Автор: Людмила Викторовна Ведяйкина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №12" г.о. Саранск
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Раздел: начальное образование
Формирование познавательных универсальных учебных действий
средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение
и письмо»
Начальная школа закладывает фундамент всего последующего
обучения.
В первую очередь это касается форсированности универсальных учебных
действий (УУД).
В широком значении термин «универсальные учебные действия»
означает умение учиться.
Современный школьник должен получить не только знания, но и
умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных
условиях. На каждом уроке обучающийся работает с текстом, а для этого
необходимы
творческий подход к решению проблем, умение задавать
вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у многих
учащихся мотивация к обучению снижена, что приводит к поверхностному,
формальному
чтению
заданий.
Таким
образом,
возникает
проблема:
современное образование требует развития информационной компетенции, а у
большинства школьников культура работы с текстом низкая. В чем причина
этого? Как повысить познавательный интерес учащихся к обучению? Для
достижения
положительных
результатов
своей
деятельности
учителю
необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.
Меня
заинтересовала «Технология
развития критического
мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП), так как данная технология
делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные.
Я
считаю, что
использование технологии
развития критического
мышления на уроках в начальной школе способствует эффективному
формированию всех видов УУД обучаемых:
личностных
(развитие коммуникативных способностей, культуры
общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
мета
предметных
(формирование
умения
использовать
знако-
символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками
смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения);
предметных (новые знания по конкретному предмету).
И, самое главное, обеспечивает включение каждого
в учебный
процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает
новые знания.
Почему среди многих технологий современного образования меня
заинтересовала
«Технология
развития
критического
мышления»?
Ее
применение
позволяет
оживить
урок,
сделать
его
увлекательным
и
эмоциональным. Технология предлагает систему конкретных методических
приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения
актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер таких
уроков. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и
сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит
чувствует себя комфортно. В данной технологии, в отличие от традиционной,
меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая
учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают
и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут,
обсуждают прочитанное, а педагог координирует их работу.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся,
необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать
взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные
стороны явлений и т.п.).
Напомню, базовая модель этой технологии состоит из трёх этапов
(стадий): стадии вызова, осмысление и рефлексия. Причём нет чёткой границы
между фазами урока, это позволяет учителю быть максимально гибким в
каждый момент времени.
Данная структура урока соответствует этапам
человеческого восприятия. Каждый этап имеет свои цели и задачи, приёмы и
методы.
Первая стадия – вызов.
Ставится
задача
–
«вызвать»
(восстановить
в
памяти,
побудить,
вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме.).
Некоторые приемы стадии «Вызова»: «Кластер», «Корзина идей»,
«Верные и неверные утверждения», «Дерево предсказаний» и др.
2 стадия – Осмысление.
На фазе осмысления содержания учащиеся:
- осуществляют контакт с новой информацией;
-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и
опытом;
- акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее
вопросы и затруднения;
- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
Приемы стадии, которые используются мной в работе:«Инсерт» (чтение с
пометками), «Сводная таблица» и др.
3 стадия – Рефлексия.
Это стадия осмысления, рождения нового знания собственными словами.
На этой стадии обязательно возвращение к прежним знаниям и сравнение.
Приемы, которые используются на этой стадии: написание творческих
работ ( синквейн, РАФТ), кластер.
Различные приемы технологии развития критического мышления
формируют и развивают определенные универсальные учебные действия
(умения).
Приемы, используемые в технологии развития критического мышления,
многофункциональны, работают на развитие не только интеллектуальных, но и
личностных
умений,
способствуют
развитию
регулятивных
действий,
помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Комбинируя различные приемы ТРКМ, я планирую уроки в соответствии
с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.
Применение технологии развития критического мышления способствует
развитию у моих учеников умений работать с информацией, активно ее
воспринимать, проводить анализ и преобразование информации, критически
оценивать новые знания, делать выводы и обобщения (познавательные УУД).
У них формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза,
классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и
необоснованные суждения, выдвигать гипотезы, проводить исследование,
решать
проблему,
рассматривая
несколько
возможностей
ее
решения,
логически рассуждать. ТРКМ обеспечивает развитие и коммуникативных
УУД:
ученики
учатся
использовать
средства
языка,
в
том
числе
и
математического, и речи для получения и передачи информации, учатся
самовыражению (монологическим высказываниям разного типа). Они активно
участвуют в диалоге, умеют работать в сотрудничестве с другими. Идет
формирование и регулятивных УУД: умений строить прогнозы, обосновывать
их, ставить перед собой обдуманные цели, проводить оценку и планомерный
поиск альтернативных решений.
Наблюдая за детьми вместе с родителями, я вижу положительную
динамику:
их
свободу
общения,
удивляет
их
желание
творить,
не
останавливаться на достигнутом. Их самооценка, мнение, каждое достижение
радует меня.
Когда
ученику
на
уроке
интересно,
он
активный
участник
образовательного процесса, он что-то познаёт и делает сам, его не учат, а он
учится, формируются определённые УУД.
Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль
интеллектуальной
работы.
Человек
с
хорошо
развитым
критическим
мышлением коммуникабелен, мобилен и самостоятелен. Он внимательно
относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.