. В рамках подготовки к празднованию 75-летия

Победы советского народа в Великой Отечественной войне школа работает

над проектом «Нам есть, кем гордиться». Проект направлен на изучение и

сохранение памяти современными школьниками подвига героев-земляков

Рязанской области в годы войны.

Совместно с выпускниками школы, родительской общественностью,

учащимися и учителями проводилась большая поисково-исследовательская

работа, в результате которой в селе был установлен памятник. Мы гордимся

тем, что с помощью наших учеников, родителей и учителей была посажена

Аллея памяти (Приложение 1).

Участие в делах и акциях развивает у учащихся умение трудиться,

сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать

гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе

патриотический смысл.

Приобщая детей к движению «Бессмертный полк», мы тем самым

приобщаем их к жизни народа, всей страны. Главная задача движения

«Бессмертный полк» - сохранение в каждой семье личной памяти о

поколении Великой Отечественной войны.

Второе направление

в комплексе решает задачи системы военно-

патриотического

воспитания.

Это,

прежде

всего,

участие

в

военно-

спортивной игре «Зарница», смотре строя и песни, в конкурсе «А, ну-ка,

мальчики!».

Эти мероприятия оказывают положительное влияние на

организационное укрепление коллектива класса, способствуют развитию

общественной активности детей, формируют качества, необходимые

будущему воину, защитнику Родины.

Классный час по-прежнему остается основной формой воспитательной

работы в школе. Он одновременно выполняет четыре функции воспитания:

и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует навыки

обучающихся. Нами проведено большое количество тематических классных

часов (Приложение 2).

Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют

месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы,

военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День

Защитника Отечества, «Веселые старты» совместно с родителями

(Приложение 3).

Третье направление. Школа не может быть изолированной от социума,

поэтому мы сотрудничаем с различными организациями: библиотеки, Дом

культуры, Центр дополнительного образования, телеканал «РСТ», ГАУ РО

«СШ «Старт» и «Труд», хореографическая школа, школа искусств

(Приложение 4).

Основные принципы духовно-нравственного и военно-

патриотического воспитания детей.

1 принцип. Роль семьи в духовно-нравственном и патриотическом

воспитании.

Именно с любви к своим родителям, способности заботиться о них

зависит то, как он будет в будущем любить и защищать свою Родину.

Сегодня мы наблюдаем ситуацию глубокого кризиса в отношениях между

поколениями, обеднение любви, как со стороны родителей, так и со стороны

детей.

Поэтому забота о семье должна стать отправной точкой всех

созидательных программ духовного возрождения России.

Семья – это та социальная среда, в которой формируются основные

жизненные ценности, первые уроки духовности, нравственности, культуры.

Семья – самый главный воспитательный институт, духовно-нравственное

воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.

Приоритетным направлением работы начальной школы является

постоянная работа с родителями: родительские собрания, консультации,

праздники, поездки. В специально созданном Родительском лектории

происходит общение, осуществляется помощь в решении вопросов

воспитания детей.

Был проведен цикл родительских собраний для 1-4 классов на тему

«Патриотическое воспитание в семье», «Уроки школьной дружбы» (3-4

класс), «Опасность в сети Интернет» (1-4класс). Младшие школьники

совместно с родителями (Гайворонские и Римские) участвовали в

муниципальном фестивале семейного творчества и заняли призовые места

(Приложение 5).

Главным условием успеха является дружное сотрудничество в

вопросах воспитания педагогов и родителей.

2 принцип. Патриотическое воспитание - неотъемлемая часть

комплексного духовно-нравственного воспитания.

Патриотическое воспитание является важной составляющей духовно-

нравственного воспитания.

Только с того момента, когда человек осознает себя связанным со

своим народом, когда он начинает чувствовать себя принадлежащим к

определенной «нации», его личность открывается в нем во всей своей

полноте. Поэтому национальное чувство, (безусловно, без примеси

тщеславия и гордости), является одним из ценнейших проявлений духовной

жизни человека.

