Напоминание

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда МБДОУ»


Автор: Хлякина Марина Аркадьевна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад " Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Красный Сулин, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда МБДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Публикация на тему:

«Использование здоровьесберегающих технологий

в работе логопеда МБДОУ»

Составил: учитель – логопед Хлякина М.А.

Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы,

недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми

недостатками. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий

и представлений. Исправление речевого дефекта и коррекции психического и физического

состояния ребенка поможет использование здоровьесбеоегающих технологий.

Не вызывает сомнения тот факт, что для детей дошкольного возраста с речевой

патологией важно организовать постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-

развивающую среду. При этом современному ребенку требуется и современная

коррекционная среда и современные технологии обучения.

Среди многочисленных технологий можно выделить здоровьесберегающие.

На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные

приемы здоровьесберегающей технологии, среди которых:

1.

дыхательная гимнастика,

2.

артикуляционная гимнастика,

3.

пальчиковая гимнастики,

4.

гимнастика для глаз,

5.

массаж и самомассаж,

6.

физкультминутки;

Применение психологических средств и методов, включающих в себя:

1.

психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,

2.

тренинги на устранение отрицательных эмоций,

3.

релаксационные упражнения,

4.

подвижные и сюжетно-ролевые игры,

5.

создание благоприятного психологического климата с преобладанием

положительных эмоций.

Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях, - уникальный

оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга

и улучшению работы всех центров. Приступая к развитию речевого дыхания, следует

отработать спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому помогут игры.

«Радуга улыбается»

Ребенок через стороны поднимает руки над головой, как бы рисуя дуги радуги.

Одновременно он делает медленный вдох. На выдохе широко улыбается и произносит:

«С-с-с», плавно опуская руки вниз.

«Трубач»

Предложите малышу сжать ладони, образуя трубочку, и приставить руки ко рту.

Медленно выдыхая, ребенок громко произносит: «Ду-у-у-у, ду-у-у-у».

«Петух»

Ребенок стоит, расставив ноги на ширину плеч, руки опущены. На вдох он поднимает

вверх руки-«крылья», на выдох опускает и произносит: «Ку-ка-ре-ку».

Каждое упражнение желательно выполнять 2 раза в день по 3-5раз.

Пальчиковые игры целесообразно связывать с лексической темой, например по теме

«Домашние животные».

«Котик»

(выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

Известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием

мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые

игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры дают

возможность играть с ребенком, радовать его и, вместе с тем развивать речь. Очень

нравиться детям игры, проводимые в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой

поз «театр пальчиков и языка».

«Горшок»

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца)

Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)

Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)

Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)

Тики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

«Квасим капусту»

Это что еще за куст?

Стоя, руки перед грудью в «замке»

Это что еще за хруст?

Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и

кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при

этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

- Как же мне без хруста,

Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев

соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и

прочувствовать каждую мышцу спины.

Если я – капуста?

Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях использую гимнастику

для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания,

обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение

управлять движениями и контролировать свое поведение.

Это следующие упражнения:

вертикальные движения глаз "вверх – вниз”;

горизонтальные "вправо – влево”;

вращение глазами по часовой стрелке и против;

закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

Гимнастика для глаз

«Мой щенок»

(Е. Раннева)

Я щенка нарисовал, милого, смешного.

В целом мире не найти друга мне такого!

Он протягивает лапу (вытягиваем руку и смотрим на ладонь).

И глядит лукаво.

Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо).

Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево),

Убегает вдаль река (посмотрим вдаль).

На другом большом рисунке

Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).

Упражнение для глаз

«Белка и дятел».

Белка дятла ожидала (резко перемещаем взгляд вправо, влево),

Дятла вкусно угощала.

Ну-ка, дятел, посмотри (смотрим вверх, вниз).

Вот орешки: раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой (моргаем глазками).

И пошел играть в горелки (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем).

Самомассаж отличное средство для поддержания в хорошей форме голосового

аппарата. Приемы самомассажа доступны каждому ребенку, дают хороший результат.

Большое подспорье для логопеда – работа детей с песком, стабилизирующая

эмоциональное состояние ребенка.

Упражнение с мячиком

(Катают мячик между ладоней, мнут его пальчиками, соответственно тексту.)

Я мячом круги катаю,

Взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, игровые

упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают

положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую

деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность,

предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов,

создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

***

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется

***

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, я не могу забыть

о коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников. Поэтому на своих занятиях

стараюсь создать положительный эмоциональный фон, использую музыку и шумовые

эффекты (шум моря, леса, ветра, пение птиц, голоса животных и т. д).

Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий

на логопедических занятиях:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- формируется правильное звукопроизношение.

Создание на логопедических занятиях условий для оптимального физического и нервно

–психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.

Список литературы:

В.М. Акименко. Новые логопедические технологии.

Н.С. Аммосова. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе.

Н. М. Быкова. Игры и упражнения для развития речи.

Т.С. Ерошина. Пальчиковая игра тренинг. Логопед 2007 № 4 с.37 – 41.

Н.С. Лопухина. Логопедия – речь ритм и движение.

Логопед 2004 № 6 с. 78 – 82



В раздел образования