Авторы: Горшкова Елена Сергеевна, Жукова Наталия Анатольевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1613
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Образовательная программа Юный гений
Тема: Подготовка детей к школе
Раздел: начальное образование
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Юный гений»
Естественно-научная направленность
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год (195 часов)
Авторы пособий: В.А.Егупова «Хочу читать», Н.В.Володина «Пишу буквы»,
«Считаю и решаю», В.А.Егупова «Изучаю мир вокруг»
Составили модифицированную программу учителя начальных классов:
Жукова Наталия Анатольевна
Горшкова Елена Сергеевна
Пояснительная записка
Подготовка к школе
Программа "Юный гений"
Программа курса включает в себя сочетание современных технологий с
классическими традициями российского образования.
Разделы программы:
● Грамматика и чтение («алфавит» - название буквы, ее местоположение и
фонетическое содержание в слове; понятия «слог», «ударение»,
«слово», «предложение»; совершенствование навыков техники чтения,
звукопроизношения, понимания прочитанного);
● Речь (формирование грамматических навыков речи; понятия «предмет»,
«признак предмета», «действие предмета»; обогащение словаря;
разучивание стихотворений);
● Письмо (печатание букв, слов и предложений; письмо элементов
прописных букв; ориентировка на листе);
● Математика (состав чисел из двух однозначных слагаемых в пределах
десятка; второй и последующие десятки; решение примеров с опорой
на числовую прямую и без нее; взаимосвязь между сложением и вычитанием;
геометрические фигуры и тела; понятия: «вес», «объем»,
«измерение объема жидкости»; решение занимательных задач и задач на
развитие логического мышления и т.д.);
● Окружающий мир (обогащение знаниями об окружающем мире;
ориентировка в пространстве; занимательные безопасные опыты;
наблюдения за явлениями природы, их классификация; понятия: «время»,
«дни недели», «месяцы года», «времена года» и т. д.)
Готовность к школе – это совокупность факторов зрелости:
● физической;
● социальной;
● психической.
И, конечно, учитывая требования современной школы, необходим
достойный уровень знаний, умений и навыков, приобретенных в
предшкольный период.
На занятиях в подготовительной группе исключен формальный подход к
ребенку. Главная задача – дать почувствовать уверенность в своих силах.
Безусловно, не удастся избежать принятия новой «волевой позиции»,
придется трансформировать свое «хочу» в «надо», а это нелегкая работа…
Развивая познавательные интересы, формируя внутреннюю
мотивационную готовность, мы, в первую очередь стараемся, чтобы ребенок
просто получал удовольствие от процесса обучения. Радовался новому
открытию, озарению, радовался, что «наконец-то получилось!», а когда не
получается, был твердо уверен, что «обязательно получится, просто надо еще
потрудиться».
Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период
в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира,
развития познавательных способностей.
Психологи рассматривают дошкольный возраст как время фактического
складывания будущей личности. Очень важно, что в этот период жизни
возникает и интенсивно развивается способность к преобразованию
действительности.
Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребёнку именно в
ранние периоды жизни. Ещё совсем недавно ваш малыш учился ходить,
забавно лепетал на загадочном языке и играл в песочнице - а совсем скоро он
станет первоклашкой. Будет старательно выводить крючки и петельки в
прописи, складывать буквы в слова, считать яблоки и груши... Это же так
здорово - учиться в школе! Для детей такого возраста главное - игра.
Только в игре ребёнок чувствует себя сильным и всемогущим, только в
игре он - хозяин положения, автор сюжета. А это - очень важное условие. Для
того чтобы учёба доставляла удовольствие и была успешной, совершенно
необходима опора на чувства и эмоции.
Ведущим видом деятельности дошкольника (6-7 лет) является ролевая
игра. На данной стадии моделируются реальные отношения между людьми, и
содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл
деятельности взрослого человека. Для старших дошкольников важно
подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность
выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия
постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные
действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью.
В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются
восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического
мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление
смысловой памяти, произвольного внимания.
Постепенно важнейшим видом деятельности становится учение.
Основным моментом для данного возраста является формирование
произвольного поведения – важнейшего признака готовности к школе.
