Напоминание

ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.


Автор: Березина Галина Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад № 40 "Берёзка"
Населённый пункт: Московская область, г. Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Березина Г.А., старший воспитатель МБДОУ – детского сада № 40

«Берёзка», г. Серпухов Московская область

Сегодня в дошкольном образовании особую роль играет формирование

культуры

здоровья

детей.

Современная

дошкольная

образовательная

организация располагает всеми возможностями для организации процесса

формирования у дошкольников культуры здоровья, навыков здорового

образа жизни.

Культурологический аспект проблемы здоровья не нов. О важности

формирования культуры здоровья и ее содержании писали Э.Н. Вайнер, В.Я.

Данилевский, И.И. Мечников, и др.

Общепринятого

определения

понятия

культура

здоровья

не

выработано.

Л. Волошина отмечает, что культура здоровья – это не только

информированность в области здоровьесбережения, которая достигается в

процессе обучения, но и практическое применение потребности вести

здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье других

людей.

Согласно В.А. Деркунской «культура здоровья» детей дошкольного

возраста – это сочетание ценностного отношения ребенка к здоровью, его

сбережению и поддержанию на собственном уровне, других людей и

общества в целом; индивидуально и социально значимых способов (умений и

навыков) деятельности, которые направлены на приобретение физического,

психического и социального благополучия. Результатом культуры здоровья

ребенка будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, как

готовность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,

осуществление элементарной медицинской и психологической помощи и

самопомощи в чрезвычайных для здоровья ситуациях - с одной стороны и

оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания - с другой.

Таким образом, доказано, что уже в дошкольном возрасте у ребенка

возникает

стойкий

интерес

к

собственному

здоровью,

отношение

к

собственному организму (жизни, здоровью) как ценности.

Процесс

развития

культуры

здоровья

дошкольников,

связан

с

развитием привычки к чистоте, соблюдению правил гигиены, с активным

образом жизни, воздействии окружающей среды на здоровье человека.

Развитие культуры здоровья у дошкольников происходит в организованной

образовательной деятельности, в том числе и физической культуре,

режимных моментах, в игре, на прогулках, в трудовой деятельности,

необходимы специальные физические упражнения, которые укрепляют

здоровье дошкольников. С этой целью каждый день с детьми дошкольного

возраста организуют утреннюю гимнастику, занятия по физкультуре. Их цель

– активизировать все группы мышц, научить детей правильному выполнению

движений, упражнений, которые направлены на развитие координации тела и

побуждение к самостоятельной двигательной активности. Гимнастика и

организованная образовательная деятельность по физкультуре в спортивном

зале организуются под музыку, что благотворно влияет на эмоции

дошкольника, содействуют хорошему настроению детей, развивает культуру

здоровья.

Актуальны для формирования культуры здоровья подвижные игры.

Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в

промежуточные

интервалы

между

организованной

образовательной

деятельности. Подвижные игры обязательно входят и в музыкальные

занятия. Изучение движений, побуждение к двигательной активности

дошкольников организуется на прогулках, которые имеют определенное

содержание. Например, педагог для прогулки планирует подвижные игры,

эстафету, соревнования и т.д. Применяются некоторые методические

приемы: рассказы и беседы педагога; заучивание стихов; моделирование

разных ситуаций; игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж;

физкультминутки, динамические паузы.

Развитие культуры здоровья у дошкольников происходит путем

использования педагогом различных форм, методов и приемов работы. На

занятиях у детей формируются представления о здоровье человека, о

строении человеческого тела, о функционировании основных органов и

систем

человеческого

организма,

о

взаимосвязи

между

окружающей

социальной

и

природной

средой

и

состоянием

здоровья

человека.

Автоматизации

полученных

представлений

содействуют

наблюдения,

беседы, игры, экскурсии, проблемные ситуации, опыты и др.

На экскурсиях детям рассказывают о вредном влиянии следующих

экологических факторов на состояние окружающей природной среды и

здоровье человека: грязь, пыль, выхлопные газы.

