Напоминание

"Особенности зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Семёнова Анна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №77 "Василек"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семёнова Анна Александровна,

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №77 «Василек»

г. Нижний Новгород

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассматриваются особенности изучения зрительно-

моторной координации и координаторные трудности детей старшего

дошкольного возраста.

Ключевые слова: зрительно-моторная координация, точность движений,

плавность движений, ритмичность движений, согласованность движений.

Вопрос подготовки детей к школе в настоящее время очень актуален.

Требования к детям, переходящим из детского сада на новую ступень

обучения – в школу, все больше увеличиваются. В современных школах

педагогами используются новые технологии, методы и приемы, которые

требуют от детей уверенной подготовки и сформированности предпосылок

универсальных учебных действий.

Одним из целевых ориентиров в развитии ребенка 6-7 лет на этапе

завершения дошкольного образования является развитая мелкая моторика и

зрительно-моторная

координация.

Особенности

развития

зрительно-

двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в

работах А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.Е. Хватцева, С.В. Черных, А.А.

Потапчук.

Зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их

элементов

в

результате

совместной

и

одновременной

деятельности

зрительного и двигательного анализаторов. Иными словами, зрительно-

моторная координация представляет собой согласованность, ритмичность и

точность

движений

и

их

элементов

в

результате

совместной

и

одновременной

деятельности

зрительного

и

мышечно-двигательного

анализаторов.

Координаторные

способности

ребенка

формируются

в

процессе

активного приобретения предметно-практического опыта и при участии

аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга и системы

анализаторов.

К

механизмам

формирования

зрительно-моторной

координации

можно

отнести

следующие:

зрительное

восприятие

движущихся предметов, прослеживание глазами за действиями руки,

зрительное сосредоточение и фиксация внимания;

осязание, мелкая

моторика, графомоторные навыки:

пространственная ориентировка;

аналитико-синтетическая деятельность.

В деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения часто

возникает

задача

изучить

сформированность

зрительно-моторной

координации у воспитанников старшего дошкольного возраста.

В этом случае, параметрами оценки зрительно-моторной координации

будут являться: точность движений, плавность движений, ритмичность

движений и согласованность движений. Раскроем содержание данных

параметров:

точность

движений

-

это

четкие

и

максимально

соответствующие

образцу

движения;

плавность

движений

это

равномерные движения без скачков и прерываний; ритмичность движений –

это периодически повторяющиеся одинаковые движения; согласованность

движений – способность сочетать движения, управляя их скоростью,

направлением и темпом.

Формирование

тонких

координированных

движений

у

детей

представляет большую сложность.

Исследователями отмечается, что к концу седьмого года жизни дети

должны демонстрировать следующие координаторные способности:

- проводить прямые плавные непрерывные линии, не отрывая карандаша от

бумаги, до определенной точки слева направо, сверху вниз;

- проводить волнистые и ломаные линии по пунктиру, не отрывая карандаш

от бумаги;

- проводить непрерывную плавную линию пальцем и карандашом между

двумя ломанными или волнистыми линиями, повторяя их изгиб;

- штриховать простые предметы в разном направлении;

- ориентироваться в тетради в клетку, обводить клетки, считать их,

проводить горизонтальные и вертикальные линии.

Итак, к поступлению в школу у детей должны быть сформированы

следующие умения:

- ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве

классной доски;

- умение штриховать внутри контурного изображения, рисовать карандашом

линии и предметы несложной формы двумя руками;

- умение срисовывать с натуры и по памяти после предварительных

наблюдений;

- умение безошибочно срисовывать изображение, списывать текст;

- умение изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная,

прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг,

куб, умение соотносить реальные объекты с моделями геометрических

фигур;

- умение разрезать бумагу по прямым, наклонным и ломаным линиям.

Трудности

межанализаторного

взаимодействия

и

аналитико-

синтетической

деятельности,

нарушения

зрительного

гнозиса

и

пространственной ориентировки

у

старших

дошкольников

а

также

однообразное и несистематическое проведение педагогической работы на

этапе подготовке к школе снижают уровень сформированности их зрительно-

моторной координации.

Процесс формирования и развития зрительно-моторной координации

необходимо начинать с изучения состояния координаторных способностей

ребенка.

Многие авторы, такие как: М.М. Безруких, О.Б. Иншакова, Л.А.

Венгер,

Н.И.

Гуткина,

описывают

в

своих

работах

особенности

формирования зрительно-моторной координации у детей и методики ее

исследования.

Для

исследования

координаторных

трудностей

у

старших

дошкольников мы применяем следующие диагностические процедуры.

Методика Н.И. Гуткиной «Домик» - позволяет выявить умение ребенка

ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его,

определить уровень развития плавности и ритмичности движений. Методика

представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей

домик. Дети должны скопировать все элементы и заштриховать нужные

части. В процессе выполнения задания детям выставляются баллы, которые в

итоге суммируются и определяют уровень выполнения задания.

Методика Л.А. Венгер «Дорожки» - дает возможность определить

уровень развития точности, плавности движений руки. Детям предлагается

пройти

12

дорожек,

которые

постепенно

усложняются:

сужаются

и

извиваются. Уделяется внимание тому, как ребенок держит карандаш,

отрывает ли его от бумаги, какие линии проводит, выходят ли они за

дорожки. В итоге определяется уровень выполнения задания по системе

оценки, которую разработал автор.

Методика А.Р. Лурии «Заборчик» - демонстрирует уровень развития

точности движений, ритмичности и плавности. На листе представлен

нарисованный «заборчик», состоящий из 2-х чередующихся элементов.

Детям нужно продолжить его, ориентируясь на образец. В процессе

выполнения

задания

детям

выставляются

баллы,

которые

в

итоге

суммируются и определяют уровень выполнения задания.

Зрительно-моторная координация поддается тренировкам, как и другие

когнитивные способности человека. В частности, специалистами разработан

ряд упражнений, призванных восстановить эту и другую когнитивные

функции.

Добиться положительных результатов в развитии зрительно-моторной

координации возможно только при систематической, последовательной и

целенаправленной работе.

Использованные источники:

1. Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. – М., 2008. - 366 с.

2. Теплова И.С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и

зрительно-моторной координации. Вопросы дошкольной педагогики. 2015



В раздел образования