Для чего нужна подготовка к школе
- чтобы сформировать у ребенка мотивацию к обучению, то есть осознание
того, что учеба - это важное и интересное дело; научить получать
удовольствие от учебного процесса;
- чтобы развить в ребенке ответственность и усидчивость, то есть такие
психические процессы, как память, внимание, мышление и речь;
- чтобы научить ребенка работать в коллективе, общаться со сверстниками,
адекватно подходить к оценке собственных действий;
- чтобы дать ребенку все необходимые знания и представления об
окружающем мире и о себе самом, обогатить словарный запас, развить
связную речь, сформировать элементарные математические представления,
научить творческому подходу к деятельности, обучить читать и писать
печатными буквами, что будет большой помощью для ребенка в окружении
одноклассников, большинство из которых уже умеет читать и писать;
- чтобы предупредить дислексию и дисграфию (нарушения письма и
чтения).
Программа занятий включает в себя 4 предмета:
Подготовка к обучению чтению.
Занятия направлены на развитие речи и осознание ребёнком понятий
«образ — звук — буква». Чтение текстов с постепенным увеличением
их сложности помогает ребенку в освоении школьного материала,
развивает словарный запас и способствует развитию навыка ясного и
точного изложения собственных мыслей.
Развивающая математика.
В ходе занятий дети познакомятся с процессами сложения и вычитания,
понятиями «больше» и «меньше», «четный» и «нечетный,
геометрическими фигурами, научатся составлять и решать задачи.
Подготовка к обучению письму.
Дети не только развивают мелкую моторику, координацию движений
руки, зрительное восприятие, произвольное внимание, память,
мышление, но и учатся контролировать свою деятельность.
Знакомство с окружающим миром.
В процессе занятий малыши учатся анализировать, спорить,
аргументировано отстаивая своё мнение.
Основными задачами программы являются:
Формирование умения работать самостоятельно в заданном темпе,
умения контролировать и оценивать свою работу.
Развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, анализ,
синтез, классификация).
Развитие логики (установление причинно–следственных связей).
Развитие техники быстрого и осмысленного чтения. Развитие речи в
работе над словом, словосочетанием, предложением, текстом
(анаграммы, антонимы, синонимы, родственные слова, скороговорки,
чистоговорки).
Развитие устной речи (пересказ, составление рассказа по заданному
сюжету, самостоятельное логическое составление последовательности
действий с пересказом).
Совершенствование грамматического строя речи.
Ознакомление с окружающим миром.
Подготовка руки к письму.
Обучение грамоте (слоги, ударение, пропущенные буквы с подбором
проверочных слов, знакомство и работа с основными правилами
русского языка, фонетический разбор слов).
Формирование элементарных математических представлений
(закрепление понятий о количестве и цифре, размере, форме,
величине).
Формирование представлений о количественных характеристиках
множеств (больше- меньше, уравнивание количеств, увеличение или
уменьшение наличного количества и т. д.).
Формирование умений планировать свои действия, проверять
результаты своих действий.
Формирование произвольности психических функций и способности
действовать по правилу.
Развитие воображения и творческих способностей.
Определение уровня развития ребенка и степень его готовности к
школе.
Структура занятий включает:
Подвижные игры.
Пальчиковая гимнастика, штриховка, обучение написанию печатных
букв, слов, каллиграфия.
Игры на развитие самостоятельной деятельности.
Формирование знаний и представлений об окружающем мире,
человеке, предметах и явлениях природы.
Упражнения на развитие и обогащение речи и активного словарного
запаса (логопедические упражнения, игры на расширение словарного
запаса, развитие словообразования, речевого внимания).
Чтение. Разучивание стихов.
Рассказы педагога и детей, беседы.
Узнавание количественного и графического образа числа, работа над
составом числа, сравнение чисел.
Работа с числами от 0 до 100.
Сложение и вычитание чисел: до 10, двузначных чисел (десятками,
десятки с единицами, два двузначных числа), чисел с переходом через
десяток.
Обучение решению текстовых задач.
Пространственное конструирование.
Решение логических задач.
Календарно-тематическое планирование
«Подготовка к обучению чтению» (65 часов)
№
Темы
1
Знакомство со звуком [о]и буквой «о».
2
Знакомство со звуком[а] и буквой «а».
3
Знакомство со звуком [у] и буквой «у».
4
Знакомство со звуком [ы] и буквой «ы».
5
Знакомство со звуком [э] и буквой «э».
6
Знакомство с буквой «ё».
7
Знакомство с буквой «я».
8
Знакомство с буквой «ю».
9
Знакомство со звуком [и] и буквой «и».
10
Знакомство с буквой «е».
11
Гласные звуки. Обобщение.
12
Знакомство с буквой «эль» и звуками [л],
[л,].
13
Знакомство с буквой «эм» и звуками [м],
[м,], [н], [н,].
