Автор: Филимонова Любовь Леонидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ СОШ
Населённый пункт: с.Кулыги Вятскополянского района Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование положительной мотивации как одного из условий успешного обучения учащихся
Раздел: среднее образование
Формирование положительной мотивации как одного из условий успешного
обучения учащихся
Формирование учебной мотивации у учащихся обусловлено тем, что для значительной
части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым
как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его
достижению.
В связи с этим можно наблюдать невыполнение домашних заданий,
списывание, пассивность на уроках, неудовлетворительные результаты проверочных и
контрольных работ. Со всем этим я столкнулась в своей педагогической деятельности.
Именно поэтому данная проблема стала основной в моей индивидуальной методической
работе, в ходе которой я использую труды многих отечественных и зарубежных
ученых, психологов и классиков педагогики. Это Божович Л.И., Гальперин П.Я., Леонтьев
А.Н., Маркова А.К., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и др.
Как известно, в педагогической литературе определяются три основных источника
формирования положительных познавательных мотивов деятельности:
Содержание учебного материала
Характер и уровень учебно-познавательной деятельности
Отношение учителя с учащимися.
В своей практике я применяю их все. Покажу, как я это использую на уроках геометрии.
Итак, в формировании мотивации учения важную роль играет содержание учебного
материала. Необходимо понимать, что содержание каждого урока, каждой темы может
быть мотивировано только при выполнении следующих условий:
учитывать характер потребностей учащихся;
быть доступным, но и достаточно сложным и трудным;
опираться на прошлые знания, нести новую информацию;
направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего мира,
овладение методами этого познания.
Содержание
учебного
материала
усваивается
учащимися
в
процессе учебной
деятельности. Для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, её
нужно строить особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы
программы должно состоять из трех основных этапов, которые, исходя из их назначения,
можно назвать так:
1.
мотивационный;
2.
операционально-познавательный;
3.
рефлексивно-оценочный.
На мотивационном этапе ученики осознают, почему и для чего им нужно изучить
данный раздел программы, что именно они должны выполнить, чтобы успешно решить
основную учебную задачу.
На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для
некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты
совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в
учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Мне удаются
несколько приемов:
1. Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения
предстоящей темы программы. Например,
На данный момент в научной литературе зафиксировано более 200 доказательств
теоремы Пифагора. Теорема Пифагора является единственной теоремой со столь
внушительным числом доказательств. Такое многообразие можно объяснить лишь
фундаментальным значением теоремы для геометрии. Я советую вам обратиться к
ресурсам Интернета и узнать очень много интересного и о теореме Пифагора, и о ее
истории.
2. Формулировка основной учебной задачи, которая обычно производится как итог
обсуждения проблемной ситуации.
Учебная задача показывает учащимся, на что они должны направлять свою деятельность
в процессе изучения данной темы. Л.С. Выготский писал: «Не может возникнуть ни
какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей
ему направление». Поэтому, важное условие организации учебной деятельности -
подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.
3. Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению
темы.
Урок геометрии в 8 классе, тема “Теорема Пифагора”
1. На доске записан вопрос: Длина телескопической удочки 5м, а
длина лески до поплавка 3м. На каком расстоянии от рыбака
находится поплавок?
Идет беседа с учащимися как выполнить чертеж для решения
этой задачи
2.
Значит,
здесь
применяется
какая-та
теорема
для
прямоугольного треугольника, о которой мы ничего не знаем. И
именно эту теорему нам предстоит узнать в этой теме. Далее
вместе с учащимися идет формулировка темы.
Создание
учебно-проблемной
ситуации
Постановка и
формулирование
основной учебной
задачи
3. Следующий момент – актуализация знаний. Что мы знаем о
прямоугольном треугольнике? Ребята выясняют, что имеющихся
знаний не достаточно, и они требуют пополнения.
Самооценка
возможностей
Чтобы еще больше усилить практическую направленность этой темы, сообщаю
ребятам, что теорему, которую нам предстоит изучить, применяется и для установки
антенн для мобильной связи, молниеотвод, громоотвод, устройство для защиты зданий,
промышленных,
транспортных,
коммунальных,
с-х.
