Напоминание

Основы проектной деятельности. Иностранный язык через проект


Автор: Севастьянова Виктория Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 32" им Е.К. Кулаковой
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: Рабочая программа "Основы проектной деятельности. Иностранный язык через проект"
Тема: Основы проектной деятельности. Иностранный язык через проект
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 32» им Е.К. Кулаковой

Программа курса «Основы проектной деятельности» -

«Иностранный язык через проект»

5 класс

составил: учитель английского языка

Севастьянова В.Н.

г. Курган

2022

Программа курса «Основы проектной деятельности» -

«Иностранный язык через проект»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс «Проектная деятельность» призван обеспечить освоение наиболее

актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися

основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации

собственных

проектов.

Актуальность

данной

программы

проектной

деятельности заключается в том, что она дополняет содержание программ по

иностранному языку по разным направлениям иноязычного образования –

культурологи,

страноведения,

истории

и

филологии;

способствует

интеграции предметных и надпредметных умений школьников младшего и

среднего подросткового возраста и в значительной степени формирует

общеучебные

учебные

умения,

которые

проявляются

в

освоении

универсальных

способов

учебных

действии

в

познавательной,

коммуникативной и регулятивной сфере для достижения личностных

результатов.

Освоение

способов

деятельности,

применимых

к

очень

широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет

сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в

других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.

Важнейшей

педагогической

проблемой

сегодня

стало

внедрение

в

образовательный

процесс

средств

и

методик,

помогающих

детям

«открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности

подростка становится не столько результативность в изучении школьных

предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного

познания и преобразования природы, истории, самого себя. В рамках

освоения курса происходит реализация системно–деятельностного подхода

ФГОС основного образования, где активно развиваются Универсальные

Учебные Действия (УУД).

Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей

учащихся

(проектной,

рефлексивной,

технологической,

социальной,

коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических

задач с использованием проектного метода, а так же формирование у

учащихся

поисков

исследовательских,

творческих,

интеллектуально-

деятельностных умений и навыков в процессе осуществления проекта в

области научных или прикладных знаний из различных предметных областей

средствами иностранного языка.

Сопутствующая

цель

курса

развитие

личностных

качеств

обучающихся

на

основе

формирования

ключевых

компетентностей

(комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и

ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и

общества).

Основные задачи:

Образовательные:

- познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта,

видами проектов и проектных продуктов;

- знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных

вопросов;

- уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план

проекта;

- знать и уметь пользоваться различными источниками информации,

ресурсами, в том числе ЦОР, Интернет, СМИ;

- представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть

проекта;

- знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;

-составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;

- иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении, а так же

уметь

работать

в

разных

режимах

в

формате

коммуникативного

взаимодействия;

- проводить рефлексию своей деятельности.

- Развивающие:

- формирование универсальных учебных действий;

- расширение кругозора;

- обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников;

- развитие творческих способностей;

- развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно

и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде),

самостоятельно применять, пополнять и систематизировать,

обобщать

полученные знания;

- развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы;

- на представленном материале формировать у учащихся практические

умения по ведению проектов разных типов;

-

формирование

дискурсивной

компетенции

(умение

планировать

и

логически приводить аргументацию, представлять результаты деятельности в

форме публичного выступления).

Воспитательные:

- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника

проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

- развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для

получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в

процессе выполнения творческих заданий;

- вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;

- дать возможность учащимся проявить себя.

Рекомендуемые области исследования для проектной деятельности:

- филология и языкознание

- страноведение и краеведение

- мировая художественная культура и музыка

- история и современность

- социология: мир профессий и увлечений

- экология

- литература

Представленный

курс

имеет

развивающую,

деятельностную

и

практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся

получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного

метода через иностранный язык, что понадобиться при дальнейшем обучении

разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят

эрудицию, уверенность в себе. Необходимость введения курса «Проектная

деятельность» определяется современными требованиями в рамках нового

федерального государственного образовательного стандарта к обучающемуся

в части исследовательской грамотности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и

проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе

осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над

проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы,

происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно

рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие

моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и

направлений.