14
Знакомство с буквой «эр» и звуками [р],
[р,].
15
Знакомство с буквой «б» и звуками [б],
[б,].
16
Знакомство с буквой «п» и звуками [п],
[п,].
17
Знакомство с буквой «в» и звуками [в],
[в,].
18
Знакомство с буквой «эф» и звуками [ф],
[ф,].
19
Знакомство с буквой «г» и звуками [г],
[г,].
20
Знакомство с буквой «ка» и звуками [к],
[к,].
21
Знакомство с буквой «д» и звуками [д],
[д,].
22
Знакомство с буквой «т» и звуками [т],
[т,].
23
Знакомство с буквой «ж» и звуком [ж].
24
Знакомство с буквой «ша» и звуком [ш].
25
Знакомство с буквой «з» и звуками [з],
[з,].
26
Знакомство с буквой «эс» и звуками [с],
[с,].
27
Знакомство с буквой «й» и звуком [й,].
28
Знакомство с буквой «ха» и звуками [х],
[х,].
29
Знакомство с буквой «ц» и звуком [ц].
30
Знакомство с буквой «ч» и звуком [ч,].
31
Знакомство с буквой «ща» и звуком [щ,].
№
Темы
32
Гласные звуки и буквы.
33
Слова, состоящие из гласных.
34
Звонкие согласные звуки и буквы.
35
Глухие согласные.
36
Слова, состоящие из гласного и
согласного.
37
Слоги-слияния с буквой а.
38
Слоги-слияния с буквой о.
39
Слоги-слияния с буквой у.
40
Слоги-слияния с буквой ы.
41
Слоги-слияния с буквой и.
42
Слоги-слияния с буквой ю.
43
Слоги-слияния с буквой я.
44
Слоги-слияния с буквой е.
45
Слоги-слияния с буквой ё.
46
Твёрдые и мягкие согласные.
47
Односложные и двусложные слова.
48
Односложные слова.
49
Слова со стечением согласных.
50
Мягкий знак.
51
Мягкий знак в середине слова.
52
Разделительный мягкий знак.
53
Разделительный твёрдый знак.
54
Предложение.
55
Виды предложений.
56
Текст.
57
Вопросы к тексту.
58
Слог.
59
Гласный звук и слог.
60
Непарные твёрдые и мягкие согласные.
61
Чистоговорки.
62
63
64
65
Спрятавшиеся слова.
Ребусы.
Игра «Отгадай словечко».
Игра «Найди рифму».
Календарно-тематическое планирование
«Развивающая математика» (33 часа)
№
Темы
1
Число и цифра 0. Образование 0.Понятия «много»,
«ни одного». Геометрические фигуры «круг», «овал».
2
Число и цифра 17
3
Число и цифра 2. Действие сложения.
4
Число и цифра 3. Действие вычитание.
5
Повторение и закрепление изученного.
6
Ознакомление с составом числа 3 из двух меньших
чисел.
7
Знакомство с понятием «соседи» числа. Сложение и
вычитание 1.
8
Обучение прибавлению по числовой прямой числа 2
способом присчитывания по 1.
9
Обучение вычитанию по числовой прямой числа
2способом отсчитывания по 1.
10
Обучение составлению и решению задач по картинке
на нахождение суммы.
11
Обучение составлению и решению задач по картинке
на нахождение остатка.
12
Число и цифра 4. Составление задач на сложение и
вычитание.
13
Сравнение чисел. Знакомство со знаками <, >, =.
14
Ознакомление с составом числа 4 из двух меньших
чисел.
15
Число и цифра 5. Повторение и закрепление
изученного материала.
16
Ознакомление с составом числа 5.
17
Порядковый счёт.
18
Число и цифра 6. Повторение и закрепление
изученного материала.
19
Ознакомление с составом числа 6.
20
Повторение и закрепление изученного материала.
21
Число и цифра 7. Повторение и закрепление
изученного материала.
22
Ознакомление с составом числа 7.
23
Число и цифра 8. Повторение и закрепление
изученного материала.
24
Знакомство с понятием на 1 больше. Знакомство с
текстовыми задачами.
25
Знакомство с понятием на 1 меньше. Знакомство с
текстовыми задачами.
26
Число и цифра 9. Повторение и закрепление
изученного материала.
27
Ознакомление с составом числа 9.
28
Число и цифра 10. Повторение и закрепление
изученного материала.
29
Ознакомление с составом числа 10.
30
Ознакомление с понятием сантиметр. Измерение
длины предметов с помощью линейки.