Эффективным способом развития у дошкольников культуры здоровья

является применение игровых технологий. Игры наполняются содержанием о

культуре

здоровья

и

применяются

для

усвоения

и

автоматизации

информации, формирования навыков. Например, дети играют в мяч

(«Полезно - вредно») с произнесением названий продуктов питания,

предметов и объектов окружающей среды, или на прогулке «появляются»

животные, птицы и сказочные персонажи, знакомящие детей с разными

социальными и экологическими факторами, которые наносят вред здоровью

и мешают здоровому образу жизни человека.

Для непосредственного изучения дошкольниками объектов и явлений

на прогулке проводятся кратковременные и долгие наблюдения и опыты.

Наблюдение может показать детям влияние социальных и экологических

факторов на природу, способствует осознанию значения окружающей

социальной и природной среды на культуру здоровья.

На формирование у детей познавательного интереса большое влияние

оказывают

опыты

и

эксперименты.

В

них

раскрывается

причина

наблюдаемого

явления,

дети

подводятся

к

выводу,

умозаключению,

уточняют свои представления.

Для развития познавательной активности и формирования культуры

здоровья у старших дошкольников используются методы проблемного

обучения: проблемные ситуации, постановка ситуационных задач, метод

выбора,

проблемные

вопросы,

максимально

затрагивающие

интересы

ребенка в становлении собственного здоровья с последующим выбором

альтернативных решений, необходимых для здорового образа жизни.

Особое место в формировании культуры здоровья уделяется работе с

родителями. Семья совместно с дошкольной образовательной организацией

является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и

укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа

жизни

.

Говоря о здоровье в эру цифровых технологий, нельзя игнорировать их

влияние, но можно использовать его для развития ребенка.

Сегодня психологи единогласны во мнении, что цифровые технологии

имеют огромное влияние на ребенка. Нравится нам это или нет, но

современные

технологии

полностью

нарушают

наши

привычные

представления об окружающем мире.

В то время как родители спорят о том, как мобильные устройства

влияют на социальную, эмоциональную и физическую сферы детей, сами

дети уже не могут представить свою жизнь без этих устройств. Психологи, в

свою очередь, задумываются, как использовать такое влияние мобильных

устройств для развития ребенка.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что в использовании

смартфонов детьми есть и преимущества, и недостатки, и в то же время

спорят о том, как цифровые технологии могут изменить жизнь будущих

поколений. Несмотря на это, ученые выделяют несколько способов

сохранить физическое и психическое здоровье детей в эпоху цифровых

технологий. Рассмотрим их подробнее.

1.Ограничивайте время использования ребенком мобильного телефона.

Когда родители управляют временем, в течение которого ребенок

пользуется мобильным телефоном, они помогают ему найти для себя более

здоровые занятия. Так дети достигают баланса между использованием

технологий и реальными взаимоотношениями с людьми.

2. Поощряйте физическую активность.

Чрезмерное

время,

которое

ребенок

проводит

перед

экраном

компьютера или смартфона, приводит к недостатку физической активности,

избыточному весу и другим отрицательным последствиям. Поощряйте

ребенка больше времени уделять физическим занятиям.

3. Обращайте внимание на психическое состояние ребенка.

Психологи видят связь между популярностью социальных сетей и

мобильных технологий и растущими темпами депрессии, тревожности и

попыток суицида. Родители, которые знают о симптомах психических

заболеваний и детских травмах, могут быстрее помочь ребенку в случае

необходимости.

4. Научите ребенка справляться со стрессом.

Наибольшие проблемы исходят не от самих цифровых технологий, а от

того, что они оказывают на детей большое давление и сильно ускоряют темп

их жизни. Использование социальных сетей приводит к тому, что дети всегда

доступны для общения со сверстниками и сравнивают себя с другими. Когда

родители учат ребенка техникам медитации и другим способам снижения

стресса,

они

могут

улучшить

его

психическое

здоровье

и

общее

благополучие.

5. Мотивируйте ребенка больше общаться с друзьями.

