Напоминание

Проект «Моя Россия. Малая родина город Санкт - Петербург».


Автор: Карасёва Маргарита Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №7 Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект «Моя Россия. Малая родина город Санкт - Петербург».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Проект по ОО

« Социально – коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Художественно - эстетическое»

по теме: «Моя Россия. Малая родина

город Санкт - Петербург».

с детьми подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности №16 «Чебурашка»

Составители проекта - воспитатели:

Карасёва Маргарита Валентиновна

Участники проекта:

Дети подготовительной группы ( 6 - 7 лет)

Родители детей

Воспитатели

Вид проекта: Долгосрочный

Срок реализации: Сентябрь 2022 г - май 2023 г.

2023

Актуальность проекта

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,

её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

Когда начинать воспитывать патриотические чувства у ребёнка? В каком возрасте

формирование патриотизма наиболее приемлемо? Когда ребёнок начинает испытывать

любовь к родной стране осознанно? Считаю, что чем раньше начинается патриотическое

воспитание детей, тем лучше.

Дошкольник – формирующаяся личность. Нам, педагогам, необходимо помочь

ребёнку расширить его знания, опыт, приобщить к родной культуре. И постараться это

сделать так, чтобы у ребёнка остались неизгладимые впечатления, которые и легли бы в

основу формирования патриотических чувств. В детском саду нравственно-патриотическое

воспитание происходит во время бесед, чтения художественной литературы. Дети

знакомятся с обычаями, традициями родной страны во время песенно-танцевального

творчества. С помощью изобразительной деятельности ребёнка можно познакомить с

народными

промыслами

России,

узорами

национальной

одежды.

Возможности

изобразительно искусства безграничны. В рисунке можно передать впечатления от поездок

по родной стране, показать символы страны – герб и флаг. Дети могут нарисовать

достопримечательности своего родного города, а также сюжеты исторических событий

страны: первый полёт в космос, День победы.

Обычные занятия изобразительно-художественной деятельности могут не дать

глубоких знаний о Родине, с помощью интегрированных занятий можно достичь более

высоких результатов в данном направлении.

Таким образом, патриотическое воспитание детей средствами изобразительного

искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на

специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности,

которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств,

сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности

учащихся.

«

Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья;

отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием

человечности»

В. А. Сухомлинский.

Определяющей силой воспитания ребенка является семья.

Многие современные

родители часто либо не имеют никаких моральных ориентиров, и, поэтому ничего не могут

передать своим детям, либо растят ребёнка “для него самого”, то есть воспитывают

индивидуалиста, который не всегда может строить гармоничные отношения с другими

людьми, не понимает другого, не учитывает его интересы и потребности. Кроме того, в

одних семьях детей ориентируют в будущем на материальный достаток и успешность;

в других – на образованность и интеллект; в - третьих

на творческое

самовыражение

;

в-четвёртых – на духовный рост.

Воспитание

патриотических чувств с малых лет является важнейшим условием

формирования целостной личности, самостоятельной и ответственной, этим вопросом

родители и педагоги должны заниматься совместно.

Вид проекта - долгосрочный, групповой, творческий.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Сроки реализации: с 15 сентября 2022 г. по 31 мая 2023 г.

Цель проекта:

Создание условий для становления основ патриотического сознания детей,

возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного,

морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и

творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с

изобразительным искусством.

Задачи проекта:

Формирование у детей чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому

саду, чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе,

культуре и традициям средствами изобразительного искусства.

Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице

России, представлений о малой родине – Санкт – Петербурге через детское

изобразительное творчество.

Развитие патриотических чувств, в реализации изобразительной деятельности,

рассматривания произведений искусства.

Воспитание патриотических чувств через знакомство и изображение герба своей семьи,

государственной символики России.

Воспитание любви и уважения к историческому военному прошлому.

Гипотеза реализации проекта.

Реализация проекта позволит, во-первых, объединить усилия воспитателей группы и родителей

воспитанников для углубленного погружения ребенка в игровое пространство,

позволяющее дошкольнику познакомиться с Россией и своей малой Родиной, сформировать ценностное

отношение к себе, к своей семье. Во-вторых, расширить формы сотрудничества с родителями, повысить

компетентность родителей и педагогов в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного

возраста.

Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

Представления о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувство

ответственности за все то, что в ней происходит.

Понимание переданного художником настроения, желание общаться по содержанию

художественного произведения, соотнесение настроения художественных образов в живописи,

скульптуре, музыке и поэтических произведениях.