31
Знакомство с часами.
32
33
Повторение изученного.
Повторение изученного.
Календарно-тематическое планирование
«Подготовка к обучению письму» (65 часов)
№
Темы
1, 2
Учимся правильно сидеть за столом,
держать карандаш. Учебные вещи.
3, 4
Знакомимся с понятиями лево-право,
после, между, впереди, за, верхний,
нижний.
5, 6
Учимся ориентироваться в
пространстве.
7, 8
Обводим и рисуем горизонтальные
линии.
9, 10
Обводим и рисуем вертикальные линии.
11, 12
Обводим и рисуем наклонные линии.
13, 14
Обводим рисунки по контуру.
15, 16
Штрихуем картинки горизонтальными,
вертикальными и наклонными линиями.
17, 18
Штриховка картинок. Придумываем
свои направления штриховки.
19, 20
Рисуем спирали.
21, 22
Рисуем круги и овалы.
23, 24
Рисуем дорожки.
25, 26
Обводим и рисуем петлеобразные
линии.
27, 28
Обводим и рисуем петлеобразные
линии.
29, 30
Обводим и рисуем зигзаги.
31, 32
Обводим и рисуем различные линии в
картинках.
33, 34
Пишем буквы «А», «а» и «Д», «д».
35, 36
Пишем буквы «М», «м» и «Л», «л».
37, 38
Пишем буквы «С», «с» и «Э», «э».
39, 40
Пишем буквы «О», «о» и «Ю», «ю».
41, 42
Пишем буквы «З», «з» и «Я», «я».
43, 44
Пишем буквы «Р», «р» и «Ф», «ф».
45, 46
Пишем буквы «Б», «б» и «В», «в».
47, 48
Пишем буквы «К», «к» и «У», «у».
49, 50
Пишем буквы «Н», «н» и «И», «и».
51, 52
Пишем буквы «Г», «г» и «Т», «т».
53, 54
Пишем буквы «П», «п» и «Ч», «ч».
55, 56
Пишем буквы «Ц», «ц» и «Щ», «щ».
57, 58
Пишем буквы «Ш», «ш», «Е», «е», «Ё»,
«ё».
59, 60
Пишем буквы «Ж», «ж» и «Х», «х».
61
Пишем буквы «ь», «ы», «ъ».
62
Алфавит. Письмо слов и букв.
63
64
65
Письмо слов.
Письмо предложений.
Письмо предложений.
Календарно-тематическое планирование
«Знакомство с окружающим миром» (32 часа)
№
Темы
1
Игрушки и учебные вещи.
2
Мебель и посуда.
3
Одежда и обувь.
4
Бельё, головные уборы , аксессуары.
5
Пища. Напитки.
6
Посуда.
7
Овощи. Фрукты.
8
Ягоды.
9
Времена года. Осень.
10
Цвета.
11
Растения. Деревья и кустарники.
12
Цветы и травы.
13
Грибы.
14
Дикие животные.
15
Домашние животные и птицы.
16
Птицы и птенцы.
17
Насекомые.
18
Рыбы и морские животные.
19
Охрана природы.
20
Времена года. Зима.
21
Продукты.
22
Электроприборы и инструменты.
23
Что из чего и что для чего.
24
Профессии.
25
Времена года. Весна.
26
Здания.
27
Транспорт.
28
Планета. Страны и города.
29
Времена года. Месяцы.
30
Дни недели. Праздники.
31
Планеты солнечной системы.
32
Обобщение.
Методическое обеспечение:
1.
«Хочу читать» для детей 5-6 лет
Автор – В.А.Егупова Москва 2016 «ЭКСМО»
2.
«Считаю и решаю» для детей 5-6 лет
Автор – Н.В.Володина Москва 2016 «ЭКСМО»
3.
«Пишу буквы» для детей 5-6 лет
Автор – Н.В.Володина Москва 2016 «ЭКСМО»
4.
«Изучаю мир вокруг» для детей 5-6
Автор – В.А.Егупова Москва 2016 «ЭКСМО»
5. Учебно-наглядное пособие «Магнитный алфавит»
«Образование» 2010
6.
Учебно-наглядное пособие «Магнитная математика»
«Образование» 2010
7.
Интерактивная лента букв.
Список литературы:
1.В.Волина «Учимся играя» «Просвещение» Москва 2008
2.
В.Волина «Праздник числа» «Просвещение» Москва 2008
3.
Детская литература.
4.
Сборники загадок.
5.
Сборники дидактических игр.