и
других
сооружений
от
ударов молнии. Материал об этом прошу поискать дома. Такая постановка проблемы
мотивирует учащихся и на изучение темы не только в классе, но и дома, а так же на
проявление любознательности
После того, как основная учебная задача стала понятна учащимся, намечаем и обсуждаем
план предстоящей работы. Необходимо сообщить время, отпущенное на изучение темы, а
также, что нужно знать и уметь для её изучения. Этим создается установка на
необходимость подготовки к изучению материала. А некоторые учащиеся дают
самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они
повторят и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.
На операционально-познавательном
этапе учащиеся
усваивают
содержание
темы
программы и овладевают необходимыми учебными действиями. Роль этого этапа в
становлении мотивации учебной деятельности зависит от того, будет ли учащимся
понятна необходимость содержания, всех учебных действий для решения основной
учебной задачи. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит деятельностный
метод обучения, который реализуется в развивающих образовательных программах.
Основным содержанием такого этапа должно быть моделирование объектов и явлений, а
также изучение построенных моделей. При этом деятельность учащихся приобретает
творческий, исследовательский характер.
Предлагаю выполнить задание: Постройте в тетради прямоугольные треугольники с
катетами 12 см и 5 см, 6 см и 8 см, 8 см и 5 см, измерьте гипотенузы, данные занесите в
таблицу. Возведите значение катетов и гипотенуз в квадрат, заполните таблицу.
Попытайтесь сформулировать зависимость между катетами и гипотенузой.)
Изучение темы завершается рефлексивно-оценочным этапом. На этом этапе учащиеся
учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сравнивая
результаты
с
поставленными
учебными
задачами.
Подведение
итогов
изучения
пройденного раздела нужно организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство
эмоционального удовлетворения от сделанного, радость познания нового, интересного.
Использую задания типа: «Составьте вопросы или задания, по которым можно проверить
уровень усвоения изученной темы». Для сильных учащихся такое задание: «Напишите
основные вопросы, пройденные нами в данной теме, и рядом пометьте, как вы этот
материал усвоили: хорошо, или не очень хорошо, или слабо усвоили». Для менее
способных учащихся можно часть вопросов дать, а их задача отметить уровень усвоения
материала.
Важно,
чтобы
контроль
и
оценка
не
только
устанавливали
уровень
усвоения
программного материала каждым учеником, но и использовались для побуждения его к
дальнейшей работе.
Формирование мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой
деятельности.
Иными
словами,
если
ученик
не
включен
в
деятельность,
то
соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация.
Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Я
хорошо усвоила: если сама деятельность вызовет у обучающегося интерес, то можно
ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.
Еще один источник формирования мотивации лежит в отношениях учителя с
учащимися. Основное направление деятельности учителя в данном случае заключается в
создании атмосферы эмоционального комфорта в процессе учения,
обеспечении
доброжелательных отношений в коллективе, в проявлении по отношению к учащимся
педагогического оптимизма, который заключается в том, что учитель ожидает от каждого
ученика высоких результатов, возлагает на учащихся надежды и верит в их способности.
Но проявляя доверие к силам и возможностям учащихся, в то же время показывает
недостатки в развитии личности, а не только его достижения.
В своей деятельности использую различные приемы и методы стимулирования учащихся.
Условно их можно разделить на четыре группы:
Эмоциональные (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, создание
ярких наглядно-образных представлений, стимулирующее оценивание)
Познавательные (опора на жизненный опыт, свободный выбор заданий, поиск
альтернативных решений, выполнение творческих заданий, предъявление заданий
«на смекалку», создание проблемных ситуаций)
Волевые (познавательные
затруднения,
предъявление
учебных
требований,
самооценка своей деятельности и коррекция, информирование об обязательных
результатах обучения, рефлексия поведения ).
Социальные (создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверка)
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами
будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир
в подлинном смысле этого слова. И какими бы знаниями мы ни обладали, какими
методиками не владели, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на
уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив
следа в нем. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию.
Кого-то
надо
вовлекать
в
деятельность
«за
компанию»,
кого-то
мотивировать
поощрениями, а кого-то - предоставленной свободой.
На своих уроках я стараюсь найти общий язык со всеми учениками без деления их на
сильных и слабых, поощрять добрые начинания каждого, хвалить за достигнутые цели и
стремление к учебе. Тревожность и страх — помеха развитию мотивации».
В заключение хотелось бы сказать такие слова «Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со
своими учениками на урок, а не со своим любимым уроком к ученикам…»