Автор: Зимина Ольга Викторовнаа
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад №40 "Берёзка"
Населённый пункт: город Серпухов, Московская область
Наименование материала: методическая разрботка
Тема: Планирование познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Планирование образовательной области «Познавательное развитие»
Познавательно-исследовательская деятельность
в подготовительной к школе группе на 2022-2023 учебный год.
Дата
Тема
Цели и задачи
Литература
Сентябрь 2022 г.
«Наши помощники. Слушай
во все уши».
Дать детям представление об органах слуха.
Познакомить со строением уха человека и животного.
Учить при помощи опытов различать силу, высоту,
тембр звуков.
Козлова С.А. «Мой
организм» с.58; Волчкова
В.Н. Степанова Н.В.
«Конспекты занятий в
старшей группе детского
сада. Познавательное
развитие» с.68.
Сентябрь 2022 г.
«Знакомство с камнями.
Какими бывают камни».
Развивать интерес к камням, умение обследовать их и
называть свойства. Учить классифицировать камни по
разным признакам. Развивать тактильные ощущения,
умение делать выводы.
Рыжова Н.А. «Что у нас под
ногами» с.77; Николаева
С.Н. «Ознакомление
дошкольников с неживой
природой» с.23
Сентябрь 2022 г.
«Как появляются горы?
Извержение вулкана».
Показать разнообразие объектов неживой природы.
Познакомить детей с причиной образования гор:
движение земной коры, вулканическим
происхождением гор. Учить делать выводы.
Тугушева Н.П.
«Экспериментальная
деятельность» с.78-85.
Сентябрь 2022 г.
«Солнце, Земля и другие
планеты».
Дать детям первоначальные представления о строении
Солнечной системы, о том, что Земля уникальная
планета. Развивать любознательность.
Николаева С.Н.
«Ознакомление
дошкольников с неживой
природой» с.39; Волчкова
В.Н., Степанова Н.В.
«Конспекты занятий в
старшей группе детского
сада. Экология» с.15.
Октябрь 2022 г.
«Такие разные фрукты и
овощи».
Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка).
Побудить к называнию частей строения семян:
ядрышко, оболочка.
Октябрь 2022 г.
«Что мы знаем о времени?».
Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи,
смену времён года, рассказать об измерении времени ,
о разновидности часов. Закрепить понятие «беречь
время».
Тягушева Н.П.
«Экспериментальная
деятельность» с.80.
Октябрь 2022 г.
«Огонь друг или враг?».
Расширять знания детей о жизни древнего человека, об
открытии человеком огня. Как огонь дошёл до наших
дней, как он помогает человеку. Формировать
представление о том, что при горении изменяется
состав воздуха.
Дыбина О.В. «Неизведанное
рядом: занимательные
опыты и эксперименты для
дошкольников» с145.
Октябрь 2022 г.
«Как увидеть и услышать
электричество».
Познакомить детей с электричеством как особой
формой энергии. Познакомить с понятием
«электрический ток». Объяснить природу молнии.
Формировать основы безопасности при
взаимодействии с электричеством.
Тугушева Н.П.
«Экспериментальная
деятельность» с.106.
Ноябрь 2022 г.
«Почему горит фонарик?».
Уточнить представления детей о значении
электричества для людей, познакомить с батарейкой-
хранителем электричества
Тугушева Н.П.
«Экспериментальная
деятельность» с.110.
Ноябрь 2022 г.
«Как звери меняют шубку».
Выявить зависимость изменений в жизни животных от
изменений в неживой природе.
Ноябрь 2022 г.
«Может ли растение дышать».
Выявить потребность растения в воздухе, дыхании.
Понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Дыбина О.В. «Неизведанное
рядом» с.28.
Ноябрь 2022 г.
«Почему листья осенью
опадают».
Выявить потребность растения в воде. Установить
зависимость роста и развития растений от поступления
влаги в корни растений.
Дыбина О.В. «Неизведанное
рядом» с.33-34.
Декабрь 2022 г.
«Вода в природе и быту».
Уточнить знания детей о местонахождении воды в
природе и быту по одному из свойств текучести.
Закрепить знания свойств воды. Выработать умение
определять температуру воды на ощупь.
Дыбина О.В. «Неизведанное
рядом» с.41-42.
Декабрь 2022 г.
«Твёрдая вода. Почему
айсберги не тонут?».
Дать детям представление о взаимосвязях,
существующих в природе. Объяснить зависимость
внешнего вида животного от факторов неживой
природы. Развивать способность делать
умозаключения.
Тугушева Г.П.
«Эксперементальная
деятельность» с78-85.
Декабрь 2022 г.
«Магнит-фокусник».
Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства,
взаимодействия магнита с разными материалами и
веществами.
Дыбина О.В. «Неизведанное
рядом: занимательные
опыты и эксперименты для
дошкольников» с.48-49.
Декабрь 2022 г.
«Сила тяготения».
Дать детям представление о существовании неведомой
силы- силы тяготения, которая притягивает предметы и
любые тела к Земле.
Дыбина О.В. «Неизведанное
рядом» с.51.
Январь 2023 г.
«Если зимушка пришла, много
снега принесла».
Закрепить знания детей о зиме, как о времени года.
Формировать представление об агрегатных состояниях
воды. Сравнить свойства воды, льда, снега. Дать
понятие изменение агрегатного состояния вещества в
зависимости от тепла.
Дыбина О.В. «Неизведанное
рядом» с.42,54.
Январь 2023 г.
«Человек. Наши руки»
Дать понятие о важности человеческой руки. О тесной
связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно
выразить различные чувства. Развивая руку, мы
развиваем речь.
Волчкова В.Н., Степенова
Н.В. «Конспекты занятий в
старшей группе детского
сада. Познавательное
развитие» с.65
Январь 2023 г.