Не случайно любовь к родине известный педагог и богослов священник

Василий Васильевич Зеньковский называл симптомом духовной жизни.

Поэтому как проявление духовной жизни в человеке, любовь к Родине

соподчинена тому, что происходит внутри него. С педагогической точки

зрения это означает то, что нельзя развивать это чувство в отрыве от

духовной жизни человека. Воспитание национального чувства должно быть

частью его духовного воспитания.

Осознавая важность патриотического воспитания, национальной

гордости за свою Родину современной молодежи как залога будущего нашей

страны в своей педагогической практике, школа старается решать

заявленную проблему путем вовлечения детей в исследовательскую

деятельность начиная с 1 класса.

При планировании исследовательской деятельности в школе очень

важно дать ребенку понять, что учебные предметы дают базовые знания, и

есть возможность самостоятельно расширить и углубить их, а возможно,

открыть и познать непознанное.

В школе работает научное общество обучающихся «Знайки», в рамках

которого проводятся поездки и экскурсии, праздники, связанные со славной

историей нашего Отечества. Для мальчишек и девчонок организуются

походы, военно-патриотические игры духовно-нравственного содержания,

младшие школьники под руководством опытных наставников участвуют в

поддержании порядка вокруг памятника неизвестному солдату на

территории нашего села.

Члены общества «Знайки» ведут активную исследовательскую работу в

области краеведения, которая способствует развитию у учащихся

творческого мышления, интеллекта и их дальнейшей самореализации. Но

главное то, что этот вид деятельности воспитывает в них чувство

патриотизма, любви к своей малой Родине.

Направления исследовательской деятельности: общеисторическое и

краеведческое.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение

детей к традициям народа (День села – Рождество Пресвятой Богородицы,

Святки, Крещение, Масленица, Пасха).

Формы проведения

Групповая

Проведение уроков, внеклассных мероприятий с элементами

исследования.

Разработка исследовательских проектов.

Организация работ по проведению цикла лекций для младших

школьников по различным направлениям (например: Победа Советского

народа в Великой Отечественной войне, Наши земляки – герои Советского

Союза).

Индивидуальная

Написание исследовательских работ обучающимися.

С начала ноября 2019 года по инициативе членов РДШ был запущен

исследовательский проект «Нам есть, кем гордиться». В рамках этого

проекта ребята провели самостоятельное исследование и начали

апробировать его на практике. Началось все с разговора о выпускниках

нашей школы, участниках великих сражений, героях Советского Союза.

Простой вопрос о персоналиях заставил детей задуматься о том, как мало они

знают о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Был проведен опрос среди учеников школы, что они знают о наших

земляках - участниках Великой Отечественной войны, могут ли они назвать

фамилии земляков героев Советского Союза. Анализ полученных данных

(выборочно, было опрошено 50 человек) показал, что большинство имеют

отрывочные представления о событиях военных лет в нашем районе, не

могут назвать имена героев, живших и живущих рядом. Был подготовлен

цикл лекций по истории Великой Отечественной войны с использованием

регионального компонента. В течение 2 месяцев школьники, разделившись

на группы, собирали информацию о земляках - участниках Великой

Отечественной войны. Ребята, с помощью родителей, работали с

документами в районном музее, встречались с участниками войны и их

детьми.

Собранный материал будет систематизирован, оформлен в папку. Все

собранные материалы будут использоваться при проведении экскурсий в

школьном музее.

Возобновлена работа по оказанию помощи ветеранам силами

обучающимися младших классов.

Что касается индивидуальной исследовательской деятельности

общеисторического направления — она разнообразна. Однако,

общеисторическая направленность исследовательских работ никогда не

заменит краеведческую.

