Напоминание

"Формирование речевой культуры учащихся при подготовке к ОГЭ по русскому языку"


Автор: Хафизова Гюзель Фоатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №54"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование речевой культуры учащихся при подготовке к ОГЭ по русскому языку"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование речевой культуры учащихся при подготовке к ОГЭ по

русскому языку

(секция: Внедрение информационных технологий)

Хафизова Гюзель Фоатовна,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории

МБОУ «Школа №54» Авиастроительного района города Казани РТ

Государственная итоговая аттестация по русскому языку за курс

основной школы – ГИА - стала основной и единственной. Задания,

которые предлагаются учащимся, проверяют все виды компетенций: 1)

лингвистическую; 2) языковую; 3) коммуникативную, то есть владение

разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую

речь и создавать собственное высказывание.

Первая

часть

экзаменационной

работы

-

написание

сжатого

изложения по прослушанному тексту - требует от ученика мобилизации

памяти, владения нормами правописания, навыками переработки текста

(выделить главное, отсечь второстепенное, используя лексические и

грамматические

средства).

А

это

важное

умение,

постоянно

используемое в жизни.

Да, в последнее время все большую актуальность приобретает

проблема обучения связной речи. Ведь развитая устная и письменная

речь – показатель уровня культуры человека и его интеллекта. Кроме

того, в современном мире на человека обрушивается поток информации,

из которой нужно уметь выбирать главное. Представляете, насколько

сложно это сделать ученикам, которые мало и неохотно читают, плохо

владеют устной и письменной монологической речью.

В своей работе мне не раз приходилось задумываться о том, как

выстроить

свой

урок

таким

образом,

чтобы

ребята

усвоили

содержательную часть предмета. Важную роль играет и благоприятная

среда, в которой находится ученик, оборудование и технические

средства,

обеспечивающие

всесторонний,

естественный

и

живой

учебно-воспитательный процесс.

Написание сжатого изложения – очень сложный процесс, потому что

учеников в начальном и среднем звене обучают в основном подробному

пересказу текста. А сжатая передача текста встречается крайне редко.

Кроме того, не у всех хорошо развиты память и внимание. Поэтому

девятиклассники испытывают сильное затруднение в этой работе. Не

стоит их запугивать их ещё больше, а постараться помочь приобрести

уверенность в своих силах.

Известно, что на экзамене им придется слушать голос незнакомого

человека, а не родного учителя.

Воспользуйтесь возможностями

интернета – давайте им слушать такие записи как можно раньше и

чаще, пусть они психологически к этому настроятся.

Другие советы предлагаю просмотреть в предложенном мною

фрагменте урока по подготовке к написанию сжатого изложения на

начальном этапе.

…- Первое прослушивание текста. (Ребята, приучайте себя слушать

внимательно, не думать о постороннем. Во время первого чтения

постарайтесь зафиксировать начало и конец каждого абзаца. После

прочтения текста запишите другие слова, словосочетания, предложения,

которые вы запомнили).

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в

одежде – очень распространенное явление, и свидетельствует оно о

незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уже не

говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и

жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без

нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый

наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и

враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни.

И сильный человек, понимая все это, как раз и силен своим

благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и

внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно –

это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не

только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не

поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

- Второе прослушивание текста.

- Путь к удачной работе таков:

Шаг 1. Запишите текст в черновике так полно, как вы его запомнили

Шаг

2.

Перечитайте

записанное,

убедитесь,

все

ли

слова,

словосочетания, предложения, абзацы связаны между собой. Если чего-

то не хватает, постарайтесь найти слова и выражения, которые подходят

по смыслу

Шаг 3. Перечитайте свой текст еще раз. Определите тему и

основную мысль всего текста. Может быть, в тексте есть слова, по

которым их можно определить.

(Тема текста - речь – главный показатель воспитанности человека,

основная мысль - каждый уважающий себя человек должен говорить

правильно и грамотно)

Шаг 4. Перечитайте текст по абзацам. Определите микротему

каждого абзаца. (1 – грубость в языке и поведении человека

свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и

жестокости; 2 – сильный человек силен своим благородством и

великодушием; 3 – учиться хорошей речи – долго, но необходимо,

поскольку речь – важнейшее свойство личности)

Шаг 5. Сосчитайте слова в вашем тексте. Определите, на сколько

слов надо будет сократить его

Шаг 6. Принимайтесь за основное – сокращение текста. Используйте

приемы сокращения - исключение, обобщение.

(1. Грубость в языке, в манерах, в одежде – очень распространенное

явление, и свидетельствует оно о слабости человека. Кроме того, это

и признак невоспитанности, жестокости.

– Использован прием

исключения.

2. Сильный человек не будет громко говорить, ругаться. Ведь наши

слова отражаются на окружающих и враждебны человеческой жизни,

а сильный человек, как раз и силен благородством и великодушием. –

Использованы приемы исключения и обобщения.

3.

Учиться хорошей речи надо долго, но это нужно! Наша речь –

важнейшая часть нашей души, ума, способности не поддаваться

влияниям среды. – Использованы приемы исключения и обобщения).

Шаг 7. Запишите получившийся сокращенный текст, прочитайте его,

убедитесь в связности, пересчитайте слова. Их должно быть не более

70-75

Шаг 8. Перепишите изложение в беловик. Прочитайте свою работу

внимательно на наличие ошибок. Читайте про себя, но шевеля губами,

проговаривая каждое слово по слогам…

Умение выразить информацию в краткой форме необходимо

ученикам не только при написании сжатого изложения, но и при

подготовке

сообщений,

аннотаций,

составлении

тезисов,

конспектировании. Каждый педагог вырабатывает свою систему работу

с учениками, но всех нас объединяет одно: необходим результат. И не

только успешная сдача выпускниками 9 классов ГИА по русскому

языку,

это,

прежде

всего,

воспитание

личности,

уважительно

относящейся к языку, владеющей правильной письменной и устной

речью.



В раздел образования