Автор: Гиренко Юрий Петрович
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ Трыковская СОШ
Населённый пункт: с. Трыковка, Карачевского района, Брянской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: История создания гражданской обороны
Раздел: среднее образование
МБОУ Трыковская СОШ
Конспект открытого урока ОБЖ по теме "История создания и задачи
гражданской обороны на современном этапе"
Учитель ОБЖ Гиренко Ю. П.
Цели и задачи урока:
Обучающие:
1.
Дать учащимся представление о гражданской обороне, познакомить с историей создания гражданской
обороны и ее предназначением, рассмотреть задачи гражданской обороны по обеспечению защиты
населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2.
По окончании изучения темы учащиеся должны закрепить полученные знания по теме урока.
Развивающие: формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать,
обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса школьников, включая элементы
разнообразной формы работы на уроке;
Воспитывающие: воспитание самостоятельности учащихся, творческой активности.
Оборудование урока: доска, презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор, раздаточный
материал, учебники, конспект урока.
1.Организационный момент.
2. Подготовка к изучению нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Гражданской обороне (ГО) ( слайд № 1), разберем понятие
ГО, выясним ее предназначение, познакомимся с историей создания ГО, рассмотрим задачи и значение ГО
на современном этапе. Итак, тема урока: “Гражданская оборона” (записывается на доске) (слайд №2).
3. Усвоение новых знаний и первичная проверка.
Учитель: В начале нашего урока разберем понятие ГО. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы
слышите словосочетание “ГО”? (по одному слову-ассоциации записываем на доску). Прочитаем их и
выберем те, которые касаются курса ОБЖ (противогаз, эвакуация, убежище, война, защита и др.)
Нам необходимо дать определение гражданской обороны. Что же это такое? (слайд № 3)
Каким одним словом можно заменить все это: вместе, сумма, совокупность, т.е. система. Это ответ на
первый вопрос нашей схемы (записываю его на доске - гражданская оборона).
Итак, ГО- это система мероприятий.(слайд №3)
Найдите главное слово в словах-ассоциациях (Учащиеся: защита).
Защита направлена на кого? (Учащиеся: население, граждане, материальные и культурные ценности).
Когда? (период времени) (Учащиеся: война, чрезвычайные ситуации).
Где? (Учащиеся: на территории РФ).
Какие основные задачи стоят перед данной системой? (слайд №4)
Учитель: Переходим к вопросу об истории создания ГО (Далее идет лекция учителя с презентационным
сопровождением)
(слайд № 5,6,7,8) МПВО 1932-1941 гг. Первоначально система ГО в нашей стране создавалась как система
защиты населения от ударов с воздуха. 4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил
Положение о ПВО страны. Согласно этому документу из общей системы ПВО была выделена местная
противовоздушная оборона (МПВО) как самостоятельная ее часть для защиты населения и объектов
народного хозяйства от нападения противника с воздуха. Для решения этих задач МПВО организовывались
соответствующие силы: воинские части МПВО и добровольные формирования МПВО (группы защиты,
объектовые команды из числа рабочих). Подготовка кадров МПВО осуществлялась на спецкурсах, а
обучение населения в общественных оборонных организациях.
Перед Великой отечественной войной в основном было завершено создание и подготовка различных служб
МПВО: (слайд № 8) служба оповещения и связи, медико-санитарная служба. службы убежищ, транспорта,
торговли, общественного питания и др.
(слайд № 9) 1941-1945 гг. Опыт ВОВ показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты
населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в
годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в
городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс.
авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.
Таким образом, была создана основа для создания единой системы мероприятий по защите тыла страны,
обеспечения защиты населения и устойчивости функционирования объектов народного хозяйства.
(слайд № 10) 1945-1961 гг. В 50-е гг. в арсенале многих государств появилось новое оружие- ядерное,
появились новые средства его доставки-ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования
системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия.
(слайд № 11) В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. ГО стала
составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий , осуществляемых в мирное и
военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и
других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения. Во
второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. На фоне мирной обстановки огромными
выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. “Мирные”
катастрофы случались все чаще. Они уносили тысячи жизней, причиняли огромный материальный и
моральный ущерб.
(слайд № 12). 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС. Огромные территории заражены радиоактивными
веществами.
(слайд № 13) 1988 г. – землетрясение в Армении. Особенно пострадали Спитак, Ленинакан, Кировокан.
Погибло 25 тыс. чел., разрушено 35 тыс. жилых домов.
(слайд № 14) Ликвидацию крупных ЧС обычно поручали силам ГО: ее воинским частям и
невоенизированным формированиям.
(слайд № 15) В ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР
был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10 января 1994 г. был преобразован в министерство
МЧС России. Дальнейшему развитию системы ГО послужило принятие закона.
(слайд №16) Кто знает как называется закон, определяющий задачи в области ГО и правовые основы их
осуществления? (ФЗ РФ “О ГО”) Кто помнит год его принятия? 12 февраля 1998 г.
Учитель: Проверяем, основные даты истории ГО. (слайд № 17). После проверки задается вопрос классу:
Сколько лет со дня основания исполнилось в этом году ГО? (ответ: 82 года, 4 октября)
Учитель: А теперь определим права и обязанности граждан (слайд №18)
Теперь мы посмотрим видеофильм,
Вопросы для проверки знаний:
1.В соответствии с законом ведение ГО на территории РФ начинается с момента объявления войны,
военных действий. Кто вводит в стране или отдельных ее территориях военное положение? (Учащиеся:
Президент РФ).
2.Выполнение каких задач осуществляется в мирное время? (Назовите их: обучение населения способам
защиты от опасностей, разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов,
обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО).
3.Скажите, силы и средства ГО могут в мирное время привлекаться к защите населения? Когда это
происходит? (при крупных, масштабных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях).
Итак, мы с вами подошли к основному выводу. Организация и ведение ГО - важнейшие функции
государства, составные части оборонного строительства и обеспечение безопасности страны.
В целом, состояние ГО обеспечивает решение задач по защите населения, материальных и культурных
ценностей как от опасностей в военное время, так и от опасностей, возникающих в мирное время. Вместе с
тем меняются характер и способы решения международных и других проблем, в т. ч. с применением военной
силы. Возможные войны будут происходить в локальном масштабе и отличаться высокой интенсивностью. В
вооруженных конфликтах все большая роль отводится высокоточному оружию. Ведутся разработки оружия
нового поколения, основанного на новых физических принципах. Существенно возрастает роль новых форм
противоборства сторон, в которых основными формами противоборства будет экономическое,
политическое, информационное, и психологическое воздействие на человека.
3. Закрепление знаний.
1.
Что такое ГО?
2.
Дата основания ГО в нашей стране.
3.
Как называется основной закон нормативно-правовой базы системы ГО?
4.
С какого момента начинается ведение ГО на территории РФ?
Учитель: Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники или студенты?
(на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировкам по ГО, чтение памяток и листовок, пособий,
прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО).
4. Подведение итогов урока (рефлексия).
Итак, сегодня на уроке вы дали понятие ГО, познакомились с историей создания ГО, рассмотрели задачи ГО
на современном этапе.
1.
Полезна ли и интересна была вам информация, полученная на уроке?
2.
Что вам больше всего понравилось? (какая форма работы?)
3.
Мне понравились ваши ответы.
Спасибо за урок!