Напоминание

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» 


Автор: Людмила Викторовна Ведяйкина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №12" г.о. Саранск
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» 
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование познавательных универсальных учебных действий

средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение

и письмо»

Начальная школа закладывает фундамент всего последующего

обучения.

В первую очередь это касается форсированности универсальных учебных

действий (УУД).

В широком значении термин «универсальные учебные действия»

означает умение учиться.

Современный школьник должен получить не только знания, но и

умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных

условиях. На каждом уроке обучающийся работает с текстом, а для этого

необходимы

творческий подход к решению проблем, умение задавать

вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у многих

учащихся мотивация к обучению снижена, что приводит к поверхностному,

формальному

чтению

заданий.

Таким

образом,

возникает

проблема:

современное образование требует развития информационной компетенции, а у

большинства школьников культура работы с текстом низкая. В чем причина

этого? Как повысить познавательный интерес учащихся к обучению? Для

достижения

положительных

результатов

своей

деятельности

учителю

необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.

Меня

заинтересовала «Технология

развития критического

мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП), так как данная технология

делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные.

Я

считаю, что

использование технологии

развития критического

мышления на уроках в начальной школе способствует эффективному

формированию всех видов УУД обучаемых:

личностных

(развитие коммуникативных способностей, культуры

общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);

мета

предметных

(формирование

умения

использовать

знако-

символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками

смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа,

синтеза, обобщения);

предметных (новые знания по конкретному предмету).

И, самое главное, обеспечивает включение каждого

в учебный

процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает

новые знания.

Почему среди многих технологий современного образования меня

заинтересовала

«Технология

развития

критического

мышления»?

Ее

применение

позволяет

оживить

урок,

сделать

его

увлекательным

и

эмоциональным. Технология предлагает систему конкретных методических

приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения

актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер таких

уроков. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и

сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит

чувствует себя комфортно. В данной технологии, в отличие от традиционной,

меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая

учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают

и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут,

обсуждают прочитанное, а педагог координирует их работу.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся,

необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать

взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные

стороны явлений и т.п.).

Напомню, базовая модель этой технологии состоит из трёх этапов

(стадий): стадии вызова, осмысление и рефлексия. Причём нет чёткой границы

между фазами урока, это позволяет учителю быть максимально гибким в

каждый момент времени.

Данная структура урока соответствует этапам

человеческого восприятия. Каждый этап имеет свои цели и задачи, приёмы и

методы.

Первая стадия – вызов.

Ставится

задача

«вызвать»

(восстановить

в

памяти,

побудить,

вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме.).

Некоторые приемы стадии «Вызова»: «Кластер», «Корзина идей»,

«Верные и неверные утверждения», «Дерево предсказаний» и др.

2 стадия – Осмысление.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

- осуществляют контакт с новой информацией;

-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и

опытом;

- акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее

вопросы и затруднения;

- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

Приемы стадии, которые используются мной в работе:«Инсерт» (чтение с

пометками), «Сводная таблица» и др.

3 стадия – Рефлексия.

Это стадия осмысления, рождения нового знания собственными словами.

На этой стадии обязательно возвращение к прежним знаниям и сравнение.

Приемы, которые используются на этой стадии: написание творческих

работ ( синквейн, РАФТ), кластер.

Различные приемы технологии развития критического мышления

формируют и развивают определенные универсальные учебные действия

(умения).

Приемы, используемые в технологии развития критического мышления,

многофункциональны, работают на развитие не только интеллектуальных, но и

личностных

умений,

способствуют

развитию

регулятивных

действий,

помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Комбинируя различные приемы ТРКМ, я планирую уроки в соответствии

с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.

Применение технологии развития критического мышления способствует

развитию у моих учеников умений работать с информацией, активно ее

воспринимать, проводить анализ и преобразование информации, критически

оценивать новые знания, делать выводы и обобщения (познавательные УУД).

У них формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза,

классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и

необоснованные суждения, выдвигать гипотезы, проводить исследование,

решать

проблему,

рассматривая

несколько

возможностей

ее

решения,

логически рассуждать. ТРКМ обеспечивает развитие и коммуникативных

УУД:

ученики

учатся

использовать

средства

языка,

в

том

числе

и

математического, и речи для получения и передачи информации, учатся

самовыражению (монологическим высказываниям разного типа). Они активно

участвуют в диалоге, умеют работать в сотрудничестве с другими. Идет

формирование и регулятивных УУД: умений строить прогнозы, обосновывать

их, ставить перед собой обдуманные цели, проводить оценку и планомерный

поиск альтернативных решений.

Наблюдая за детьми вместе с родителями, я вижу положительную

динамику:

их

свободу

общения,

удивляет

их

желание

творить,

не

останавливаться на достигнутом. Их самооценка, мнение, каждое достижение

радует меня.

Когда

ученику

на

уроке

интересно,

он

активный

участник

образовательного процесса, он что-то познаёт и делает сам, его не учат, а он

учится, формируются определённые УУД.

Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль

интеллектуальной

работы.

Человек

с

хорошо

развитым

критическим

мышлением коммуникабелен, мобилен и самостоятелен. Он внимательно

относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.



В раздел образования