Авторы: Карелина Елена Николаевна, Овинникова Татьяна Егоровна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Вослебовская СОШ"
Населённый пункт: Рязанская область, Скопинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Система воспитательной работы в начальной школе"
Раздел: начальное образование
«Из всех наук, которые должен знать человек,
главная есть наука о том, как жить, делая
меньше зла и как можно больше добра».
Л.Н.Толстой.
Введение
Пояснительная записка
Проблеме духовно-нравственного развития в современном обществе
отводится особое значение. Известно, что в настоящее время потеряны
моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь,
долг. Произошло усиление криминогенной обстановки, наркомании среди
подростков, потеря позитивной мотивации к учению. Эта ситуация вызывает
большую тревогу, становится серьезной национальной проблемой.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального
возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек,
любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать
свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает
освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к
себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете
Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические,
но и педагогические. Поэтому свой учебно-воспитательный процесс мы
строим не только с учетом возраста, пола, специфики развития организма,
физиологических и психологических процессов, но и используем в своей
педагогической деятельности всю информацию по воспитанию деятельного
гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Воспитательная система разработана для обучающихся 1-4 классов
на основании:
-
Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина России, 2010 г.;
-Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Вослебовская
средняя
общеобразовательная
школа»
Скопинского
муниципального района Рязанской области от 22.06.2015г. №221;
-Положения
о
классном
руководстве
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Вослебовская
средняя
общеобразовательная
школа»
Скопинского
муниципального
района
Рязанской области (приказ от 27.08.2015г. № 147);
-Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года;
- Концепции УМК «Школа России»;
-Программы развития воспитательной компоненты в ОУ;
-Программы воспитания и социализации обучающихся при освоении
начального общего образования.
Место в УВП
Организация духовно-нравственного воспитания в предложенном
варианте реализуется в течение 3-х лет (2017 – 2020 г.г.), ориентирована на
обеспечение условий для раскрытия личности обучающихся 1-4 классов,
становления их гражданской позиции и является логическим продолжением
программ: «Здоровье», «Военно-патриотическое воспитание учащихся» ,
«Духовно-нравственное воспитание учащихся» (2017 -2021г.г.) и
«Программы развития муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения « Вослебовская средняя общеобразовательная школа» на (2017-
2021 г.г.).
Условия возникновения опыта
Местом реализации педагогической деятельности является МБОУ
«Вослебовская СОШ», расположенная в 5 км от районного центра г. Скопин.
Школа работает в пятидневном режиме.
Количество обучающихся – 241
Обучающихся начальных классов – 101
Количество учащихся в ГПД – 50
Необходимость организации духовно – нравственного воспитания
младших школьников продиктована:
- повышением интеллекта у современных детей, но при этом снижением
уровня детской любознательности и воображения;
-недостаточной социальной компетентностью детей, беспомощностью в
отношениях со сверстниками;
-низким уровнем коммуникативной компетентности, ростом чувства
одиночества, опустошенности, растерянности, ненужности взрослому миру;
- ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья;
- низким уровнем социального развития семей
Изменение современной социокультурной ситуации, требующей
модернизации всего Российского общества не оставило в стороне ни одно
общеобразовательное учреждение, в том числе и в сельской местности.
Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную
воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования,
происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о
будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные
ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности,
безверии, агрессивности.
Современная деятельность ребенка меняет структуру мышления,
самосознания и миропонимания, она ведет к потребительскому отношению к
людям, самому себе и к жизни вообще. У детей снизилась ценность других
людей, на первый план выходит эгоизм.
Следовательно, духовно-нравственное развитие и воспитание должны
преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное
созревание младших школьников. Оно должно формировать и стимулировать
стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного
коллектива, своей семьи, села, находить возможности для совместной
общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших
детей, в чем и состоит актуальность нашей разработки.
Новизна предлагаемой работы состоит в реализации комплексного
подхода к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста, в
основе которого органическое сочетание следующих технологий:
1)
Экологически-здоровьесберегающие (ЭЗТ)
2)
Личностно-ориентированного обучения
3)
Гуманно-личностные
4)
Технологии сотрудничества
5)
Педагогической оценки поведения и поступков детей
6)
Педагогического разрешения конфликта
7)
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
8)
Стимулирующие
9)
Информационно-обучающие
Целью предлагаемой работы является разработка комплексных мер,
направленных на создание социально-педагогических условий для
воспитания, развития и становления личности младшего школьника
способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых
моральных норм и нравственных идеалов.
Задачи:
- Формирование
способности
к
непрерывному
образованию,
самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции —
«становиться лучше».
- Создание
общешкольной
атмосферы
любви,
взаимопонимания
и
взаимопомощи.
- Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения
детей.
- Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную
к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
- Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей,
укрепление авторитета семьи.