Отражение полученных впечатлений в рисунке, в лепке, активное и творческое проявление

взгляда в художественной деятельности.

Представление о событиях, происходящих в годы Великой Отечественной войны.

У родителей:

Повышение родительской компетентности по воспитанию патриотических чувств у

дошкольников.

Формы работы с родителями:

родительские собрания на патриотические темы;

консультации для родителей;

проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы);

анкетирование и тестирование родителей;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-

передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; совместные с родителями

праздники, развлечения

участие родителей в подготовке праздников.

У педагогов:

Повышение уровня педагогического мастерства.

Повышение компетентности педагогов в патриотическом воспитании у дошкольников через

игру.

Создание в группе проекта развивающей предметно-пространственной среды по

изодеятельности и патриотическому воспитанию.

Организация клубной деятельности, как одной из форм взаимодействия с семьями

своих воспитанников.

Этапы реализации проекта:

Цели деятельности.

Деятельность педагогов и детей.

Деятельность родителей.

Вводный.

Изучить методическую литературу по проблеме патриотического воспитания.

Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

Выявить уровень педагогической компетентности родителей по патриотическому воспитанию.

Выявить уровень патриотизма у детей.

Подготовить условия для организации дидактических игр.

Подбор литературы, иллюстраций, художественного слова.

Создание в группе предметно-развивающей среды.

1.

Подбор и изучение научной литературы по данной проблеме:

Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).

Конспекты занятий - М.: Перспектива, 2011.

«Чудесный город. Петербургская тетрадь» Л.К.Ермолаева, Н.Г. Гаврилова

Санкт-Петербург СМИО Пресс 2006

Арнаутова Е. П. Расскажем детям о победе. Методические рекомендации / Т.А. Котова. - М.: Русское

слово, 2015.

Белоусова Л. Е. Навстречу Дню Победы. Цикл тематических бесед-рассказов для занятий с детьми

дошкольного и младшего школьного возраста - М.: Детство-Пресс, 2012.

«Знакомим дошкольников с государственными символами» Е.К.Ривина «АРКТИ» 2013

Растим патриотов России. - М.: Детство-Пресс, 2016

«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» И.В.Алешина

Центр Гуманитарной Литературы 2005

«Рассказы по истории города для детей» В.К.Дмитриев, СПб «корона принт», 2006.

«Беседы о Великой Отечественной войне» Т.А.Шорыгина, Творческий центр Сфера, 2015.

«Дошкольникам о Родной стране» Н.В.Виноградова Москва, «Просвещение» 2009 г.

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада» В. Н. Волчкова, Н.В. Степанова

Педагогика нового времени, Т Ц «Учитель» 2010 г

2. Подбор интернет – ресурсов по данной проблеме

3. Подбор наглядного и демонстрационного материала:

стихи

загадки

физминутки

пословицы

чистоговорки по теме проекта.

4. Проведение анкетирования родителей по патриотическому воспитанию:

Нравственно – патриотическое воспитание ребенка

Гражданско – патриотическое воспитание

Я и моя семья

Приоритетные ценности семьи

Патриотическое воспитание

Что такое Родина?

Мы граждане России

«Достопримечательности нашей Родины»

(Метод «Незаконченное предложение»)

«Государственные праздники России. Государственная символика России»

(Метод «Незаконченное предложение»)

5. Сбор материала в тематические папки:

Семья

Художественная литература о родном крае, о городе Санкт - Петербург;

материал о защитниках Отечества в Великой Отечественной войне.

Преданья старины глубокой, дела давно минувших дней…

Блокада Ленинграда

Азбука Санкт – Петербурга

6. Серия консультаций для родителей :

День государственного флага

Приобщение ребёнка к русской культуре

Как воспитать маленького патриота

7. Организация фотовыставок

Моя семья

Наш город

Основной.

Формирование у детей патриотического воспитания средствами изобразительной

деятельности.

Чтение художественной литературы о семье, о родном крае, о Великой Отечественной

войне.

Выставка творческих рисунков детей: «Наши папы», «Милая мама», «Осенняя

пора», «Весна красна».

Круглый стол для родителей «Роль семейных традиций в воспитании будущего

гражданина».

Создание альбомов: «Моя семья - моя радость», «Достопримечательности города

Санкт - Петербурга».

Беседы с детьми о семье, любимом городе, о защитниках нашей Родины, о символах нашей

страны России: «Я люблю тебя, Санкт - Петербург», «Символы города», «Традиции

семьи», «Чем помочь родному городу?».

