Напоминание

«Сенсорное развитие. Использование «сенсорных коробок» для детей младшего дошкольного возраста


Автор: Пономарева Татьяна Эргашевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №1
Населённый пункт: город Кировград , Свердловская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: «Сенсорное развитие. Использование «сенсорных коробок» для детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей «Сенсорное развитие. Использование

«сенсорных коробок» для детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных

представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении

в пространстве, вкусах, запахах и т.д.

Сенсорное развитие обеспечивает развитие и обогащение чувственного

опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах

предметов. Сенсорное развитие – это целенаправленное развитие ощущений

и восприятий. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с

воприятия.

Сенсорное развитие – с одной стороны, является фундаментом для

общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет совершенно

самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений,

восприятий и представлений. Младший дошкольный возраст, как и ранний,

– это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром.

Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое,

окружающее ребенка, вызывает исследовательский интерес. Именно этот

возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации

представлений об окружающем мире и совершенствования деятельности

органов чувств. В этом возрасте у детей складываются элементарные

представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет,

формируется способность соотносить, сравнивать их: дети охотно

выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.

Поэтому очень важно предоставить ребенку весь спектр впечатлений,

благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить

интенсивнее, и поможет тренировать способности его органов чувств, а

также совершенствовать их в дальнейшем.

Сенсорные ощущения классифицируются на:

- визуальные;

- осязательные;

- обонятельные;

- слуховые;

- вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

- размере;

- форме;

- цвете;

- звуках;

- вкусе;

- запахе.

Насильно заставлять ребенка развиваться, конечно, нельзя. Все

занятия необходимо проводить в максимально доступной для его

понимания форме – форме игры. Задача родителей и педагогов – создать

для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше

самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать.

В этом деле «сенсорная коробка» – незаменимый помощник. Здесь

ребенок может трогать, пересыпать, переливать, мять, прятать и

отыскивать предметы. Игры в «сенсорной коробке» развивают мелкую

моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что важно –

такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками

практически без специальных материальных затрат.

«Сенсорная коробка» – это емкость, наполненная всякого рода

тактильным материалом. В коробку (контейнер) с крупой (или другим

тактильным содержимым) добавляем игрушки, разные мелкие фигурки,

предметы, и играем. Крупа – прекрасное наполнение для «сенсорной

коробки». Подойдет любая крупа, имеющаяся в доме. Для таких игр лучше

выделить специальное место (чтобы крупа не валялась по всему дому).

Удивительная, яркая коробочка с интересным содержимым призвана

развивать и обогащать чувственный опыт вашего ребенка. Варианты игр:

1.

Пересыпать крупу из одной емкости в другую с помощью

небольшой кружки; перекладывать с помощью ложки.

2.

Искать в крупе клад – мелкие игрушки.

3.

Искать в крупе мелкие игрушки, орехи с помощью ситечка.

4.

Сортировать мелкие предметы по цвету, форме, размеру.

5.

Организовать пространство для сюжетной игры (используя

мелкие игрушки, конструктор и т.д.)

Такие игры не только отличное развивающее занятие для детей. Они

оказывают еще и успокоительный эффект.

Какие же задачи решают игры с «сенсорной коробкой»?

1.

Сенсорное познание предметов и веществ;

2.

Развитие мелкой моторики;

3.

Развитие чувственного восприятия;

4.

Развитие фантазии и воображения;

5.

Медитативный и успокоительный эффект;

6.

Замечательный способ времяпрепровождения.

Примеры «сенсорных коробок»:

1.

«Море». Наполнение: рис, окрашенный в голубой цвет;

разнообразные ракушки, морские звезды, «сокровища» (спрятанные

в крупе синие кристаллы).

2.

«Сортировка». Наполнение: окрашенный рис, кристаллы четырех

цветов: (красный, синий, желтый, зеленый). Стаканчики

соответствующих цветов. Задание: необходимо сложить кристаллы

в стаканчик соответствующего цвета.

3.

«Репка». Наполнение: рис, окрашенный в зеленый цвет, фигурки

героев сказки «Репка».



В раздел образования