Ведущая
педагогическая
идея
организации
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся
-
воспитание
нравственного,
ответственного, инициативного и компетентного гражданина России –
необходимый
фактор
подготовки
к
жизни
в
высокотехнологичном
конкурентном мире.
Особенностью педагогической деятельности является ее методология.
В своей педагогической деятельности помимо традиционных методов:
тестов, лекционного материала, создания проблемных ситуаций, экскурсий,
мы используем также интерактивные методы: методы моделирования,
ролевые игры,
групповая дискуссия, «мозговой штурм»,
упражнения-
энергизаторы, релаксационные упражнения, кейс-метод.
Ожидаемые результаты:
Снижение
отдельных
неблагоприятных
социальных
показателей
духовно-нравственного кризиса в школе.
Формирование
здорового
жизненного
стиля
и
высокоактивных
поведенческих
стратегий
и
личностных
ресурсов
у
младших
школьников;
Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-
нравственных традиций семейного воспитания.
Сохранение,
укрепление
духовного
и
физического
здоровья
подрастающего поколения.
Область применения
Данная воспитательная система рассчитана на реализацию в начальной
школе ОУ различных типов и видов.
Самое активное участие в ней приняли:
- обучающиеся школы;
- члены педагогического коллектива;
- медицинские работники;
- родители.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся начальных классов
Содержание
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся основано на базовых национальных ценностях в логике
реализации следующих направлений:
1.Воспитание
гражданственности,
патриотизма,
уважения
к
правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение
Отечеству;
правовое
государство;
гражданское
общество;
закон
и
правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная;
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость;
милосердие; честь; достоинство;
свобода совести и вероисповедания;
толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,
труду, жизни
Ценности:
трудолюбие;
творчество;
познание;
истина;
созидание;
целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
4.Формирование
ценностного
отношения
к
семье,
здоровью
и
здоровому образу жизни
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье
физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное
и социально-психологическое.
5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание)
Ценности:
жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля,
экологическое сознание
6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое
воспитание)
Ценности:
красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое
развитие; художественное творчество.
Понятие «Нравственная воспитанность» мы рассматриваем как
комплекс нравственных качеств личности, отражающих взаимосвязь
нравственного сознания, чувств и поведения личности. Под воспитанностью
как качеством личности подразумевается сформированность привычки и
устойчивость навыков нравственного поведения по отношению к людям и
окружающей действительности.
Стержневой основой воспитанности человека является уважение к другим и
доброжелательное отношение к окружающим, составляющим основу
гуманизма.
Работа
по
военно-патриотическому
воспитанию
проводится
по
трем
направлениям:
1.
Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
2.
Военно-спортивные игры.
3.
Взаимодействие с социумом.
Первое направление. В рамках подготовки к празднованию 75-летия
Победы советского народа в Великой Отечественной войне школа работает
над проектом «Нам есть, кем гордиться». Проект направлен на изучение и
сохранение памяти современными школьниками подвига героев-земляков
Рязанской области в годы войны.
Совместно с выпускниками школы, родительской общественностью,
учащимися и учителями проводилась большая поисково-исследовательская
работа, в результате которой в селе был установлен памятник. Мы гордимся
тем, что с помощью наших учеников, родителей и учителей была посажена
Аллея памяти (Приложение 1).
Участие в делах и акциях развивает у учащихся умение трудиться,
сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать
гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе
патриотический смысл.
Приобщая детей к движению «Бессмертный полк», мы тем самым
приобщаем их к жизни народа, всей страны. Главная задача движения
«Бессмертный полк» - сохранение в каждой семье личной памяти о
поколении Великой Отечественной войны.
Второе направление
в комплексе решает задачи системы военно-
патриотического
воспитания.
Это,
прежде
всего,
участие
в
военно-
спортивной игре «Зарница», смотре строя и песни, в конкурсе «А, ну-ка,
мальчики!».
Эти мероприятия оказывают положительное влияние на
организационное укрепление коллектива класса, способствуют развитию
общественной активности детей, формируют качества, необходимые
будущему воину, защитнику Родины.
Классный час по-прежнему остается основной формой воспитательной
работы в школе. Он одновременно выполняет четыре функции воспитания:
и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует навыки
обучающихся. Нами проведено большое количество тематических классных
часов (Приложение 2).
Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют
месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы,
военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День
Защитника Отечества, «Веселые старты» совместно с родителями
(Приложение 3).
Третье направление. Школа не может быть изолированной от социума,
поэтому мы сотрудничаем с различными организациями: библиотеки, Дом
культуры, Центр дополнительного образования, телеканал «РСТ», ГАУ РО
«СШ «Старт» и «Труд», хореографическая школа, школа искусств
(Приложение 4).
Основные принципы духовно-нравственного и военно-
патриотического воспитания детей.
