Автор: Пономарева Татьяна Эргашевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №1
Населённый пункт: город Кировград , Свердловская область
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: «Сенсорное развитие. Использование «сенсорных коробок» для детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Сенсорное развитие. Использование
«сенсорных коробок» для детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных
представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении
в пространстве, вкусах, запахах и т.д.
Сенсорное развитие обеспечивает развитие и обогащение чувственного
опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах
предметов. Сенсорное развитие – это целенаправленное развитие ощущений
и восприятий. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с
воприятия.
Сенсорное развитие – с одной стороны, является фундаментом для
общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет совершенно
самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений,
восприятий и представлений. Младший дошкольный возраст, как и ранний,
– это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром.
Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое,
окружающее ребенка, вызывает исследовательский интерес. Именно этот
возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации
представлений об окружающем мире и совершенствования деятельности
органов чувств. В этом возрасте у детей складываются элементарные
представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет,
формируется способность соотносить, сравнивать их: дети охотно
выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.
Поэтому очень важно предоставить ребенку весь спектр впечатлений,
благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить
интенсивнее, и поможет тренировать способности его органов чувств, а
также совершенствовать их в дальнейшем.
Сенсорные ощущения классифицируются на:
- визуальные;
- осязательные;
- обонятельные;
- слуховые;
- вкусовые.
Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:
- размере;
- форме;
- цвете;
- звуках;
- вкусе;
- запахе.
Насильно заставлять ребенка развиваться, конечно, нельзя. Все
занятия необходимо проводить в максимально доступной для его
понимания форме – форме игры. Задача родителей и педагогов – создать
для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше
самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать.
В этом деле «сенсорная коробка» – незаменимый помощник. Здесь
ребенок может трогать, пересыпать, переливать, мять, прятать и
отыскивать предметы. Игры в «сенсорной коробке» развивают мелкую
моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что важно –
такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками
практически без специальных материальных затрат.
«Сенсорная коробка» – это емкость, наполненная всякого рода
тактильным материалом. В коробку (контейнер) с крупой (или другим
тактильным содержимым) добавляем игрушки, разные мелкие фигурки,
предметы, и играем. Крупа – прекрасное наполнение для «сенсорной
коробки». Подойдет любая крупа, имеющаяся в доме. Для таких игр лучше
выделить специальное место (чтобы крупа не валялась по всему дому).
Удивительная, яркая коробочка с интересным содержимым призвана
развивать и обогащать чувственный опыт вашего ребенка. Варианты игр:
1.
Пересыпать крупу из одной емкости в другую с помощью
небольшой кружки; перекладывать с помощью ложки.
2.
Искать в крупе клад – мелкие игрушки.
3.
Искать в крупе мелкие игрушки, орехи с помощью ситечка.
4.
Сортировать мелкие предметы по цвету, форме, размеру.
5.
Организовать пространство для сюжетной игры (используя
мелкие игрушки, конструктор и т.д.)
Такие игры не только отличное развивающее занятие для детей. Они
оказывают еще и успокоительный эффект.
Какие же задачи решают игры с «сенсорной коробкой»?
1.
Сенсорное познание предметов и веществ;
2.
Развитие мелкой моторики;
3.
Развитие чувственного восприятия;
4.
Развитие фантазии и воображения;
5.
Медитативный и успокоительный эффект;
6.
Замечательный способ времяпрепровождения.
Примеры «сенсорных коробок»:
1.
«Море». Наполнение: рис, окрашенный в голубой цвет;
разнообразные ракушки, морские звезды, «сокровища» (спрятанные
в крупе синие кристаллы).
2.
«Сортировка». Наполнение: окрашенный рис, кристаллы четырех
цветов: (красный, синий, желтый, зеленый). Стаканчики
соответствующих цветов. Задание: необходимо сложить кристаллы
в стаканчик соответствующего цвета.
3.
«Репка». Наполнение: рис, окрашенный в зеленый цвет, фигурки
героев сказки «Репка».