Автор: Хлякина Марина Аркадьевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад " Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Красный Сулин, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда МБДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Публикация на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий
в работе логопеда МБДОУ»
Составил: учитель – логопед Хлякина М.А.
Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы,
недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми
недостатками. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий
и представлений. Исправление речевого дефекта и коррекции психического и физического
состояния ребенка поможет использование здоровьесбеоегающих технологий.
Не вызывает сомнения тот факт, что для детей дошкольного возраста с речевой
патологией важно организовать постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-
развивающую среду. При этом современному ребенку требуется и современная
коррекционная среда и современные технологии обучения.
Среди многочисленных технологий можно выделить здоровьесберегающие.
На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные
приемы здоровьесберегающей технологии, среди которых:
1.
дыхательная гимнастика,
2.
артикуляционная гимнастика,
3.
пальчиковая гимнастики,
4.
гимнастика для глаз,
5.
массаж и самомассаж,
6.
физкультминутки;
Применение психологических средств и методов, включающих в себя:
1.
психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,
2.
тренинги на устранение отрицательных эмоций,
3.
релаксационные упражнения,
4.
подвижные и сюжетно-ролевые игры,
5.
создание благоприятного психологического климата с преобладанием
положительных эмоций.
Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях, - уникальный
оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга
и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, следует
отработать спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому помогут игры.
«Радуга улыбается»
Ребенок через стороны поднимает руки над головой, как бы рисуя дуги радуги.
Одновременно он делает медленный вдох. На выдохе широко улыбается и произносит:
«С-с-с», плавно опуская руки вниз.
«Трубач»
Предложите малышу сжать ладони, образуя трубочку, и приставить руки ко рту.
Медленно выдыхая, ребенок громко произносит: «Ду-у-у-у, ду-у-у-у».
«Петух»
Ребенок стоит, расставив ноги на ширину плеч, руки опущены. На вдох он поднимает
вверх руки-«крылья», на выдох опускает и произносит: «Ку-ка-ре-ку».
Каждое упражнение желательно выполнять 2 раза в день по 3-5раз.
Пальчиковые игры целесообразно связывать с лексической темой, например по теме
«Домашние животные».
«Котик»
(выполнять действия по смыслу)
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием
мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые
игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры дают
возможность играть с ребенком, радовать его и, вместе с тем развивать речь. Очень
нравиться детям игры, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой
поз «театр пальчиков и языка».
«Горшок»
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
«Квасим капусту»
Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и
кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при
этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
- Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев
соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и
прочувствовать каждую мышцу спины.
Если я – капуста?
Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях использую гимнастику
для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания,
обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение
управлять движениями и контролировать свое поведение.
Это следующие упражнения:
вертикальные движения глаз "вверх – вниз”;
горизонтальные "вправо – влево”;
вращение глазами по часовой стрелке и против;
закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
Гимнастика для глаз
«Мой щенок»
(Е. Раннева)
Я щенка нарисовал, милого, смешного.
В целом мире не найти друга мне такого!
Он протягивает лапу (вытягиваем руку и смотрим на ладонь).
И глядит лукаво.
Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо).
Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево),
Убегает вдаль река (посмотрим вдаль).
На другом большом рисунке
Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).
Упражнение для глаз
«Белка и дятел».
Белка дятла ожидала (резко перемещаем взгляд вправо, влево),
Дятла вкусно угощала.
Ну-ка, дятел, посмотри (смотрим вверх, вниз).
Вот орешки: раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой (моргаем глазками).
И пошел играть в горелки (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем).
Самомассаж отличное средство для поддержания в хорошей форме голосового
аппарата. Приемы самомассажа доступны каждому ребенку, дают хороший результат.
Большое подспорье для логопеда – работа детей с песком, стабилизирующая
эмоциональное состояние ребенка.
Упражнение с мячиком
(Катают мячик между ладоней, мнут его пальчиками, соответственно тексту.)
Я мячом круги катаю,
Взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, игровые
упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают
положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую
деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность,
предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов,
создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
***
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется
***
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, я не могу забыть
о коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников. Поэтому на своих занятиях
стараюсь создать положительный эмоциональный фон, использую музыку и шумовые
эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса животных и т. д).
Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий
на логопедических занятиях:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- формируется правильное звукопроизношение.
Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно
–психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.
Список литературы:
В.М. Акименко. Новые логопедические технологии.
Н.С. Аммосова. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе.
Н. М. Быкова. Игры и упражнения для развития речи.
Т.С. Ерошина. Пальчиковая игра тренинг. Логопед 2007 № 4 с.37 – 41.
Н.С. Лопухина. Логопедия – речь ритм и движение.
Логопед 2004 № 6 с. 78 – 82