1 принцип. Роль семьи в духовно-нравственном и патриотическом
воспитании.
Именно с любви к своим родителям, способности заботиться о них
зависит то, как он будет в будущем любить и защищать свою Родину.
Сегодня мы наблюдаем ситуацию глубокого кризиса в отношениях между
поколениями, обеднение любви, как со стороны родителей, так и со стороны
детей.
Поэтому забота о семье должна стать отправной точкой всех
созидательных программ духовного возрождения России.
Семья – это та социальная среда, в которой формируются основные
жизненные ценности, первые уроки духовности, нравственности, культуры.
Семья – самый главный воспитательный институт, духовно-нравственное
воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.
Приоритетным направлением работы начальной школы является
постоянная работа с родителями: родительские собрания, консультации,
праздники, поездки. В специально созданном Родительском лектории
происходит общение, осуществляется помощь в решении вопросов
воспитания детей.
Был проведен цикл родительских собраний для 1-4 классов на тему
«Патриотическое воспитание в семье», «Уроки школьной дружбы» (3-4
класс), «Опасность в сети Интернет» (1-4класс). Младшие школьники
совместно с родителями (Гайворонские и Римские) участвовали в
муниципальном фестивале семейного творчества и заняли призовые места
(Приложение 5).
Главным условием успеха является дружное сотрудничество в
вопросах воспитания педагогов и родителей.
2 принцип. Патриотическое воспитание - неотъемлемая часть
комплексного духовно-нравственного воспитания.
Патриотическое воспитание является важной составляющей духовно-
нравственного воспитания.
Только с того момента, когда человек осознает себя связанным со
своим народом, когда он начинает чувствовать себя принадлежащим к
определенной «нации», его личность открывается в нем во всей своей
полноте. Поэтому национальное чувство, (безусловно, без примеси
тщеславия и гордости), является одним из ценнейших проявлений духовной
жизни человека.
Не случайно любовь к родине известный педагог и богослов священник
Василий Васильевич Зеньковский называл симптомом духовной жизни.
Поэтому как проявление духовной жизни в человеке, любовь к Родине
соподчинена тому, что происходит внутри него. С педагогической точки
зрения это означает то, что нельзя развивать это чувство в отрыве от
духовной жизни человека. Воспитание национального чувства должно быть
частью его духовного воспитания.
Осознавая важность патриотического воспитания, национальной
гордости за свою Родину современной молодежи как залога будущего нашей
страны в своей педагогической практике, школа старается решать
заявленную проблему путем вовлечения детей в исследовательскую
деятельность начиная с 1 класса.
При планировании исследовательской деятельности в школе очень
важно дать ребенку понять, что учебные предметы дают базовые знания, и
есть возможность самостоятельно расширить и углубить их, а возможно,
открыть и познать непознанное.
В школе работает научное общество обучающихся «Знайки», в рамках
которого проводятся поездки и экскурсии, праздники, связанные со славной
историей нашего Отечества. Для мальчишек и девчонок организуются
походы, военно-патриотические игры духовно-нравственного содержания,
младшие школьники под руководством опытных наставников участвуют в
поддержании порядка вокруг памятника неизвестному солдату на
территории нашего села.
Члены общества «Знайки» ведут активную исследовательскую работу в
области краеведения, которая способствует развитию у учащихся
творческого мышления, интеллекта и их дальнейшей самореализации. Но
главное то, что этот вид деятельности воспитывает в них чувство
патриотизма, любви к своей малой Родине.
Направления исследовательской деятельности: общеисторическое и
краеведческое.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение
детей к традициям народа (День села – Рождество Пресвятой Богородицы,
Святки, Крещение, Масленица, Пасха).
Формы проведения
Групповая
Проведение уроков, внеклассных мероприятий с элементами
исследования.
Разработка исследовательских проектов.
Организация работ по проведению цикла лекций для младших
школьников по различным направлениям (например: Победа Советского
народа в Великой Отечественной войне, Наши земляки – герои Советского
Союза).
Индивидуальная
Написание исследовательских работ обучающимися.
С начала ноября 2019 года по инициативе членов РДШ был запущен
исследовательский проект «Нам есть, кем гордиться». В рамках этого
проекта ребята провели самостоятельное исследование и начали
апробировать его на практике. Началось все с разговора о выпускниках
нашей школы, участниках великих сражений, героях Советского Союза.
Простой вопрос о персоналиях заставил детей задуматься о том, как мало они
знают о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Был проведен опрос среди учеников школы, что они знают о наших
земляках - участниках Великой Отечественной войны, могут ли они назвать
фамилии земляков героев Советского Союза. Анализ полученных данных
(выборочно, было опрошено 50 человек) показал, что большинство имеют
отрывочные представления о событиях военных лет в нашем районе, не
могут назвать имена героев, живших и живущих рядом. Был подготовлен
цикл лекций по истории Великой Отечественной войны с использованием
регионального компонента. В течение 2 месяцев школьники, разделившись
на группы, собирали информацию о земляках - участниках Великой
Отечественной войны. Ребята, с помощью родителей, работали с
документами в районном музее, встречались с участниками войны и их
детьми.