Для

создания

положительной

мотивации

к

обучению

приводится занимательный материал, материал из разных областей, чаще

всего понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны

знакомые для школьников объекты окружающие их. Принципиальным

является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный

режим,

практико-ориентированная

направленность

обучения.

Уровень

усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует

психологопедагогическим

особенностям

обучающихся

пятого

класса.

Новизна программы курса заключается в том, что она представляет

сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям,

предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в

рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир

проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и

социальных

проблем.

Актуальность

программы

заключается

в

практическом применении полученных знаний и умений школьниками в

повседневной жизни.

Полнота содержания

- курс содержит сведения,

необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Практическая направленность содержания -

содержание курса

обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем

использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в

повседневной жизни для решения конкретных задач.

Систематичность

содержания

обеспечивается

логикой

развёртывания

учебного содержания.

Основными методами

• объяснительно-иллюстративный метод (репродуктивный);

• алгоритмический метод;

• проблемно-эвристический метод;

• проектно-исследовательский метод.

Для успешной реализации программы проектной деятельности по

иностранному языку через проект могут быть рекомендованы разнообразные

типы проектов:

1) по виду деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой,

информационный,

2) по характеру: моно/межпредметный,

3) по способу организации: включая интернет-проекты, проекты-обмены.

Проекты могут быть разной продолжительности, количества участников

(групповой,

классный,

меж\школьный,

городской,

региональный,

международный).

Формы учебных занятий: теоретические и практические. Каждое

занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После

каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает

либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных

заданий в новых условиях.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс рассчитан на 17 часов, из расчета 0,5 часа в неделю и может быть

повторно использована от 2 до 4 раз в год для реализации проектов по

разнообразной тематике и продолжительности, по разным видам языковой и

речевой деятельности. Для проверки знаний учащихся, а также навыков

работы на компьютере используется несколько различных форм контроля:

обсуждение в группе, индивидуальная работа, творческий проект. Проектная

деятельность направлена на духовное и профессиональное становление

личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над

проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной

деятельности. При организации работы учащихся по методу проектов

возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и

групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения:

работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек

зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками

проекта. Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему,

требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач.

Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию

решения задач – от постановки проблемы до представления результата.

Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для

внутрипредметного, так и для межпредметного обучения. Выполняемые

учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по

уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению

к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически

помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания

перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании,

помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои

мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать

накопления культуры.

Проектная

деятельность

предполагает

осуществление

полного

алгоритма совместных учебных действий.

На подготовительном этапе – инициация проблемы, организация,

планирование.

На этапе основной деятельности – непосредственная работа над темой

проекта (сбор материала, систематизация, выбор, оформление данных).

На

заключительном

этапе

осуществляется

презентация,

защита,

оценивание

и

подведение

итогов.

Результативность

осуществления

программы проектной деятельности «Иностранный язык через проект»

определяется не только содержанием, но и формами презентации и защиты

проектов.

Итоговыми

мероприятиями

проектной

работы

могут

стать

значимые

образовательные

события,

такие

как

конференция,

форум,

общественно

полезная

практика,

выставка,

предметная

неделя

по

иностранному языку, театральная постановка и др. Формат и сроки

проведения

итоговых

мероприятий

объявляются

заранее.

Итоговое

мероприятие (событие) предполагает устную или письменную презентацию

результатов своего проекта

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной

образовательной

программы

общего

образования

Федерального

государственного образовательного стандарта обучение на уроках проектной

деятельности

направлено

на

достижение

учащимися

личностных,

метапредметных

и

предметных

результатов.

