Автор: Семёнова Анна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №77 "Василек"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Семёнова Анна Александровна,
педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад №77 «Василек»
г. Нижний Новгород
ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассматриваются особенности изучения зрительно-
моторной координации и координаторные трудности детей старшего
дошкольного возраста.
Ключевые слова: зрительно-моторная координация, точность движений,
плавность движений, ритмичность движений, согласованность движений.
Вопрос подготовки детей к школе в настоящее время очень актуален.
Требования к детям, переходящим из детского сада на новую ступень
обучения – в школу, все больше увеличиваются. В современных школах
педагогами используются новые технологии, методы и приемы, которые
требуют от детей уверенной подготовки и сформированности предпосылок
универсальных учебных действий.
Одним из целевых ориентиров в развитии ребенка 6-7 лет на этапе
завершения дошкольного образования является развитая мелкая моторика и
зрительно-моторная
координация.
Особенности
развития
зрительно-
двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в
работах А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.Е. Хватцева, С.В. Черных, А.А.
Потапчук.
Зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их
элементов
в
результате
совместной
и
одновременной
деятельности
зрительного и двигательного анализаторов. Иными словами, зрительно-
моторная координация представляет собой согласованность, ритмичность и
точность
движений
и
их
элементов
в
результате
совместной
и
одновременной
деятельности
зрительного
и
мышечно-двигательного
анализаторов.
Координаторные
способности
ребенка
формируются
в
процессе
активного приобретения предметно-практического опыта и при участии
аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга и системы
анализаторов.
К
механизмам
формирования
зрительно-моторной
координации
можно
отнести
следующие:
зрительное
восприятие
движущихся предметов, прослеживание глазами за действиями руки,
зрительное сосредоточение и фиксация внимания;
осязание, мелкая
моторика, графомоторные навыки:
пространственная ориентировка;
аналитико-синтетическая деятельность.
В деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения часто
возникает
задача
–
изучить
сформированность
зрительно-моторной
координации у воспитанников старшего дошкольного возраста.
В этом случае, параметрами оценки зрительно-моторной координации
будут являться: точность движений, плавность движений, ритмичность
движений и согласованность движений. Раскроем содержание данных
параметров:
точность
движений
-
это
четкие
и
максимально
соответствующие
образцу
движения;
плавность
движений
–
это
равномерные движения без скачков и прерываний; ритмичность движений –
это периодически повторяющиеся одинаковые движения; согласованность
движений – способность сочетать движения, управляя их скоростью,
направлением и темпом.
Формирование
тонких
координированных
движений
у
детей
представляет большую сложность.
Исследователями отмечается, что к концу седьмого года жизни дети
должны демонстрировать следующие координаторные способности:
- проводить прямые плавные непрерывные линии, не отрывая карандаша от
бумаги, до определенной точки слева направо, сверху вниз;
- проводить волнистые и ломаные линии по пунктиру, не отрывая карандаш
от бумаги;
- проводить непрерывную плавную линию пальцем и карандашом между
двумя ломанными или волнистыми линиями, повторяя их изгиб;
- штриховать простые предметы в разном направлении;
- ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их,
проводить горизонтальные и вертикальные линии.
Итак, к поступлению в школу у детей должны быть сформированы
следующие умения:
- ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски;
- умение штриховать внутри контурного изображения, рисовать карандашом
линии и предметы несложной формы двумя руками;
- умение срисовывать с натуры и по памяти после предварительных
наблюдений;
- умение безошибочно срисовывать изображение, списывать текст;
- умение изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная,
прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг,
куб, умение соотносить реальные объекты с моделями геометрических
фигур;
- умение разрезать бумагу по прямым, наклонным и ломаным линиям.
Трудности
межанализаторного
взаимодействия
и
аналитико-
синтетической
деятельности,
нарушения
зрительного
гнозиса
и
пространственной ориентировки
у
старших
дошкольников
а
также
однообразное и несистематическое проведение педагогической работы на
этапе подготовке к школе снижают уровень сформированности их зрительно-
моторной координации.
Процесс формирования и развития зрительно-моторной координации
необходимо начинать с изучения состояния координаторных способностей
ребенка.
Многие авторы, такие как: М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Л.А.
Венгер,
Н.И.
Гуткина,
описывают
в
своих
работах
особенности
формирования зрительно-моторной координации у детей и методики ее
исследования.
Для
исследования
координаторных
трудностей
у
старших
дошкольников мы применяем следующие диагностические процедуры.
Методика Н.И. Гуткиной «Домик» - позволяет выявить умение ребенка
ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его,
определить уровень развития плавности и ритмичности движений. Методика
представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей
домик. Дети должны скопировать все элементы и заштриховать нужные
части. В процессе выполнения задания детям выставляются баллы, которые в
итоге суммируются и определяют уровень выполнения задания.
Методика Л.А. Венгер «Дорожки» - дает возможность определить
уровень развития точности, плавности движений руки. Детям предлагается
пройти
12
дорожек,
которые
постепенно
усложняются:
сужаются
и
извиваются. Уделяется внимание тому, как ребенок держит карандаш,
отрывает ли его от бумаги, какие линии проводит, выходят ли они за
дорожки. В итоге определяется уровень выполнения задания по системе
оценки, которую разработал автор.
Методика А.Р. Лурии «Заборчик» - демонстрирует уровень развития
точности движений, ритмичности и плавности. На листе представлен
нарисованный «заборчик», состоящий из 2-х чередующихся элементов.
Детям нужно продолжить его, ориентируясь на образец. В процессе
выполнения
задания
детям
выставляются
баллы,
которые
в
итоге
суммируются и определяют уровень выполнения задания.
Зрительно-моторная координация поддается тренировкам, как и другие
когнитивные способности человека. В частности, специалистами разработан
ряд упражнений, призванных восстановить эту и другую когнитивные
функции.
Добиться положительных результатов в развитии зрительно-моторной
координации возможно только при систематической, последовательной и
целенаправленной работе.
Использованные источники:
1. Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. – М., 2008. - 366 с.
2. Теплова И.С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и
зрительно-моторной координации. Вопросы дошкольной педагогики. 2015