Собранный материал будет систематизирован, оформлен в папку. Все
собранные материалы будут использоваться при проведении экскурсий в
школьном музее.
Возобновлена работа по оказанию помощи ветеранам силами
обучающимися младших классов.
Что касается индивидуальной исследовательской деятельности
общеисторического направления — она разнообразна. Однако,
общеисторическая направленность исследовательских работ никогда не
заменит краеведческую.
В школе реализуются следующие социальные проекты:
- «Моя малая Родина»;
- «Моя семья»;
- «Моя школа. Мой класс»;
- «Милосердие»;
- «Мир глазами детей»;
- «Музейные уроки»;
- «Единый урок ОБЖ»;
- «Открытка ветерану»;
- «Добрые крышечки»;
- «Мастерская Деда Мороза»;
- «К Дню Победы»;
- «День защиты детей»
Характерно, что постоянное участие в таких проектах не надоедает детям, а
наоборот, способствуют улучшению их поведения. Они приходят к
пониманию таких ценностей, как: уважение и почет к пожилым людям,
воспитание толерантности, любовь к малой родине, интерес к истории
своего села (Приложение 6).
Во всех проектах и исследованиях учащиеся красной нитью проходит
мысль, что рядом с нами люди, которыми мы можем и должны гордиться.
Это и есть самая главная результативность нашей педагогической работы.
3 принцип. Понимание роли Православия в государственной,
общественной и личной жизни ее граждан.
Для русского человека пока еще святы и актуальны такие ценности, как
справедливость, свобода, вера, мир, семья, любовь и верность, патриотизм,
Россия, но все-таки уже больше, чем когда-либо чувствуется тревога в том,
что мы можем это благоговейное отношение к этим ценностям потерять.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских
школьников» говорится: «Мы должны помнить, что духовно-нравственное
развитие личности является одним из важных факторов возрождения России.
Создать современную инновационную экономику, минуя человека,
состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер
развития общества непосредственным образом зависят от гражданской
позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений,
моральных норм и духовных ценностей».
Нравственность является внутренним миром человека, вобравшего в
себя совокупность интеллектуальных знаний, эмоциональных чувств,
семейных, трудовых, гражданско-патриотических, социальных,
экологических отношений, основанных на традициях своего народа и тесно
связанных с религией народа. Нравственность человека выражается в
свободном принятии им абсолютных нравственных императивов и
проявляется в его поведении и поступках.
История России тесно переплетена с историей Русской Православной
Церкви, без знания которой трудно или подчас невозможно понять истинные
причины многих исторических событий и мотивацию поступков тех или
иных государственных деятелей.
В школе ведется работа по изучению истории России и русской
православной церкви, которая осуществляется, как правило, в процессе
разнообразных форм внеклассных и семейных мероприятий. В целях
приобщения детей к ценностям русской православной культуры на основе
изучения историко- художественного наследия России, активизации
творческой, литературно-художественной и исследовательской
деятельности , ежегодно проводится школьный этап областного конкурса
«Язык наш – древо жизни на земле» . Младшие школьники являются
активными участниками и победителями различных номинаций данного
конкурса. Стали традиционными встречи школьников и
священнослужителей. (Приложение 7).
Только патриотическое и в целом духовно-нравственное воспитание
детей и молодежи способно заложить крепкое основание для единения
россиян и обеспечить сохранение единого социокультурного пространства в
нашем государстве.
Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из
дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в
этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший
блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру,
вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих
устоев и корней.
Корни — это то, чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это
наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами.
Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ.
Сейчас необходимо объединить усилия и позаботиться о том, чтобы
вместе с молоком матери ребенок впитывал в семье такие чувства, как
любовь к отечеству, благоговейное отношение к природе и окружающему
миру, почитание родителей, святость семейных отношений. Эти ценности
обозначил в одном из своих выступлений перед студенческой молодежью
Преосвященный Патриарх Кирилл.
Литература:
1.
Конституция РФ
2.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
3.
Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарт основного
общего образования»
4.
Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях».
5.
Национальная доктрина образования.
6.
Международная конвенция "О правах ребенка" 1989 г.
7.
Селевко
Г.К.
Современные
образовательные
технологии:
Учебное
пособие. М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
8.
Управление
развитием
школы:
Пособие
для
руководителей
образовательных учреждений. / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева.
М.: Новая школа, 1995.- 464 с.
9.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных
интересов учащихся. М. Педагогика 1988
10.
Е. А. Ямбург. Школа для всех. – М.Новая школа, 1996г.