Личностные

результаты

отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые

они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и

уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и

настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической

принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ

культурного

наследия

народов

России

и

человечества;

усвоение

гуманистических,

традиционных

ценностей

многонационального

российского общества;

развитие толерантности к народу и традициям стран изучаемого языка;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,

языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование

осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности

вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств

и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к

собственным поступкам;

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,

творческой деятельности;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие

ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам

своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности

универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и

практической деятельности:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать

для

себя

новые

задачи

в

учёбе

и

познавательной

деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные,

осознанно

выбирать

наиболее

эффективные

способы

решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и

требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;

умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в

группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе

согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и

отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной

деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения

учебного предмета:

сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и

решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать

адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации,

формулировку выводов и/или обоснование и реализацию и апробацию

принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета,

объекта, творческого решения и т. п.

Данный критерий в целом включает оценку сформированность

познавательных учебных действий.

сформированность

предметных

знаний

и

способов

действий,

проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и

обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой и темой

использовать имеющиеся знания и способы действий.

сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении

самостоятельно

планировать

и

управлять

своей

познавательной

деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для

достижения целей,

осуществлять выбор

конструктивных стратегий в

трудных ситуациях.

сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении

ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты,

аргументировано ответить на вопросы.

СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" Модуль

«АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ»

Модуль построен таким образом, чтобы учащиеся сначала освоили

алгоритм реализации проекта. Ученики получают представление о видах

проекта, методах опроса, обработке и анализе анкетных данных, о том, как

работать на каждом этапе проекта. В результате освоения модуля учащиеся:

получат представление о противоречии, лежащем в основе проблемы;

получат опыт: описания и анализа ситуаций, в которых возникают проблемы;

постановки задач, адекватных цели; планирования ресурсов. Научатся:

обозначать

проблему;

формулировать

цель

на

основании

проблемы;

формировать план деятельности. Завершающим этапом поиска информации с

СМИ может быть экскурсия в библиотеку. Принципиально, чтобы в этой

библиотеке читатели работали с каталогами самостоятельно, а не задавали

параметры поиска библиотекарю, как это чаще всего бывает в школьных

библиотеках. Желательно, чтобы при посещении библиотеки учащиеся

получили представление о работе с электронными каталогами (поняли, как

он организован и попробовали работать с ним). Программа POWER POINT

— средство для создания и демонстрации компьютерных презентаций.

Демонстрация

презентации:

нормы

публичного

выступления

с

использованием мультимедиа-поддержки.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1

Виды и типы проектов.

2

2

Знакомство с методом проектов.

2

3

Создание

творческой

группы.

Инициация темы.

1

4

Актуализация

проблемы.

Выявление

фактов, аргументов, противоречий, об

исследуемом объекте.

1

5

Выбор направления деятельности.

1

6

Составление

плана

проектного

исследования.

1

7

Выбор средств и методов в работе над

проектом.

1

8

Изучение различных стратегий чтения

(с пониманием основного содержания) в

зависимости

от

коммуникативной

задачи

2

9

Работа с литературой, источниками и

аудио-источниками

1

10

Трансформация приобретенных знаний

и

умений

в

форме

письменного

высказывания по теме проекта.

2

11

Знакомство с программой Power Point.

1

12

Работа над проектом.

1

13

Защита проектов

2

Итого:

17

ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ПО

ПРЕДМЕТУ

"ПРОЕКТНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" 5 КЛАСС

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

- понятие проекта;

- понятие проектный продукт;

- типы проектов и их проектные продукты;

- понятие презентация проекта, ее назначение; - этапы выполнения проекта;

- структуру проекта;

- критерии оформления письменной части проекта;

- критерии оценки проекта.

В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:

- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;

- о ресурсах и их использовании;

- о способах презентации проекта;

- о написании отчета о ходе проекта;

- о рисках, их возникновении и предотвращении;

- об экспертизе деятельности.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- ставить цель;

- составлять и реализовывать план проекта;

- отбирать материал из информационных источников;

- анализировать полученные данные;

- делать выводы;

- оценивать работу по критериям оценивания;

- выбирать соответствующую форму проектного продукта;

- создавать основные слайды для презентации проекта;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- проводить рефлексию своей деятельности;

- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;

- работать в парах и в группах.



В раздел образования