Дидактические игры :«Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому», «Четвертый

лишний», «Герб города», «Назови улицы нашего города», «Чьи родители это делают?»,

«Узнай, где это расположено».

Проведение праздников и развлечений: «Концерт ко Дню Победы»,

«Наша Родина-Россия».

Подготовка консультаций для родителей и педагогов на тему «Патриотическое

воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры ребенка»

Участие семей в мероприятиях и конкурсах группы и детского сада.

Участие в совместной творческой продуктивной деятельности детей: фотовыставки,

выставки детских работ.

Итоговый.

Получение продукта, результата проектной деятельности.

Сбор и обработка материала: сравнение стартовых и полученных результатов, обобщение,

выводы.

Оформление предметно-развивающей среды группы с учетом патриотического воспитания

детей.

Представление проекта «Патриотическое воспитание дошкольников средствами

изобразительной деятельности» на уровне ГБДОУ № 7

Оформление Благодарственных писем родителям за активное участие в проектной

деятельности.

Заключение

проекта

.

Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который

питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение,

социальные качества человека.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в

дошкольном

детстве

только

начинается.

Планомерная

систематическая

работа,

использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и

семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные

результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если

в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе,

символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он

проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать,

что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок

с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой

уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.

План реализации основного этапа проекта:

Тема

Дата

Содержание

Методические

приёмы

Отметка о

выполнении

работы

Сентябрь

Я среди людей

«Я и моя семья»

«Педагогика нового

времени. Конспекты

занятий»

В.Н. Волчкова,

Н.В.Степанова,стр.10

15.09.22

Формировать

представление о семье

как о людях, которые

живут вместе, любят

друг друга, заботятся

друг о друге.

Воспитывать желание

заботится о близких,

развивать чувство

гордости за свою

семью.

Беседа.

Чтение пословиц.

Отгадывание загадок о

семье.

«Детский сад – моя

вторая семья»

«Педагогика нового

времени. Конспекты

занятий»

В.Н. Волчкова,

Н.В.Степанова,стр.12

29.09.22

Вызывать

положительные

эмоции в беседе о

семье, о детском саде,

развивать логическое

мышление, умение

выражать свои

чувства, развивать

связную речь.

Способствовать

развитию

воображения.

Развивать творчество.

Выявить

комфортность ребенка

в детском саду.

Беседа.

Художественное

творчество –

рисование.

Релаксация под

музыкальное

сопровождение.

Октябрь

Где мы живем

«Мы живем в России»

«Ознакомление

дошкольников с

окружающим и

социальной

действительностью»

Н.В. Алешина,

стр.49, 76

13.10.22

Закрепить знания

детей о названии

страны, ее природе.

Познакомить их с

историей

возникновения страны,

с ее символикой. Дать

детям знания о

богатствах России,

воспитывать

стремление беречь и

Беседа. Знакомство с

физической картой

России. Изображение

герба России, флага

России. Музыкальное

сопровождение гимн

России.

«Герб и флаг России»

Е.К.Ривина. стр.22

приумножать их.

Воспитывать в детях

чувство гордости за

свою страну.

«Я люблю тебя,

Россия»

«Педагогика нового

времени. Конспекты

занятий»

В.Н. Волчкова,

Н.В.Степанова,стр.12

1

«Герб и флаг России»

Е.К. Ривина, стр. 24.

27.10.22

Воспитывать любовь к

родной Отчизне,

чувство гордости за

свою страну Россию.

Продолжить

знакомство с гербом,

флагом, гимном

России. Развивать

интерес к

историческому

прошлому России.

Беседа.

Рассматривание

иллюстраций

портретов великих

полководцев, картин

русских художников.

Ноябрь

Приобщение к народным истокам

«Чудо – чудное, диво

- дивное» ( ирушки из

фетра)

«Педагогика нового

времени. Конспекты

занятий»

В.Н. Волчкова,

Н.В.Степанова,стр.44

«Дошкольникам о

родной стране»

Н.Ф.Виноградова,

стр.61

03.11.22

Познакомить с

разнообразием русских

народных игрушек.

Особое внимание

уделить игрушкам из

фетра. Показать

методику шитья такой

игрушки. Дать знания

о том, что эти игрушки

шьют в г.Сертолово –

Сертоловское

лоскутное шитье.

Беседа.

Изготовление игрушки

из фетра.