Легко подумать, что социальные сети расширяют возможности для

общения и дружеских взаимоотношений ребенка со сверстниками. Однако

среди современных детей и подростков растет чувство одиночества.

Родители должны привлекать детей к участию в массовых мероприятиях,

которые обеспечат ребенку взаимодействие со сверстниками.

6. Изучайте Интернет-ресурсы, посвященные здоровью.

Сегодня в Интернете доступно большое количество информации о

физическом и психическом здоровье ребенка. Используя их, вы можете

исследовать симптомы тревожности или депрессии у ребенка и узнать о том,

как предотвратить эти расстройства.

7. Используйте приложения для смартфона.

Существуют

приложения

для

смартфонов,

которые

помогают

родителям и детям придерживаться здорового образа жизни. Дети могут

обмениваться данными приложениями друг с другом, усложнять себе задачи

и т.д.

8. Устанавливайте для ребенка правила поведения перед сном.

Исследования находят все больше и больше подтверждений тому, что

использование мобильных телефонов в спальне сокращает время их сна.

Однако сон крайне необходим детям. Устанавливайте правила для всей

семьи: например, оставляйте мобильные телефоны в определенном месте вне

спальни.

9. Расскажите ребенку о том, как отвлекаться от мобильного телефона

и сохранять безопасность.

Когда человек использует мобильный телефон, это отвлекает его

внимание от других вещей. Например, если подросток будет отвлекаться на

телефон за рулем, это значительно увеличит риск аварии. Дети должны

понимать, что их здоровье и безопасность важнее, чем разговор по телефону.

10. Объясните ребенку, что использование цифровых технологий не

всегда означает высокую продуктивность.

Исследования показывают, что достижения в области цифровых

технологий не всегда приводят к росту производительности. Более того, в

большинстве развитых стран производительность снизилась с появлением

смартфонов. Возможно, смартфоны и упрощают нашу повседневную жизнь,

но они не делают нас более эффективными. Производительность и

успешность ребенка зависят от его умения достигать результатов, а также от

вашей обратной связи и поддержки.

11. Объясните ребенку правила поведения в Интернете.

По мере взросления ребенка вам следует обсудить с ним такие

вопросы: какой личной информацией можно делиться в Интернете, а какой –

нельзя; как допустимо общаться в Интернете, а как – нет; как обсуждать в

социальных сетях важные темы. Общаясь в Интернете со сверстниками,

ребенку важно помнить о собственной безопасности.

12. Развивайте в ребенке человеческие качества.

По мере развития цифровых технологий у детей уменьшается опыт

реального общения со сверстниками. Давайте ребенку возможность играть,

заниматься творчеством, проявлять любопытство к окружающему миру.

Таким образом, культура здоровья жизни детей дошкольного возраста -

это результат организации целенаправленного взаимодействия взрослого и

ребенка, результат воспитания в семье и в дошкольной образовательной

организации. Свое начало культура здоровья ребенка берет в семье. И это

предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья родителей и

семьи в целом. Дошкольная образовательная организация как универсальная

среда,

помогает

ребенку

обрести

элементарную

культуру

здоровья,

определяя тем самым здоровый путь его развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Венгер Л.А., Мухина В. С. Психология: Учебник для вузов. - М.:

Академия, 2007 - 446 с.

2.

Волошина Л.

Будущий воспитатель и культура здоровья //

Дошкольное воспитание. - № 3 – 2006 - 117-122 с.

3.

Волошина Л. Современная методология обучения играм с

элементами спорта // Дошкольное воспитание. - № 11 – 2005 - 17-20 с.

4.

Змановский Ю.Ф., Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф.

Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века:

Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2008. - 164 с.

5.

Касьянова

Л.Г.,

Литвинюк

В.К.

Формирование

культуры

здоровья

дошкольников//Вестник

Шадринского

государственного

педагогического университета. - Выпуск 15. - Шадринск, 2010. – 123-127 с.

6.

Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе

жизни у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое

пособие. - Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2010. - 202 с.



В раздел образования