Автор: Хафизова Гюзель Фоатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №54"
Населённый пункт: г.Казани
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование речевой культуры учащихся при подготовке к ОГЭ по русскому языку"
Раздел: среднее образование
Формирование речевой культуры учащихся при подготовке к ОГЭ по
русскому языку
(секция: Внедрение информационных технологий)
Хафизова Гюзель Фоатовна,
учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
МБОУ «Школа №54» Авиастроительного района города Казани РТ
Государственная итоговая аттестация по русскому языку за курс
основной школы – ГИА - стала основной и единственной. Задания,
которые предлагаются учащимся, проверяют все виды компетенций: 1)
лингвистическую; 2) языковую; 3) коммуникативную, то есть владение
разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую
речь и создавать собственное высказывание.
Первая
часть
экзаменационной
работы
-
написание
сжатого
изложения по прослушанному тексту - требует от ученика мобилизации
памяти, владения нормами правописания, навыками переработки текста
(выделить главное, отсечь второстепенное, используя лексические и
грамматические
средства).
А
это
важное
умение,
постоянно
используемое в жизни.
Да, в последнее время все большую актуальность приобретает
проблема обучения связной речи. Ведь развитая устная и письменная
речь – показатель уровня культуры человека и его интеллекта. Кроме
того, в современном мире на человека обрушивается поток информации,
из которой нужно уметь выбирать главное. Представляете, насколько
сложно это сделать ученикам, которые мало и неохотно читают, плохо
владеют устной и письменной монологической речью.
В своей работе мне не раз приходилось задумываться о том, как
выстроить
свой
урок
таким
образом,
чтобы
ребята
усвоили
содержательную часть предмета. Важную роль играет и благоприятная
среда, в которой находится ученик, оборудование и технические
средства,
обеспечивающие
всесторонний,
естественный
и
живой
учебно-воспитательный процесс.
Написание сжатого изложения – очень сложный процесс, потому что
учеников в начальном и среднем звене обучают в основном подробному
пересказу текста. А сжатая передача текста встречается крайне редко.
Кроме того, не у всех хорошо развиты память и внимание. Поэтому
девятиклассники испытывают сильное затруднение в этой работе. Не
стоит их запугивать их ещё больше, а постараться помочь приобрести
уверенность в своих силах.
Известно, что на экзамене им придется слушать голос незнакомого
человека, а не родного учителя.
Воспользуйтесь возможностями
интернета – давайте им слушать такие записи как можно раньше и
чаще, пусть они психологически к этому настроятся.
Другие советы предлагаю просмотреть в предложенном мною
фрагменте урока по подготовке к написанию сжатого изложения на
начальном этапе.
…- Первое прослушивание текста. (Ребята, приучайте себя слушать
внимательно, не думать о постороннем. Во время первого чтения
постарайтесь зафиксировать начало и конец каждого абзаца. После
прочтения текста запишите другие слова, словосочетания, предложения,
которые вы запомнили).
Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в
одежде – очень распространенное явление, и свидетельствует оно о
незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уже не
говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и
жестокости.
По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без
нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый
наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и
враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни.
И сильный человек, понимая все это, как раз и силен своим
благородством и великодушием.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и
внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно –
это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не
только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не
поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
- Второе прослушивание текста.
- Путь к удачной работе таков:
Шаг 1. Запишите текст в черновике так полно, как вы его запомнили
Шаг
2.
Перечитайте
записанное,
убедитесь,
все
ли
слова,
словосочетания, предложения, абзацы связаны между собой. Если чего-
то не хватает, постарайтесь найти слова и выражения, которые подходят
по смыслу
Шаг 3. Перечитайте свой текст еще раз. Определите тему и
основную мысль всего текста. Может быть, в тексте есть слова, по
которым их можно определить.
(Тема текста - речь – главный показатель воспитанности человека,
основная мысль - каждый уважающий себя человек должен говорить
правильно и грамотно)
Шаг 4. Перечитайте текст по абзацам. Определите микротему
каждого абзаца. (1 – грубость в языке и поведении человека
свидетельствует о его слабости и невоспитанности, а иногда и
жестокости; 2 – сильный человек силен своим благородством и
великодушием; 3 – учиться хорошей речи – долго, но необходимо,
поскольку речь – важнейшее свойство личности)
Шаг 5. Сосчитайте слова в вашем тексте. Определите, на сколько
слов надо будет сократить его
Шаг 6. Принимайтесь за основное – сокращение текста. Используйте
приемы сокращения - исключение, обобщение.
(1. Грубость в языке, в манерах, в одежде – очень распространенное
явление, и свидетельствует оно о слабости человека. Кроме того, это
и признак невоспитанности, жестокости.
– Использован прием
исключения.
2. Сильный человек не будет громко говорить, ругаться. Ведь наши
слова отражаются на окружающих и враждебны человеческой жизни,
а сильный человек, как раз и силен благородством и великодушием. –
Использованы приемы исключения и обобщения.
3.
Учиться хорошей речи надо долго, но это нужно! Наша речь –
важнейшая часть нашей души, ума, способности не поддаваться
влияниям среды. – Использованы приемы исключения и обобщения).
Шаг 7. Запишите получившийся сокращенный текст, прочитайте его,
убедитесь в связности, пересчитайте слова. Их должно быть не более
70-75
Шаг 8. Перепишите изложение в беловик. Прочитайте свою работу
внимательно на наличие ошибок. Читайте про себя, но шевеля губами,
проговаривая каждое слово по слогам…
Умение выразить информацию в краткой форме необходимо
ученикам не только при написании сжатого изложения, но и при
подготовке
сообщений,
аннотаций,
составлении
тезисов,
конспектировании. Каждый педагог вырабатывает свою систему работу
с учениками, но всех нас объединяет одно: необходим результат. И не
только успешная сдача выпускниками 9 классов ГИА по русскому
языку,
это,
прежде
всего,
воспитание
личности,
уважительно
относящейся к языку, владеющей правильной письменной и устной
речью.