« Эти мудрые русские

сказки»

«Педагогика нового

времени. Конспекты

занятий»

В.Н. Волчкова,

Н.В.Степанова,стр.44

17.11.22

Познакомить с

величайшим

богатством русской

народной культуры –

сказками. Развивать

интерес к русским

сказкам. Воспитывать

желание читать их,

понимать глубокий

смысл, знать сказки

наизусть.

Самостоятельно

сочинять новые сказки

с умными, мудрыми

мыслями.

Чтение

сказки «Варвара краса

– длинная коса».

Психологическое

упражнение

«Превратись в героя

сказки»

«Конкурс на самую

добрую (страшную)

Бабу Ягу»

Игра «Имя шепчут

волны»

Декабрь

Главные города России

«Москва – столица

нашего Отечества»

«Педагогика нового

времени. Конспекты

занятий»

В.Н. Волчкова,

Н.В.Степанова,стр.11

8

1.12.22

Дать представление о

том, что Москва –

самый большой город

в нашей стране.

Подвести к

пониманию того, что

такое главный город,

столица. Познакомить

с историческим

прошлым Москвы.

Беседа.

Просмотр

мультфильма

«Главный город

страны».

« Малая Родина –

Санкт-Петербург»

«Педагогика нового

времени. Конспекты

занятий»

В.Н. Волчкова,

Н.В.Степанова,стр.10

7

« Санкт – Петербург.

Рассказы по истории

города»

В.К. Дмитриев

15.12.22

Познакомить с родным

городом, его

историческим

прошлым и

настоящим. Вызвать

интерес к самому

прекрасному городу

нашей страны, чувство

восхищения и

гордости красотой

Санкт -Петербурга.

Воспитывать чувство

уважения к далеким

предкам, землякам из

Санкт-Петербурга и

Ленинградской

области, бережное

отношение к истории

родного города.

Дидактическая игра

«Назови

достопримечательность

Санкт - Петербурга»

«Музеи моего города»

(составление

творческих рассказов

«В каком музее Санкт

– Петербурга я был»)

«Дошкольникам о

родной стране»

Н.Ф.Виноградова,

стр.97

« Санкт – Петербург.

Рассказы по истории

города»

В.К. Дмитриев

29.12.22

Познакомить с

музеями родного

города. Продолжать

учить составлять

творческие рассказы

из личного опыта.

Просмотр презентации

«Музеи моего города»

Работа по альбому

«Азбука Санкт –

Петербурга»

Январь

Праздники на Руси

Праздники на Руси

«Дошкольникам о

родной стране»

Н.Ф.Виноградова,

стр.52, 80

19.01.23

Познакомить детей с

древним Богом добра,

тепла и радости –

Ярило. Рассказать, что

на Руси много

хороших праздников

(Новый год,

Рождество, крещение,

Масленица и т.д.)

Познакомить с

традициями

проведения этих

праздников. Вызвать

желание самим

участвовать в

праздновании по

русским традициям.

Просмотр

мультфильма:

«Масленица пришла».

«Снеговик – Почтовик»

«Рождество Христово»

Февраль

Слава и гордость земли русской

«История России –

царь Петр 1

«Ознакомление

дошкольников с

окружающим и

социальной

действительностью»

Н.В. Алешина,

стр.96

« Санкт – Петербург.

Рассказы по истории

города»

В.К. Дмитриев

09.02.23

Закрепить знания

детей о некоторых

моментах истории

своей страны.

Познакомить с

отдельными

событиями в истории

России времен Петра

1: создание русского

флота, основание

города Санкт –

Петербург.

Воспитывать в детях

интерес к истории

своей Родины,

гордость за нее.

Просмотр презентации

«Здесь будет город

возведён… »

Знакомство с

творчеством

С.Есенина.

Заучивание

стихотворения

«Белая берёза»

«Ознакомление

дошкольников с

окружающим и

социальной

23.02.23

Познакомить детей с

творчеством русского

поэта С.Есенина.

Учить понимать

настроение его

произведений,

подбирать к ним

музыку. Воспитывать

умение высказывать

свои мысли. Учить

заучивать

стихотворение,

Демонстрация

презентации

«Знакомство с лирикой

С.Есенина»

действительностью»

Н.В. Алешина,

стр.212

понимая о чем

говорим, рассказывать

стихотворение, четко

проговаривая слова,

соблюдать

интонационное

выражение.

Март

Слава и гордость земли русской

«Поговорим о

А.С.Пушкине»

«Дошкольникам о

родной стране»

Н.Ф.Виноградова,

стр.86

09.03.23

Рассказать ребятам о

великом русском поэте

А.С.Пушкине.