«Что можно почувствовать
кожей»
Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни
человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в
развитии тактильной чувствительности. Развивать
умения устанавливать связь между состоянием кожи и
состоянием организма человека.
Смирнова В.В. «Тропинка в
природу. Экологическое
образование в детском саду»
с73.
Январь 2023 г.
«Как мы чувствуем запахи»
Познакомить детей с особенностями органа обоняния-
носа , органа , позволяющего определить запахи.
Козлова С.А. «Мой
организм» с.71
Февраль 2023 г.
«Песок и глина»
Показать разнообразие объектов неживой природы.
Сравнить песчинки по форме, цвету, размеру. В
процессе исследовательской деятельности
формировать у детей знания о свойствах глины.
Рыжова Н.А. «Песок,
камень, глина» с.17
Февраль 2023 г.
«Сравнение свойств песка и
глины».
Познакомить детей со свойствами и качествами песка и
глины. Учить делать выводы о свойствах, сравнивая их
экспериментальным путём.
Рыжова Н.А. «Что у нас под
ногами» с.29
Февраль 2023 г.
«Животные и песок».
Дать детям представление о взаимосвязях,
существующих в природе, о пустыне. Объяснить
зависимость внешнего вида животного от факторов
неживой природы.
Дыбина О.В. «Неизведанное
рядом: занимательные
опыты и эксперименты для
дошкольников» с.89
Февраль 2023 г.
«Знакомство со свойствами
воздуха».
Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха и
ролью в жизни человека, животных и растений. Дать
знания о неживой природе и о том, что воздух- условие
жизни всех существ на земле.
Волчкова В.Н.
«Познавательное развитие»
с. 159.
Март 2023 г.
«Где теплее? Упрямый
воздух».
Выяснить, что тёплый воздух легче холодного и
поднимается вверх. Обнаружить, что воздух легче
воды, выявить, как воздух вытесняет воду.
Дыбина О.В. «Неизведанное
рядом» с.84-86.
Март 2023 г.
«Рукотворный мир».
Учить детей различать природные объекты и
предметы, созданные руками человека. Познакомить со
свойствами бумаги, стекла, ткани, пластмассы,
металла.
Дыбина О.В. «Неизведанное
рядом: занимательные
опыты и эксперименты»
с.59.
Март 2023 г.
«Первоцветы. Как растут
растения».
Обобщить представление о росте и развитии растений,
установить связь между ростом и развитием растений и
их потребностями в различных условиях среды.
Волчкова В.Н., Степанова
Н.В « Конспекты занятий в
старшей группе детского
сада. Экология.» с.86.
Март 2023 г.
«Где растения любят жить?».
Углубить представления о растениях, о существовании
их в разных экосистемах- в пустынях, океанах, горах,
тундре. Способствовать установлению причинно-
следственных связей на основе понимания зависимости
жизнедеятельности растений от условий окружающей
среды.
Волчкова В.Н, Степанова
Н.В. «Конспекты занятий в
старшей группе детского
сада. Экология.» с.87
Апрель 2023 г.
«О чём поют весною птицы».
Уточнить и расширить представления о перелётных
птицах, об их жизни в весенний период, рассмотреть
строение птичьего пера. Установить связь между
строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Волчкова В.Н.., Степанова
Н.В. «Конспекты занятий в
старшей группе детского
сада. Экология» с.104-105
Апрель 2023 г.
«Кто как гнездо вьёт?».
Развивать интерес к жизни птиц, расширять
представления о жизни птиц, расширить знания о
видах гнёзд и их размещении. Установить зависимость
между характером питания и некоторыми
особенностями внешнего вида птиц.
Волчкова В.Н.., Степанова
Н.В. «Конспекты занятий в
старшей группе детского
сада. Экология» с.104-105
Апрель 2023 г.
«Этот загадочный космос».
Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать
интерес к космическому пространству. Расширять
представление о профессии космонавта.
Волчкова В.Н.., Степанова
Н.В. «Конспекты занятий в
старшей группе детского
сада. Экология» с.163
Апрель 2023 г.
«Электроприборы».
Развивать способности ребёнка обращаться с
элементарными электрическими приборами.
Формировать представление о материалах,
проводящих электрический ток и изоляторах,
материалах, непроводящих электрический ток.
Совершенствовать опыт безопасного обращения с
Волчкова В.Н.., Степанова
Н.В. «Конспекты занятий в
старшей группе детского
сада. Экология» с.167.
электрическими приборами.
Май 2023 г.
«Радуга в небе».
Познакомить детей со свойствами света превращаться
в радужный спектр. Расширять представление детей о
смешении цветов, составляющих белый цвет.
Упражнять в изготовлении мыльных пузырей по
схеме-алгоритму.
Май 2023 г.
«Откуда радуга берётся?».
Познакомить детей с солнечной энергией и
особенностями её проявления .Воспитывать интерес к
познанию закономерностей.
Дыбина О.В. «Неизведанное
рядом: занимательные
опыты и эксперименты»
с.150.
Май 2023 г.
«Волшебный круг»
Показать детям, что солнечный свет состоит из
спектра. Развивать интерес к неживой природе.
Формировать умение делать выводы, выдвигать
гипотезы.
Дыбина О.В. «Неизведанное
рядом: занимательные
опыты и эксперименты»
с.151.
Май 2023 г.
«Свет вокруг нас».
Дать детям представление о свете. Определить
принадлежность источников света к природному или
рукотворному миру, их назначение. Опытническим
путем определить строение рукотворных источников
света. Классификация предметов, дающих свет на
рукотворный и природный мир.
Ковалёва Т.А. «Воспитывая
маленького гражданина»
с.18.