В школе реализуются следующие социальные проекты:

- «Моя малая Родина»;

- «Моя семья»;

- «Моя школа. Мой класс»;

- «Милосердие»;

- «Мир глазами детей»;

- «Музейные уроки»;

- «Единый урок ОБЖ»;

- «Открытка ветерану»;

- «Добрые крышечки»;

- «Мастерская Деда Мороза»;

- «К Дню Победы»;

- «День защиты детей»

Характерно, что постоянное участие в таких проектах не надоедает детям, а

наоборот, способствуют улучшению их поведения. Они приходят к

пониманию таких ценностей, как: уважение и почет к пожилым людям,

воспитание толерантности, любовь к малой родине, интерес к истории

своего села (Приложение 6).

Во всех проектах и исследованиях учащиеся красной нитью проходит

мысль, что рядом с нами люди, которыми мы можем и должны гордиться.

Это и есть самая главная результативность нашей педагогической работы.

3 принцип. Понимание роли Православия в государственной,

общественной и личной жизни ее граждан.

Для русского человека пока еще святы и актуальны такие ценности, как

справедливость, свобода, вера, мир, семья, любовь и верность, патриотизм,

Россия, но все-таки уже больше, чем когда-либо чувствуется тревога в том,

что мы можем это благоговейное отношение к этим ценностям потерять.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских

школьников» говорится: «Мы должны помнить, что духовно-нравственное

развитие личности является одним из важных факторов возрождения России.

Создать современную инновационную экономику, минуя человека,

состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер

развития общества непосредственным образом зависят от гражданской

позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений,

моральных норм и духовных ценностей».

Нравственность является внутренним миром человека, вобравшего в

себя совокупность интеллектуальных знаний, эмоциональных чувств,

семейных, трудовых, гражданско-патриотических, социальных,

экологических отношений, основанных на традициях своего народа и тесно

связанных с религией народа. Нравственность человека выражается в

свободном принятии им абсолютных нравственных императивов и

проявляется в его поведении и поступках.

История России тесно переплетена с историей Русской Православной

Церкви, без знания которой трудно или подчас невозможно понять истинные

причины многих исторических событий и мотивацию поступков тех или

иных государственных деятелей.

В школе ведется работа по изучению истории России и русской

православной церкви, которая осуществляется, как правило, в процессе

разнообразных форм внеклассных и семейных мероприятий. В целях

приобщения детей к ценностям русской православной культуры на основе

изучения историко- художественного наследия России, активизации

творческой, литературно-художественной и исследовательской

деятельности , ежегодно проводится школьный этап областного конкурса

«Язык наш – древо жизни на земле» . Младшие школьники являются

активными участниками и победителями различных номинаций данного

конкурса. Стали традиционными встречи школьников и

священнослужителей. (Приложение 7).

Только патриотическое и в целом духовно-нравственное воспитание

детей и молодежи способно заложить крепкое основание для единения

россиян и обеспечить сохранение единого социокультурного пространства в

нашем государстве.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из

дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в

этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший

блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру,

вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих

устоев и корней.

Корни — это то, чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это

наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами.

Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ.

Сейчас необходимо объединить усилия и позаботиться о том, чтобы

вместе с молоком матери ребенок впитывал в семье такие чувства, как

любовь к отечеству, благоговейное отношение к природе и окружающему

миру, почитание родителей, святость семейных отношений. Эти ценности

обозначил в одном из своих выступлений перед студенческой молодежью

Преосвященный Патриарх Кирилл.

Литература:

1.

Конституция РФ

2.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

3.

Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении

Федерального государственного образовательного стандарт основного

общего образования»

4.

Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях».

5.

Национальная доктрина образования.

6.

Международная конвенция "О правах ребенка" 1989 г.

7.

Селевко

Г.К.

Современные

образовательные

технологии:

Учебное

пособие. М.: Народное образование, 1998.- 256 с.

8.

Управление

развитием

школы:

Пособие

для

руководителей

образовательных учреждений. / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева.

М.: Новая школа, 1995.- 464 с.

9.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных

интересов учащихся. М. Педагогика 1988

10.

Е. А. Ямбург. Школа для всех. – М.Новая школа, 1996г.



В раздел образования