Познакомить с

детством поэта, его

школьными годами в

Царскосельском лицее,

о трогательной любви

к своей няне Арине

Родионовне.

Обыгрывание

проблемной ситуации

«Старуха»

Театрализация этюдов

по сказкам

А.С.Пушкина

О художнике

В.М.Васнецове

«Дошкольникам о

родной стране»

Н.Ф.Виноградова,

стр.90

23.03.23

Подвести детей к

пониманию того, что

одно и то же явление

окружающего мира

можно передать

по - разному:

стихотворением или

рассказом, картиной,

музыкальным

произведением.

Рассмотреть

репродукции картин

В.М.Васнецова и

вспомнить сказки, к

которым они были

написаны

( «Иван Царевич и

Серый Волк»,

«Аленушка»)

Просмотр презентации

«Творчество

художника

В.М.Васнецова»

Апрель

Мы помним

« О первых полетах в

космос и о первом

космонавте»

«Дошкольникам о

родной стране»

Н.Ф.Виноградова,

стр.83

«Ознакомление

дошкольников с

окружающим и

социальной

действительностью»

Н.В. Алешина,

стр.192

13.04.23

Расширить

представления детей о

космических полетах:

познакомить их с

российскими учеными,

которые стояли у

истоков развития

русской космонавтики

- К.Э.Циолковским,

С.П. Королевым.

Закрепить знания

детей о том, что

первым космонавтом

был гражданин России

Юрий Гагарин.

Просмотр презентации

«Космос»

Заучивание

стихотворений о

космосе.

«Мир на всей планете.

Рассказ – беседа о Дне

Победы»

«Педагогика нового

времени. Конспекты

занятий»

В.Н. Волчкова,

Н.В.Степанова,стр.12

7

«Беседы о Великой

Отечественной войне»

Т.А. Шорыгина

«Ознакомление

дошкольников с

окружающим и

социальной

действительностью»

Н.В. Алешина,

стр.215

«Герб и флаг России»

Е.К. Ривина, стр. 25.

27.04.23

Формировать

представление о том,

что на Земле много

стран и разных

народов. Воспитывать

уважение к людям

различных

национальностей,

стремление жить в

мире и дружбе со

всеми народами мира.

Закрепить знания

детей о том, как

защищали свою

Родину русские люди в

годы Великой

Отечественной Войны,

как живущие помнят о

них. Вспомнить, какие

памятники в

Санкт – Петербурге

напоминают на о

героях. Познакомить

детей с мемориалом на

площади Победы.

Рассказать почему

воздвигли этот

памятник.

Воспитывать чувство

уважения к ветеранам

Великой

Отечественной Войны,

желание заботиться о

них.

Чтение

художественного

произведения

«Шинель»

Рассматривание

альбома «Блокада»

Май

Любимый город мой

«Дворцы родного

города» Виртуальная

экскурсия по Санкт-

Петербургу.

«Ознакомление

дошкольников с

окружающим и

социальной

действительностью»

Н.В. Алешина,

стр.125

«Дошкольникам о

родной стране»

Н.Ф.Виноградова,

стр.97

« Санкт – Петербург.

Рассказы по истории

города»

В.К. Дмитриев

04.05.23

Вспомнить историю

возникновения города

Санкт – Петербург.

Закрепить знания об

основателе города

Петре 1.

Познакомить детей с

историей создания

музеев. Рассказать о

том, кто открыл

первый музе, какие

бывают музеи. Дать

знания об

историческом или

краеведческом музее

города.

Просмотр презентации

«Дворцы родного

города»

«Парки и мосты

Санкт - Петербурга»

Виртуальная экскурсия

по Санкт- Петербургу.

( Продолжение)

«Ознакомление

дошкольников с

окружающим и

социальной

действительностью» Н.В.

Алешина,

стр.125

«Дошкольникам о родной

стране» Н.Ф.Виноградова,

стр.97

« Санкт – Петербург.

Рассказы по истории

города»

В.К. Дмитриев

18.05.23

Рассказать ребятам о

величии нашего

города. Показать

красоту его парков и

мостов. Воспитывать

чувство гордости , что

нам довелось жить в

городе Санкт –

Петербург, уважение к

людям нашего города.

Желание растить и

приумножать

достоинства и красоту

Санкт – Петербурга.

Просмотр презентации

и иллюстраций

«Парки и мосты Санкт

– Петербурга»



В раздел образования